Модели современного руководителя
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Управленческая деятельность, как объект научного исследования Управление существует столько, сколько существует человечество. Попытки объяснить источники власти, организации управления обществом предпринимались еще Аристотелем, Платоном. В трудах Фомы Аквинского, Жана Бодена, Томмазо Кампанеллы, Томаса Мора, Томаса Гоббса, Джона Локка и других авторов середины XIX столетия анализируются некоторые аспекты управления. В период зарождения капиталистических отношений, концепции социального управления были представлены в работах К.А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье, а также представителями, зарождающейся науки социологии - Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом и др. Наука об управлении стала стремительно развиваться лишь в начале XX столетия. Родоначальник «научного менеджмента» — американский инженер и исследователь Ф.У.Тейлор. Своей задачей Тейлор ставил усовершенствование управления на основе изучения и анализа опыта деловой и производственной деятельности. При этом Ф.У. Тейлор игнорировал социальные и психологические мотивы поведения людей в процессе производства. Известными популяризаторами тейлоризма были Л. Гьювик, Л. Урвик, Г. Денисов. Они сформулировали ряд принципов организации и управления, в частности: распределение ответственности; специализация; координация; фиксирование функций; обеспечение жесткого контроля; делегирование оперативных полномочий и другие. Исследования современных специалистов позволяют выделить еще большее количество функций управления. Наиболее важными из них, на наш взгляд, являются: прогнозирование, целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль.
В 30-е годы XX в. возникает вторая, основная школа в американской теории управления доктрина «человеческих отношений». Одним из ее основоположников был Э. Мэйо, который делает вывод о том, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. В этой связи все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений. «Классическая теория научного менеджмента», доктрина «человеческих отношений», а также развитие социологии, науки и техники явились базой современных зарубежных теорий управления, которые представлены несколькими шкалами: «эмпирической», «социальных систем», «новой», «ситуационной теории». «Эмпирическая» школа базируется на изучении и обобщении опыта управления. Эмпирическая школа ставит своими проблемами исследование функций управления, разработку критериев подбора и оценки руководителей, исполнительских кадров, рационализацию организационных структур управления и др. Школа «социальных систем» рассматривает социальную организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее подсистем, к которым относятся: индивид, формальная структура, неформальная структура, статусы и роли, физическое окружение. Представители школы пытаются исследовать мотивы поведения человека в организации, выявить его ценностную ориентацию, систему побудительных стимулов к деятельности. Значительное влияние на теории управления оказала «новая школа», основная цель которой - повышение рациональности решений. Первые шаги «новой школы» связаны с применением метода математического моделирования. Сущность системного подхода в управлении характеризуется: 1) формированием целей и установлением их иерархии; 2) получением максимального эффекта в достижении поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора;
3) количественной оценкой целей и средств их достижения. 19.2. Стадии Организация процесса управления -сбор, обработка и накопление информации; -прогнозирование развития событий и принятие на его основе управленческих решений; - анализ и планирование мероприятий; -организация исполнения и координация усилий исполнителей на достижение цели; -контроль за исполнением принятых решений и отчетность о результатах выполнения поставленных задач; - обеспечение (материально-техническое, информационное, правовое и др.) деятельности исполнителей. Технология управления представляет собой прежде всего процесс получения, хранения и переработки различной информации, поступающей в ходе исполнения принятых управленческих решений. Управление можно также представить в виде системы четко отлаженных прямых и обратных связей. Прямые связи выражаются в форме управленческих решений, идущих от субъекта управления к объекту. Обратные связи выражаются в форме информационных сообщений, отражающих ход выполнения решений. По мнению ряда ученых, управление - искусство которое включает в себя знание стратегии, владение гибкой тактикой деятельности, верное определение проблем и очередности их разрешения, умение концентрировать имеющиеся силы и средства на главных направлениях Деятельности, где можно получить наибольший и быстрый эффект. Модели современного руководителя
Под моделью (франц. modele - образец) руководител я- следует понимать логически созданный образ руководителя, его отраженная «конструкция» в виде совокупности наиболее общих требований и личностных качеств, отражающих общественно необходимый уровень профессиональной пригодности работника к выполнению функции управления. 1. Американские ученые Р. Блейк и Дж. Моутон разработали таблицу для определения типов управления (ГРИД). На рисунке наглядно показана роль каждого измерения, используемого в сетке типов управления. Вертикальная ось управленческой решетки ранжирует «заботу о человеке», а горизонтальная - «заботу о производстве». Для представления измерений используется 9-ти бальная шкала, где 1 балл характеризует низкую степень измерения, 9 баллов - высокую. Другие показатели обозначают промежуточные степени измерений.
То, как руководитель относится к двум данным измерениям, как раз и характеризует способ реализации им своих полномочий. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют 5 основных типов управления: Стиль 1.1. («Нищета управления»). Руководитель типа 1.1 не испытывает противоречий между требованиями производственной деятельности и потребностями работников, поскольку обоим этим факторам мало придается значения. Менеджер этого типа ориентирован на желание сохранить свое место в организации. Отсюда его стремление выполнить требуемый минимум. Его действия и поступки направлены на то, чтобы удержаться и фирме. Стиль 1.9. (Управление «загородным клубом»): минимальная забота о производстве в сочетании с максимальной заботой о работающих. Руководствуясь этим правилом, он старается создать на работе все условия для удовлетворения личных и общественных потребностей работников.Функции управления осуществляются таким образом, что в коллективе создается атмосфера дружбы и товарищества. При этом руководитель помимо своей воли и желания ослабляет внимание к решению производственных задач. Стиль 9.1. (Режим подчинения руководителю). В нем сочетаются максимальная забота об эффективности производства с низкой заботой о людях. Руководитель полагает, что производственные задачи можно решить только в том случае, если люди находятся под контролем, а их деятельность направляется способом, побуждающим их выполнять высокие производственные задачи. Он диктует подчиненным, что и как они должны делать. Стиль 5.5. («Золотая середина»). Этот тип управления предполагает наличие противоречия между потребностями производства и потребностями работников. Решение дилеммы между производством и людьми состоит в нахождении компромисса, цель которого - пожертвовать половиной одного показателя, чтобы получить половину другого.
Сведение комплекса производственных к определенному умеренному уровню, а также внимание к нуждам и настроениям работников позволяют добиться такого положения, когда люди более или менее удовлетворены обстановкой, существующей на предприятии, считая справедливыми предъявленные к ним требования. Стиль 9.9. (Коллективное управление). Этот тип управления характеризуется сочетанием высокой заботы о производстве и высокой заботы о людях. В отличие от прочих типов руководитель базируется на предположении об отсутствии внутреннего противоречия между целями деятельности организации и потребностями персонала. Такой руководитель создает ориентированный на достижение цели коллективный подход, характерной особенностью которого является стремление к достижению оптимальных результатов деятельности организации при активном участии работников, проявлении инициативы, коллективном решении конфликтов. ГРИД предусматривает также и другие стили управления, которые рассматриваются как сочетание описанных выше пяти «чистых» типов. Патернализм - это сочетание тенденции 9.1 в плане управления и контроля с системой поощрения формулы 1.9, где приоритетное значение имеет исполнительность. Оппортунизм - это сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или дать ему определенные преимущества. Теория «внешнего благополучия» (фасадизм) предполагает имитацию подхода типа 9.9 в целях сокрытия истинных мотивов своего поведения. Изложенные выше модели руководителя дают основания полагать, следующее: -поведение руководителя должно соответствовать ситуации; -важным признаком качества управления является гибкость стиля руководителя, т.е. его способность по-разному применять и изменять свой стиль управления в зависимости от поставленных задач, личных качеств сотрудников, ситуации в организации и микро и макросоциуме; -руководитель, который выбрал определенный стиль управления и строго его придерживается, т.к. этот стиль хорошо зарекомендовал себя в предыдущей деятельности, может оказаться несостоятельным, когда руководитель занимает в иерархии управления более высокий пост. Следует заметить, что руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей управленческой деятельности. Ему целесообразно научиться пользоваться всеми стилями, методами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Лучшим стилем управления является «адаптивный» стиль, ориентированный на реальность ситуации.
2. Модель М.Вудкока и Д.Френсиса, основанная на личных ограничениях. Фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы как организации, так и одного человека, авторы назвали ограничением. Из приведенного определения может быть выведен список из одиннадцати потенциальных ограничений. 1) Неумение управлять собой. Каждый руководитель должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность. Те руководители, которые не полностью используют свое время, энергию и навыки, не способны справиться со стрессами, возникающими в жизни управленца, ограничены неспособностью управлять собой. 2) Размытые личные ценности. От менеджеров ежедневно ожидается принятие решений, основанных на личных ценностях и принципах. Руководители, для которых неясны собственные основные принципы,или которые в них непостоянны, или те, чьи ценности не соответствуют времени, ограничены размытостью личных ценностей. 3) Смутные личные цели. Менеджеры влияют на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы. Осутствие ясности в вопросах о целях своей личной и деловой жизни, наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни приводят к неспособности достичь успеха и оценить успех других. 4) Остановленное саморазвитие. Менеджеры способны добиться значительных успехов в саморазвитии, однако некоторые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. У них отсутствует настроенность и восприимчивость к новым ситуациям и возможностям. 5) Недостаточность навыка решать проблемы. Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком. Проблемы не решаются быстро и энергично, накапливаются и мешают как размышлениям, так и действиям руководителя, ограниченного недостаточностью навыка решать проблемы. 6) Недостаток творческого подхода. Часто в руководителях недостаточно развиты умение творчески подходить к решениям и способность к инновациям. Такие руководители не желают экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход к работе, редко выдвигают новые идеи, неспособны заставить других быть творцами и использовать новые подходы в работе. 7) Неумение влиять на людей. Руководитель, который недостаточно настойчив, не устанавливает взаимодействия с окружающими и у которого недостаточно развито умение выражать себя или слушать других, ограничен неумением влиять на окружающих. 8) Недостаточное понимание особенностей управленческого труда. До тех пор пока руководители серьезно не оценят эффективность того, как они управляют другими, им не добиться высокой' отдачи от них. Такие руководители недостаточно понимают мотивацию работников, у них бывает управленческий стиль, который устарел, не соответствует условиям, неэтичен или негуманен, 9) Слабые навыки руководства. Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые можно назвать способностью руководить,умением добиваться практических результатов от своих подчиненных. 10) Неумение обучать. Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника. Не развивая этого умения, руководитель не может довести показатели работников до требуемых и помочь им в саморазвитии. 11) Низкая способность формировать коллектив. Для того, чтобы добиться результатов, большинство руководителей должно объединяться с другими, используя их умения. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. 3. Модель руководителя по психологическим критериям личной и групповой эффективности (Кричевский Р.). Критерии эффективности руководства подразделяются на два класса: психологические и непсихологические. К числу психологических (переменных) критериев относятся: -удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (например, отношениями с коллегами и руководителями, условиями труда, заработной платой и др.); -мотивация членов коллектива (речь идет об их желании трудиться и стремлении сохранить членство в коллективе; авторитет руководителя в коллективе; -самооценка коллектива (она касается целого ряда важных его характеристик и представляет собой некий общий итог успешности его функционирования. К числу непсихологических критериев относятся семь критериев результативности: действенность; экономичность (отношение результатов к затратам); качество; производительность; качество трудовой жизни (реакция людей на условия труда и жизни в организации); нововведения (процесс приспособления продукта, услуги к внешним и внутренним требованиям, запросам, изменениям); прибыльность (мера, характеризующая взаимосвязь между финансовыми ресурсами и характером их использования. Выделяет три составляющих руководителя: личность; стиль; авторитет Согласно мнению автора, личность руководителя можно разделить на три класса составляющих: биографические характеристики, способности, черты личности. Биографические характеристики - это возраст, пол, социально-экономический статус и образование. Возраст. С ним связано немало вопросов: существуют ли какие-то возрастные нормативы руководства, каков оптимальный возраст для менеджеров. Единого мнения на этот счет нет. Возраст — это во многом опыт, это не только природная, но в значительной степени социально и психологически детерминированная характеристика, в том числе руководителя. Если человек в возрасте более 60 лет все еще может трудиться, причем трудиться хорошо, он не должен уходить в отставку. Однако было бы заблуждением думать, что чрезвычайно зрелый возраст, а значит и опыт, дают право его владельцу рассчитывать на высокий пост. Пол. Трудно отыскать образ жизни современного общества, где бы женщина не играла важной, иногда ключевой роли. Однако пол традиционного объекта психолого-управленческой науки - руководителя, как правило, мужской. Социально-экономический статус и образование чрезвычайно важны как для занятий менеджерской должности, так и для функционирования в ней. В управленческой науке рассматриваются общие и специфические способности. Специфические особенности личности - это специальные умения, знания, компетентность, информированность. Они реализуются в выполнении функций: администраторской, представительской, воспитательской, психотерапевтической, коммуникативно-регулирующей, инновационной, дисциплинарной. Функции управления Администраторская и стратегическая -требуют наличия специальных умений, способности их применить. Экспертно-консультативная - это профессиональная компетентность, передача части руководящих полномочий подчиненным, осуществление собеседований, консультирований с целью контроля. Представительская -требует умения руководителя отстаивать интересы своего коллектива, а также следующих черт: внешний облик, манера держаться (уверенный вид, улыбка, достоинство в отношении к себе и окружающим) и одеваться, житейские привычки, стиль личной жизни, культура речи. Воспитательская — это, прежде всего, соблюдение принципов единой морали и единства слова и дела, это способность стать примером для подчиненных, помочь работникам адаптироваться в коллективе, умение создать и поддерживать в коллективе позитивные традиции. Психотерапевтическая - это создание в коллективе атмосферы психологического комфорта: чувство безопасности, отсутствие тревоги за завтрашний день, оптимистический взгляд на события в коллективе, желание сохранить членство в организации, уверенность в поддержке сослуживцев. -приветливости, чувства юмора, умения говорить и слушать, поощрять и наказывать, ценить время подчиненного, готовность руководителя брать ответственность на себя, интерес руководителя к подчиненным, ориентация на человека. Коммуникативная - взаимодействие администрации с персоналом: наем на работу, ориентация, индивидуальная оценка, дисциплина, связи между равными по положению работниками в организации и вертикальными работниками. Большое внимание уделяется интенсивности общения. Инновационная- объяснение коллективу необходимости внедрения инноваций. Черты личности: Доминантность - стремление руководителя влиять на подчиненных. Для этого недостаточно только опоры на властные, должностные полномочия, должна быть «подпитка» влиянием, имеющим своей опорой систему психологических, неформально-организационных связей. Уверенность в себе. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Креативность - способность к творческому решению задач. Стремление к достижению цели и предприимчивость. Ответственность и надежность в выполнении задания. Независимость. Стиль руководства. -это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом. Существует несколько походов к определению стилей руководства. Традиционно выделяют три основных стиля: а ) авторитарный - жесткое единоличное принятие руководителем всевозможных касающихся группы решений, а также слабый интерес к работнику как к личности; б) демократический - стремление руководителя к выработке коллективных решений, интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений; в ) либеральный (нейтральный)— полная устраненностъ руководителя от дел коллектива. Представления о стиле руководства сейчас отошли от традиционной формулы «автократ--демократ» и претерпели изменения. Например, стили руководства могут быть обозначены как: новаторско-аналитический; новаторско-интуитивный; консервативно-аналитический; консервативно-интуитивный.
Авторитет руководителя. По данным специальной литературы насчитывается несколько форм авторитета, в частности: формальный, моральный и функциональный авторитет. Формальный -обусловлен набором властных полномочий и прав, предусматриваемых иерархией должностного подчинения. Моральный –основывается на мировоззренческих и нравственных качествах личности. Функциональный- его ядро составляет компетентность, разнообразные деловые качества, отношение к своей профессиональной деятельности. Р. Кричевским в основу психологического портрета руководителя были положены три переменные: личность, стиль руководства, авторитет. По мнению автора: «Итог жизнедеятельности коллектива - его эффективность, отражающая степень эффективности руководства им». 4. Модель Д. Робинсона, основанная на анализе основных задач при работе с людьми. Первостепенная задача руководителя намечать долгосрочные цели развития организации и следить за правильным использованием всех необходимых для этого ресурсов. Следующая задача руководителя - созданиеструктуры, которая облегчит практическую реализацию целей организации. Большое значение имеет правильно выбранный стиль руководства, который должен отличаться ясностью, последовательностью и уважением к подчиненным. Неотъемлемой частью работы менеджера является оценка работы каждого человека в организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|