Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды социологических исследований

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Что такое прикладная социология?

В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследования. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования делятся на фундаментальные и прикладные.

Очевидно, что в самом общем виде различие между любым фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, то первое отчетливо ориентировано на отыскание законов функционирования и развития исследуемого объекта, в то время как второе – на поиск способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Прикладное социологическое иссле­дование — это исследование, ориентированное на практическое решение актуальных социальных проблем. В таком исследовании чаще всего главной задачей выступает поиск пути решения конкретной про­блемы в конкретной социальной ситуации и на конкрет­ном социальном объекте, а не установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного ис­следования ранее полученное теоретическое знание ис­пользуется уже в готовом виде при составлении програм­мы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении науч­ного отчета и т.п. Понятно, что в таком исследовании доминирующую роль играют именно конкретные деловые рекомендации.

Прикладные социологические исследования легко можно отличить прежде всего по названию. Как было отмечено выше, они всегда имеют конкретную направленность и связаны с решением локальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров. Сравним для примера две темы исследований: «Тенденции развития дополнительного образования в современных российских условиях» и «Исследование заинтересованности молодых специалистов, работающих в …, в получении дополнительного образования». Очевидно, что первая тема относится к проблематике теоретической, фундаментальной социологии, тогда как вторая носит явно практически ориентированный, прикладной характер. В то же время не следует забывать, что прикладное социологическое исследование - это строгая научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора и обработки информации.

Трудно переоценить значение прикладной социологии. Сегодня она необходима и бизнесу, и политике, и управлению, и средствам массовой коммуникации, и системе образования. Но для того, чтобы стать профессионалом в области прикладной социологии, безусловно, потребуется овладеть не только техникой проведения эмпирического исследования, но и социологической теорией, т.е. получить специальную подготовку по направлению социология.

Данное учебное пособие не ориентировано на решение задач такого уровня. Оно предназначено для студентов смежных с социологией специальностей: педагогов, психологов, рекламистов, специалистов в области PR, которым в будущей профессиональной деятельности, возможно, потребуются навыки проведения научных или прикладных эмпирических социологических исследований.

Приступая к изучению этой области социологического знания, и в дальнейшем, когда речь уже будет идти о конкретном исследовании, нужно помнить о некоторых, очень важных моментах, а именно:

1. Ни один из рассмотренных ниже методов не является универсальным и имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче.

2.Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных.

3.Надежность метода гарантируется не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Виды социологических исследований

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различаются его основные виды.

1. Разведывательные, описательные, аналитические, проектно-конструкторские исследования.
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это, к примеру, могут быть студенты крупного вуза, где молодые люди обучаются на разных курсах разных факультетов, имеющие разные структуры потребностей и системы мотивации, живущие в общежитии или дома и т.д. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Аналитическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием получаемого образования и успеваемостью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием образования ведущим фактором, определяющим высокий уровень успеваемости. А поскольку реальность такова, что назвать в `чистом виде` какой-либо один фактор, определяющий уровень успеваемости, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Проектно-конструкторское исследование нацелено не только на получение и анализ эмпирической социологической информации, но и на разработку определенной социальной технологии. Таким образом, специфика этого вида исследования заключается в том, что в его рамках реализуется инженерно-преобразовательная функция в отношении социального объекта. Примерами исследований данного типа может служить разработка модели образовательного учреждения, рекламной кампании по продвижению какого-либо товара, имиджа политического лидера и проч.

2.Разовые и повторные исследования.

Разовые (точечные) исследования дают возможность получить информацию о характеристиках объекта изучения на текущий момент, повторные – в динамике, развитии. Повторные исследования в свою очередь могут быть следующих видов:

Панельное исследование - предполагает изучение одного и того же объекта через определенный временной интервал. Например, каждый год, либо каждые 3 или 5 лет изучаются студенты - первокурсники.

Лонгитюдное исследование – повторное изучение одной и той же группы (групп) в течение определенного периода времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. К примеру, одни и те же группы студентов обследуются на первом, третьем и выпускном курсе. Таким образом, можно отследить динамику многих явлений и процессов, связанных с получением высшего образования и вхождения в пору трудовой и социальной зрелости. Особый интерес данное исследование будет представлять, если удастся провести обследование данных групп после окончания вуза.

Мониторинг – это регулярные повторные исследования, объектом изучения в которых чаще всего выступает общественное мнение по различным проблемам.

3. Сплошные, выборочные и монографические исследования

В основе разделения этих видов исследования лежат характеристики непосредственного объекта изучения.

Сплошное исследование - изучение всех объектов (генеральной совокупности) без исключения. Целесообразно проводить в тех случаях, когда генеральная совокупность не превышает 400-500 единиц.

Выборочное исследование свое название получило благодаря использованию специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая должна достаточно точно отражать основные параметры целого. Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности. Выборочное исследование более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более изощренной методики и техники

Монографическое исследование проводятся, если нет возможности осуществить полноценное выборочное исследование. В этом случае изучается либо типичный, либо уникальный, выходящий за границы типичности, объект. Так, в качестве объекта исследования можно выбрать одну типичную школу с типичными программами обучения, а можно – единственную в своем роде частную школу, работающую исключительно по авторским программам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...