Обязанности работодателей в области охраны труда.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда. • государственное управление деятельностью в обл. охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам; • принятие законов и иных нормативно правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых нормативных требований в обл. безопасности и гигиены труда; • комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда с учетом других направления социальной и экономической политики, достижений в обл. науки, техники, технологий и охраны окружающей среды; • организация научно - исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда, участие государства в финансировании республиканских программ по улучшению условий и охраны труда; • использование экономического механизма в управлении охраной труда, проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, эффективных средств защиты; • взаимодействие и сотрудничество органов гос. управления с нанимателями и профсоюзами в разработке и реализации гос. политики в обл. охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в обл. охраны труда; • обеспечение социально - экономической защиты прав работников в обл. охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; • подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда; • организация государственной статистической отчетности, создание системы информации и мониторинга о состоянии условий и охраны труда; • основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;
3 Законодательные и иные действующие нормативные правовые Систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике, составляют: Конституция РБ, Трудовой кодекс РБ, Законы Республики Беларусь “Об основах государственного социального страхования”, “О пенсионном обеспечении”, “О санитарно - эпидемическом благополучии населения”, “О сертификации продукции, работ и услуг”, “О пожарной безопасности”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “О радиационной безопасности населения”, “ О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О здравоохранении”, “О предприятиях” и др. Правовой основой организации работ по охране труда в республике является Конституция РБ, которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану и здоровья
4 Локальные нормативные правовые акты. В законодательстве Республики Беларусь нет единого подхода к раскрытию понятия локального нормативного правового акта. Согласно статье 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) локальные нормативные правовые акты – коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя
Локальным нормативным правовым актом (далее ЛНПА) является нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Термин "локальный" произведен от латинских слов locus – место, locates местный, то есть семантически слова "локальный и местный" идентичны. Однако в юридической литературе понятие "локальная норма" в сравнении с понятием "местная норма" интерпретируется ограничительно. Локальные нормы – это правила, которые устанавливаются и действуют в рамках отдельных предприятий и их структурных подразделений. В отличие от них местными нормами обычно именуют правила, устанавливаемые местными органами власти и управления и действующие в пределах подведомственной им территории. Анализ законодательства, регулирующего трудовые отношения, позволяет сделать вывод, что восполнение пробелов в праве возможно локальными нормативными правовыми актами. Законодателем не установлено никаких запретов на создание дополнительных документов в регулировании трудовых отношений при условии соответствия содержащихся в них положений нормам действующего трудового законодательства. Поэтому наниматель по своей инициативе или инициативе работников (их представительного органа) может разработать и применить любой удобный для него локальный нормативный правовой акт в сфере труда.
Организация государственного надзора и контроля за охраной труда и промышленной безопасностью. Общий надзор и контроль за соблюдением законодательства РБ, в том числе и законодательства по охране труда, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокуратурами, а также исполнительными органами власти на местах. Государственное управление и контроль за охраной труда осуществляется Президентом РБ и Советом Министров РБ через Министерство труда и социальной защиты, на которое распоряжением Правительства от 17.11.1993 г. № 1036 возложены эти вопросы. Кроме того, в соответствии со ст. 462 ТК гос. Надзор и контроль за исполнением нормативных правовых актов по охране труда осуществляют специально уполномоченные гос. органы.
Обязанности работодателей в области охраны труда. - обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты. Если территория, производственное здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда выполняются ими совместно на основании письменного соглашения; - предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда; - принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения; - осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом; - информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда; - обеспечивать в установленном законодательством порядке расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике; - осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством; - беспрепятственно допускать к проведению проверок в установленном законодательством порядке представителей соответствующих органов, предоставлять сведения по охране труда по вопросам, входящим в их компетенцию; - не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|