Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация затрат на производство продукции.




В целях анализа всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации:

· поэлементная; и

· калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2. затраты на оплату труда;

3. отчисления на социальные нужды;

4. амортизация основных фондов;

5. прочие затраты.

В элементе «материальные затраты» отражается стоимость приобретаемых со стороны для производства продукции сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, расходуемых как на технологические цели, так и на обслуживание производства (отопление зданий, транспортные работы и т.п.). Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов.

В состав «затрат на оплату труда» входят расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, но занятых в основной деятельности.

В элементе «отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным государством нормам в процентах к оплате труда работников.

В состав «амортизация основных фондов» входит сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов.

Все другие затраты, не вошедшие в перечисленные выше элементы затрат, получают отражение в элементе «прочие затраты». Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по кредитам в пределах установленных ставок, затраты на командировки, оплата услуг связи и др.

Классификация затрат по экономическим элементам служит для расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

С целью выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели – стоимость энергоносителей (топлива, электроэнергии, пара, воды и т.д.), используемых только для производства товара. Покупная энергия оценивается по установленным тарифам, энергоносители собственного производства включаются по цеховой себестоимости.

5. Заработная плата производственных рабочих – включается только оплата труда (основная и дополнительная зарплата) производственных рабочих (т.е. рабочих занятых в основном производстве).

6. Отчисления на социальное страхование – от суммы заработной платы производственных рабочих, производятся по установленным законодательством нормативам.

7. Расходы на подготовку и освоение производства – затраты на подготовительные работы; затраты, связанные с освоением новых производств (пусковые расходы); повышенные затраты на производство новых видов продукции в период их освоения; расходы по подготовке и освоению выпуска продукции, не предназначенных для серийного или массового производства.

8. Общепроизводственные расходы (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы на управление).

9. Общехозяйственные расходы (связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия в целом).

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Итог первых 8 статей образует – цеховую себестоимость, с 1 по 11 образуют производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей – полную себестоимость продукции.

 

Тема 7. ПРИБЫЛЬ.

1. Понятие, источники, функции

Существует три основных источника получения прибыли:

· первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

· второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Величина прибыли в данном случае зависит:

Ø во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

Ø во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

Ø в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

Ø в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

· третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия (при административно – командной системе критерием выступала производительность труда). Прибыль всегда определяется в стоимостной форме.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в форме денежных накоплений, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...