Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные способы оформления заключения

Выявление ключевого слова

«Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни»

«Война и мир» - роман-эпопея»

«Духовные искания Андрея Болконского»

«Поэт и поэзия в творчестве В.В. Маяковского»

«Особенности жанра сказки у М.Е. Салтыкова-Щедрина»

«Идея свободы в творчестве А.С. Пушкина»

Соответствие плана выбранной теме

«Бунт Раскольникова»

«Преступление и наказание Раскольникова»

Виды вступления:

Вид вступления Особенности Темы сочинений
Историческое Дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений. «Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)». Во вступлении может быть дан анализ особенностей России первой четверти XIX века (война 1812 года, царствование Александра, его реформы, отношения с европейскими государствами).
Аналитическое Содержит рассуждение о ключевых понятиях, проблемах, вынесенных в заглавие сочинения. Демонстрирует способность к критическому мышлению. «Гражданственность и народность лирики Н.А. Некрасова». Разумеется, самое уместное начать сочинение с характеристики понятия «гражданственность», с описания его признаков. Это сразу даст возможность доказать, что лирика Н.А. Некрасова обладает всеми названными признаками «Проблема гуманизма и особенности ее художественного воплощения в романе А.А. Фадеева «Разгром»». Поразмышляйте о том, как содержание понятия «гуманизм, то есть любовь к людям», зависит от конкретной социально-политической ситуации.
Биографическое Содержит сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. «Любовь — это сердце всего» (В.В. Маяковский). Здесь будет уместно вспомнить об отношениях поэта с Лилей Брик и ее влияние на творчество В.В. Маяковского. Татьяна Яковлева
Сравнительное Позволяет, вспомнив предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, поразмышлять, как в них вписывается предмет, рассматриваемый в сочинении. «Лишние люди в произведениях А.С. Пушкина и Лермонтова». Можно начать с рассказа о поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда, в котором впервые появился герой, разочарованный в жизни и в людях, оскорбленный в своих лучших чувствах, ставший одним из родоначальников галереи» лишних людей» в мировой литературе.
Лирическое Является универсальным, связывающим тему сочинения с Вашим личным жизненным или духовным опытом. Затем можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на Вас поэт или писатель, исторический или культурный деятель его личность и творчество. «Мой любимый современный писатель, поэт или драматург».

 

Средства оформления вступления Примеры
Назывное предложение или ряд назывных предложений Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется.
Риторический вопрос   Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?
Риторическое восклицание Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!
Вопросно-ответное единство   Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.
Цитата   Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам – эти бессмертные строки А.С. Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф. Искандера «Дедушкин дом».
Афоризм «О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста.

 

 

Как начать сочинение [1] ?

Форма формулировки темы Тема Как начать Примеры вступления[2]
1. Тема дана в форме чьего-то высказывания Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя. Х.Джубран Начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым сформулировав тезис.   Совет: тезис можно писать в основной части Хамиль Джубран, размышляя над тем, что такое разум и чувства и какова их взаимосвязь, сказал: «Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя». Действительно, человек должен прислушиваться к разуму, однако умение чувствовать, пропускать чужую боль через себя, видеть прекрасное и восхищаться им, любить и быть любимым не менее важно: человек не сможет жить только разумом, иначе он превратится в робота (тезис). (64 слова)
2. Тема дана в форме вопроса В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему? Записать данный вопрос или перефразировать его, а затем дать на него ответ, сформулировав тезис.   Совет: тезис можно писать в основной части Интересно, зависит ли разумная и эмоциональная жизнь человека от возраста? Думаю, да. Дети часто живут чувствами, открыто выражая эмоции – в жизни взрослых разум занимает больше места, чем у детей. Наверное, это происходит потому, что взрослые умеют контролировать свои эмоции, они более рациональны, чем дети.(тезис) (44 слова)
3. Тема дана в форме назывного (номинального) предложения Содружество разума и чувств Переделать назывное предложение, данное в качестве темы, в вопросительное, добавив цепочку вопросов. Ответив на них, вы сформулируете тезис   Совет: тезис можно писать в основной части Что объединяет разум и чувства? Может ли человек жить, всегда подчиняясь разуму, или его жизнь обеднеет, если в ней не будет чувств и эмоций? Мне кажется, что разум и чувство должны «дружить», а объединить их может целостность человека: если человек живет без разума, то он глуп и невыносим, а если он живет без чувств, то он робот. Только в «содружестве разума и чувства» человек является личностью. (тезис) (66 слов)
4. Тема дана в форме утверждения Чувства сильнее разума... Начните с размышления   Совет: тезис можно писать в основной части «Чувства сильнее разума...» Спорное утверждение. Нередко разум и чувства конфликтуют. Чувства говорят: "Хочу!", разум отвечает: "Нужно". Разум утверждает: "Правильно так", чувства протестуют: "Не хочется". Как решить это противоречие? Что победит (разум или чувства), зависит от многих факторов: от воспитания, темперамента, характера, от того, кто находится рядом и помогает или мешает, от жизненной ситуации...(тезис) (53 слова)
Кроме этого, можно начать с актуальности темы, её значимости...

 

 

Виды заключения:

Вид Содержание Пример
Заключение-вывод Важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного !!
Заключение-следствие Литературно-исторические или общественно исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников !!!

Основные способы оформления заключения

Средства оформления заключения Примеры
Кольцевая композиция. Возвращение к началу   Так зачем же люди вступают в общественные организации и движения? Это новое общение, возможность самореализоваться и развить собственные задатки, шанс не пройти по жизни незамеченным, а принести пользу обществу.
Афоризм, цитата   Итак, мастерство – это финал профессиональной подготовки. К нему надо стремиться, чтобы достичь высот в освоении профессии. «Дело мастера боится», - так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии для нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером.
Нравственный вывод Мы живем в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть ее такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.
Резюмирование, повторение в обобщенной форме основной идеи сочинения Таким образом, в истории нашего города ещё много загадок, которые ждут своего исследователя.
Риторический вопрос Любовь к своей малой родине, во имя которой люди совершали героические поступки, - вот что являлось характерной чертой человека прошлых лет. А что же сейчас? Сможем ли мы, новое поколение, пронести достойно звание омича?
Открытый финал Вечером я тихонько захожу к маме в комнату, чтобы пожелать спокойной ночи, и слышу её тихий голос: Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое… Сохрани, спаси и помилуй детей моих, Господи…» … Мамиными молитвами…

 

  Отзыв Рецензия Эссе
Особенности жанра Развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего отзыв. Развёрнутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого-анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы. Прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего мира и пишущего «я». В эссе предмет или явление служат побуждающей силой для мыслей пишущего. Основные признаки эссе: 1) Небольшой объём текста. 2) Конкретная тема произведения. 3) Открытое личностное её осмысление. 4) Парадоксальность и афористичность. 5) Разговорная интонация и лексика.
Цель Поделиться впечатлением о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, участвовать в его обсуждении. 1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения. 2) То же, что и в отзыве. Передать индивидуальные впечатления от прочитанного произведения, личный опыт постижения окружающего мира (отдельной проблемы или темы философской, нравственной и т.д.) и свои отношения к ним.
Особенности подхода Автор отзыва объясняет свой интерес к произведению личными пристрастиями, а также общественной значимостью поднятых в произведении проблем, их актуальностью. Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. Литературные герои, как правило, рассматриваются как человеческие характеры, типы; даётся оценка с морально-этических, нравственных позиций, взаимоотношений персонажей, их поведения. Вывод отражает жизненную позицию автора сочинения, его личные качества, отношения к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении. В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось - не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства её выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т.д.). Самостоятельность мышления автора рецензии определяется не столько формой высказывания («я думаю…», «по моему мнению…»), сколько индивидуальностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоциаций, убедительностью аргументов. Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статьи. Задача пишущего: поиск оригинальной идеи (даже на довольно традиционным материале), дающей возможность представить в рассуждении неожиданные повороты, интересные сцепления и связи, яркие, возможно, непредсказуемые выводы, подчеркивающие индивидуальность рассуждений. Жанр эссе отличает подчеркнутая субъективность, образность, афористичность, разговорная лексика. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой – либо проблемы или темы, непринуждённая, в духе свободной беседы с читателем манера изложения, часто объединяющая разные способы описания: и научный, и –эстетический, и религиозный, и философский.
Особенности построения I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, история его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т.п. Тезис, в котором кратко формулируется прочитанного. II. Рассуждение, в котором обосновывается высказанная оценка: 1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем; 2) обзор (не пересказ) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды; 3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам; 4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным). III. Обобщение, в котором оценка данного произведения даётся в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерения продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям. И т.п. I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращённое» имя, новое произведение автора, творчество автора - заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей автора и т.п.). Максимально точное указание на 1 издание произведения. Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста. II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения. 1) Анализ названия (семантика, иллюзии, ассоциации). 2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художественная роль. 3) Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движения в развитии сюжета. 4) Авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров. 5) Другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзажи и др.) и их оценка. 6) Другие особенности авторского стиля и метода. III. Вывод о художественных достоинствах исследуемого текста и его значимости для литературного процесса, общественной жизни. Приглашение к полемике. Способы освоения эссе: 1) Привлечение многочисленных примеров. 2) Подбор аналогий. 3) Использование всевозможных ассоциаций, уподоблений. Средства для воплощения эссе: 1) Метафоры. 2) Аллегорические и притчевые образы. 3) Символы. 4) Сравнения.  

 

 


[1] В данной таблице тезис входит в состав вступления. Можно писать иначе: тезисы – в основной части.

[2] Тезис выделен жирным шрифтом. Его можно писать в главной части.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...