Методы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. К теме детского творчества, к проблеме развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно ее особенности, установки, взгляды, приемы и методы. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Это способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект [2].
Учитель обязан всегда помнить о том, что задания ученик должен выполнять без назидательности и принуждения, при этом поддерживать у него естественный интерес ко всему новому, неизвестному, сохраняя радость познания и самостоятельных открытий, стимулируя стремление к исследованию, экспериментированию и творчеству. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса в проблемной ситуации, направленного на ее расчленение и всестороннее исследование [1]. Задача педагога в начальных классах - создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность. Существуют различные методы, направленные на развитие творческих способностей. Методы - это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала [3]. В ходе внеурочной деятельности можно использовать следующие методы: словесный, наглядный, практический и ТРИЗ. К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и другие. В процессе обучения обучающий посредством устной речи излагает и объясняет учебный материал, а обучаемые посредством устного восприятия запоминают и усваивают учебный материал. Наглядные методы обучения желательно применять для обучаемых, имеющих хорошее визуальное восприятие действительности. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются совместно со словесными методами обучения. К наглядным методам относятся иллюстрация (просмотр картин, иллюстраций) и демонстрация(просмотр фильмов)
Практические методы обучения относятся упражнение, игра и т.д. Во время использования этих методов обучения применяются следующие приемы: постановка задания, планирование выполнения задания, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков. Практические методы применяются совместно со словесными и наглядными методами обучения. Поскольку практической работе должна предшествовать подача теоретического материала, практическая работа будет являться продолжением и закреплением теории, также необходимо предоставить обучаемым инструкцию о том, как именно необходимо выполнять практическое задание. Развитие творческих способностей должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности, способствующих развитию креативных качеств личности в комплексе с другими психическими процессами, и развивать познавательную активность в целом именно методы ТРИЗ помогают в этом. ТРИЗ обеспечивает выход на решение, близкое к идеальному, но творческий процесс не сводится к одному лишь поиску решения. Главная цель данной технологии – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность [4]. Проводимое исследование состояло из трех этапов: 1 этап. Начальный (констатирующий) - получение информации о начальном уровне сформированности творческих способностей учащихся. Проведение диагностики на определение дивергентного (нестандартного) мышления, которая показала, что у учащихся 3 классов у 30% низкий уровень дивергентного мышления, что обозначает, что они имеют только задатки, но если продолжать заниматься, то все шансы достигнуть высокие шансы, у 50% средний уровень дивергентного мышления, что означает склонность к нестандартному мышлению, креативность посредственная и у 20% высокий уровень мышления, кретативность на высоком уровне. 2 этап. Текущий (обучающий) - развитие творческих способностей посредством комплекса творческих занятий. 3 этап. Итоговый (рекомендательный) - написание рекомендации для родителей и учителей на развитие творческих способностей.
В рекомендации представлена актуальность, почему стоит развивать творческие способности, на что следует обратить внимания родителям и учителям, на успехи ребенка или наоборот неудачи, как правильно вести себя с детьми. Технология ТРИЗ показало: 1. Технология ТРИЗ помогает повысить эффективность любого занятия, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе 2. Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания. 3. ТРИЗ – технология обучает творчеству, раскрывает потенциальную одаренность, в том числе и творческую одаренность. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях. Таким образом, традиционные методы и методы ТРИЗ работают на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Список использованной литературы 1. Боголюбленская, Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с. 2. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. М., 2011. 80 с. 3. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения. // Народное образование. 2011. № 8. С. 238. 4. Шимукович, П. Н. ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях. PN-метод. М.: Либроком, 2014. 222 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|