Дневное или цветное и сумеречное или бесцветное зрение
Дневное или цветное зрение. Дневной свет, проникающий внутрь человеческого глаза, действует на колбочки сетчатки. Поскольку колбочки расположены преимущественно в центре сетчатой оболочки, то это место обладает способностью наиболее ясного цветного зрения. Следовательно, в центральной части поля зрения мы наиболее четко различаем цвет и форму предметов. По мере приближения к периферии поля зрения ощущение светлоты и отчетливость зрительного образа, так же как и способность различать цвета, уменьшается. Красный цвет, который ярко светится и возбуждает внимание в центре поля обзора, теряет на периферии поля зрения свою силу и кажется серым. Аналогичное явление наблюдается с зеленым и фиолетовым цветами. Желтый воспринимается как действенный цвет еще и на периферии поля зрения. По этой причине его используют в качестве предостерегающего или предупреждающего цвета на транспорте и производстве. Синий цвет также еще воспринимается на периферии, но, будучи пассивным цветом, он не способен обращать на себя внимание, как мы это наблюдаем у желтого цвета (рис. 69). Лучше всего мы различаем цвета, когда солнце стоит посередине небосклона. При ярком солнечном свете сетчатка страдает от слишком сильного раздражения ее лучистой энергией. Происходит ослепление, и снижается способность различать цвета. В сумерки наблюдаются некоторые особые явления. Сначала красный цвет теряет свой цветовой тон и приближается к черному цвету, затем потухает и сереет сияющий желтый цвет. Наконец, теряют свою хроматичность также зеленый и синий цвета. Но они не кажутся более темными, чем при дневном свете, а, наоборот, кажутся более светлыми. Так, красное платье в сумерках выглядит черным, синий же автомобиль — светло-серым.
Сумеречное или бесцветное зрение. При слабом свете, т. е. ночью или в сумерки, вступают в действие палочки сетчатой оболочки. Поскольку они расположены преимущественно по периферии сетчатой оболочки, в центре же встречаются лишь единично, то для сумеречного зрения характерна следующая особенность: если при слабом освещении сконцентрировать взгляд на небольшом участке, то детали различаются менее отчетливо, чем при беглом взгляде в сторону. Подвижный глаз обладает большей остротой зрения, чем неподвижный, направленный в одну точку. Кроме того, подвижные предметы воспринимаются отчетливее, чем объекты, находящиеся в состоянии покоя. Это относится к неподвижным и скользящим теням и источникам света. При полном отсутствии света, как и при закрытых глазах, мы видим не черный цвет, а так называемый серый цвет глаза. При постепенном усилении освещения предметы принимают более светлый и более темный оттенки серого цвета. Чем больше приближается освещение к полному дневному свету, тем яснее и отчетливее выступают белый и черный цвета. Черный цвет, следовательно, не является цветом, характеризующим полное отсутствие света, и не идентичен с тьмой, а, так же как красный, желтый или белый цвета, лишь при полном свете отчетливо и с максимальной полнотой выявляет свой цветовой характер. Адаптация Адаптация глаза — это приспособление его к данным условиям освещения и изменение в соответствии с этим чувствительности глаза. Различают адаптацию темновую, световую и цветовую. Темновая адаптация. После яркого солнечного света в темном подвальном помещении сначала ничего не видно, но спустя несколько минут мы начинаем постепенно различать предметы. В помещении не стало светлее, но повысилась чувствительность сетчатой оболочки к свету, глаз адаптирован к слабому освещению.
При длительном наблюдении за темновой адаптацией обнаруживается постоянное повышение чувствительности сетчатки к свету, которая может быть выражена и количественно. По истечении 24 ч, например, чувствительность в 5,5 раза больше чувствительности, зарегистрированной через час после начала процесса адаптации. Световая адаптация. Если из темного помещения выйти на дневной свет, то в первый момент свет ослепляет глаза. Приходится закрыть глаза и смотреть через узкую щелочку. Лишь спустя несколько минут глаз привыкает опять к дневному свету. С одной стороны, это достигается благодаря зрачку, который при сильном свете суживается, а при слабом расширяется. С другой стороны (главным образом), это обеспечивается чувствительностью сетчатой оболочки, которая при сильном световом раздражении понижается, а при слабом возрастает. При темновой или световой адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Поэтому на рабочем месте следует избегать резких световых контрастов и тем самым по возможности исключать необходимость переадаптации глаза, поскольку она снижает остроту зрения. Глаз всегда фиксирует наиболее светлые пятна. Если в поле зрения человека находится сильный источник света или ослепительно яркая плоскость, то они оказывают наиболее сильное действие на чувствительность сетчатой оболочки глаза. Поэтому, когда мы смотрим на светлое окно, окружающая его поверхность стены кажется нам темной и расплывчатой. Если же исключить действие падающего из окна света на глаз, то та же поверхность видится нами более светлой и четкой. Цветовая адаптация. При длительном действии какого-либо цвета на глаз чувствительность сетчатки к этому цвету снижается, и он как бы тускнеет. Цветовая адаптация — явление более слабое, чем световая-адаптация, и протекает в более короткий промежуток времени. Наибольшее время адаптации наблюдается для красного и фиолетового цветов, наименьшее — для желтого и зеленого. Если человеку, например, длительное время приходится работать с красными тканями, то он через некоторое время теряет способность различать тонкие нюансы оттенков этого цвета. Опытным продавцам этот факт известен, и они кладут рядом с красными тканями зеленые или синие, для того чтобы восстанавливать правильное ощущение цветности. Способность нашего глаза к адаптации дает возможность, несмотря на различные условия освещения, хорошо различать предметы. Однако при частом переходе взора от очень светлого к темному и обратно возникает вынужденная постоянная адаптация глаза. Это утомляет зрение и, как следствие, может вызвать головные боли, нервозность, снижение внимания.
Константность цвета. Особую способность нашего зрения оценивать, несмотря на различное освещение, цвет предмета, основываясь на знании его цвета в условиях дневного освещения, называют константностью цвета. Верная оценка цвета предмета (цветовая константность) достигается главным образом самопроизвольным изменением чувствительности сетчатки и сужением или расширением зрачка. Кроме того, в нашей окончательной оценке видимого цвета участвуют очень сложные факторы, связанные с деятельностью головного мозга. Эта приближенная константность цвета видимых предметов, несмотря на значительные качественные и количественные изменения в освещении поля зрения,— одно из самых замечательных и важных факторов физиологической оптики. Без этой способности зрения кусок мела нам казался бы в пасмурный день такого же цвета, как кусок угля при ярком солнечном свете, а в течение дня он принимал бы все возможные цвета, лежащие между белым и черным. Легко понять, насколько велико практическое значение константности величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении освещения, т. е. практически беспрерывно, в нашем восприятии изменялись бы свойства, по которым мы узнаем предметы. В этом случае вообще не существовало бы восприятия предмета, а наблюдалось лишь непрерывное мерцание находящихся в постоянном движении и изменяющих свою форму пятен и световых бликов, обладающих чрезвычайно большой пестротой.
Цветовая память и трансформация. Мы фиксируем в нашей памяти цветовые характеристики, присущие предметам и неоднократно наблюдавшиеся нами в связи с данными предметами. Так, многие предметы мы узнаем по их цвету: кровь, снег, медь, цемент. Даже вещи, которые могут иметь различную окраску, мы узнаем как знакомые нам раньше, например синее платье, красную книгу или коричневую вазу. Если осветить такой предмет цветным светом малой насыщенности или если надеть цветные очки, то мы оказываемся в состоянии установить цвет данных предметов по памяти, несмотря на изменение цвета из-за освещения. Мы до известной степени обладаем способностью абстрагироваться от цветного освещения и достаточно правильно определить цвет предметов. Способность нашего зрения постепенно привыкать к слабо окрашенному освещению, например свету лампы накаливания, и судить о цвете так же, как и при нормальном освещении, называется трансформацией. Если же насыщенность цвета освещения превышает определенные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления трансформации (перестройки) не наблюдается. Например, зеленый при нормальном освещении лист при рассмотрении через красный фильтр или при насыщенном красном свете кажется черным. При незнакомом окружении для неизвестного заранее цвета достаточно даже света незначительной насыщенности, чтобы создать иллюзию цвета, отличающегося от цвета предмета при нормальном освещении. Цветные тени Неприятное, утомляющее действие на глаз двойного света достаточно известно. Большей частью двойной свет наблюдается при одновременном освещении естественным светом и светом ламп накаливания. Но он может вызываться также двумя или большим числом искусственных источников света, тогда как один и тот же объект освещается несколькими источниками, излучающими свет различной насыщенности и разного цвета. Действие двойного света будет незначительным, когда: разница в насыщенности дневного света и света ламп накаливания невелика;
источники света излучают свет из одного места (например, когда лампа накаливания находится вблизи окна или два источника света разного цвета расположены близко друг от друга).
Отрицательное действие двойного света усиливается при большой разнице в насыщенности (дневной свет и красный свет) и когда свет нескольких источников падает с разных сторон (например, слева дневной свет, справа искусственный свет).
Под действием двойного света изменяется цвет предметов и наблюдаются цветные тени. Эти неприятные цветовые явления, возникающие в поле зрения из-за двойного освещения, не могут быть устранены нашим анализатором путем трансформации. В нашем восприятии не достигается постоянства (константности) цвета. Цвет предметов кажется нам иным, чем мы его привыкли видеть и сохранили в нашей памяти. Вследствие этого возникает состояние неуверенности при определении цвета. Это состояние может привести к нервозности и беспокойству.
Чтобы систематизировать эти явления, проведем сначала наблюдения над действием двойного освещения от источников, излучающих свет одного цвета, но разной насыщенности. Для большей ясности при проведении опыта используются белые предметы и белые поверхности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|