Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дневное или цветное и сумеречное или бесцветное зрение




Дневное или цветное зрение. Дневной свет, проника­ющий внутрь человеческого глаза, действует на колбочки сетчатки. По­скольку колбочки расположены преимущественно в центре сетчатой обо­лочки, то это место обладает способностью наиболее ясного цветного зрения. Следовательно, в центральной части поля зрения мы наиболее четко различаем цвет и форму предметов.

По мере приближения к периферии поля зрения ощущение светло­ты и отчетливость зрительного образа, так же как и способность разли­чать цвета, уменьшается.

Красный цвет, который ярко светится и возбуждает внимание в центре поля обзора, теряет на периферии поля зрения свою силу и ка­жется серым. Аналогичное явление наблюдается с зеленым и фиоле­товым цветами. Желтый воспринимается как действенный цвет еще и на периферии поля зрения. По этой причине его используют в качестве пре­достерегающего или предупреждающего цвета на транспорте и произ­водстве. Синий цвет также еще воспринимается на периферии, но, бу­дучи пассивным цветом, он не способен обращать на себя внимание, как мы это наблюдаем у желтого цвета (рис. 69).

Лучше всего мы различаем цвета, когда солнце стоит посередине небосклона. При ярком солнечном свете сетчатка страдает от слишком сильного раздражения ее лучистой энергией. Происходит ослепление, и снижается способность различать цвета.

В сумерки наблюдаются некоторые особые явления. Сначала крас­ный цвет теряет свой цветовой тон и приближается к черному цвету, затем потухает и сереет сияющий желтый цвет. Наконец, теряют свою хроматичность также зеленый и синий цвета. Но они не кажутся более темными, чем при дневном свете, а, наоборот, кажутся более светлыми. Так, красное платье в сумерках выглядит черным, синий же автомо­биль — светло-серым.

 

 

Сумеречное или бесцветное зрение. При слабом свете, т. е. ночью или в сумерки, вступают в действие палочки сетчатой оболочки. Пос­кольку они расположены преимущественно по периферии сетчатой оболочки, в центре же встречаются лишь единично, то для су­меречного зрения характерна следующая особенность: если при слабом освещении сконцентрировать взгляд на небольшом участке, то детали различаются менее от­четливо, чем при беглом взгляде в сто­рону.

Подвижный глаз обладает большей ос­тротой зрения, чем неподвижный, направ­ленный в одну точку. Кроме того, подвиж­ные предметы воспринимаются отчетливее, чем объекты, находящиеся в состоянии по­коя. Это относится к неподвижным и сколь­зящим теням и источникам света.

При полном отсутствии света, как и при закрытых глазах, мы видим не черный цвет, а так называемый серый цвет глаза. При постепенном усилении освещения предметы принимают более светлый и более темный оттенки серого цвета. Чем больше прибли­жается освещение к полному дневному свету, тем яснее и отчетливее выступают бе­лый и черный цвета. Черный цвет, следовательно, не является цветом, ха­рактеризующим полное отсутствие света, и не идентичен с тьмой, а, так же как красный, желтый или белый цвета, лишь при полном свете от­четливо и с максимальной полнотой выявляет свой цветовой характер.

Адаптация

Адаптация глаза — это приспособление его к дан­ным условиям освещения и изменение в соответствии с этим чувстви­тельности глаза. Различают адаптацию темновую, световую и цветовую.

Темновая адаптация. После яркого солнечного света в темном под­вальном помещении сначала ничего не видно, но спустя несколько ми­нут мы начинаем постепенно различать предметы. В помещении не стало светлее, но повысилась чувствительность сетчатой оболочки к све­ту, глаз адаптирован к слабому освещению.

При длительном наблюдении за темновой адаптацией обнаружи­вается постоянное повышение чувствительности сетчатки к свету, которая может быть выражена и количественно. По истечении 24 ч, напри­мер, чувствительность в 5,5 раза больше чувствительности, зарегистри­рованной через час после начала процесса адаптации.

Световая адаптация. Если из темного помещения выйти на дневной свет, то в первый момент свет ослепляет глаза. Приходится закрыть глаза и смотреть через узкую щелочку. Лишь спустя несколько минут глаз привыкает опять к дневному свету. С одной стороны, это достига­ется благодаря зрачку, который при сильном свете суживается, а при слабом расширяется. С другой стороны (главным образом), это обес­печивается чувствительностью сетчатой оболочки, которая при сильном световом раздражении понижается, а при слабом возрастает.

При темновой или световой адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Поэтому на рабочем мес­те следует избегать резких световых контрастов и тем самым по воз­можности исключать необходимость переадаптации глаза, поскольку она снижает остроту зрения.

Глаз всегда фиксирует наиболее светлые пятна. Если в поле зре­ния человека находится сильный источник света или ослепительно яр­кая плоскость, то они оказывают наиболее сильное действие на чувст­вительность сетчатой оболочки глаза. Поэтому, когда мы смотрим на светлое окно, окружающая его поверхность стены кажется нам темной и расплывчатой. Если же исключить действие падающего из окна све­та на глаз, то та же поверхность видится нами более светлой и четкой.

Цветовая адаптация. При длительном действии какого-либо цвета на глаз чувствительность сетчатки к этому цвету снижается, и он как бы тускнеет. Цветовая адаптация — явление более слабое, чем свето­вая-адаптация, и протекает в более короткий промежуток времени. Наибольшее время адаптации наблюдается для красного и фиолетового цветов, наименьшее — для желтого и зеленого.

Если человеку, например, длительное время приходится работать с красными тканями, то он через некоторое время теряет способность различать тонкие нюансы оттенков этого цвета. Опытным продавцам этот факт известен, и они кладут рядом с красными тканями зеленые или синие, для того чтобы восстанавливать правильное ощущение цвет­ности. Способность нашего глаза к адаптации дает возможность, не­смотря на различные условия освещения, хорошо различать предметы. Однако при частом переходе взора от очень светлого к темному и обрат­но возникает вынужденная постоянная адаптация глаза. Это утомляет зрение и, как следствие, может вызвать головные боли, нервозность, снижение внимания.

Константность цвета. Особую способность нашего зрения оцени­вать, несмотря на различное освещение, цвет предмета, основываясь на знании его цвета в условиях дневного освещения, называют констант­ностью цвета. Верная оценка цвета предмета (цветовая константность) достигается главным образом самопроизвольным изменением чувстви­тельности сетчатки и сужением или расширением зрачка. Кроме того, в нашей окончательной оценке видимого цвета участвуют очень сложные факторы, связанные с деятельностью головного мозга. Эта приближен­ная константность цвета видимых предметов, несмотря на значительные качественные и количественные изменения в освещении поля зрения,— одно из самых замечательных и важных факторов физиологической оп­тики. Без этой способности зрения кусок мела нам казался бы в пас­мурный день такого же цвета, как кусок угля при ярком солнечном све­те, а в течение дня он принимал бы все возможные цвета, лежащие между белым и черным.

Легко понять, насколько велико практическое значение констант­ности величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении ос­вещения, т. е. практически беспрерывно, в нашем восприятии изменя­лись бы свойства, по которым мы узнаем предметы. В этом случае во­обще не существовало бы восприятия предмета, а наблюдалось лишь непрерывное мерцание находящихся в постоянном движении и изме­няющих свою форму пятен и световых бликов, обладающих чрезвы­чайно большой пестротой.

Цветовая память и трансформация. Мы фиксируем в нашей памяти цветовые характеристики, присущие предметам и неоднократно наб­людавшиеся нами в связи с данными предметами. Так, многие пред­меты мы узнаем по их цвету: кровь, снег, медь, цемент. Даже вещи, которые могут иметь различную окраску, мы узнаем как знакомые нам раньше, например синее платье, красную книгу или коричневую вазу.

Если осветить такой предмет цветным светом малой насыщенности или если надеть цветные очки, то мы оказываемся в состоянии устано­вить цвет данных предметов по памяти, несмотря на изменение цвета из-за освещения. Мы до известной степени обладаем способностью аб­страгироваться от цветного освещения и достаточно правильно опреде­лить цвет предметов.

Способность нашего зрения постепенно привыкать к слабо окра­шенному освещению, например свету лампы накаливания, и судить о цвете так же, как и при нормальном освещении, называется трансфор­мацией. Если же насыщенность цвета освещения превышает определен­ные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления трансформации (перестройки) не наблюдается.

Например, зеленый при нормальном освещении лист при рассмотре­нии через красный фильтр или при насыщенном красном свете кажет­ся черным. При незнакомом окружении для неизвестного заранее цве­та достаточно даже света незначительной насыщенности, чтобы создать иллюзию цвета, отличающегося от цвета предмета при нормальном освещении.

Цветные тени

Неприятное, утомляющее действие на глаз двойно­го света достаточно известно. Большей частью двойной свет наблюда­ется при одновременном освещении естественным светом и светом ламп накаливания. Но он может вызываться также двумя или большим чис­лом искусственных источников света, тогда как один и тот же объект освещается несколькими источниками, излучающими свет различной насыщенности и разного цвета.

Действие двойного света будет незначительным, когда: разница в насыщенности дневного света и света ламп накаливания невелика;

 

источники света излучают свет из одного места (например, когда лампа накаливания находится вблизи окна или два источника света разного цвета расположены близко друг от друга).

 

Отрицательное действие двойного света усиливается при большой разнице в насыщенности (дневной свет и красный свет) и когда свет нескольких источников падает с разных сторон (например, слева днев­ной свет, справа искусственный свет).

 

Под действием двойного света изменяется цвет предметов и наблю­даются цветные тени. Эти неприятные цветовые явления, возникающие в поле зрения из-за двойного освещения, не могут быть устранены на­шим анализатором путем трансформации. В нашем восприятии не до­стигается постоянства (константности) цвета. Цвет предметов кажет­ся нам иным, чем мы его привыкли видеть и сохранили в нашей памяти. Вследствие этого возникает состояние неуверенности при определе­нии цвета. Это состояние может привести к нервозности и беспо­койству.

 

Чтобы систематизировать эти явления, проведем сначала наблю­дения над действием двойного освещения от источников, излучающих свет одного цвета, но разной насыщенности.

Для большей ясности при проведении опыта используются белые предметы и белые поверхности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...