Профиль: «Психология и педагогика дошкольного образования»
Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Согласовано:
декан факультета ДиКПиП КузГПА,
председатель ученого совета факультета
_______________Н.Е. Разенкова
«___» ______________ 2012 г.
Разработчик:
___________ Л.Д.Костелова, доцент кафедры ОиДПиП, к.п.н., доцент
Новокузнецк 2012
Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 20/ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1.
2.
3.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "" 20 г.
Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой
Декан
"" 20 г.
Рабочая программа
Выписка из ВОС
Индекс по ВОС
Наименование дисциплины и её содержание
Трудоемкость по ВОС
БЗ.Б.1.2
Теории обучения и воспитания.
Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогики. Методологические основы педагогики.
Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании.
Цель воспитания - личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Федеральный государственный образовательный стандарт. Базовая и вариативная составляющие содержания образования.
Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Методы и средства обучения. Современные модели организации обучения. Классификация средств обучения.
Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание - управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Методы воспитания и их классификация. Коллектив как объект и субъект воспитания.
Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы.
Цели и задачи дисциплины.
Дисциплина ориентирует на подготовку к социально-педагогической деятельности, педагогической деятельности в дошкольном образовании и на начальной ступени общего образования, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
- реализация на практике прав ребенка;
- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
- повышение собственного общекультурного уровня;
- использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
- соблюдение норм профессиональной этики.
Цель дисциплины: формирование у студентов основ теоретико-методологических знаний в области современной педагогики как базы осуществления процесса обучения и воспитания с учетом достижений современной науки, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом необходимости соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка. Курс призван заложить основы педагогической культуры будущих специалистов, сформировать способность осмысливать педагогическую действительность, заложить основы для принятия решений в соответствии с требованиями современной педагогической науки.
Задачи:
- формирование знаний о закономерностях образовательного процесса, развивающих функциях обучения и воспитания, методах и приемах воспитания и обучения детей;
- формирование представлений об основных проблемах современного образования;
- формирование умения применять полученные знания в процессе осмысления педагогической действительности и принятия решения о выборе организационных подходов к решению образовательных задач.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
ОПК-4 - готов использовать знание различных теорий обучения и воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
ОПК-7 - готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
ОПК-11 - готов применять в профессиональной деятельности основные и международные отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объем(кол-во час.)
Аудиторная работа (всего)
50 /48
Лекции
18 / 20
Семинарские (практические) занятия
8 /14
Лабораторные занятия
18/ 14
Контроль самостоятельной работы (включая экзамен)
Самостоятельная работа студента
58/ 60
Общая трудоемкость
Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр
Форма итогового контроля(зачет, экзамен, контрольная работа)
экзамен
Содержание дисциплины
5.1. Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
№
Разделы, темы
Лекции (кол-во час.)
Практические занятия (кол-во час.)
Лабораторные занятия (кол-во час.)
Самостоятельная работа (кол-во час.)
1.
Педагогика в системе наук о человеке.
2.
Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности.
-
3.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
4.
Обучение в целостном педагогическом процессе.
5.
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
6.
Система образования на современном этапе.
Итого:
5.2 Тематическое планирование.
№
Раздел ГОС
Лекции(тем №…)
(кол-во час.)
Практические занятия(тема №…)
(кол-во час.)
Лабораторные работы(тема №)
(кол-во час.)
1.
Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогики. Методологические основы педагогики.
Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании.
Цель воспитания - личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом.
1. Педагогика в системе наук о человеке.
1. Цель воспитания как педагогическая проблема.
1. Личность ребенка как объект и субъект образовательного процесса.
2.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
1. Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности.
1. Образование как общественное явление и педагогический процесс
3.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Федеральный государственный образовательный стандарт. Базовая и вариативная составляющие содержания образования.
1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
1. Содержание образования как компонент ЦПП.
1. Стандартизация образования
4.
Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Современные модели организации обучения. Методы и средства обучения.
Классификация средств обучения.
1. Обучение в целостном педагогическом процессе.
2. Система форм и методов обучения.
1. Современные модели организации обучения
1. Формы организации обучения.
2. Методы и средства обучения
5.
Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание - управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Методы воспитания и их классификация. Коллектив как объект и субъект воспитания.
1. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
2. Система форм и методов воспитания.
1. Детский воспитательный коллектив как структурный компонент целостного педагогического процесса
1. Воспитательная система как фактор целостного формирования личности.
2. Формы и методы воспитания.
3. Коллективное творческое дело как форма организации воспитания.
6.
Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы.
1. Система образования на современном этапе.
1. Система образования в России и перспективы её развития.
5.3. Содержание дисциплины
№ п/п
Тема и её содержание
Интерактивныеформыпроведения
Результаты обучения, формируемые компетенции
1.
Лекция.
Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Объект и предмет педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли. Связь педагогики с другими науками. Расширение границ и отраслей педагогической науки. Взаимодействие педагогической теории и практики.
Системный, личностный и деятельностный подходы в педагогике.
Лабораторное занятие.
Личность ребенка как субъект образовательного процесса.
1. Субъект и личность. Сущностные характеристики субъекта.
2. Ребенок как существо природное. Роль наследственности в развитии.
3. Ребенок как существо социальное. Сущность социализации ее стадии. Влияние среды на развитие личности.
4. Воспитание как определяющий фактор развития. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.
5. Деятельность как решающий фактор развития. Потребности как источник активности и саморазвития личности ребенка.
6. Закономерности развития и возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов педагогического процесса.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2003. – С. 74 – 90; 124 – 129; 166 – 172. - (Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса; Субъекты образовательного процесса; Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности).
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования // Педагогика.-1996. - № 5.
3. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. - Ст. Личность.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998. - Гл. Потребности и становление сознания детей различных возрастных групп.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. – М., 1999. – Кн. 1.- С. 76 – 82; 90- 93.
6. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М., 1997.
7. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. -1994. -№ 5. -С. 16 – 21.
8. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно- ориентированного обучения // Педагогика. -1995. - № 2.
9. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М., 1995. – С.22-38.
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.- С.62-68.
11. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М.,1992.
Семинарское занятие.
Цель воспитания как педагогическая проблема.
1. Система целей воспитания.
2. Всестороннее и гармоничное развитие личности – общая цель воспитания.
3. Компетентностный подход в современном образовании, его сущность.
4. Основные задачи и направления воспитания человека в начале ХХI в., назначение каждого из них в современной социокультурной ситуации.
Литература:
1. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1997.
2. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. - №3.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.- С.32-40. – Человек как предмет воспитания.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1998. – Лекция III. – Цель педагогической деятельности.
5. Бондаревская Е.А. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - №4.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000. – С.54-73.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М.,2002.
8. Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – Омск, 2003.
9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002. – С. 123-134. – (Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации).
10. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!. – М., 2000. – Гл.V. Ориентирование детей на общечеловеческие ценности.
Лекция-презентация
Дискуссия
ОПК-7
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-7
2.
Лекция.
Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности.
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Сущность, движущие силы, противоречия и логика педагогического процесса.
Педагогический процесс как целостное явление. Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Семинарское занятие.
Образование как общественное явление и педагогический процесс
1. Культура как предпосылка и результат образования человека.
2. Основные функции образования.
3. Образование как система. Современные модели образования.
4. Образование как процесс. Особенности современного образования.
5. Тенденции развития современного образования.
Литература:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Спб., 2008.
3. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.,1996.
Лекция-презентация
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-11
3.
Лекция.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
Сущность содержания образования и его исторический характер. Теории формирования содержания образования.
Структура содержания образования.
Факторы, принципы и критерии отбора содержания образования.
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования. Учебный план, учебная программа, учебная литература.
Семинарское занятие.
Содержание образования как компонент ЦПП.
1. Сущность содержания образования и его исторический характер.
2. Теории формирования содержания образования.
3. Принципы и критерии отбора содержания образования.
Литература:
1. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.
3. Беспалько В.Н. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. – 1993. - №5.
4. Беспалько В.Н. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. – 1995. - №1. – С.89-94.
5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.
6. Дидактика Средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. – 2000. – №2. – С.14-18.
8. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
Лабораторное занятие.
Стандартизация образования.
1. Стандартизация образования как принцип образовательной политики.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт, его функции.
3. Учебные планы, программы, учебная литература.
Лекция-презентация
ОПК-4
ОПК-11
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-11
4.
Лекция 1.
Обучение в целостном педагогическом процессе.
Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения,
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Связь образования, самообразования и взаимообучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Закономерности и принципы обучения.
Понятия «теория» и «технология» обучения. Развивающее обучение. Проблемное и эвристическое обучение. Модульное обучение. Компьютеризация и информатизация обучения. Дифференцированное обучение.
Лекция 2.
Система форм и методов обучения.
Понятие, сущность, классификация методов обучения. Характеристика основных методов обучения. Выбор методов обучения.
Понятие средств обучения и их классификация. Материальные средства обучения. Средства материализации умственных действий.
Понятие о формах организации обучения. Классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения.
Лабораторное занятие 1.
Современные модели организации обучения.
1. Объяснительно-иллюстративное обучение.
2. Программированное обучение.
3. Проблемное обучение.
4. Развивающее обучение.
5. Информационные технологии в обучении.
6. Проблема оптимизации процесса обучения.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999.
2. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – Гл.5. Основные направления современного обучения. – С. 260-303.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
4. Педагогические технологии: что это такое, и как их использовать в школе. /Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова - М., 1994.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.;'1998
6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1997.
7. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.
8. Краткий справочник по педагогической технологии. /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1997.
9. Ю.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1999.
10. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997.
11. Щуркова Н.В. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998
12. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
13. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1998.
Лабораторное занятие 2.
Формы организации обучения.
1. Понятие о формах обучения.
2. Подходы к классификации форм обучения.
3. Характеристика различных форм обучения.
Литература:
1. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
2. Кларин М. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
3. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.
6. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985
7. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М, 1993.
8. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.
9. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М., 2002.
Лабораторное занятие 3.
Методы и средства обучения.
1. Понятие «метода» и «средства» обучения.
2. Классификация средств обучения.
3. Активные методы в системе методов обучения.
4. Характеристика основных методов и средств обучения.
5. Условия оптимального выбора методов. Искусство использования педагогических методов и средств.
Литература:
1. Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981.
2. Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига, 1995.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону.,1998.
5. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
Лекция-презентация
Защита творческих проектов
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-4
ОПК-7
ОПК-11
ОПК-4
ОПК-4
5.
Лекция 1.
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как специально организованная деятельностьпо достижению целей образования. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Движущие силы и логика воспитательного процесса.
Базовые теории воспитания и развития личности.
Закономерности и принципы воспитания.
Воспитательная система как фактор целостного формирования личности
Лекция 2.
Система форм и методов воспитания.
Понятие и сущность методов воспитания, их классификация. Методы формирования сознания, методы организации деятельностии опытаповедения, методы стимулирования. Характеристика методов воспитания.
Взаимосвязь методов и средств воспитания.
Общая характеристика форм воспитания и их классификация. Подготовка и проведение воспитательных мероприятий.
Семинарское занятие.
Детский воспитательный коллектив как структурный компонент целостного педагогического процесса
1. Сущность и структура детского воспитательного коллектива
2. Педагогические функции коллектива
3. Стадии и механизмы становления коллектива.
4. Формы и методы организации детского коллектива
5. Место детского коллектива в ЦПП.
Литература:
1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. – М., 1983. – Т. 4
2. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
3. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. – М., 1978.
4. Иванов И. Воспитывать коллективистов. – М., 1982.
5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.
6. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. – М., 1974.
Лабораторное занятие 1.
Воспитательная система как фактор целостного формирования личности.
1. Понятие воспитательной системы. Сущность и структура воспитательной системы.
2. Основные признаки гуманистических воспитательных систем.
3. Авторские воспитательные системы.
Литература:
1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах. – М., 1993. – Ст. «Воспитательная система».
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. Л.Н. Селивановой. – М., 1998.
3. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997.
4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.
5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.
6. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 1 и 2. – М., 1993.
7. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. – М., 1990.
Лабораторное занятие 2.
Формы и методы воспитания.
4. Понятие «метода» и «приема» воспитания.
5. Различные подходы к классификации методов воспитания.
6. Характеристика основных методов воспитания.
7. Понятие о формах воспитания.
8. Подходы к классификации форм воспитания.
9. Характеристика различных форм воспитания.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.
3. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997.
4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под ред. Л.Н. Селивановой. – М., 1998.
5. Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. – СПб., 1992.
6. Караковский В.А. Стать человеком. – М., 1993.
7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.
8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.
9. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону.,1998.
10. Педагогика: Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.
11. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. – М., 1990.
12. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 1 и 2. – М., 1993.
13. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. – М., 1993.
Лабораторное занятие 3.
Коллективное творческое дело как форма организации воспитания.
Занятие проводится в виде защиты проекта организации коллективного творческого дела, разработанного группой студентов.
Лекция-презентация
«Круглый стол»
Деловая игра
Защита творческих проектов
Лекция.
Система образования на современном этапе.
1. Понятие системы образования. История становления системы образования в России. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
2. Структура системы образования Российской Федерации. Характеристика основных структурных элементов.
3. Вариативность как главный признак системы образования России.
4. Нововведения и педагогические инновации в образовании России.
Лабораторное занятие.
Система образования в России и перспективы её развития.
1. Понятие системы образования. История становления системы образования в России.
2. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
3. Структура системы образования Российской Федерации. Характеристика основных структурных элементов.
4. Вариативность как главный признак системы образования России.
5. Нововведения и педагогические инновации в образовании.
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге ХХI века. – М., 1993.
3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003. – Инновации в образовании. Авторские школы. - С.274-317.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
5. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М., 2002. – Нормативные основы дидактики. – С.50 – 62.; Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – С.359 – 363.
6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М, 2003. – Образовательная система России. – С.51-54.
7. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 1999. – Многоуровневая система образования. – С.49-55.
ОПК-7
ОПК-11
ОПК-7
ОПК-11
Задания для самостоятельной работы студентов
№п/п
Название раздела, темы
Самостоятельная работа студентов
Формы контроля
Количествочасов всоотв. с тематическим планом
Задания, выносимые на самостоятельную работу
Сроки выполнения
1.
Педагогика в системе наук о человеке.
1. Составление фрагмента педагогической хрестоматии.
2. Таблица «Возрастные особенности развития личности и их учет в воспитании»
3. Доклад «Компетентностный подход как основа определения целей современного образования»
Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности.
1. Составление сравнительной таблицы «Структура ЦПП»
2. Составление таблицы «Закономерности и принципы ЦПП»
3. Доклад «Современное российское образование на этапе модернизации»
Семинарское занятие
1. Опорный конспект
2. Доклад
3.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
1. Составление сравнительной таблицы «Теории содержания образования»
2. Составление сравнительной таблицы «Принципы отбора содержания образования»
3. Доклад «Государственный образовательный стандарт как средство гуманизации образовательного процесса»
Семинарское занятие
1. Опорный конспект
2. Доклад
4.
Обучение в целостном педагогическом процессе.
1. Составление сравнительной таблицы «Структура процесса обучения»
2. Составление сравнительной таблицы «Закономерности и принципы обучения»
3. Таблица «Характеристика методов обучения»
4. Таблица «Характеристика форм обучения»
5. Презентация одной из моделей организации обучения.
Семинарское занятие
1.Опорный конспект
2. Защита
5.
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
1. Составление сравнительной таблицы «Структура процесса воспитания»
2. Составление сравнительной таблицы «Закономерности и принципы воспитания»
3. Сравнительная таблица «Теории детского воспитательного коллектива»
4. Таблица «Характеристика методов воспитания»
5. Таблица «Характеристика форм воспитания»
6. Подготовка мультимедийной презентации «Коллективное творческое дело как форма организации воспитания»
Семинарское занятие
1.Опорный конспект
2. Защита
6.
Система образования на современном этапе.
1. Подготовка мультимедийной презентации «Система образования РФ на современном этапе»
Семинарское занятие
Защита
Содержание текущего и итогового контроля.
Текущий контроль.
Формы контроля: рейтинговая система оценки деятельности студентов.
Содержание контрольных мероприятий: технологическая карта прилагается (смотри приложение 1).