Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментируемой статьей (см. п. 14 ч. 1) запрещается прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Особый характер функционирования муниципальной службы, особый уровень ответственности, возложенный на органы местного самоуправления, диктуют невозможность отказа муниципальных служащих от исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора. В то же время законность и обоснованность установления данного ограничения неоднозначны и вызывают много споров.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 55) в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. С другой стороны, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Конституция РФ, ст. 55, ч. 3). В то же время согласно ст. 56 Конституции РФ установление отдельных ограничений прав и свобод осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя и с указанием пределов и срока действия этих ограничений. Более того, согласно ч. 3 ст. 56 Конституции РФ целый ряд прав и свобод (право на свободу, на неприкосновенность частной жизни, свободу совести и т.д.) не подлежит вообще никакому ограничению.

Исходя из вышеизложенного данное ограничение вряд ли можно признать абсолютным. Согласно Конституции РФ (ст. 56) право на жизнь не может быть ограничено. Согласно ТК РФ (ст. 379) каждый работник имеет право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. Следовательно, в этом случае муниципальный служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

Запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей со стороны муниципального служащего требует более четкой правовой регламентации.

5. Частью 2 комментируемой статьи устанавливаются ограничения для муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту.

Муниципальному служащему, замещающему должность главы местной администрации по контракту, запрещается:

- заниматься иной оплачиваемой деятельностью (в отличие от других муниципальных служащих), за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

- заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, которая финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель подчеркнул особый статус лица, замещающего должность главы местной администрации.

6. Часть 3 комментируемой статьи запрещает гражданину после увольнения с муниципальной службы разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" определен состав сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" определен состав конфиденциальной информации.

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к ответственности.

7. Согласно ч. 4 комментируемой статьи гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"), в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (см. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"). Порядок получения согласия комиссии на трудоустройство муниципального служащего определен Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Также по данному вопросу могут быть приняты муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 1.1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы данного требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации").

 

Статья 14.1. Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе

 

Комментарий к статье 14.1

 

1. Термин "конфликт интересов" является новым для законодательства о муниципальной службе. Его появление в комментируемом Законе связано с развитием антикоррупционного законодательства в Российской Федерации. Впервые термин "конфликт интересов" появляется в 1996 г. в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц, являющемся приложением к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. N 51/59 "Борьба с коррупцией", где указано, что публичный служащий не должен принимать участия в деле, в котором лично заинтересован (не допускать конфликта интересов), в том числе после ухода со службы. В дальнейшем термин "конфликт интересов" появляется и в законодательстве Российской Федерации. В концепции реформирования государственной службы 2001 г. содержится уже не только указание на необходимость формирования механизмов по урегулированию конфликта интересов в системе государственной службы, но и впервые дается определение термина "конфликт интересов". Конфликт интересов - состояние, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Конфликт интересов является специфическим видом конфликтов, возникающим на муниципальной службе. Конфликт интересов исходя из определения, которое содержится в комментируемой статье, не является служебным спором, т.е. возникает не по поводу установления или применения условий труда муниципального служащего. По сути конфликт интересов - это внутренний моральный выбор конкретного муниципального служащего, у которого возникла личная заинтересованность при осуществлении им должностных обязанностей. Моральный выбор возникает у служащего в отношении принятия решения - поступить в соответствии с действующим законодательством либо, ориентируясь на личную заинтересованность, нарушить его.

Для целей комментируемого Закона используется понятие "конфликт интересов", установленное ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

По своей сути конфликт интересов потенциален, он может возникать даже тогда, когда служащий абсолютно добросовестно и надлежащим образом исполняет должностные обязанности, но определенные обстоятельства или факты, которые зачастую даже и не зависят от самого муниципального служащего, могут повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей. Нормы комментируемой статьи, по сути, априори исходят из презумпции виновности муниципального служащего. Муниципальный служащий ничего еще не совершил, но исходя из данного комментируемой статьей определения определенные факты могут повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и привести к противоречию между его личными интересами и законными интересами граждан, организаций, общества.

Министерством труда и социальной защиты РФ был подготовлен Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования (см. письмо Минтруда России от 15 октября 2012 г. N 18-2/10/1-2088 "Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования" (вместе с "Обзором типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования")).

2. Как в целях Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", так и в целях комментируемого Закона личная заинтересованность - это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что с развитием антикоррупционного законодательства определение понятия личной заинтересованности значительно расширено. В новой трактовке к личной заинтересованности отнесены не только имущественные (материальные) выгоды, но иные выгоды и преимущества. Обратим особое внимание, что личной заинтересованностью признается ситуация получения выгоды не только самим муниципальным служащим или его родственниками (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), но также гражданами и организациями, которые связаны с муниципальным служащим имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Комментируемая статья включает конкретизирующие нормы антикоррупционной направленности:

- законодатель установил, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 2.1);

- в случае если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ч. 2.2);

- законодатель установил, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ч. 2.3).

3. Частью 3 комментируемой статьи устанавливается обязанность представителя нанимателя (работодателя) принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Комментируемой статьей не раскрывается содержание обязанности представителя нанимателя (руководителя) предотвращать или урегулировать конфликт интересов. Таким образом, комментируемая статья оставляет принятие решения на усмотрение представителя нанимателя (руководителя) - нужно ли муниципальному служащему избавляться от конфликта интересов, или его можно признать терпимым, а муниципальный служащий может продолжить исполнение должностных обязанностей.

Комментируемая статья не требует обязательного отстранения от должности муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, даже если конфликт интересов не ликвидирован. В этом смысле практика урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе будет затруднена, так как нет четкого определения видов конфликтов интересов, требующих отстранения муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей. Более целесообразным было бы отстранять муниципального служащего не от замещаемой должности, а конкретно от исполнения обязанностей, которые привели к возникновению конфликта интересов.

Обязанность предотвратить возникновение у гражданского служащего личной заинтересованности лежит прежде всего на представителе нанимателя (работодателе), который уже при заключении с муниципальным служащим трудового договора должен учитывать все обстоятельства, которые могут способствовать возникновению конфликта интересов.

При этом согласно ч. 3.1 комментируемой статьи непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.

Комментируемая статья не возлагает на муниципального служащего обязанность сообщать представителю нанимателя (руководителю) о возникшем конфликте интересов. Муниципальный служащий не обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Следовательно, представителю нанимателя (руководителю) необходимо задуматься о возможных источниках информации о конфликтах интересов, возникающих на муниципальной службе.

Данная обязанность возлагается на муниципального служащего в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которой муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Для урегулирования конфликта интересов комментируемая статья предлагает образовывать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, порядок работы которой определяется муниципальным правовым актом.

Муниципальным правовым актом должен быть определен состав комиссии. В комиссию могут входить:

1) представитель нанимателя (работодатель) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе из кадровой службы, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором муниципальный служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность муниципальной службы);

2) представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов.

Составы комиссий должны формироваться таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения. При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии по урегулированию конфликта интересов муниципального органа в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов. Члены комиссии не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

Муниципальным правовым актом должны быть конкретно определены источники и форма представляемой информации о возникшем конфликте интересов. Решение о месте, дате и времени проведения заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов в муниципальном органе может приниматься представителем нанимателя (работодателем). Муниципальным правовым актом должна быть определена процедура проверки информации о возникшем конфликте интересов.

Муниципальным правовым актом должна быть предусмотрена возможность присутствия муниципального служащего на заседании комиссии, у которого возникла личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Ему в обязательном порядке должна быть предоставлена возможность изложения своей позиции по рассматриваемому вопросу.

Решения комиссии по урегулированию конфликта интересов муниципального органа считаются принятыми, если за их принятие проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Особое мнение членов комиссии, голосовавших против принятого решения, излагается в письменной форме и прилагается к решению комиссии.

В случае если комиссией по урегулированию конфликта интересов муниципального органа подтверждено наличие конфликта интересов у муниципального служащего, она может принять решение:

- об изменении должностного регламента муниципального служащего с тем, чтобы исключить конфликт интересов;

- ограничении доступа муниципального служащего к конкретной информации;

- переводе муниципального служащего на должность, предполагающую выполнение функций, не связанных с конфликтом интересов;

- отстранении муниципального служащего от исполнения обязанностей, которые привели к возникновению "конфликта интересов";

- увольнении муниципального служащего.

Результаты принятого решения излагаются в протоколе, который подписывается сопредседателями комиссии по урегулированию конфликта интересов. Решения комиссии для представителя нанимателя (работодателя) обязательны.

Муниципальным правовым актом в обязательном порядке должна быть разработана процедура обжалования муниципальным служащим решения, которое было принято комиссией по урегулированию конфликта интересов.

 

Статья 14.2. Требования к служебному поведению муниципального служащего

 

Комментарий к статье 14.2

 

1. В комментируемой статье определены этические нормы поведения муниципального служащего. Административная или служебная этика - это вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих <5>.

--------------------------------

<5> См.: Осипова И.Н. Этика и культура управления. Учебное пособие. М.: Форум, 2009.

 

Первое упоминание в нормативных правовых актах о необходимости разработки Этического кодекса государственных и муниципальных служащих встречается в Постановлении Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 495 "Об утверждении Комплексного плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 1997 году Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах".

В 2001 г. группа депутатов Государственной Думы Российской Федерации (Южаков, Рыжков) инициировали разработку Этического кодекса государственных служащих. Однако проект Этического кодекса не был принят, а в 2002 году Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" были определены этические доминанты служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

На основе Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. N R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих) был разработан Типовой кодекс этики и поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации. Типовой кодекс этики и поведения государственных и муниципальных служащих одобрен решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21).

Комментируемой статьей определено, что муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Муниципальный служащий обязан осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции муниципального органа.

Возведение обозначенного этического принципа в разряд законодательных предписаний отражает требования ст. 4 Конституции РФ, в которой закрепляется верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В основу деятельности муниципального служащего должен быть положен принцип законности. Принцип законности направлен на обеспечение точного соблюдения Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, муниципальных правовых актов, иных нормативных правовых актов всеми органами муниципального управления, должностными лицами и муниципальными служащими и обеспечивает стабильность, согласованность и единство действий органов муниципального управления, единство и целостность экономического и правового пространства Российской Федерации.

2. Комментируемая статья обязывает муниципального служащего обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан. Указанное требование отражает положения целого ряда статей Конституции РФ, а именно: каждый гражданин Российской Федерации на ее территории обладает всеми правами и свободами (ст. 6), все равны перед законом и судом (ст. 19), общественные объединения равны перед законом (13), религиозные объединения равны перед законом (ст. 14), осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17) и целый ряд других статей Конституции РФ.

Обязанностью органов муниципального управления, муниципальных служащих является своевременное рассмотрение обращений граждан. В настоящее время вопросы рассмотрения обращений граждан регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

3. Комментируемой статьей определено, что муниципальный служащий не должен совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

Муниципальным служащим запрещается использовать должностные полномочия в интересах и под влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов. Данное требование обусловлено необходимостью соблюдения муниципальными служащими требований антикоррупционного законодательства о профилактике и урегулировании конфликта интересов (см. комментарий к ст. 14.1 Закона).

4. Комментируемая статья обязывает муниципального служащего соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций. Действующее законодательство не запрещает муниципальному служащему являться членом политической партии, общественных и религиозных объединений. Но при этом муниципальные служащие должны следовать принципу политической нейтральности, исключающему возможность использования должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций. Другими словами, служебная деятельность муниципального служащего не должна быть ангажирована его принадлежностью к какой-либо политической партии или общественной организации. Муниципальным служащим запрещается создавать в муниципальных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

5. Комментируемая статья обязывает муниципального служащего проявлять корректность в обращении с гражданами. Муниципальная служба как профессиональная деятельность отличается публичным характером. Это порождает определенные требования к навыкам общения и правилам делового этикета у муниципальных служащих. Знания правил делового этикета, умение их применять в конкретных служебных и внеслужебных ситуациях способствуют не только формированию положительного имиджа муниципальных служащих, авторитета муниципальной службы, но и оказывают влияние на эффективность государственного управления в целом.

6. Комментируемой статьей установлено такое требование к служебному поведению, как проявление уважения к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует всем гражданам равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям: каждый гражданин Российской Федерации на ее территории обладает всеми правами и свободами (ст. 6), общественные объединения равны перед законом (13), религиозные объединения равны перед законом (ст. 14). Муниципальные служащие при исполнении должностных обязанностей должны учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий и способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Учитывая, что Россия является полиэтническим государством, в котором представлены различные религии и религиозные направления, муниципальные служащие обязаны проявлять определенную гибкость в вопросах консолидации российского общества, особенно если это касается национальных или религиозных вопросов. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

7. Комментируемая статья обязывает муниципального служащего не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

Муниципальные служащие обязаны выстраивать бесконфликтную модель поведения на всех уровнях статусно-должностной иерархии муниципального органа:

- взаимодействия между подразделениями;

- взаимодействия между руководителями;

- взаимодействия между руководителем и подчиненными;

- взаимодействия между служащими.

Муниципальные служащие при осуществлении внешних взаимодействий с государственными органами, со средствами массовой информации, с организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами должны учитывать правила делового этикета.

При возникновении конфликтных ситуаций муниципальному служащему запрещено публично выступать с критикой в адрес органов муниципальной власти и должностных лиц. На муниципальной службе исключается так называемое бегство к общественности даже в тех случаях, когда исчерпаны все возможные методы и средства урегулирования сложившейся конфликтной ситуации.

8. Комментируемой статьей определено, что муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

 

Статья 15. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

 

Комментарий к статье 15

 

1. В статье определен порядок представления муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране лица, замещающие должности в органах местного самоуправления, обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах, расходах и принадлежащем им имуществе.

Комментируемая статья не содержит понятия "доход", "имущество" и "обязательства имущественного характера", которые необходимо трактовать в том значении, в каком они используются в гражданском, финансовом и налоговом законодательстве. Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки, и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (НК РФ, ст. 41). К доходам, например, можно отнести доход по основному месту работы, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от иной оплачиваемой деятельности и т.д.

Под имуществом в соответствии с НК РФ (ст. 38) понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. К имуществу можно отнести квартиру, дом, автомобиль, земельный участок, денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги.

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ГК РФ, ст. 128).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ГК РФ, ст. 130).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ГК РФ, ст. 143).

Под обязательствами имущественного характера понимаются правоотношения, в силу которых одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие - передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обяз<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...