Основные принципы формирования стратегических ориентиров в предпринимательской деятельности
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение. 3 Глоссарий. 5 1. Стратегические ориентиры предпринимательской деятельности. 6 1.1. Основные принципы формирования стратегических ориентиров в предпринимательской деятельности. 6 1.2. Конкурентные стратегии предпринимательской деятельности ведущих предприятий России. 15 2. Предпринимательские способности как основа успеха в предпринимательской деятельности. 21 2.1. Профессиональная компетентность в предпринимательстве. 21 2.2. Ведущие бизнес-лидеры мирового предпринимательства. 35 Заключение. 44 Список литературы.. 46
Введение
Развитие рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, изменение традиционных систем управления, расширение хозяйственной самостоятельности в рамках не только одной страны, но и международной интеграции экономических систем требуют формирования адекватных этим процессам менталитета и культуры организации предпринимательства во всех звеньях экономики и на всех ее уровнях. Предпринимательская деятельность в настоящее время выступает важнейшей формой организации как индивидуального, так и коллективного труда. В рамках рыночных отношений принципиально меняются содержание и целевые установки деятельности производственно-хозяйственных структур, их экономическое поведение. Стратегия и тактика указанных структур как в сфере производства и услуг, так и в сфере обращения товаров направлены на выработку и последовательное проведение в жизнь активной производственно-сбытовой и коммерческой политики, базирующейся на принципах маркетинга. Функционирование производственно-хозяйственных структур, в основе которых лежит маркетинговая философия хозяйствования, предполагает создание устойчивых и эффективных; производственных отношений, базирующихся на соответствующем уровне организационной культуры. С этой точки зрения наиболее значимыми становятся процессы не только качественного производства продукции, но и маркетинговая, коммерческая деятельность, предполагающая максимальную эффективность торговой сделки для каждого из участников купли-продажи. На всех этапах предпринимательства требуются активный поиск эффективных вариантов производства и реализации товаров и услуг, инициатива, подкрепленные высоким уровнем культуры организации бизнеса.
Изучение и понимание стратегии, тактики и культуры, т.е. всего того что формирует стратегическую линию поведения, позволяющую достичь успешных результатов в предпринимательской деятельности, а также достижений субъектов предпринимательской деятельности в данном направлении, всегда было важно и не потеряет своей актуальности в будущем. Целью данной работы является изучение передового опыта лидеров российского предпринимательства. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: - охарактеризовать основные принципы формирования стратегических ориентиров в предпринимательской деятельности; - осветить конкурентные стратегии предпринимательской деятельности ведущих предприятий России; - изучить профессиональную компетентность в предпринимательстве; - рассмотреть профессиональную компетентность ведущие бизнес-лидеров мирового предпринимательства. В соответствии с поставленными целью и задачами структура основной части работы состоит из двух частей. Первая часть работы посвящена основным принципы формирования стратегических ориентиров в предпринимательской деятельности и конкурентным стратегии предпринимательской деятельности ведущих предприятий России.
Во второй части работы проводится исследование профессиональной компетентность в предпринимательстве и приводится практические примеры по данном направлению из мировой практики предпринимательства.
Глоссарий
Предпринимательская деятельность − инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена). Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования. Миссия организации: в широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации; в узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели деятельности, решаются существующие проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегия представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих реакцию организации на внешние и внутренние условия ее деятельности и развития. Стратегические ориентиры предпринимательской деятельности
Основные принципы формирования стратегических ориентиров в предпринимательской деятельности
Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Старая мудрость о том, что не бывает попутного ветра для корабля, команда которого не знает, куда плывет, образно иллюстрирует это положение. Но целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели. Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Далее, люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.), преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в ней, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в ее деятельности. Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. Одни из них производят товары, нужные для жизни человека, — «предметы потребления» (пищу, одежду, обувь и т. д.). Другие создают инвестиционные товары (используемые в процессе производства: станки, машины, руду, металл и т. д.). Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье или готовую продукцию до мест потребления, — транспортные предприятия. Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги — хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т. д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить.
Предприятие в рыночной экономике выступает на различных рынках: производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется на локальный, национальный или даже международный рынок. Предприятие в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает (в той или иной степени) предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией. Предприятие обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело; экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование. Независимость как исходный признак организации предприятия нельзя понимать упрощенно. В экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприятие имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной деятельностью. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности. Взаимодействует с самостоятельностью принцип личной экономической заинтересованности лиц, создавших предприятие. Предприятие в рамках рыночной экономики выступает как источник личной выгоды, и это является одним из ведущих факторов предпринимательской деятельности. Данный фактор, непосредственным образом влияющий на деятельность предприятия, выражается в стремлении организовать работу предприятия так, чтобы получить максимально возможную прибыль. Однако особенностью товарного производства является то, что предприниматель, преследуя свою сугубо личную выгоду, тем не менее работает на общество в конечном итоге, удовлетворяя свои интересы, создает более качественные типы продукции. Обладая самостоятельностью, предприятие берет на себя ответст-венность за результаты осуществляемой деятельности. Оно отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, предусмотренных законодательством.
Помимо вышеуказанных обязательств предприятие должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать имеющиеся в его распоряжении землю и другие природные ресурсы, не загрязнять окружающую среду, не нарушать правил безопасности производства, соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников. Характерным признаком деятельности предприятия является хозяйственный риск. Рыночные отношения требуют от предприятия производства качественной и конкурентоспособной продукции. Ключевой момент, лежащий в основе хозяйственного риска, — соотношение между предполагаемыми затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась конъюнктура. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий производства все время заставляет изыскивать новые технологические решения, снижать себестоимость продукции и т.д. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности, конкуренции между участниками рыночного обмена. Предприятие, осуществляя самостоятельное хозяйствование связано через систему рыночных связей (рынки ресурсов и готовой продукции) с другими предприятиями, поставщиками и потребителями. Опираясь на все эти факторы, предприятие формирует свои перспективные стратегические цели и задачи, формирует философию своего бизнеса, его миссию, стратегию и тактику деятельности, основные принципы формирования которых представлены в Приложении 1. Приведем примеры формулировок стратегий и миссии наиболее успешных российских и зарубежных компаний. Microsoft Corporation — производство программного обеспечения. Многие годы деятельность Microsoft определялась стратегическим видением: "Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение". Однако появление Internet и широкое распространение электронных устройств, отличных от ПК, например карманных калькуляторов и приставок к телевизорам, заставили Microsoft в 1999 году расширить видение следующим образом: "Обеспечивать новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассного программного обеспечения". Intel — производство процессоров для ПК: "Наше видение: миллиарды компьютеров с подключением к Internet, миллионы серверов, триллионы долларов прибыли от электронной коммерции. Миссия Intel — сохранение за собой роли ключевого поставщика в Internet-экономике и содействие любым усилиям по повышению эффективности Internet. Сегодня главное в компьютерах — это Internet. Мы расширяем возможности ПК и Internet". Otis Elevator — производство лифтов: "Наша миссия — предоставить всем клиентам средства перемещения людей и грузов вверх, вниз и в стороны на ограниченное расстояние с надежностью, какую не может обеспечить ни одна другая компания". Avis rent-a-car — сдача автомобилей в аренду: "Наш бизнес — сдача автомобилей в аренду. Наша миссия — абсолютное удовлетворение клиента". Trader Joe's — сеть бакалейных магазинов: "Миссия Trader Joe's — продажа высококачественных продуктов и напитков, объективная информация, высочайшие стандарты обслуживания, дружелюбие, индивидуальный подход, корпоративный дух". Американский Красный Крест: "Миссия Американского Красного Креста — улучшать качество человеческой жизни; развивать в людях уверенность в своих силах и воспитывать ответственность; мы учим людей избегать несчастных случаев и одновременно быть к ним готовыми, уметь оказывать первую помощь". 3COM: "Миссия 3COM — подключать индивидуальные и корпоративных пользователей к источникам информации с помощью современных, простых и надежных средств. Наше видение глобальной компьютеризации — мир, в котором подключение к Internet проще, доступнее, дешевле". Eastman Kodak: "Мы делаем фото". Сеть отелей Ritz-Carlton: "Миссия сети отелей Ritz-Carlton — неустанная забота и обеспечение максимального комфорта каждому гостю". "Мы гарантируем своим гостям самое лучшее индивидуальное обслуживание, комфорт, спокойную и изысканную обстановку". "Благодаря своему огромному опыту персонал отелей Ritz-Carlton создает атмосферу уюта и благополучия, удовлетворяет даже невысказанные пожелания своих гостей". Long John Silver's: "Наше видение: стать лучшей сетью ресторанов быстрого обслуживания в Америке. Мы предлагаем каждому посетителю вкусные, здоровые и недорогие блюда из рыбы, морепродуктов и цыплят, обслуживаем быстро и вежливо". Bristol-Myers Squibb: "Миссия Bristol-Myers Squibb — улучшать качество жизни с помощью высококачественных санитарно-гигиенических средств. Наша цель — стать мировым лидером качества в этой отрасли". Стратегические и финансовые цели — это укрепление положения организации в отрасли и повышение конкурентноспособности; финансовые цели — это запланированые финансовые показатели. Примеры стратегических и финансовых целей Banc One Corporation (стратегическая цель): "Всегда входить в тройку лидеров финансового рынка". Domino's Pizza (стратегическая цель): "Быстрая доставка горячей пиццы не более чем через 30 минут после принятия заказа. Разумные цены, приемлемая прибыль". Ford Motor Company (стратегические цели): "Удовлетворять наших клиентов за счет поставки качественных легковых и грузовых автомобилей, разработки новых видов продукции, уменьшения времени промышленного внедрения новых транспортных средств, повышения эффективности всех предприятий и производственных процессов, создания партнерских отношений с работниками, профсоюзами, дилерами и поставщиками". Alcan Aluminum (стратегические и финансовые цели): "Производить алюминий с минимальными издержками, удерживать индекс Standard and Poor выше среднего показателя". (Standard and Poor — фондовый индекс 500 наиболее активно покупаемых акций на Нью-йоркской фондовой бирже, публикуемый агентством Standard and Poor). Bristol-Myers Squibb (стратегическая цель): "Сосредоточить наши усилия в глобальных масштабах на таких санитарно-гигиенических товарах, в производстве которых мы занимаем первое или второе место, обеспечивать потребителей товарами превосходного качества". Atlas Corporation (стратегическая цель): "Стать низкозатратной золотодобывающей компанией среднего масштаба, производить не меньше 3735,5 кг золота в год и создать золотой резерв в 424,5 т". ЗМ Corporation (финансовые и стратегические цели): "Достичь среднегодового роста прибыли на акцию минимум на 10%, прибыльности акционерного капитала — на 20—25%, рентабельности привлеченного капитала — не ниже 27%; не меньше 30% продаваемой продукции должно быть выпущено за последние 4 года". Миссия Группы компаний "Сократ" (Россия): "Мы работаем, чтобы увеличить ваш капитал" Миссия Альфа-Банк: "Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания". Миссия Группы компаний "Формоза" (российский производитель компьютеров): "Мы живем и работаем в России и для России. Мы любим нашу страну, нам интересно жить в этой стране, мы верим в будущее этой страны. Мы считаем себя продолжателями дела наших отцов и дедов, на протяжении поколений создававших шедевры науки и техники, сделавших нашу страну лидером во многих областях человеческих знаний. Мы считаем себя ответственными за будущее нашей страны. Мы считаем, что каждый гражданин и каждая компания ответственны за ее состояние, за темпы ее развития, за ее конкурентоспособность. Наша компания - это коллектив единомышленников, которые понимают, что наиболее полно реализовать себя они могут там, где бизнес в качестве основной движущей силы использует таланты и знания своих сотрудников. Мы живем в веке информации и высоких технологий. Быть лидером для современной компании - значит объединить и реализовать возможности наукоемких разработок, технологий и специалистов, способных создавать новое и лучшее. Качество продукции, разработок и услуг - основа успеха и развития компании. Качество продукции складывается из качества каждого технологического элемента, в каждый момент времени, на каждом рабочем месте, на каждом этапе производственного процесса. Мы уверены, что применение новых технологий и реализация новых идей - это путь к созданию более удобных и простых в использовании, более надежных систем и устройств, открывающих новые возможности перед теми, для кого они созданы". ОАО «Аммофос» (Вологодская область) – крупный химический комплекс по производству сложных производстве минеральных удобрений: Главная цель и основа благополучия ОАО «Аммофос» в соответствии с миссией холдинга «ФосАгро» - создание новых ценностей и сохранение лидерства в области производства минеральных удобрений путем дальнейшего повышения конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность обеспечивается выпуском качественной продукции при экономически обоснованных уровнях рисков. Основными направлениями развития предприятия являются: - выявление и выполнение запросов потребителей; - производство продукции при соблюдении требований действующего законодательства в области экологии, промышленной безопасности, охраны труда и других обязательств, принятых на себя предприятием; - снижение травматизма, риска профессиональных заболеваний, негативного воздействия на окружающую среду, ущерба имуществу и имиджу предприятия; - совершенствование оборудования и технологии производства; - рациональное использование сырья, материалов, энергоресурсов; - повышение уровня компетентности персонала, совершенствование системы мотивации и поддержка приверженности персонала предприятию; - установление долгосрочных партнерских отношений с поставщиками; - внедрение современных информационных технологий и повыииение культуры работы с информацией; - информирование и поддержание открытого диалога со всеми заинтересованными сторонами по вопросам деятельности ОАО «Аммофос»; - поддержание на предприятии корпоративной культуры холдинга; - постоянное улучшение системы менеджмента, основанной на требованиях ИСО9001,14001, OHSAS 18001.» ООО «Мовитек» (г. Волгоград) - производство комплектующих для промышленного оборудования: «В нашей компании собралась энергичная команда технических профессионалов, готовых в любую минуту прийти Вам на помощь. Все специалисты нашей компании имеют высшее техническое образование и систематически участвуют в семинарах и обучаются на дополнительных курсах, что позволяет с уверенностью сказать - "Мы сможем решить любую Вашу производственную задачу". Мы будем рады осуществить подбор и поставку необходимых Вам комплектующих круглосуточно и без выходных. Вы можете обратиться к нам просто за технической консультацией. В случае необходимости, мы готовы выехать на Ваше предприятие для принятия решений на месте. По каждой предлагаемой нами группе товаров работает индивидуальный технический специалист, что позволяет при большом количестве товаров и позиций иметь очень высокий уровень опыта и знаний в выделенном направлении. Работая с нами Вы можете быть уверены и рассчитывать: - на бесплатную доставку до Вашего предприятия во все регионы России при сумме заказа свыше 500 евро; - изготовление заказа точно в необходимые Вам размеры и технические параметры; - гарантированное высокое качество продукции, за 7 лет работы мы имели всего два случая замены бракованной продукции; - индивидуальный подход к заказчику при любом объеме заказа. - мы не ограничиваем объемы заказа, Вы можете заказать практически любое количество необходимой Вам продукции. По Вашему заказу мы готовы: - осуществить выезд специалиста на Ваше предприятие; - осуществить монтаж и пусконаладку на Вашем оборудовании; - изготовить, забронировать и содержать склад под Ваши потребности, без дополнительных затрат с Вашей стороны; - предоставить отсрочку платежей и товарный кредит при условии длительной плодотворной работы; - предоставить удобную для Вас форму оплаты, в зависимости от заказа. - спроектировать и изготовить нестандартное промышленное оборудование».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|