Критериальное оценивание в проектной деятельности
Критерии оценивания проектов для 9–10-х классов
Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения» (максимум 3 балла)
| Баллы
|
Цель не сформулирована
|
|
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует
|
|
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения
|
|
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения
|
|
Критерий «Постановка и обоснование проблемы проекта» (максимум 3 балла)
|
Проблема проекта не сформулирована
|
|
Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер
|
|
Проблема проекта четко сформулирована и обоснована
|
|
Проблема проекта четко сформулирована, обоснованаи имеет глубокий характер
|
|
Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» (максимум 3 балла)
|
Тема проекта не раскрыта
|
|
Тема проекта раскрыта фрагментарно
|
|
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
|
|
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы
|
|
Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла)
|
Использована не соответствующаятеме и цели проекта информация
|
|
Большая часть представленной информации не относится к теме работы
|
|
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченногочисла однотипных источников
|
|
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
|
|
Критерий «Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта» (максимум 3 балла)
|
Заявленные в проекте цели не достигнуты
|
|
Значительная частьиспользуемых способов работы не соответствует теме и цели проекта
|
|
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являютсянедостаточными
|
|
Способы работы достаточныи использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты
|
|
Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» (максимум 3 балла)
|
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы
|
|
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
|
|
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
|
|
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективыработы
|
|
Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» (максимум 3 балла)
|
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора
|
|
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода
|
|
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
|
|
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта
|
|
Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум 3 балла)
|
Письменная часть проекта отсутствует
|
|
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении
|
|
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру
|
|
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами
|
|
Критерий «Качество проведения презентации» (максимум 3 балла)
|
Презентация не проведена
|
|
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересоватьаудиторию
|
|
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента
|
|
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент
|
|
Критерий «Качество проектного продукта» (максимум 3 балла)
|
Проектный продукт отсутствует
|
|
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)
|
|
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
|
|
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
|
|
Критериальное оценивание в проектной деятельности
Критерии полностью отражают те приращения в знаниях, умениях и навыках, которые должны сформироваться у учащегося в ходе работы. Критериальный подход к оцениванию проектов позволяет сравнивать достижения учащихся с заранее определенным эталоном.
Критерий «Качество проектного продукта»
(демонстрационный материал)
Критерий «Качество проектного продукта»(максимум 3 балла)
|
Дескрипторы
| Технические баллы
|
Проектный продукт отсутствует
|
|
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)
|
|
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
|
|
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
|
|
Каждый критерий рассматривается так: читаются все дескрипторы от меньшего к большему (сверху вниз). Когда оценщики доходят до того дескриптора, который в большей степени соответствует достигнутому уровню, они выбирают технический балл данного дескриптора. Например, если проектный продукт «не полностью соответствует требованиям качества», то по данному критерию будут выставлены 2 балла.
Все технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в проценты, а после этого в отметку.
Например: максимальный балл для 5–6-х классов = 21. Это 100% и пятерка. Общая таблица перевода технических баллов в процентах и в отметки выглядит так.
Таблица перевода технических баллов в проценты и в отметки
(демонстрационный материал)
Проценты
| Отметки
|
От до 40 %
|
|
От 41 до 70%
|
|
От 71 до 95%
|
|
От 96 до 100%
|
|
Итак, максимальное количество технических баллов, равное 100% и оцениваемое отметкой «5» для:
5–6-х классов = 21,
7–8-х классов = 24,
9–10-х классов = 30.
Далее подсчитывается сумма реально полученных учеником баллов, высчитывается процент, которому соответствует данная сумма баллов, и по таблице выбирается нужная отметка.
Так, если 7-классник набрал сумму в 20 технических баллов, то это соответствует 83 % от максимального количества технических баллов для 7–8-х классов и он получит отметку «4».
Может быть, такая система оценивания покажется громоздкой, но, согласитесь, проект — очень сложная работа, которую нельзя оценивать обычной школьной отметкой.
Отметка, полученная в результате критериального оценивания, показывает не только общий уровень работы, но и указывает на то, что сделано очень хорошо (по этим критериям стоят высшие баллы), и на то, что необходимо усовершенствовать (по этим критериям стоят более низкие баллы). Все это ясно видно и ученику, и учителю. При применении критериального оценивания, как правило, не возникает проблем и разногласий по поводу итоговой оценки, так как она хорошо обоснована.
Одинаковая трактовка всеми участниками проектной деятельности формулировки критериев, общее для всех понимание смысла этих формулировок — необходимо, но на первых порах трудно. Для достижения этого применяется процесс стандартизации. В самом начале работы и дети и учителя знакомятся с критериями, обсуждают разночтения и вносят необходимые и понятные всем поправки в формулировки. После того как все разногласия и неточности будут устранены, критерии становятся «законом», который четко и однозначно регламентирует всю работу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: