Основных начертаний – их 4: светлое, полужирное (bold), курсив (Italic), полужирный курсив (bold Italic).
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ТИПОГРАФИКА
Типографика – это графическое оформление печатного текста, проектирование и моделирование текстового произведения печати.
Типограф работает с печатным текстом: выбирает шрифт, устанавливает форматы, набирает и верстает, то есть компонует фрагменты текста друг относительно друга, в колонке, на странице, не развороте листа.
В любом информационном продукте обязательно присутствует текст. Основа дизайна текста – это шрифтовое оформление.
В шрифтовое оформление входит: а) рисунок символов, составляющих все текстовые элементы (основной текст, заголовки, подписи и прочие); б) способ размещения текста на странице. 1. История развития письменности Этапы развития письменности: 1. Пиктография, то есть передача информации с помощью рисунков, имеет место у первобытных племен. 2. Иероглифы (Египет, Китай и другие древние государства). Каждому слову, каждому понятию соответствует свой знак. 3. Слоговое письмо (Япония, Индия и другие страны). Слогам соответствуют знаки. Здесь уже знак оторван от определенного понятия. 4. Фонематическое (или буквенно-звуковое) письмо. Зародилось в XVI веке до нашей эры среди племен Синайского полуострова. Там взяли названия нескольких предметов и первые звуки обозначили египетскими иероглифами, обозначающими этот предмет. Получились буквы. Алфавит и буквенное письмо – это было первое великое открытие в области письменности, существенно ускорившее развитие всего человечества. Многие элементы были изобретены в Средние века: заглавные буквы, точки, запятые и прочие знаки препинания. Вторым великим открытием стало изобретение бумаги. Она была изобретена в Китае в 105 г. нашей эры, изобретателя звали Цай Лунь.
Третье великое открытие – книгопечатание. Процесс книгопечатания был разработан немецким изобретателем Иоганном Гуттенбергом в середине XV века; первую книгу он напечатал в 1453 году. 2. Основные характеристики шрифтов Гарнитура Гарнитура – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, то есть совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов. Шрифтовые гарнитуры можно классифицировать по областям применения на 4 группы. А) Антиквенные шрифты (Serif) Шрифтами такого типа впервые стали писать в средневековых рукописях во Франции в VIII веке. А затем, в эпоху Возрождения, в XV-XVI веке они были вновь открыты, но ошибочно названы антиква, то есть относящимися к античной эпохе. Это шрифты, обладающие классической формой букв и имеющие засечки (Serif) на концевых или угловых элементах букв. Засечки придают беглость чтению, поэтому антиквенные шрифты считаются быстрочитаемыми. Антиквенные шрифты применяются для набора длинного печатного текста. Во всех книгах и в большинстве газетных статей основной текст набран антиквенными шрифтами. Например: Times New Roman. Это образец шрифта единичной ширины, с одинаковой шириной всех линий, в том числе и засечек. Это удобно для предстваления текста в ЭВМ. Шрифты, разработанные специально для кириллицы: Литературная, Петербург, Академия, и другие. Шрифты с засечками, разработанные специально для заголовков, читать такие в виде длиного мелкого текста трудно: Cooper или Lazurski. Б) Гротескные (рубленые) шрифты (Sans Serif) Sans Serif – значит лишенные засечек. Гротескные шрифты читаются медленнее, но в них буквы видны лучше, более ярко и четко, с большего расстояния. Поэтому гротескные (иногда их еще называют рубленые) шрифты применяются там, где требуется не столько быстро, сколько четко и правильно донести до читателя написанное. Это заголовки и подзаголовки в прессе, самая важная, информативная часть рекламных объявлений, текстовое рекламно-указательное оформление улиц и прочее.
В электронных документах используют именно гротескные шрифты Sans Serif, потому, что разрешение современных мониторов сравнительно невелико. Засечки деформируются и перестают выполнять свою функцию. Именно поэтому для набора текстовой информации в материалах, демонстрируемых с экрана компьютера, используют шрифты без каких-либо мелких элементов, то есть гротескные. В детской литературе допускаются только простые гротескные шрифты, без всяких украшений, так как ребенок сложные буквы воспринимает плохо. Более того, за этим следят специальные контролеры, и при несоблюдении типографией этих гигиенических требований могут наказать. Примеры гротескных гарнитур. Самый известный из компьютерных шрифтов – Arial. Это типичный гротескный шрифт, годится на заголовки и на электронные документы. Еще можно назвать шрифты Futuris или Kabel. Специально для детей разработана гарнитура Букварная. И точно также можно найти еще несколько сотен гротескных шрифтов.
В) Акцидентные (декоративные) шрифты Это шрифты свободного стиля. Основная их задача– привлечь внимание. Чем необычнее и оригинальнее такой шрифт, тем лучше. Это обычно приводит к снижению удобочитаемости шрифта. Декоративные, рукописные, толстые, длинные, изогнутые, с различными украшениями и прочие. Главное чтобы шрифт своим начертанием выделил сообщение из ряда других таких же сообщений. С развитием рекламы сфера применения таких шрифтов постоянно расширяется. Необычным начертанием шрифта привлекается внимание читателя, а уж потом хорошо читаемым шрифтом пишутся сведения о товарах, адрес, телефон и прочее. Декоративные шрифты интенсивно применяются при разработке логотипов – не только организаций, но и названий товаров на этикетке или периодических изданий. В наше время мощь компьютерных систем делает создание нового шрифта простым делом. Существуют специальные программы для создания шрифтов (FontCreator, x FONT), также можно воспользоваться и обычными графическими программами.
В хорошем шрифте ничего не раздражает, и все внимание человека сосредотачивается на восприятии содержания текста. Здесь есть свои тонкости, все подчинено единой логике и взаимосвязано. А неправильно спроектированный шрифт начинает раздражать своей негармоничностью, скорость чтения замедляется и интерес к данной информации падает. Причем человек обычно этого не сознает. А акцидентный шрифт всегда довольно крупный, здесь погрешности в форме знаков хорошо заметны, хотя обыкновенный читатель не всегда может сказать, что же именно его не устраивает. Так что, компьютерными средствами нечто создать новую гарнитуру просто, а создать нечто полезное очень сложно. Тем более, что шрифтов сейчас очень много, на все вкусы и потребности, и обратить на себя внимание может только что-то очень оригинальное. Г) Неалфавитные шрифты Здесь каждой клавише клавиатуры соответствует не буква, а какой-то значок, символ. Это порождение компьютерных технологий, раньше неалфавитных шрифтов не существовало. Здесь фантазию ничто не ограничивает, и сюжеты могут быть самые разнообразные. Различные значки, узоры, наборы предметов на одну тему (медицина, кухня, компьютеры и пр.), штрих-коды, азбука Морзе, азбука глухонемых, следы диких зверей и прочее. Тоже сотни разнообразных наборов. Неалфавитные шрифты очень удобны для оформления публикаций. По двум причинам. 1. Скорость создания рисунка – он вставляется одним нажатием клавиши. 2. Рисунок занимает пренебрежимо малый объем памяти. Размер символа можно сделать любой, хоть на всю страницу – и все равно это будет только лишь одна буква, один или два байта. Проблемы: Первая и главная в том, что трудно определить, на какой клавише находится тот или иной значок. Приходится строить таблицы (показать) – вот с ними символьные шрифты превращаются в замечательное средство оформления. Есть еще программы с показом клавиатуры… Вторая сложность состоит в том, что это готовые картинки, и отредактировать их непросто.
Начертание шрифтов Варианты гарнитуры отличаются насыщенностью, наклоном, контрастностью, пропорциями. Основных начертаний – их 4: светлое, полужирное (bold), курсив (Italic), полужирный курсив (bold Italic). Основное начертание светлое, используется для основного текста. Полужирное применяется для выделения чего-то главного, обобщающего. Курсив – обычно для выделения не столько обобщений, сколько отличий от основного текста. Для чтения курсив более труден, поэтому, как правило, курсивом выделяют меньшинство текста. Не все шрифтовые гарнитуры имеют эти 4 начертания. Бывают курсивные без прямого начертания, бывают полужирные без светлого начертания, бывают шрифты без курсива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|