Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основных начертаний – их 4: светлое, полужирное (bold), курсив (Italic), полужирный курсив (bold Italic).




ТИПОГРАФИКА

 

Типографика – это графическое оформление печатного текста, проектирование и моделирование текстового произведения печати.

 

Типограф работает с печатным текстом: выбирает шрифт, устанавливает форматы, набирает и верстает, то есть компонует фрагменты текста друг относительно друга, в колонке, на странице, не развороте листа.

 

В любом информационном продукте обязательно присутствует текст.

Основа дизайна текста – это шрифтовое оформление.

 

В шрифтовое оформление входит:

а) рисунок символов, составляющих все текстовые элементы (основной текст, заголовки, подписи и прочие);

б) способ размещения текста на странице.

1. История развития письменности

Этапы развития письменности:

1. Пиктография, то есть передача информации с помощью рисунков, имеет место у первобытных племен.

2. Иероглифы (Египет, Китай и другие древние государства). Каждому слову, каждому понятию соответствует свой знак.

3. Слоговое письмо (Япония, Индия и другие страны). Слогам соответствуют знаки. Здесь уже знак оторван от определенного понятия.

4. Фонематическое (или буквенно-звуковое) письмо. Зародилось в XVI веке до нашей эры среди племен Синайского полуострова. Там взяли названия нескольких предметов и первые звуки обозначили египетскими иероглифами, обозначающими этот предмет. Получились буквы.

Алфавит и буквенное письмо – это было первое великое открытие в области письменности, существенно ускорившее развитие всего человечества.

Многие элементы были изобретены в Средние века: заглавные буквы, точки, запятые и прочие знаки препинания.

Вторым великим открытием стало изобретение бумаги. Она была изобретена в Китае в 105 г. нашей эры, изобретателя звали Цай Лунь.

Третье великое открытие – книгопечатание. Процесс книгопечатания был разработан немецким изобретателем Иоганном Гуттенбергом в середине XV века; первую книгу он напечатал в 1453 году.

2. Основные характеристики шрифтов

Гарнитура

Гарнитура – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, то есть совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.

Шрифтовые гарнитуры можно классифицировать по областям применения на 4 группы.

А) Антиквенные шрифты (Serif)

Шрифтами такого типа впервые стали писать в средневековых рукописях во Франции в VIII веке. А затем, в эпоху Возрождения, в XV-XVI веке они были вновь открыты, но ошибочно названы антиква, то есть относящимися к античной эпохе.

Это шрифты, обладающие классической формой букв и имеющие засечки (Serif) на концевых или угловых элементах букв. Засечки придают беглость чтению, поэтому антиквенные шрифты считаются быстрочитаемыми. Антиквенные шрифты применяются для набора длинного печатного текста. Во всех книгах и в большинстве газетных статей основной текст набран антиквенными шрифтами. Например: Times New Roman. Это образец шрифта единичной ширины, с одинаковой шириной всех линий, в том числе и засечек. Это удобно для предстваления текста в ЭВМ.

Шрифты, разработанные специально для кириллицы: Литературная, Петербург, Академия, и другие.

Шрифты с засечками, разработанные специально для заголовков, читать такие в виде длиного мелкого текста трудно: Cooper или Lazurski.

Б) Гротескные (рубленые) шрифты (Sans Serif)

Sans Serif – значит лишенные засечек. Гротескные шрифты читаются медленнее, но в них буквы видны лучше, более ярко и четко, с большего расстояния. Поэтому гротескные (иногда их еще называют рубленые) шрифты применяются там, где требуется не столько быстро, сколько четко и правильно донести до читателя написанное. Это заголовки и подзаголовки в прессе, самая важная, информативная часть рекламных объявлений, текстовое рекламно-указательное оформление улиц и прочее.

В электронных документах используют именно гротескные шрифты Sans Serif, потому, что разрешение современных мониторов сравнительно невелико.

Засечки деформируются и перестают выполнять свою функцию. Именно поэтому для набора текстовой информации в материалах, демонстрируемых с экрана компьютера, используют шрифты без каких-либо мелких элементов, то есть гротескные.

В детской литературе допускаются только простые гротескные шрифты, без всяких украшений, так как ребенок сложные буквы воспринимает плохо. Более того, за этим следят специальные контролеры, и при несоблюдении типографией этих гигиенических требований могут наказать.

Примеры гротескных гарнитур. Самый известный из компьютерных шрифтов – Arial. Это типичный гротескный шрифт, годится на заголовки и на электронные документы. Еще можно назвать шрифты Futuris или Kabel. Специально для детей разработана гарнитура Букварная. И точно также можно найти еще несколько сотен гротескных шрифтов.

 

В) Акцидентные (декоративные) шрифты

Это шрифты свободного стиля. Основная их задача– привлечь внимание. Чем необычнее и оригинальнее такой шрифт, тем лучше. Это обычно приводит к снижению удобочитаемости шрифта. Декоративные, рукописные, толстые, длинные, изогнутые, с различными украшениями и прочие. Главное чтобы шрифт своим начертанием выделил сообщение из ряда других таких же сообщений.

С развитием рекламы сфера применения таких шрифтов постоянно расширяется. Необычным начертанием шрифта привлекается внимание читателя, а уж потом хорошо читаемым шрифтом пишутся сведения о товарах, адрес, телефон и прочее. Декоративные шрифты интенсивно применяются при разработке логотипов – не только организаций, но и названий товаров на этикетке или периодических изданий.

В наше время мощь компьютерных систем делает создание нового шрифта простым делом. Существуют специальные программы для создания шрифтов (FontCreator, x FONT), также можно воспользоваться и обычными графическими программами.

В хорошем шрифте ничего не раздражает, и все внимание человека сосредотачивается на восприятии содержания текста. Здесь есть свои тонкости, все подчинено единой логике и взаимосвязано. А неправильно спроектированный шрифт начинает раздражать своей негармоничностью, скорость чтения замедляется и интерес к данной информации падает. Причем человек обычно этого не сознает.

А акцидентный шрифт всегда довольно крупный, здесь погрешности в форме знаков хорошо заметны, хотя обыкновенный читатель не всегда может сказать, что же именно его не устраивает. Так что, компьютерными средствами нечто создать новую гарнитуру просто, а создать нечто полезное очень сложно. Тем более, что шрифтов сейчас очень много, на все вкусы и потребности, и обратить на себя внимание может только что-то очень оригинальное.

Г) Неалфавитные шрифты

Здесь каждой клавише клавиатуры соответствует не буква, а какой-то значок, символ. Это порождение компьютерных технологий, раньше неалфавитных шрифтов не существовало. Здесь фантазию ничто не ограничивает, и сюжеты могут быть самые разнообразные. Различные значки, узоры, наборы предметов на одну тему (медицина, кухня, компьютеры и пр.), штрих-коды, азбука Морзе, азбука глухонемых, следы диких зверей и прочее. Тоже сотни разнообразных наборов.

Неалфавитные шрифты очень удобны для оформления публикаций. По двум причинам.

1. Скорость создания рисунка – он вставляется одним нажатием клавиши.

2. Рисунок занимает пренебрежимо малый объем памяти. Размер символа можно сделать любой, хоть на всю страницу – и все равно это будет только лишь одна буква, один или два байта.

Проблемы:

Первая и главная в том, что трудно определить, на какой клавише находится тот или иной значок. Приходится строить таблицы (показать) – вот с ними символьные шрифты превращаются в замечательное средство оформления. Есть еще программы с показом клавиатуры…

Вторая сложность состоит в том, что это готовые картинки, и отредактировать их непросто.

 

Начертание шрифтов

Варианты гарнитуры отличаются насыщенностью, наклоном, контрастностью, пропорциями.

Основных начертаний – их 4: светлое, полужирное (bold), курсив (Italic), полужирный курсив (bold Italic).

Основное начертание светлое, используется для основного текста.

Полужирное применяется для выделения чего-то главного, обобщающего.

Курсив – обычно для выделения не столько обобщений, сколько отличий от основного текста. Для чтения курсив более труден, поэтому, как правило, курсивом выделяют меньшинство текста.

Не все шрифтовые гарнитуры имеют эти 4 начертания. Бывают курсивные без прямого начертания, бывают полужирные без светлого начертания, бывают шрифты без курсива.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...