Папа Франциск о Великим Посте
В те дни: И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошёл Аврам, как сказал ему Господь. Ответный Псалом (Пс 33) Припев: Милость Господня да будет над нами. Ибо слово Господне право, * Вот, око Господне над боящимися Его * Душа наша уповает на Господа: *
Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Тимофею (2 Тим 1, 8b-10) Возлюбленный: Страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие. Слава Тебе, Слово Божие. Разверзлись небеса, * и исшёл глас Отца: * Сей есть Сын Мой возлюбленный; * Его слушайте. Слава Тебе, Слово Божие. + Чтение святого Евангелия от Матфея (Мф 17, 1-9) В то время: Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых.
Когда мы смотрим на патриархов: Авраама, Ноя, Моисея, Илию и других, — то понимаем, что для них самое главное в жизни — это вера в Бога и доверие Ему. Господь сказал Аврааму: «Пойди из земли твоей…». И пошел Авраам, как сказал ему Господь. Нам тоже нужно стать людьми веры, «не стыдиться свидетельства Господа нашего Иисуса Христа», как говорит апостол Павел, а с доверием следовать за Христом. Во время Поста Иисус призывает нас на путь воздержания, а сегодня церковное предание приводит нас на гору Фавор в Галилее, где Иисус преобразился перед апостолами, Его лик изменился и они увидели Его во славе. Жажда перемен — извечное свойство человека. Мы ждём, что изменится общественная и политическая обстановка. Хотим перемен в Церкви, ожидая решений папы Франциска. Но на самом деле изменения зависят от каждого из нас, от нашего решения вести праведную жизнь. Христос нас искупил «без нас», но спасти нас без нашего согласия не может. Стоя сегодня на горе Фавор, укреплю свою веру в Бога Отца, и Сына Иисуса, и Святого Духа, чтобы в период сомнений выстоять. Не бояться свидетельствовать о Нём и делиться своей верой с теми, кто живёт «в тени смерти», без Бога. Подумаю сегодня о том, что я могу сделать для своего возрастания в вере?
Понедельник – 13 марта Дан 9, 4b-10, Лк 6, 36-38 + Чтение святого Евангелия от Луки. В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Бог оправдывает человека только тогда, если он искренне и с сокрушённым сердцем может сказать: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков…». Человек, который видит свою неверность и свою ложь, будет помилован. Еще одна тема, о которой сегодня стоит подумать, — склонность осуждать других людей. Будем помнить о том, что суд надо оставить Богу, потому что только Он милосерден.
Вторник – 14 марта Ис 1, 10. 16-20, Мф 23, 1-12 + Чтение святого Евангелия от Матфея. В то время: Иисус начал говорить народу и ученикам Своим, и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают края одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель — Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится. Бог знает, что наши грехи порабощают нас, и поэтому через пророка Исайю напоминает: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды…». И не для того, чтобы казаться другим людям чистыми и хорошими. Делать добро нужно ради Христа, а выполнять Божий закон — из любви к Богу. Можно читать молитвы, поститься и даже давать милостыню, а думать только о том, как всё это выгодно отличает меня от других людей. Иисус говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Исследуй своё сердце, свои мысли и желания и постарайся творить добро для Бога, а не для того, чтобы тебя хвалили другие люди.
Среда – 15 марта Иер 18, 18-20, Мф 20, 17-28 + Чтение святого Евангелия от Матфея В то время: Восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Часто с самого детства жизнь учит нас тому, что никто, кроме нас самих, о нас не позаботится. Нужно иметь влиятельных знакомых, постараться по максимуму обеспечить себе будущее. Мы учимся контролировать свою жизнь и не доверять никому, кроме себя. С Богом нам иногда тоже хочется решить проблему «по знакомству» — просто, не слушая Его, убедить Его сделать так, как мы хотим. А в это время Иисус говорит о кресте, страданиях, борьбе. Идёт навстречу смерти, чтобы даровать мне что-то большее — Жизнь вечную.
Время Поста готовит нас не к славе, а к Кресту. Но за Крестом последует Воскресение. Будем же учиться подражать Христу, служа друг другу с любовью.
Четверг – 16 марта Иер 17, 5-10, Лк 16, 19-31 + Чтение святого Евангелия от Луки В то время: Иисус сказал фарисеям: Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме; но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят». «…Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения», — этот человек наконец-то понял,на что нужно было тратить силы и как нужно было жить. Но сейчас уже поздно… Он хочет спасти родных, ведь если бы они увидели кого-то из мёртвых, то поверили бы. Но Господь отвечает, что у его родственников есть Священное Писание и этого им вполне достаточно, чтобы понимать, как нужно жить здесь, на земле... Мне тоже дано Слово — напоминание, напутствие... Дано время для обращения к Господу. Как я его использую? Что говорит мне Бог в Святом Писании? «Блажен, кто уповает на Господа Бога!»
Пятница – 17 марта Быт 37, 3-4. 12-13a. 17b-28, Мф 21, 33-43. 45-46 + Чтение святого Евангелия от Матфея. В то время: Иисус сказал первосвященникам и старейшинам: Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдём, убьём его, и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит. И старались схватить Его; но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка. Слово Божье сегодня рассказывает о наших человеческих слабостях. Страшна зависть виноградарей, о которых рассказывает Евангелие. Из зависти они избили и убили невинных людей — слуг хозяина. Не побоялись убить и его сына. Ревность и ненависть братьев Иосифа ведёт их к желанию убить его, но, благодаря вмешательству Рувима, вместо этого они продают брата в рабство, а затем обманывают своего отца. Бог приходит на самое дно человеческого существования, чтобы наполнить его преображающей благодатью, поднять человека с глубины его падения: «Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, имел жизнь вечную». Десятая заповедь говорит: не пожелай имущества ближнего твоего. Коротко и ясно Бог направляет нас на путь правильной жизни. Пусть в моём сердце царствуют не ревность и зависть, а любовь, щедрость и снисхождение. Об этом я молюсь сегодня. Также молюсь за тех людей, кого мне особенно трудно любить. Суббота – 18 марта Мих 7, 14-15. 18-20, Лк 15, 1-3. 11-32 + Чтение святого Евангелия от Луки. В то время: Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». Фарисеям и книжникам очень тяжело понять, что Бог «щедр, милостив и долготерпелив». Не понять им и того, что Господь не оставляет человека и не отрекается от него, что Отец всегда хочет возвращения блудного сына. Фарисеи и книжники не могли принять того, что Бог радуется спасению грешника, они не умели благодарить и прославлять Его. Мы тоже иногда совершаем глупые поступки, отходим от Бога, оставляем Его. Но Господь всегда ждёт нас, Он выходит нам навстречу, прощает нас и любит нас безгранично. Попрошу сегодня Бога о том, чтобы научиться верить Ему и принимать Его любовь и милосердие, чтобы научиться бескорыстно любить и прощать по Его примеру.
Папа Франциск о Великим Посте Компас христианской жизни всегда указывает на распятого Христа: об этом говорил Папа Франциск на утренней Мессе 2 марта в часовне Дома Святой Марфы. В начале Великого Поста Церковь призывает верующих к покаянию, и литургия дня, отметил Папа, помещает этот призыв в тройной контекст: человека, Бога и пути. Человек стоит перед постоянным выбором между добром и злом: «Бог создал нас свободными, и этот выбор за нами», - подчеркнул Святейший Отец. Но при этом Господь никогда не оставляет нас одних: Своими заповедями Он указывает верующим путь добра, путь к Себе, и это второй аспект Великого Поста: «Для учеников было трудно понять путь Креста Иисуса, потому что Бог принял целиком всю человеческую сущность, за исключением греха. Нет Бога без Христа, потому что такой «невоплощённый» Бог был бы лишён человеческой плоти: «Сущность Бога в том, что Он стал ради нас Христом, ради нашего спасения. Когда же мы отворачиваемся от этого факта, мы отдаляемся от Креста Христова, от истины ран Господних; мы отстраняемся также от любви, от милосердной Божьей любви, от спасения. Тогда мы вступаем на путь идеологической, далёкой веры, где нет того Бога, Который пришёл к нам, был нам близок и умер ради нашего спасения». Наконец, существует третий аспект великопостного обращения - путь, подчеркнул Папа Франциск. Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»: «Путь связан с Христом: следовать за Иисусом, исполнять волю Небесного Отца, как исполнял Он, принимать ежедневные кресты, отвергнуть себя и следовать за Христом. Исполнять не свои желания, а волю Христа; следовать за Иисусом. Господь обещает, что на этом пути мы потеряем свою жизнь, чтобы обрести её позже. В постоянной потере своей жизни, собственных желаний и комфорта нужно всегда быть на пути Иисуса, Который служил другим, и поклоняться Богу. Таков истинный путь». В завершение своей проповеди Святейший Отец сказал: «Единственный верный путь - это следовать за Христом распятым, за скандалом Креста». Эти три аспекта Великого Поста - человек, Бог и путь - «являются компасом христианина», который не позволит нам ошибиться в дороге.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|