Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период IV. 860-907 гг. Упадок. Четвертый кризис и падение государства

Часть 2. Восточная Азия. Лекция 06

История Китая в VIII –X вв.: государство Тан (618–907) в 762–907 гг.

 

Период III. Выход из кризиса и установление стабильности. Второй расцвет: правления Сянь-цзуна (806–821) У-цзуна (841–847). Третий кризис: конец правления Сюань-цзуна (847–860)

 

12. Правление Дай-цзуна (762–779), 18 лет, длительное

При императоре Дай-цзун (762–779) под контролем двора находи­лись в основном только столичная область, равнина Хуайхэ и провинции Юга.

Экономическое положение было сложным, например, число государственных по­датных сократилось втрое. Чтобы нормализовать экономическое положение предпринял ряд мер.

В 769 г. начался переход от подушного и подворного налога к взиманию налога с имущества, Дворы в зависимости от имущественного состояния владельца (судили по площади и качеству земель) делились на девять категорий. Налоги вносились летом и осенью.

В 779 г. были уточнены крайние сроки внесения сезонных налогов.

Введение налога оказалось эффективной мерой, поскольку значительно расширяли число налогоплательщиков и позволяли регулярно получать средства в казну.

13. Правление Дэ-цзуна (780 – 805), 26 длительное

Император Дэ-цзун (780–805) продолжил экономические преобразования, начатые предшественником.

В 780 г., в первый же год своего правления, он начал важные реформы в экономической сфере. По предложению первого министра Ян Яня (реформы Ян Яня) была окончательно упразднена триада повинностей – зерном, тканями и отработками.

Был издан закон, официально подтверждавший введение «двухразового налога» (который использовался с 769 г.). Для каждой провинции был установлен фиксированный налог зерном и деньгами, провинциальной администрации была предоставлена свобода в хозяйствовании. Была узаконена купля-продажа земли.

Указами 782 г. была введена винная монополия.

Так в 782 г. был издан указ о принудительном заёме у богатых купцов, государство изымало четвертую часть денег и зерна, увеличивались отчисления с торговых сделок. Купцы переставали торговать.

В 783 г. была введена чайная монополия. Обе стали приносить казне наибольший доход.

Тогда в 783 г. был введен налог с числа комнат.

В целом реформы были успешными, начался экономический подъем.

При нем возрос статус членов академии Ханьлинь. Император создал сильную дворцовую армию. Он хотел отвоевать часть земель в Хэбэй у цзедуши.

Но в 782 (792?) г. начался крупный мятеж одного из цзедуши. Император бежал из Чанъани. Борьба с непокорными цзедуши была безуспешной.

Для контроля за чиновничьим аппаратом и для управления страной императору приходилось прибегать к помощи евнухов. Некоторые из них могли даже руководить армиями. Постепенно их влияние на власть усиливается.

Переход власти проходил в условии неопределенности Дэ-цзун уже был болен, а наследник, будущий Шунь-цзун все еще не назначен. Дело в том, что он сам тяжело болел и не у кого не было уверенности, сможет ли он стать достойным правителем. Только неумолимое приближение смерти заставило императора принять решение- наследник был определен. Шунь-цзун взошел на престол.

 

14. Правление Шунь-цзуна (28 февраля 805 г. – 31 августа 805 г.), менее 1 года, сверхкороткое

О его коротком правлении известно сравнительно много интересных подробностей, поскольку единственная из танских ши л у, сохранившееся до нашего времени, посвящено именно ему. Ши лу сохранилось, поскольку ее автором является великий танский мыслитель, писатель и общественный деятель Хань Юй.

 

15. Правление Сянь-цзуна (806 – 821), 16 лет, длительное

Это следующий крупный правитель. Опираясь на экономический рост, продолжил борьбу с цзедуши.

К 807 г. был 48 цзедуши, под их управлением были 295 округов, более 2 мил дворов.

К 819 г. сумел поставить под свой контроль многих из них.

После этого он провел административные преобразования – провинции, вызывавшие наибольшие опасения, были расчленены, их правите­ли и даже чиновники местной администрации стали назначаться из цен­тра. Тем не менее, работа аппарата управления была еще не достаточно эффективной.

Дело в том, чтобы укрепить личную власть, его предшественники опирались на неофициальные структуры, дейст­вовавшие в обход и вопреки официальным чиновничьим структурам. Господство евнухов дезорганизовывало работу государственного аппарата.

При Сянь-­цзуне и после его смерти еще два десятилетия евнухи властвовали при дворе.

 

16. Правление Му-цзуна (821 – 825), 5 лет, среднее

17. Правление Цзин-цзуна (825 – 827), 3 года, краткое


 

Культура

9. Мэн Цзяо (751 – 814) – поэт с неповторимым стилем. Служил в качестве чиновника, но оставался беден. К сорока шести годам Мэн Цзяо выдержал экзамен на ученую степень. Выражал настроения нижних слоев служилого сословия.

10. Лю Цзунъюань (773–819) – поэт, прозаик, эссеист. Ратовал за чистоту ритмической прозы.

Из эпитафии, сочиненной Хань Юем, «Надпись на могильном камне Лю Цзыхоу» мы узнаем о его готовности пожертвовать собственным благополучием для друга. В этой надписи есть слова о том, что поэт отказался от продвижения по службе и, прожив трудную жизнь, сумел достичь высот в творчестве.

11. Хань Юй (768–824) был одной из важнейших фигур в течение «возврат к древности» (фугу). Обновил и усовершенствовал ритмическую прозу.

Написанное в 799 г. стихотворение «Возвращаюсь в Пэнсен" начинается с того, что войско Поднебесной снова двинулось в поход. Поэт сетует на плохих советников государя и напоминает о засухе в Гуаньчжуне, о погибающих от голода людях, о наводнении на востоке страны, в потоках, уносивших трупы. Он готов разрезать собственную печень, из нее приготовить бумагу и на ней своей кровью обо всем написать государю.

Здесь, так же как и у Ду Фу, – готовность поэта к самопожертвованию.

Одно из лучших стихотворений Хань Юя - "Камни горы". Помимо поэтических, живописных достоинств, оно замечательно широтою взглядов поэта. Непримиримый враг и гонитель буддизма, Хань Юй способен найти успокоение духа в чуждом ему буддийском храме...

«Среди нагромождения скал затерялась тропа. К вечеру добирается он до храма... Монах рассказывает о прекрасной буддийской росписи на древних стенах, стелет постель, чистит циновку, ставит еду. Посветлело небо, поэт пускается в путь. Горы краснеют, и вода голубеет от рассеянных повсюду лучей солнца... Если жизнь человеческая может быть столь радостной, то так ли уж необходимо обвивать себя путами человеческих отношений?..

В одном желанье признаюсь немногим моим друзьям,

Хочу до старости жить здесь, отсюда не уходить".

 

Очевидно отличие "Камней горы" от как будто похожего стихотворения Ли Бо "Прогулка во сне на горе Тяньму". В одном случае романтический пейзаж и человек, поставленный наравне с независимой, гордой стихией, что исключает самую мысль о жалком прислуживании тем слабым, кто правит в мире. В другом случае, через полстолетия после смерти Ли Бо, пейзаж успокоения, представленный с массой реалистических подробностей, который не было в пейзажах Мэн Хаожаня и Ван Вэя.

В поэзии Хань Юя человек ищет не полного уединения, в гармонии с природой и общения с друзьями. Само время, в которое писал Хань Юй, не благоприятствовало отстранению поэзии от действительности.

12. Поэт Чжан Цзи (768–830). Борьба с «пустыми сочинениями» входила в программу группы Бо Цзюйи. Их поэзия не терпела «милых пустяков».

13. Поэт Юань Чжэнь (779–831) занимал высший в империи чиновничий пост первого министра – цзайсяна. Выдвигал и теоретически обосновывал новое направление в поэзии. Он создал цикл стихотворений «Новые народные песни».

Он писал: «Слова их прямы и справедливы, дух груб и отважен; навлечь на себя кару – вот чего я боюсь и поэтому не осмеливаюсь обнародовать их».

Юань Чжэнь написал много лирических стихотворений. Его лирика проста и наполнена глубоким смыслом. Он также известен как автор прозаического произведения «Повесть об Ин-ин».

 

 

18. Правление Вэнь-цзун (827 – 841), 15 лет, длительное

В 840 г. на учебу в Китай прибыло более 100 человек из корейского государства Силла.

 

19. Правление У-цзуна (841 – 847), 7 лет, среднее

Император У-цзун сумел положить конец господству евнухов и поставить под свой контроль провинциальные власти. Добиться этого он мог только усиливая армию. Однако содержание огромных армий легло слишком тяжелым бременем на экономику страны. Чтобы как-то решить проблему недостатка средств, У-цзун пошел на неэкономические меры, в 845 г. вышел указ, который объявлял об уничтожении буддийских монастырей, изъятии больших площадей земель, а также рабов и рабынь. Т.е. была осуществлена конфискация в казну иму­щества буддийских монастырей.

Благодаря предпринимаемым мерам при нем положение в стране сохранялось достаточно стабильным.

 

Культура

14. Бо Цзюйи (772 – 846) традиционно называют третьим после Ли Бо и Ду Фу величайшим поэтом танского времени. Стихи Бо Цзюйи представляют собою новую ступень в развитии китайской поэзии.

Он учился искусству поэзии на тонком восприятии природы и Мэн Хаожаня и Ван Вэя, на широте взгляда Ли Бо, на отчаянии Ду Фу. И как всех танских поэтов, он находился под влиянием поэзии Тао Юаньмина.

Бо Цзюйи делал карьеру. Он говорил, что «сочинение должно быть связано со временем, стихи должны быть связаны с действительностью».

Одно из первых его стихотворений - "Я смотрю, как убирают пшеницу".В "Новых народных песнях" он выступает против несправедливости.. Среди стихов Бо Цзюйи главное место занимают пятьдесят "Новых народных песен" и десять стихотворений цикла "Циньские напевы". Он не оставался равнодушным к тяжелой жизни простого народа. Ему принадлежат стихотворения: "Страдания крестьянина", "Против лихоимцев-чиновников"... В них поэт нарушил размер официальной уставной строки или добавил одну строку вне строфы.

Бо Цзюйи хорошо знал историю и владел мастерством поэзии прошлого.

В сюжетных стихах Бо Цзюйи появляются типизированные образы с обилием жизненных деталей. Еще нет индивидуализации героя, как не было ее и у Ду Фу, но от общих очертаний поэт приходит к более определенному рисунку. Человек рассматривается внимательнее, вплоть до некоторых особенностей его характера, что видно хотя бы на примере хрестоматийного "Старика со сломанной рукой" из "Новых народных песен". Новыми чертами были контрастные противопоставления в конце стихов, аллегории, резкий до грубости язык обличительных стихотворений. Во всем этом кроется простота, потребовавшая неусыпных трудов. И у Бо Цзюйи остается вера в императора.

Возросшее углубление во внутренний мир человека можно проследить по двум поэмам Бо Цзюйи. В "Вечной печали" под весьма прозрачным прикрытием описана любовь танского государя Сюань-цзуна к его наложнице Ян-гуйфэн. Поэт пишет о любви, о тоскующем по убитой возлюбленной несчастном императоре, как о простом смертном, достойном сожаления. Но через несколько лет он напишет стихи, в которых так скажет об обуревающих правителей чувствах: "Надменные, едут они на военный праздник... Они наедятся - сердца их будут спокойны. Они охмелеют - сильней распалится дух...".

Через десять лет, уже после "Новых народных песен" и "Циньских напевов", Бо Цзюйи создал поэму "Пипа". В ней обыденная жизнь описана без ярких красок, какими блещет "Вечная печаль". Ян-гуйфэн - олицетворение неумирающей любви, да и живет героиня среди бессмертных. Героиня же поэмы "Пипа" важна читателю сама по себе: нелегкую ее долю разделила не одна женщина в Танском государстве.

Бо Цзюйи обосновал новое направление литературы. Злободневность завладела стихами. Даже лирические стихи Бо Цзюйи, "пейзажные" и "философские", хранят на себе следы уловленных поэтом мгновений современной ему жизни.

 

20. Правление Сюань-цзуна (847 – 860), 14 лет, среднее

Начало правления наследовавшем ему императоре Сюань-цзуне (847 – 860) было вполне стабильным, однако в конце пошла полоса неудач.

В 858 г. началась война с Наньчжао, неханьским (тайским или бирманским) государственным образованием, которое было расположено в Юго-Западной Китае.

Затем – цепь стихийных бедствий, за которыми последовали бунты на Юге стране.

 

Культура

15. Ду Му (803–853) – последний большой танский поэт. В стихах он мечтал о восстановлении былого могущества страны и тосковал по прежним временам. Следуя традиции обличения, Ду Ма пишет о былых пороках и намекает на нынешние времена. Примером могут служить, в частности, стихи о красавице Ян-гуйфэй - тема, ставшая привычной после "Вечной печали" Бо Цзюйи. В стихах Ду Му есть внутренняя полемика с романтическим образом "Вечной печали", в них Ян-гуйфэй предстает как зло для страны.

В стихах Ду Му меньше конкретности в изображении народных бед и больше размышлений над общим состоянием страны, часто в аллегорической форме, как, например, в стихотворении "Ранние гуси".

Он развивает тему природа и человек. Ему присущи простота и непосредственность чувств, пафос созерцания.

Популярность получило его стихотворение «Поездка в горы». В стихах, казалось, отмечен случайный эпизод, а в нем – и жизнь, и поэзия, и природа, и человек в своих внутренних переживаниях и внешних обстоятельствах.

 

16. Ли Шанъиня (813–853). Причины иносказаний, способа не нового для китайской поэзии, связаны, очевидно, с невозможностью открытого вызова, со сложностью общественной обстановки, созданной утерей двором центральной власти и постоянными распрями враждующих между собою групп, в которые попадали и поэты, так или иначе примыкавшие к господствующим слоям общества. Во всяком случае, поэзия, пусть даже прикрываясь уходом в прошлое и утеряв присущую Бо Цзюйи конкретность, волновалась вопросами жизни страны, искала (в пределах кругозора своего времени, наивно обращаясь, скажем, к несчастиям, приносимым фаворитками) истоки переживаемых народом несчастий. Когда Ли Шанъинь пишет, например, о ханьском государе Вэнь-ди, который пригласил к себе ученого поэта Цзя И, но беседовал с ним не о бедах народа, а о злых и добрых духах, то, по существу, речь идет не о Вэнь-ди, а о современных Ли Шанъиню правителях, проявлявших интерес к сверхъестественным силам в ущерб заботам о народе. В одном из стихотворений поэт утверждает, что умиротворение страны во власти людей, а не неба.

Ли Шанъинь прожил трудную жизнь незадачливого чиновника, метавшегося между двумя враждовавшими придворными группами. У него много стихов, в которых осмысление судеб страны смыкается с размышлениями о собственной его горестной участи. Так, в одном из стихотворений говорится о душевном беспокойстве поэта, которое перерастает в предчувствие общественных бедствий: он гонит коней, поднимается на древнюю равнину; закатное солнце беспредельно прекрасно, но оно приближает темные сумерки.

Ли Шанъинь, один из не многих поэтов, который писал любовные стихи. Они для него были и мечтою о несбывшемся счастье.


 

Период IV. 860-907 гг. Упадок. Четвертый кризис и падение государства

 

21. Правление И-цзуна (860 – 874), 15 лет, среднее

В правление императора И-цзун кризис нарастал, но равновесие все еще сохранялось.

 

22. Правление Си-цзуна (874 – 889), 16 лет, длительное

В правление этого императора равновесие нарушилось. Началось время потрясений, которые ослабили государство и приблизили гибель династии Ли.

В 874 г., в первый год его правления, вспыхнул бунт в пров. Хэнань, который быстро разросся и перерос в антиправительственную войну. Во главе ее стоял стремившийся к верховной власти военачальник Хуан Чао. Первый поход на столицу оказался неудачным. Тогда он пошел на юг и захватили его политический и экономический центр город-порт Гуанчжоу. После этого армия значительно увеличилась, возросло ее экономическое обеспечение. Это позволило предпринять второй поход на столицу.

В 881 г. при попустительстве губернаторов провинций без помех вошел во Внутризаставье (долину р. Вэйхэ) и занял столичный город Чанъань. Двор танского правителя, как и сто лет назад во время мятежа Ань Лушаня, был вынужден бежать в Сычуань.

Хуан Чао, как и другие военачальники, пришедшие к власти в результате войны, объявил о создании государства Великое Ци (сам он был родам из пров. Шаньдун, где в древности располагалось царство Ци), а себя императором. Однако, он был слабым правителем, не смог добиться авторитета у чиновничества и не поладил с губернаторами. Основная ошибка заключалась в том, что он не сумел сразу уничтожить правителя предшествующей династии. Династия Ли выдержала и династия Хуан не состоялась. Си-цзун обратился за помощь к степнякам.

Через три года в 883 г. армия Хуан Чао была разгромлена войском тюркского племени шато под командованием Ли Кэюна, на стороне Тан выступали и тангуты во главе с Тоба Сыгуном.

В 884 г. Хуан Чао покончил с собой.

Император смог возвратиться в разрушенную столицу, но восстановить равновесие в стране уже не мог. 20 лет противоборства новых всевластных военачальников окон­чательно ослабило государственность Тан.

 

Правление последних двух императоров Чжао-цзун (889 – 905) и Ай-ди (905 – 907) – время войн между военачальниками.

23. Правление Чжао-цзун (889 – 905), 17 лет. Длительное

Один из могущественных цзедуши по имени Чжу Цюаньчжу (второе имя – Чжу Вэнь), пользуясь противоречиями между чиновниками и евнухами, взял в плен Чжао-цзуна. Он расправился с евнухами и захватил земли у некоторых других цзедуши.

Его жизненный путь был типичен для того времени. Сын бедного ученого, батрак, предводитель шайки и, наконец, приближенный Хуан Чао, Чжу Вэнь в критический мо­мент предал его и стал губернатором провинции вокруг г. Кайфын. Ему даже было пожаловано имя Цюаньчжун – «Всецело преданный».

 

24. Правление Ай-ди (905 – 907), ок. 3 лет. Краткое

В 907 г. император был низложен Чжу Цюаньчжу.

После этого Чжу захватил власть в землях Северного Китая и провозгласил себя императором, основав собственное государство, которое стало называться (Поздним) Лян (907 – 923).

Начинается период Пяти государств (907 – 960).

 

Социальная ситуация

 

Экономическая ситуация

Культурная ситуация

Это было время замечательных достижений в науке (философия) и искусстве (литература, живопись, скульптура).

 

Поэзия

17. Сыкун Ту (837–908) попытался повторять Тао Юаньмин. Он отказывался от должностей, предлагаемых ему. Он обрек себя на голодную смерть, не желая жить после падения Тан. В мировоззрении Сыкун Ту смешались конфуцианство, даосизм, буддизм.

Стихи Сыкун Ту теряют предметность, отличающую танскую поэзию. Они рисуют некий условный мир, отражающийся в душе поэта. Тонкий и изысканный лирик. Далек от социальных проблем. Природа, птицы, вино, цветы - арсенал традиционной поэзии, представлен и в его творчестве.

В историю китайской литературы Сыкун Ту вошел как автор «Поэтических категорий» – «Поэмы о поэте», состоящей из двадцати четырех стихотворений. Вся поэма наполнена отвлеченными образами.

Этим произведением завершился танский период китайской поэзии.

 

***

Рассмотрим причины падения государства Тан

Внутренние факторы:

а) политические. Борьба при дворе чиновников с евнухами и чиновничьих группировок между собой. Разбухание чиновничьего аппарата, снижение эффективности его работы, увеличение расходов на него и ослабление государственного контроля над ним. Сепаратизм местных элит, неподчинение военачальников. Усиление военных генерал-губернаторов (цзедуши) в окраинных военных округах, которые узурпировали всю власть на вверенных им территориях.

б) экономические. Ослабление надельной системы за счет резкого расширения крупных земельных поместий. Владельцы которых или не платили налогов в казну, или имели льготы. Это вело к значительному сокращению налоговых поступлений в казну.

Окончательно государство ослабила война, развязанная военачальником Хуан Чао (878 – 884).

Внешние факторы:

утрачивание контроля над окраинными землями (уход из Кореи, ослабление позиций во Вьетнаме, разрыв с тибетцами и уйгурами), резкое сокращение поступления дани и усиление военных расходов на сдерживание соседей, особенно северных. В 751 г. поражение при Таласе от арабов и были вытеснены из Средней Азии, потеряли влияние на Великом шелковом пути.

 

Библиография Тан:

Twitchett, Denis Crispin. A handbook for T'ang history. Research manual

series. Princeton, N.J.: Chinese Linguistics Project, c. 1986.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...