Основные функции системы управления по видам деятельности
Лекция 1 Информация и информационные потоки 1. Понятия информации и ее экономическая сущность 2. Роль и значение информации в логистике. 3. Информационный поток и его классификация
Вопрос 1. Понятия информации и ее экономическая сущность
Информация (экономическая) — совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др. Одной из первых проблем на предприятии – отсутствие сбора информации на предприятиях. В основном информация носит не точный, не оперативный и не преемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременной, либо недостоверной полученной информации. При рационализации логистических процессов в прошлом основное внимание, как правило, уделялось физическому подъемно-транспортному процессу. Сегодня внимание все более обращается на информационный поток, при помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Улучшение информатики и организации нередко может принести больший эффект, чем технические инновации. Каждое движение материалов связано с передачей информации. Информационный поток бывает более сложным, чем материальный, он охватывает и такие подразделения предприятия, через которые материал прямо не проходит. Информация становится логистическим производственным фактором, а именно: Ø сокращение складирования (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя, замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов и сырья);
Ø ускорение транспортировки (согласованность всех звеньев транспортной цепочки). Недостаток своевременной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться. Рынок предъявляет предприятиям значительные требования: Ø надо все быстрее модернизировать продукцию, Ø лучше владеть ценами, Ø учитывать расходы, Ø анализировать эффективность отдельных заказов и продуктов. От крупносерийной продукции «для складирования» (по усмотрению производителя, т.е. конкретных заказов в момент запуска производства) в ряде отраслей все чаще переходят к штучному производству по конкретным заказам с быстрыми поставками. Чтобы предприятие могло оперативно реагировать на требования рынка, ему необходимо повысить: ¯ прозрачность деятельности (надо располагать актуальными данными о состоянии и тенденциях развития рынка); ¯ гибкость (изменения требований рынка надо быстро внедрять в производство); ¯ эффективность (требования рынка должны выполняться с предельно низкими издержками, чтобы предприятие выдерживало конкуренцию). Информационная техника может значительно способствовать выполнению этих требований. Определенного роста эффективности можно достичь и с помощью локальных вычислительных систем, но прозрачность и гибкость значительно повышаются лишь в результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые «перешагивают» границы между подразделениями предприятия. В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах.
Вопрос 2. Роль и значение информации в логистике.
Формирование экономической информации предприятия
Основные функции системы управления по видам деятельности Планирование: · постановка цели; · формулирование задач; · выбор пути решения задач для достижения поставленной цели; • выбор вариантов альтернативных действий. Организационная работа: • создание организационной системы для реализации поставленных целей; · распределение обязанностей между исполнителями; • координация действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; • установление каналов связи (линейных и нелинейных). Контроль: · сопоставление фактических результатов с плановыми; ·пересмотр планов, если они не могут быть выполнены; ·выявление и регулирование отклонений от плана. Оценка принятых решений и выявление причин отклонений (недостатки планирования, неверный выбор действий, несоответствие системы контроля требованиям управления, выбор неверной цели). Внутренняя информационная связь: · обмен информацией и отчетностью; • конкретизация задач каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; • определение условий работы каждого руководителя подразделения и требований (потребностей и ограничений) к нему смежных подразделений.
Вопрос 3. Информационный поток и его классификация Цели и роль информационных потоков в логистических системах Информационный поток (ИП) – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Существуют следующие виды информационных потоков: ¨ в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный; ¨ в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний; ¨ в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
¯ опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; ¯ опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; ¯ одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; ¯ вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения. ИП характеризуется следующими показателями: - источник возникновения, - направление движения материального потока (МП). Путь, по которому движется ИП, может не совпадать с маршрутом движения МП, - скорость передачи и приема, - интенсивность потока. Таким образом, управлять информационным потоком можно следующим образом: изменяя направление потока; ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема; ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица – бит. При использовании ЭВМ информация измеряется байтами, килобайтами, мегабайтами. В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также: * количеством обрабатываемых или передаваемых документов; * суммарным количеством документострок, обрабатываемых или передаваемых документов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|