Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные функции системы управления по видам деятельности

Лекция 1

Информация и информационные потоки

1. Понятия информации и ее экономическая сущность

2. Роль и значение информации в логистике.

3. Информационный поток и его классификация

 

Вопрос 1. Понятия информации и ее экономическая сущность

 

Информация (экономическая) — совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и исполь­зовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.

Одной из первых проблем на предприятии – отсутствие сбора информации на предприятиях. В основном информация носит не точный, не оперативный и не преемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременной, либо недостоверной полученной информации.

При рационализации логистических процессов в прошлом основное внимание, как правило, уделялось физическому подъемно-транспортному процессу. Сегодня внимание все более обращается на информационный поток, при помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Улучшение информатики и организации нередко может принести больший эффект, чем технические инновации.

Каждое движение материалов связано с передачей информации. Информационный поток бывает более сложным, чем материальный, он охватывает и такие подразделения предприятия, через которые материал прямо не проходит.

Информация становится логистическим производственным фактором, а именно:

Ø сокращение складирования (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя, замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов и сырья);

Ø ускорение транспортировки (согласованность всех звеньев транспортной цепочки).

Недостаток своевременной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться.

Рынок предъявляет предприятиям значительные требования:

Ø надо все быстрее модернизировать продукцию,

Ø лучше владеть ценами,

Ø учитывать расходы,

Ø анализировать эффективность отдельных заказов и продуктов.

От крупносерийной продукции «для складирования» (по усмотрению производителя, т.е. конкретных заказов в момент запуска производства) в ряде отраслей все чаще переходят к штучному производству по конкретным заказам с быстрыми поставками. Чтобы предприятие могло оперативно реагировать на требования рынка, ему необходимо повысить:

¯ прозрачность деятельности (надо располагать актуальными данными о состоянии и тенденциях развития рынка);

¯ гибкость (изменения требований рынка надо быстро внедрять в производство);

¯ эффективность (требования рынка должны выполняться с предельно низкими издержками, чтобы предприятие выдерживало конкуренцию).

Информационная техника может значительно способствовать выполнению этих требований. Определенного роста эффективности можно достичь и с помощью локальных вычислительных систем, но прозрачность и гибкость значительно повышаются лишь в результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые «перешагивают» границы между подразделениями предприятия.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах.

 

Вопрос 2. Роль и значение информации в логистике.

 

Формирование экономической информации предприятия

Основные функции системы управления по видам деятельности

Планирование:

· постановка цели;

· формулирование задач;

· выбор пути решения задач для достижения поставленной цели;

• выбор вариантов альтернативных действий.

Организационная работа:

• создание организационной системы для реализации поставленных целей;

· распределение обязанностей между исполнителями;

• координация действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления;

• установление каналов связи (линейных и нелинейных).

Контроль:

· сопоставление фактических результатов с плановыми;

·пересмотр планов, если они не могут быть выполнены;

·выявление и регулирование отклонений от плана.

Оценка принятых решений и выявление причин отклонений (не­достатки планирования, неверный выбор действий, несоответствие системы контроля требованиям управления, выбор неверной цели).

Внутренняя информационная связь:

· обмен информацией и отчетностью;

• конкретизация задач каждого подразделения на предстоящий бюджетный период;

• определение условий работы каждого руководителя подразделе­ния и требований (потребностей и ограничений) к нему смежных под­разделений.

 

Вопрос 3. Информационный поток и его классификация

Цели и роль информационных потоков в логистических системах

Информационный поток (ИП) – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Существуют следующие виды информационных потоков:

¨ в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

¨ в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

¨ в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

¯ опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

¯ опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

¯ одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

¯ вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

ИП характеризуется следующими показателями:

- источник возникновения,

- направление движения материального потока (МП). Путь, по которому движется ИП, может не совпадать с маршрутом движения МП,

- скорость передачи и приема,

- интенсивность потока.

Таким образом, управлять информационным потоком можно следующим образом:

œ изменяя направление потока;

œ ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема;

œ ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица – бит. При использовании ЭВМ информация измеряется байтами, килобайтами, мегабайтами.

В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

* количеством обрабатываемых или передаваемых документов;

* суммарным количеством документострок, обрабатываемых или передаваемых документов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...