Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медико-социальные и психологические аспекты смерти

ЛЕКЦИЯ 15

1. Танатология как наука. Понятие «смерть». Классификация смерти.

2. Медико-биологические, философские, религиозные, социально-психологические аспекты смерти.

3. Законодательство РФ об эвтаназии.

4. Естественная смерть. Основные этапы умирания и смерти.

5. Эмоциональные стадии горевания. Психологическая поддержка умирающего человека и его близких.

6. Констатация смерти. Уход за телом умершего. Похороны у славянских народов России и других народов, населяющих регион.

7. Стадии траура. Общение с пережившими утрату.

1. Танатология как наука. Понятие «смерть». Классификация смерти. Медико-биологические, философские, религиозные, социально-психологические аспекты смерти. Законодательство РФ об эвтаназии.

 

Танатоло́гия (от др.-греч. θάνατος — смерть и λόγος — учение) — раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма.

Термин «танатология» в обиход медицинской и биологической науки был введен по предложениюИ. И. Мечникова. У истоков танатологии стояли выдающиеся учёные М. Ф. Л. Биша, Клод Бернар, Р. Вирхов, И. И. Мечников, Г. В. Шор и другие, положившие начало изучению смерти как закономерного завершения жизни.

В начале XX века танатологию было принято делить на общую, которая изучала статику и динамику смерти, морфологические и патофункциональные изменения, постмортальные явления, взаимодействие трупа с окружающей средой, технику судебно-медицинского или патологоанатомического исследования трупа, и частную, которая рассматривала виды смерти, основные и непосредственные причины смерти при конкретных заболеваниях или состояниях и их диагностику на трупе, а такжетрупные явления, их сопровождающие.

В 1961 году на Международном конгрессе травматологов в Будапеште получила своё название новая медицинская дисциплина — реаниматология, которая по многим своим аспектам тесно соприкасается с танатологией.

 

Смерть клиническая и биологическая

Что может служить критерием наступившей смерти?

Основным признаком смерти в последние столетия служило отсутствие дыхания. Считалось, что достаточно подержать зеркальце возле губ, чтобы убедиться в смерти — отсутствие запотевания доказывало прекращение дыхания. Иногда врач помещал пушинку перед носом или ртом человека, чтобы определить неощутимое движение воздуха, возникающее при дыхании. В других случаях на грудь умершему ставили стакан, наполненный водой,— при дыхательных движениях вода расплескивалась.

Другими признаками смерти считались прекращение кровообращения (исчезновение пульса) и остановка деятельности сердца. Для доказательства прекращения кровообращения у умершего стягивали палец ниткой, и если цвет пальца изменялся (синел, или, наоборот, бледнел), это означало, что кровообращение не прекратилось, и человек считался живым.

В 1918 году французским законодательством было принято положение, согласно которому для подтверждения смерти необходимо было рассечь скальпелем височную или лучевую артерию. Если после этого не наступало кровотечение, человека признавали умершим.

Следует заметить, что с развитием методов аускультации (выслушивания) сердца и электрокардиографии диагностика смерти стала относительно безошибочной.

Итак, прекращение трех биений жизни (работы сердца, дыхания и

кровообращения) долгое время считалось смертью. Но развитие реаниматологии со второй половины XX века заставило окончательно переоценить эти явления.

Сегодня сердце может работать с помощью электростимулятора, легкие могут дышать вследствие движений механического респиратора, циркуляцию крови можно производить через аппарат искусственного кровообращения.

Таким образом, старое определение смерти утратило силу. За ним осталось название "клиническая смерть", то есть такое состояние, которое может быть обратимо благодаря усилиям врачей по восстановлению дыхания, сердцебиения, кровообращения.

С точки зрения современного определения, трактующего наступление смерти как смерть мозга — такой человек мертв. Это новое определение смерти — не совсем медицинское и не совсем биологическое.

Оно, скорее, из области метафизики: смерть человека отличается от смерти всех других живых существ. Если человек существует только биологически и лишен сознания, он считается умершим, ибо он мертв как личность.

В результате гибели мозга необратимо исчезают все его функции, включая даже самостоятельное дыхание.

Деятельность сердца поддерживается теперь только благодаря искусственной вентиляции легких. Стоит только отключить аппарат искусственного дыхания, и сердце остановится, наступит биологическая смерть.

Но имеет ли врач право на этот шаг даже точно зная, что головной мозг безвозвратно погиб? Не будет ли это убийством? Кто возьмет на себя ответственность и выключит аппарат?

В результате обсуждения этого вопроса медицинской общественностью на ряде международных форумов, а также законодательными органами многих стран было признано правильным уточнить понятие смерти, связав ее с необратимыми поражениями головного мозга как субстрата личности человека, определяющего его социальную и биологическую сущность.

Необратимому поражению головного мозга было дано название смерти мозга.

Определение смерти, как смерти мозга даже при сохранении деятельности сердца, получило признание среди медиков за рубежом в 70-е годы. В бывшем СССР врачи смогли руководствоваться этим определением лишь с 1985 года, когда вышла утвержденная Минздравом СССР и согласованная с законодательными органами страны "Инструкция по констатации смерти в результате полного необратимого прекращения функций головного мозга".

Новое определение смерти, как смерти мозга, вызвало целый ряд сложных этических проблем. Прежде всего, трудно оказалось изменить представления о сущности смерти, складывающиеся в течение тысячелетий в среде людей, далеких от медицины, и особенно в связи с возможностью взятия органов у погибших с бьющимся сердцем для пересадки их другому человеку.

Общепринятое юридическое определение смерти на основании прекращения

дыхания и сердцебиения в связи с новой концепцией смерти мозга оказалось устаревшим.

 

УХОД ЗА ТЕЛОМ УМЕРШЕГО ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ПОГРЕБЕНИЕМ

Смерть – естественный биологический процесс, которому человечество не может противиться до сих пор, несмотря на технологический прогресс. Уход за телом умершего человека – очень важный комплекс мероприятий. Мероприятия проводятся в соответствии с религиозными воззрениями самого умершего и его семьи. Для того, чтобы все соблюсти верно, многие родственники умершего человека нанимают специальные службы, которые занимаются этим вопросом.

С точки зрения нашей современной морали и религии традиционно тело умершего обмывают и переодевают, готовя к встрече с тем миром. Для этого следует взять его одежду или приобрести новую. Омовения тела по традиции проводится не родственниками умершего, это пережиток прошлого и языческих верований. В современном мире его помнят и придерживаются, поскольку гораздо проще заказать эту услугу у специальной службы, нежели самостоятельно проводить тяжелый ритуал.

Затем тело отправляют в морг, где по желанию родственников и по надобности на него наносят грим, чтобы скрыть следы смерти или травм, вследствие которых она наступила. Гример в морге делает соответствующий грим по фотографии, которую предоставляют родственники. Там же в морге тело предварительно и омывают. После этого умершего одевают в чистое и свежее, готовят ему постель. Также под подушку могут укладывать его личные предметы, которыми он дорожил при жизни. Это также пережиток прошлых эпох язычества, когда люди верили в потустороннюю жизнь и возможность переноса в нее вещей из этого мира.

В том же морге в случае необходимости тело умершего подвергают различным влияниям средств, которые помогают сохранить его до похорон, поскольку холодное помещение не всегда способно препятствовать разложению тела. По желанию родственников или по завещанию самого умершего тело может быть кремировано.

Эвтана́зия (от греч. εὖ — хорошо + θάνᾰτος — смерть) — практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

«Эвтаназией» также иногда называют усыпление животных.

Выделяются два основных вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т. п. Совет по этике и судебным делам Американской медицинской ассоциации допускает при этом, что эти решения могут быть «не обоснованными».

Термин «эвтаназия» впервые употреблён Фрэнсисом Бэконом в XVI веке для определения «лёгкой смерти».

«Краткий оксфордский словарь» даёт три значения слова «эвтаназия»: первый — «спокойная и лёгкая смерть», второе — «средства для этого», третье — «действия по её осуществлению».

До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия и евгеника пользовались достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако действия нацистов, такие как программа умерщвления Т-4, надолго дискредитировали эти идеи.

Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака полости рта с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 года, прежде пережив 31 операцию по удалению опухолей под местной анестезией (наркоз в таких операциях в то время не применялся).

Идея эвтаназии в конце ХХ века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, качества жизни. Однако Клятва Гиппократа в её традиционной форме содержит запрет на содействие уходу из жизни:

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...