Процесс формирования управленческих кадров
Перед каждой фирмой постоянно стоят задачи формирования управленческих кадров. Управляющие увольняются, уходят на пенсию, передвигаются по служебной "лестнице" и т.п. Этапы формирования управленческих кадров показаны на рис. 2. Рис. 2. Схема процесса формирования руководящих кадров Поиск менеджеров Обычно менеджеров находят среди сотрудников фирмы, что в большинстве случаев является лучшим решением по очевидным причинам. При поиске управляющих со стороны пользуются следующими методами: - непосредственное обращение к определенным лицам с предложением занять должность (обычно это касается менеджеров высшего звена); Предварительный отбор. Претенденты на занятие должности, как правило, заполняют специальные анкеты, где указывают все интересующие фирму данные о себе. По анкетным данным и предварительным беседам производится: - отсев неудовлетворяющих фирму лиц (по возрасту, образованию и т.д.); Собственно отбор: - психологический тест (логика, анализ, концентрация внимания); Содержание работы руководителя
Всю работу по управлению можно разделить на две части: - управление деятельностью фирмы; Рис. 3. Основные виды управления Руководитель должен иметь: - широкое, общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования. В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т.д. Рис.4. Основные критерии стилей управления Стиль управления Это типичная манера и способ поведения менеджера. Стили могут классифицироваться по разным критериям (рис.4). А. Критерий участия исполнителей в управлении Наиболее четко здесь различают три стиля: - авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает — сотрудники исполняют); Рис. 5. Основные виды стилей управления Авторитарный стиль управления имеет разновидности: - диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);
Сопричастный стиль тоже имеет варианты: - коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следовать указаниям менеджера); Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления: Б1 — Управление через инновацию (разработка инновации — как руководящее задание). Б2 — Управление с помощью задания цели. (На каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем). Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат. Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль. Б3 — Управление через согласование цели. (Это смешанная форма управления, через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей). Преимущества: согласование целей — лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность. Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля. Б4 — Управление через правила решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|