Краткое описание значений восьми цветов (в интерпретации Л. Н. Собчик).
Опыт показывает, что 1 и II позиция цветов в паре не столько отражают средства и цель, сколько соответствуют преобладающим тенденциям потребностной сферы. Эти потребности следующие: 1. Синий цвет - потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя. 2. Зеленый - потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера. 3. Красный - потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность "завоевателя ", целенаправленность, высокая поисковая активность. 4. Желтый - потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане. Яркость переживаний и общение - как необходимый процесс. Эти потребности являются основой индивидуально очерченной мотивационной направленности и представляют собой самые главные человеческие потребности, актуализация которых необходима для нормального существования человека. Та потребность, которая является ведущей, она и определяет индивидуально-личностный паттерн человека, в котором не только эмоциональные особенности, но и остальные субструктуры личности (интеллект, межличностное поведение) окрашены характерным для данной личности индивидуальным стилем. Если какая-либо из главных потребностей фрустрирована, то соответствующий цветовой эталон оказывается на одной из последних позиций. Если на первые позиции выходят ахроматические (0 7) или дополнительные цвета (5 6), то выявляемые ими потребности обозначаются как вторичные. Они не являются главными потребностями, это - лишь вынужденная охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей.
5. Фиолетовый - потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость. 6. Коричневый - потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту. 7. Черный - потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне. 0. Серый - потребность в успокоении, отдыхе; пассивность. Таким образом, яркие цветовые таблицы отражают потребности, определяющие стиль жизненного стереотипа, способ существования, насущные, всегда существующие и никогда полностью не насыщаемые потребности, свойственные индивиду как почерк, как modus vivendi, как свернутая и всегда напряженная пружина, как основная побуждающая сила, движущая личность в определенном направлении. Потребности, определяемые ахроматическими и дополнительными цветами, тесно связаны с защитными механизмами, направленными на противодействие тревоге, давлению внешнего воздействия, усталости и отражают проблему фрустрированности основной потребности, неприятие индивидом сложившихся условий и межличностных отношений, уход от них в бездействие (0), в самощажение (б), в протестные реакции (7), в мир фантазий и иррациональные способы за. щиты (5).
Сравнительный анализ данных Методики цветовых выборов (МЦВ) с результатами других психодиагностических методик и данными объективного наблюдения позволил Л. Н. Собчик прийти к такой схеме толкования значений цветов Люшера:
1. Синий цвет в цветовом ряду, устойчиво занимающий I позицию, свидетельствует о том, что обследуемый соответствует слабому типу ВНД с преобладанием трофотропных тенденций и динамичности нервной системы в отношении процессов торможения; этому сопутствуют интровертированность и пассивность в сочетании с повышенной тревожностью и склонностью к пессимистичности; неуверенные в себе и в своих перспективах, лица этого типа постоянно нуждаются в надежной опоре и спокойствии, в следствие чего формируются черты зависимости, крайней чувствительности к средовым воздействиям, тенденция к укреплению своей позиции за счет привязанности и защиты со стороны другого лица, а аффилиативная потребность является ведущей. Таким образом, потребность в понимании и сочувствии определяет устойчивые личностные характеристики как доминирующая, насущная, и поэтому никогда полностью не насыщаемая побудительная сила, определяющая стиль существования, в котором рефреном звучит всегда актуальная для данного типа личности проблема позитивного, доброжелательного отношения значимых окружающих. Среди женщин этот тип реагирования встречается значимо чаще, чем среди мужчин.
Инертность реакций и глубина переживаний формируют и другие - дериватные - свойства: конформность установок, избегание конфликта, стремление к устойчивой ситуации, страх перед трудностями, нерешительность в принятии решений, вдумчивость, способность к сопереживанию, пассивность в отношении актуальных проблем, повышенная склонность к рефлексии. Выбор синего цвета одним из первых характерен для интровертов с ананкастными чертами. Эти черты усугубляются и проявляются психастеническими особенностями при сочетании синего с серым на первых позициях. В этой ситуации интровертированность уже звучит как проблема трудности общения и проявляется избыточной нерешительностью, застенчивостью, ощущением непонятности, неприятия значимыми другими, эгоцентричной невротической сосредоточенностью на своих проблемах. Сочетание синего с черным свидетельствует об эмоциональной (одновременно с вегетативной) неустойчивости, контрастных проявлениях ранимости с агрессивностью, зависимости и протестных реакций, обидчивости и раздражительности. Здесь проявляется проблема подавленной агрессии, что в целом свойственно психосоматике. Это сочетание часто встречается у лиц с различными психосоматическими заболеваниями и вегетососудистым дисбалансом. В группе лиц, страдающих вегетативной неустойчивостью сопряженность факторов обнаружена на уровне р = 0,76, в выборке больных с психосоматическими заболеваниями р = 0,68. Для резидуальных явлений "матовой" (негрубой) органики так же свойственно это сочетание как на I - II, так и на VII - VIII позициях (р = 0,65) при полярном размещении 3 и 4 цветов. Различные сочетания синего с ахроматическими и смешанными цветами отражают уровень дезадаптации. Причем появление на первых позициях ахроматических цветов, особенно черного, более тревожно, чем смешанных. Сочетание синего цвета с более яркими придает эмоциональному паттерну определенные оттенки, усложняющие его меланхолическую основу. Так, сочетание 1 2 для популяции нормы можно считать гармоничным, так как эти цвета находятся на психограмме рядом и являются по отношению друг к другу дополнительными. В отличие от характеристик слабого, тормозимого типа, присущих синему цвету, сочетание 1 2 присоединяет к себе несколько "смягченные" благодаря синему цвету атрибуты зеленого цвета. Умеренно выраженный (не акцентуированный) характер этого типа содержит в себе наряду со сдержанностью, постоянством в привязанностях и глубиной переживаний, оборонительные черты, стремление к точности, повышенное чувство аккуратности, практичность, склонность к систематизации опыта и накоплению негативных эмоциональных переживаний. Сочетание 1 2 отражает потребность в самоуважении и уважении окружающих, сензитивность в отношении критических замечаний, стремление к упорному отстаиванию своих позиций социально поощряемыми или неагрессивными способами. Это же сочетание, смещенное с первых позиций ахроматическими таблицами и смешанными цветами, соответствует актуальности проблемы самоутверждения, задетого самолюбия и стремления к отстаиванию личностной позиции с оттенком уязвленности. Если же 1 2 находятся на III-IV позициях, но первые позиции заняты яркими цветами, то такой вариант может трактоваться как сочетание стенических и гипостенических тенденций у гармонично сбалансированной личности.
2. Присутствие зеленого (сине-зеленого) цвета на первых позициях отражает смешанный тип реагирования с преобладанием пассивно - оборонительных тенденций, если он сочетается с 0 или 1 цветом, и проявляется большей агрессивностью в сочетании с яркими цветами, придавая оборонительный характер позиции, при которой собственная агрессия оправдывается идущей извне угрозой и переживается личностью как вторичная, внешнеобусловленная защитная реакция на агрессию окружающих. Лица, постоянно выбирающие 2-й цвет на первые позиции, отличаются ригидностью установок, упорством и настойчивостью, склонностью к систематизации, тропизмом к точным наукам и конкретности, тенденцией к опоре на накопленный опыт, повышенной чувствительностью к социальным критериям внешней оценки своей личности, отсюда - амбициозность, значимость социо-экономического статуса, проблема собственного престижа, устойчивость привязанностей и интересов, увлеченность, чувство соперничества, соревновательность, аккуратность или даже педантизм. Подчинение для них неприятно, отсюда стремление к лидированию или, по крайней мере, к самостоятельности и социальному признанию. Этот тип реагирования значимо чаще встречается среди мужчин. В сочетании с 0-м цветом усиливается черты обособленности, признаки межличностного конфликта, трудности общения, ощущение непонятности, неприятия окружающими, преувеличенное через призму повышенной чувствительности к критике, субъективной уверенности в своей правоте.
Иррациональный, дезадаптирующий аспект 5-го цвета усугубляет подозрительность 2-го, и они в сочетании 5 2 или 2 5 на первых позициях выявляют тенденцию к систематизации субъективных, надуманных оценок по отношению к окружающим лицам и сложившейся ситуации, т.е. черты паранойяльного стиля переживания и поведения. Тревожность (б) и протестные реакции (7) в сочетании со 2 цветом придают ему свойства раздражительно-эксплозивного (62 - 2 6) или недоверчиво-негативного (27 - 72) поведения. Являются ли характеристики 2 цвета конституционально-ведущими или определяют актуальное состояние, зависит не только (и не столько) от его позиции - I, II, III, - сколько от корреляции данных цветового выбора со шкалами СМИЛ (ММРI), в частности 6-й, 0-й, 8-й, и показателями других психодиагностических тестов (первичные и вторичные отклонения по данным миокинетической психодиагностики, данные фрустрационного теста Розенцвейга - высокий процент экстрапунитивных ответов, S-ответы по Роршах-тесту). Расположение 2-го цвета на последних позициях цветового ряда свидетельствует о фрустрированной потребности в социальном самоутверждении, ущемленном самолюбии, нереализованных притязаниях. Сочетание
2 3 или 3 2 на первых позициях усиливает характеристики 2-го цвета, тип реагирования характеризуется как более стеничный, позиция - как активно-оборонительная (2 3) или агрессивно-оборонительная (3 2) и отражает сплав свойств, присущих каждому из цветов в отдельности; это сочетание представляется как столкновение сильных тенденций, создающих предиспозицию к взрывным (эксплозивным) реакциям. Сочетание на первых позициях цветового выбора 2 и 4 цветов является еще более конфликтным: характеристики ригидности противопоставлены эмоциональной неустойчивости, склонность к накоплению отрицательных эмоций сочетается с высокой спонтанностью, безудержностью эмоциональных реакций; тенденция к самоконтролю с плохой контролируемостью, подозрительность с демонстративностью, недоверчивость с открытостью, аккуратность с безалаберностью, оборонительная враждебность с неразборчивой общительностью, осторожность с беззаботностью. Если эти качества выражены умеренно, то это даст в сумме нормальную сбалансированность гармоничной личности, в которой противоречиво направленные тенденции уравновешены и разумно дозируются соответственно конкретной ситуации, но при избыточной выраженности каждой из этих тенденций характер приобретает черты заметной неустойчивости с резкими изменениями поведенческого паттерна, вспышками чрезмерных эмоциональных переживаний, склонностью к эксплозивным реакциям в ситуации задетого самолюбия. Если выбор 1-го цвета на первые позиции характерен для лиц с сензитивной акцентуацией, то выбор 2-го в аналогичной позиции свойствен "застревающим" акцентуированным личностям (по Леонгарду) или "ригидным" в нашей классификации, а также эпилептоидным или паранойяльным психопатам, однако в последнем случае 2-й цвет как правило сочетается с 5-м или 7-м, а у ригидных интровертов - с 0-м цветом. Самая грубая ошибка, которая может проявиться при интерпретации данных МЦВ - это неправильная оценка степени дезинтеграции. МЦВ позволяет лишь высветить структуру переживаний и степень вовлеченности личности в стресс. Те же 5 2 на I-II, II-III позициях выбора могут означать осторожность, настороженность, субъективизм личности в оценке объективно сложных межличностных отношений, и быть признаком наличия паранойяльных тенденций. Сопоставление данных МЦВ с объективными данными и результатами других психодиагностических методов (вариант 1 -профиль СМИЛ в пределах нормы, а вариант 2 - профиль выше 70 Т с пиками по 8-й и 6-й шкалам) позволит правильно оценить проблемы личности и уровень личностной интеграции. 3. Красный (оранжево - красный, терракотовый) - отражает стенический тип реагирования в наиболее выраженном виде и выявляет напряженность потребности в активности, направленной на достижение цели, на овладение всем тем, что доставляет радость и наслаждение; в том числе - это и высокая сексуально-эротическая вовлеченность. Выбор этой таблицы на первые позиции свойствен личностям с мужественным складом характера, самостоятельным, независимым, властным, доминантным, авторитарным, быстро принимающим решения. Высокая поисковая активность, любознательность, преобладание эмоций интереса, любопытства. Высказывания и поступки могут опережать их продуманность в силу спонтанности поведения, раскованности чувств. Это - стремление "быть", реализоваться, проявляющееся напряжением аффекта, если реализация потребностей в данный момент невозможна. У дисгармоничной личности это качество выливается в импульсивность, сниженный самоконтроль, агрессивные высказывания и поступки. Возможность безудержного поведения с компульсивной агрессией возрастает, если 3-й цвет находится на одной из последних позиций (фрустрированность насущных, жизненно важных потребностей, невозможность самореализации), а 7-й цвет на одной из первых (иррациональные и безудержные протестные реакции). Если сочетание 3 2 и 3 4 по-своему дополняет характеристики 3-го цвета (так же 2 3 и 4 3), выявляя смешанные варианты реагирования по ригидно-импульсивному и неустойчиво-импульсивному типу, то сочетание 3 1 заслуживает особого внимания, т.к. это - контрастное сочетание. При этом "сильные", возбудимые черты, свойственные 3-му цвету - стеничность, активность, оптимистичность, агрессивность, доминантность, мужественность, - входят в противоречивое взаимодействие с характеристиками слабого, тормозимого типа - пассивностью, сензитивностью, пессимистичностью, мягкостью, вдумчивостью, зависимостью, женственностью. Люшер выделяет этот вариант как идеально-гармоничный. Однако наш опыт показывает, что этот тип личности, хотя и выглядит внешне Достаточно "идеальным" в силу выраженного самоконтроля, отличается выраженной внутренней напряженностью, что и является почвой для развития психосоматических заболеваний, в частности, ишемической болезни миокарда. Внешне сбалансированные за счет противоборства взаимно противоречивых свойств характера, эти лица постоянно испытывают достаточно выраженное напряжение, которое тяготеет к трансформации через соматизацию. Психологический рисунок этих лиц близок к типу "А", описанному Дженкинсоном как психосоматическая предиспозиция. Выбор, в котором на первых позициях 3-й и 0-й цвета, свойствен нарциссическому варианту личности; при этом эгоцентризм и жажда жизни сочетаются с холодно-дистантным отношением к окружающим. Сочетание 3 7 в позициях -3-7 или +7-3 позитивно коррелирует с наличием навязчивых действий, особенно при 01 или 10 на первых трех позициях (р =0,73 среди контингента больных с пограничными психическими расстройствами). В рамках невротических реакций навязчивости проявляются на фоне психастенической акцентуации характера в виде навязчивого подсчета ненужных предметов, выполнения суеверных ритуалов, трудностей засыпания на фоне мысленного "пережевывания" постоянно существующих проблем или событий текущего дня. Сочетание 5 3, 3 5 или +3 -5 свойственно лицам с достаточно очерченной творческой индивидуальностью, самобытным, оригинально мыслящим, со своеобразием интересов, однако эти характеристики актуальны только в том случае, если есть хорошая интеллектуальная база и способности, для которых данный эмоционально-динамический паттерн представляется как личностная предиспозиция, оптимальные условия для творческого развития личности. При низком интеллекте и отсутствии способностей такая личность отличается лишь своевольным и непокладистым характером, повышенным чувством независимости, иррационально-самобытным радикалом, стремлением выделиться, не быть подвластным общепринятым нормам, что в определенных неблагоприятных условиях может выражаться в антисоциальных тенденциях (особенно при сочетании 3 5 7, 3 7 5, 7 5 3 на первых позициях) 4. Желтый цвет на первой позиции свойствен личностям эмотивного склада. Переживания и процесс общения сами по себе насущно им необходимы; ведущая потребность индивида - быть вовлеченным в процесс эмоционально насыщенного межличностного взаимодействия Активность ради активности, общение ради общения, жизнь ради жизни - таковы потребности данного типа личности В отличие от 3-го цвета, характерного для личностей, зажигающих других своей целеустремленностью и жаждой жизни, 4 цвет как основной присущ личностям, которые загораются от общения С другими как спичка от прикосновения к ребру спичечного коробка 4 цвет позитивно коррелирует с 3-й, 4-й и 9-й шкалами MMPI (СМИЛ). У лиц, предпочитающих 4-й цвет, выбор профессии больше ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий удовлетворение и оживленность, чем на достигаемые этой деятельностью цели При выраженной дезадаптации эти черты перерастают в истероидные, фобические и неврастенические проявления, то есть в те особенности, которые свойственны эмоционально-неустойчивым личностям Для акцентуированных по данному типу личностей характерна склонность к страхам, экзальтация чувств, неустойчивость интересов, элементы инфантилизма (ребячливости), непостоянство, нетерпеливость, демонстративность. Это - самоутверждение по типу "казаться" (в противовес стремлению "быть"). Черты демонстративности - вплоть до истероидного радикала - усиливаются при сочетании 5 4. Здесь они сопровождаются признаками выраженной эмоциональной незрелости, сниженным эмоциональным контролем, защитным механизмом вытеснения, иррациональным способом достижения целей в основном путем перекладывания трудностей на плечи других. Наиболее выраженный истеро-эпилептоидный радикал, свойственный акцентуации характера по истерическому типу, выявляется выбором 54216307 (при относительной компенсированности состояния, вне стресса), позитивно коррелирующим с профилем СМИЛ типа 431'68-9/ или 34'687/. Сочетание 4 1 выявляет выраженную чувствительность к средовым воздействиям в связи с тем, что каждый цвет в отдельности по-своему связан с высокой чувствительностью к факторам внешнего влияния Однако выбор на первые позиции синего цвета свойствен пассивно-пессимистическим личностям, а желтого - активно-оптимистическим. В сочетании же они выявляют циклоидный тип личности со склонностью к перепадам настроения, легко провоцируемым внешними поводами, с быстрыми переходами от грусти к экзальтированной веселости, тяжело переживающих одиночество, испытывающих повышенную потребность в общении, что делает личность зависимой от авторитетного для нее лица и мнения референтной группы. Сочетание 41 на III и IV позиции связано с зависимостью работоспособности и продуктивности обследуемого от настроения, с эмоциональной вовлеченностью и тенденцией к перепадам в настроении, когда внешние обстоятельства легко меняют самооценку индивида, подверженную колебаниям. Достоверность этого фактора на материале общенормативного скрининга - р =0,79, а на контингенте больных с пограничными психическими расстройствами - р =0,76; в то же время среди больных с невротическими нарушениями часто обнаруживается выбор, в котором эта пара разбита по типу +1-4, что означает стремление к поиску опоры в лице значимых окружающих в связи с блокированностью спонтанной самореализации И в других сочетаниях, где 4-й цвет оказывается на одной из последних позиций (т е. -4), цветовой эталон со знаком (+) показывает тип компенсаторной реакции в ответ на блокированность спонтанности собственного "Я", на невозможность свободного проявления чувств. Этот признак при обследовании должен настораживать психолога, т к он является предвестником дезадаптации Значимость 4-го цвета (как и Других основных цветов) обусловливается размещением его на первых или последних трех позициях. Для ярких цветов первые три позиции, как уже говорилось, выявляют ведущую роль тех или иных потребностей, последние три - их фрустрированность С достоверностью, колеблющейся от р =0,76 (контингент нормы 1 4 -1 8 лет) до р =0,83 (19 -20 лет), яркие цвета, расположенные на первых трех позициях, соответствуют приведенным здесь индивидуально-личностным типам Выборы цветов в контингенте младшего возраста (11 - 13 лет) обнаружили меньшую устойчивость ведущих тенденций и большую подвластность ситуативно обусловленному настроению. Чем ближе к началу ряда цвет, тем больше значимость соответствующей потребности, определяющей в качестве ведущей тенденции набор устойчивых личностных свойств, а сочетание основных цветов между собой образует мозаику характера и преобладающий стиль переживания, который может быть описан по принципу перечисления свойств, присущих каждому цвету, в очередности, соответствующей позиции каждого цвета Однако наиболее полной и достоверной может быть лишь интегративная целостность описываемого образа Для этого сплав сочетанных свойств должен быть описан психологом с позиций целостного представления о личности, когда физиологические аспекты эмоционального состояния, психологическая канва личностных свойств и жизненная ситуация, в которую оказался вовлеченным обследуемый, учитывались бы в полной мере. Для большей уверенности при интерпретации необходимо использовать аргументы, привлеченные из данных других психодиагностических тестов. В крайнем случае, каждый тезис психолога должен рассматриваться в контексте той или иной альтернативы. Например, выбор: 02134657 может трактоваться конкретно-ситуативно как реакция временного отхода от контактов у сбалансированной личности с преобладанием тормозимых черт и хорошим контролем над эмоциями в ситуации вживания в новую социальную структуру, которая вынуждает отказаться от субъективно приемлемых способов самореализации и требует осторожного выжидания, пока она не станет хорошо знаемой и привычной. Другой вариант интерпретации того же выбора (индвидуально-личностный подход) выявляет личность с чертами интровертированности, склонную к подавлению собственной самобытности, с выраженными пассивно-оборонительными тенденциями, повышенным чувством собственного достоинства, ориентированную на социально-престижные цели при выраженной застенчивости, дистантности, осторожности; отмечаются черты ригидности, педантизма, избирательность в контактах, самостоятельность мнения при конформности установок, тяга к конкретности, точности, трезвость суждений, склонность к устойчивым привязанностям, сбалансированные хорошей активностью. Однако активность проявляется в полной мере в ситуации благоприятной, дружелюбной и спокойной, без стрессирующих моментов, при условии, что самобытность обследуемого лица принимается окружающими с достаточным уважением. Таким образом, выявляется выраженная нужда в спокойных условиях, позволяющая реализовать потребность в самоутверждении и уважении окружающих, что способствует достижению определенной цели. Менее всего значим процесс и характер деятельности, наиболее значима субъективная убежденность. Оба варианта интерпретации близки и не противоречат друг другу, однако в первом больше обсуждается ситуация, во втором - личность. Смешанные и ахроматические цветовые таблицы на первых позициях определяют степень и стиль дезадаптации. Это зависит не только от количества знаков "!", но и от самого цвета. 5. Фиолетовый цвет на первой позиции цветового ряда характерен для лиц с затрудненной адаптацией в силу подчеркнутого индивидуализма. Статистически чаще он встречается на первых позициях у детей и подростков, у гомосексуалов. Отмечено передвижение его влево у женщин во время беременности, а также у больных с причудливостью мышления, своеобразием восприятия, интересов, высказываний и поступков. Все это заставляет задуматься: что же является обобщающим для всех этих столь разных групп? Анализ полученных данных и сопоставление результатов психодиагностических исследований с данными объективного наблюдения позволяет сделать выводы о том, что 5-й цвет связан с затрудненной адаптацией через общее ослабление интегративной роли самосознания и больше других показателей методики ориентирован на высвобождение неосознанных аспектов человеческих переживаний. Состояние временной дезадаптации переживает женщина в сложный период беременности, когда ее жизнь как бы делится на две. Снижение интегративной функции сознания может быть результатом как еще не сформировавшейся личности, так и следствием уже наступившего регресса личности, а также недосформированностью как свойством личности (выраженная акцентуация характера, аномалия развития личности, психопатический паттерн). Детский период характеризуется тем, что личность еще не сформирована, отсюда слабая интеграция "Я". Подросток недостаточно адаптирован, так как переживает период промежуточный между детством и взрослостью. Естественно, аномальная сексуальная ориентация также связана с нарушенной интеграцией "Я" в связи с своеобразием половой самоидентификации и социальной дезадаптацией. Регресс личности при психическом заболевании приводит также к дезадаптивному состоянию. Недосформированность личности, признаки эмоциональной незрелости отражает и психопатическая структура личности, проявляющаяся, в частности, ослаблением контроля сознания над эмоциональной сферой. Таким образом, как в структуре несформировшейся личности ребенка, так и при слабо структурированном "Я" психопатической личности, гомосексуала, беременной женщины, а также при регрессивных процессах у больного шизофренией есть общие черты - фрустрированное или неразвитое Либидо, та или иная степень неудовлетворительной социальной адаптации. Кроме того, следует обратить внимание на "детский", непосредственный способ восприятия, когда каждая ситуация воспринимается как впервые переживаемая, а способность использовать накопленный опыт и готовые штампы еще не стала привычкой. Известно, что именно детской психике свойственно богатое воображение, которое чаще всего угасает с повзрослением. Как показывает опыт, сохранным оно остается у творческих, оригинально мыслящих личностей. При этом психодиагностическое исследование обнаруживает у них значимую позицию 5-го цвета в выборе МЦВ. Затрудненная адаптация, близкая к первым ступеням дезадаптивного состояния, которое может также быть связано с расшатыванием адаптационного барьера в связи с длительным (хотя и не резко выраженным) эмоциональным напряжением, проявляется сдвигом 5-го цвета влево. Чем левее расположен 5-й цвет в цветовом ряду, тем более значимым является этот признак, тем сильнее он звучит как показатель непохожести, ненормативности данной личности, и отражает трудности социальной адаптации, связанные с индивидуальным своеобразием человека, оригинальностью его взглядов, интересов и поступков, слишком необычных (или нелепых, если речь идет о больном шизофренией). Опять-таки, только на основании МЦВ такие выводы делать нельзя, можно лишь описать структуру и стиль переживания, а степень дезадаптации оценить в баллах "!" (от 0 до 12). Качество же дезадаптации, причины ее, связь с незрелостью или с дезинтеграцией личности можно определить лишь по совокупности данных полного психодиагностического и экспериментально-психологического исследования в сопоставлении с клиническими данными. Связь 5-го цвета с фактором дезадаптации подтверждает позитивная корреляция 5-го цвета на первых позициях (I-III) с профилем СМИЛ, в котором имеется значительное повышение по 8-й, 4-й или 5-й шкале, то есть, в конфигурации профиля по отношению к другим шкалам 8- я (или 4- я, или 5- я) шкала значимо повышена или представлена одним из пиков в числе 3-4-х ведущих пиков профиля (р =0,81). В группе больных с пограничными нервно-психическими расстройствами при наличии клинически верифицированных невротических и неврозоподобных нарушений были обнаружены достаточно часто встречающиеся выборы, в которых 5-й цвет позитивно коррелирует с низким индексом реалистичности Роршах-теста или с наличием большого количества оригинальных ответов, что, естественно, влияло на интерпретацию каждого конкретного случая. Достаточно высокая позитивная корреляция значимого 5-го цвета с 5-й шкалой ММРI (СМИЛ) - 0,43-обнаруживает связь этого выбора с мало дифференцированной сексуальностью и проблемами нарушенной сексуальной адаптации. Таким образом, во всех вариантах выбора, где 5-й цвет значим, можно отметить нарушение идентификации, нечеткость границ "Я", хотя вызвано это в разных случаях разными причинами. Этот феномен Люшером описан как утрата чувства "тождественности": имеется в виду, что у индивида фрустрирована потребность в тождественности самому себе вследствие утраты чувства тождественности, то есть, своего соответствия определенной картине собственного "Я". Один из часто встречающихся выборов как среди акцентуированных личностей, так и в контингенте пограничных расстройств, - это выбор 5 4 2 1 0 3 6 7. В этом выборе 5-й цвет отражает неустойчивость адаптации и сниженный контроль над эмоциональной сферой, усиливает непосредственность, неустойчивость эмоций, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, подверженность сиюминутным настроениям, нетерпеливость, склонность к вытеснению проблем, свойственные характеристикам 4-го цвета, обогащая их иррациональными тенденциями, необузданной фантазией, трудностями идентификации, усиливающими подражательные тенденции, богатым воображением, художественным складом мышления, чертами инфантилизма. Следующие две позиции, занятые 2 и 1 цветами, свойственны противоположному типологическому варианту, устойчивые личностные характеристики которого находятся в противоречии с предыдущими (см. сочетание 2 1). Кроме того, выбор показывает тенденцию к подавленной агрессии. Таким образом, вырисовывается демонстративный (истероидный или истерический) индивидуально-личностный паттерн, характеризующийся наиболее противоречивыми свойствами и конфликтной эмоционально-динамической структурой. Корреляция данного выбора МЦВ с истероидным и истерическим профилем СМИЛ высока - р =0,87.
6. Коричневый цвет отражает проблему тревожности с витальной (соматической) окраской, переживание чувства неуверенности и приниженности; при выборе +6+3 - напряженность физиологических потребностей, в ряде случаев ипохондрическую фиксированность, дискомфорт общесоматического плана или неудовлетворенность гедонической личности, особенно +6-3. 6-й цвет на третьей и четвертой позиции часто означает ситуативно обусловленный дискомфорт у лиц хотя бы не надолго покинувших свой дом, отражая тем самым адаптивную реакцию на изменение привычного стереотипа, то есть, то, что Люшер называет чувством "утраты корней".
7. Черный цвет на первых позициях выявляет не только протест против сложившейся ситуации и негативное отношение к ней, но и агрессивность, крайний субъективизм, чувство обособленности и непокорность, активное противодействие среде и позитивно коррелирует с 8-й шкалой, нередко в сочетании с 4-й и с 9-й шкалами MMPI (СМИЛ): коэффициент корреляции +0,54 - +0,71. Агрессивность увеличивается и принимает компульсивный (неуправляемый) характер при сочетании +7+3 или, и проявляется как затаенная агрессия с трудом, но контролируемая, если имеется сочетание -7-3. То же с 4-м цветом, его сочетания с 7 (+7+4, +7-4) характерны для состояний, связанных с переживанием навязчивых страхов. +7-5 или +5+7 выявляет наиболее иррациональную, субъективную позицию индивидуалистической личности.
0. Серый цвет может означать: а) временную усталость и астению как длительное состояние; б) ситуативные трудности в межличностных контактах и в) интровертированность как константное свойство личности (хотя в иных случаях его позиция отражает аутичную отгороженность, например, при выборе 0 7 5 3 6 1 2 4). Однако для подтверждения этого необходима клиническая верификация и данные других психодиагностических и экспериментально-психологических методов. 0-й цвет на значимых позициях коррелирует в первую очередь с 0-й шкалой MMPI, с низкой 9-й, повышенной 8-й и 2-й шкалами. Как уже говорилось, выбор 607 выявляет состояние выраженного стресса независимо от того, чем и у кого этот стресс вызван. Это может быть объективно сверхсложная ситуация, невротическая реакция у неустойчивой личности и реакция на психотические переживания в остром состоянии.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|