личностные: формирование целостного мировоззрения, осознания себя как члена общества на глобальном, региональном уровне (житель планеты Земля, гражданин России).
УУД:познавательные - осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;
коммуникативные -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром;
-умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
регулятивные -умение осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности;
-адекватно оценивать свои возможности для достижения целей определённой сложности;
личностные -формирование личностного самоопределения, развитие устойчивой мотивации к познанию
Педагогические технологии системно-деятельностного подхода – ИКТ, проблемно-диалогического обучения, групповой работы, игровая, здоровьесберегающая.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Этапы урока
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Орг. момент
1 мин.
Учитель приветствует детей, проверяет отсутствующих, дежурных. Осматривает готовность учащихся к уроку (наличие учебника, тетради, дневника, атласа, контурных карт, канцелярских принадлежностей), создает у детей настрой на урок, вызывая положительные эмоции.
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют порядок на партах.
Учитель (стимулирует интерес учащихся к уроку):
-Сегодня у нас не просто урок, и мы сегодня не просто ученики, а мы сегодня с вами – мореплаватели! Как вы думаете, кто такие мореплаватели?
-Правильно! Нас ждёт сегодня много неожиданностей!
Вступают в диалог с учителем.
Ожидаемые ответы:
-Каждый мореплаватель-это путешественник, первооткрыватель, рискованный человек, преодаливающий различные преграды и, конечно же, ищущий сокровища!!!
2 этап.
Проверка домашнего задания
5 мин.
Учитель:Дорогие мореплаватели! Нас догоняют пираты! Нам нужно выиграть морской бой! (Учитель предлагает ребятам выполнить задание 1 в рабочих листах) (см. Приложение 1).
А
Б
В
1.Параллели и меридианы изображаются на:
а) плане б) карте в) карте и глобусе
2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого, называется
а) параллелью б) экватором
в) меридианом
3. Длина параллелей от экватора к полюсам:
а) не изменяется б) уменьшается
в) увеличивается
4. Направление на север-юг показывает
а) меридиан б) параллель в) экватор
5. Расстояние в градусной мере от экватора до полюсов составляет:
а) 90⁰ б) 360⁰ в) 180⁰
Проверяем с доски правильные ответы
Индивидуальная форма работыВзаимопроверка(учащиеся обмениваются рабочими листами)
Учитель (создаёт для учеников проблемную ситуацию):
-Ребята, а теперь внимательно посмотрите на наши карточки, как они называются «Морской бой», когда вы играете в него, каждая клетка имеет свой адрес (цифру и букву). Можно ли определить местоположение корабля, то есть его адрес, зная что-то одно?
-Какая у нас задача сегодня?
-А как вы думаете для чего нам нужно определять географические координаты???
-Для каких профессий необходимы эти знания? (мозговой штурм)
- Вступая в диалог с учителем, выявляют тему урока: «Определение географических координат»Определяют цель урока и задачи.Записывают тему в рабочем листе (см. Приложение 1)
Ожидаемые ответы:
-Геолог, военный, штурман, геодезист, спасатель
4 этап. Актуализация знаний
5 мин.
Стук в дверь. Учителю передаётся бутылка со дна моря с письмом. «Дорогие ребята!
Мы русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Михаил Петрович Лазарев 10 января 1821 года на судах «Восток» и «Мирный» открыли остров, координаты которого 69⁰ю.ш. и 91⁰з.д.. Долго думали как его назвать и назвали в честь создателя Российского флота.
Ребята, не забывайте подвиги российского народа, а растите и приумножайте красоту великой России!
Дети нам срочно нужно научиться определять географические координаты!»
Учитель в обсуждении с детьми воспитывает любовь к Родине, чувство гордости и патриотизма.
Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения-Вспоминают изученный раннее материал (градусная сетка, параллели, меридианы, экватор, нулевой меридиан)который связан с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
- Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их добыть (открыть).
5 этап. «Открытие» нового знания
(изучение новой темы)
мин.
Учитель организует групповую работу по составлению алгоритма нахождения координат (работа с учебником). Класс делится на группы (1-ая группа составляет алгоритм нахождения широты, 2-ая группа-алгоритм нахождения долготы).
- Активизирует поисковую деятельность у учащихся.
- Организует групповую работу;
- Создаёт условия для индивидуальной коррекционной работы по устранению ошибок.
-Открыли учебники на стр. 49. Что значит определить географическую широту?
На стр.51 учебника: Как определить географическую долготу?
- Работают с учебником-Составляют алгоритм.-Фиксируют итоги работы групп в рабочем листе (см. Приложение1), предварительно обсуждая их и сравнивая с ответами других групп (участвуют в коллективном обсуждении)
Ожидаемый ответ:
Алгоритм определения географической широты:
1. 1. Широта отсчитывается от экватора, все точки расположенные к северу от экватора имеют северную широту, к югу – южную
широту (учимся правильно записывать).
2. Для определения широты, необходимо найти параллель, на которой расположена точка.
3.В случае, если точка расположена между параллелями, то необходимо определить широту ближайшую к объекту параллели, двигаясь от экватора, зная, что от экватора удаляясь, широта возрастает. Определить 1/5 или 1/10 часть и прибавить градусы к широте.
Алгоритм определения географической долготы:
1. Для того, чтобы узнать долготу точки, необходимо определить меридиан, на котором она расположена.
2. Зная, что начальным меридианом является нулевой (Гринвичский) меридиан, начинаем отсчет долготы в градусах, двигаясь вдоль параллели на восток или запад.
К востоку от нулевого меридиана все точки имеют восточную долготу, к западу-западную долготу.
Учитель: -Возвращаемся к телеграмме и определяем: Что за остров?
69⁰ю.ш. и 91⁰з.д. –остров Петра Первого (карта атласа стр. 14)
Основателем какого города является Петр Первый?
Вторая столица России-Санкт-Петербург. Определим координаты.
60⁰с.ш. 31⁰в.д.(карта атласа на стр.16)
Проявляют интерес, выполняют задания учителя, работают по раннее составленному алгоритму, оценивают правильность своего решения, сравнивая себя с другимиПо желанию ученики работают у доски, используя адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, строят монологическое высказывание.
Физминутка
2 мин
Учитель(под динамичную музыку) проводит комплекс физических упражнений.
Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели… (3 раза)
Учащиеся выполняют движения и по желанию на последнюю строчку произносят позитивное желание классу
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
12 мин
Учитель: -Ребята, а сейчас перед нами найти три географических сокровища!
Учитель организовывает самостоятельную работу, предлагая выполнить задание.На данном этапе происходит
- тренировка навыков использования нового знания,
- установление связей между новым и ранее изученным материалом.
Задание 4. (карта атласа на стр.16)
№
Описание объекта
Название
В 1896 году английский путешественник Давид Ливингстон открыл водопад в точке 18⁰ю.ш., 26⁰в.д., который назвал в честь королевы Англии
Определите название вулкана, координаты которого 3⁰ю.ш., 38⁰в.д. Африканцы называют его «Горой божества холода».
Самый высокий водопад мира мира высотой 1054 м. Определите как он называется и где находится, если его координаты:6⁰с.ш., 61⁰з.д.
Учитель(организовывает работу в парах): - А сейчас ребята нас ждёт последнее на сегодня задание. На одном корабле на палубе давным-давно один из матросов оставил вам послание, но оно заколдованное.