Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности включенности личности в малую группу




Исследование взаимодействия индивида и малой группы связа­но, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокуп­ности воздействий малой группы на установки, психические явле­ния и поведение индивида, а с другой — с изучением закономерно­стей влияния индивида на групповые психологические явления и поведение, т.е. с описанием феномена лидерства.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов у индивида (В. Меде, Ф. Олпорт, В.М. Бехтерев). Обобщение результатов этих, а также последующих исследований позволило Н.Н. Обозову сде­лать следующие выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обоня­тельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование ори­гинальных идей, т.е. характеристики точности (качества) психиче­ской деятельности. Одновременно повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти, т.е. скоростные (временные) характеристики психической деятельности. В первом случае можно говорить о феномене соци­альной ингибиции, т.е. подавлении, угнетении психических функций под влиянием группы, во втором — о феномене социальной фасилитации, т.е. об их поддержке, усилении.

В условиях группового взаимодействия у индивидов снижаются точность восприятия сложных объектов при их кратковременном предъявлении и качество (нетривиальность) генерируемых идей, повышаются точность восприятия простых объектов и времени, точ­ность восприятия сложных объектов при их длительном предъяв­лении и способность к определению в объектах сходных элемен­тов. Это говорит об усилении тенденции к конвергенции, согласо­ванности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия. Экспериментальные исследования М. Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н. Обозова показывают, что при высокой определенности и ма­лой сложности перцептивных задач в группе повышается точность восприятия и снижается конвергенция оценок, а при высокой не­определенности и сложности задач точность восприятия в группе снижается, а конвергенция оценок увеличивается.

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей ис­ключительной практической значимостью проблемы с точки зре­ния повышения эффективности управления в различных сферах жизни. Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления и пове­дение отдельных ее членов и группы в целом. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отноше­ниях, складывающихся в группе. Главными признаками лидерства являются: высокий уровень активности и инициативности челове­ка при решении совместных задач; большая информированность о решаемой задаче, членах группы, о ситуации в целом; выраженная способность воздействовать на других людей; большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной груп­пе; более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера: организация совместной деятель­ности группы, выработка и поддержание групповых норм и правил поведения, внешнее представительство группы во взаимоотношени­ях с другими группами, принятие личной ответственности за груп­повые результаты, установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе.

Лидерство — это сложное многоплановое явление, определя­емое рядом факторов: внешних и внутренних.

Малая группа представляет собой определенную социально-пси­хологическую систему, которая интегрирует личности как «микро­системы». В социологии сложилась ролевая теория личности. Согласно В.А. Ядову, ролевая теория личности — это теория, в кото­рой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или группе.

Основные положения теории личности в социальной психоло­гии, сформулированные Дж. Мидом, уделяют внимание «научению роли», их освоению в процессах межличностного взаимодействия, подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц.

В рамках ролевой теории личности был выявлен такой феномен, как «ролевой конфликт» — переживание субъектом неоднозначно­сти или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является.

А.А. Налчадпсяном разработана концепция ролевого поведения личности в группе, которое детерминировано ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии со статусом.

Концепция социальной роли, связанная с нормами и ожидания­ми, включает в себя следующие «блоки»:

представляемая роль (система ожиданий индивида и группы);

субъективная роль (субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);

играемая роль (наблюдаемое поведение личности, имеющей определенный статус, по отношению к лицу с другим статусом).

Стиль ролевого поведения — это «личностная окраска» испол­нения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других психологических особенностей личности. Ролевое поведе­ние личности двупланово, вследствие чего его можно представить как действия, исходящие от нормативных требований и от личных притязаний.

Первый план поведения — это социальная форма ролевых дей­ствий, второй — это психологический способ ролевой самореали­зации.

Понятие социальной роли предполагает наличие следующих моментов:

* социальная роль регулируется теми или иными правами и обя­занностями как в обществе в целом, так и в малых группах;

*сам человек имеет мнение о том, как он будет исполнять свою роль;

* различные роли имеют для личности неравноценную значи­мость;

* роль личности проявляется в ее реальном поведении.

Любая социальная система имеет свой «набор ролей», который определяется: устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом; совокупностью ценностных ориентаций личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью; существованием людей, поведение и внутренний облик которых рассматриваются субъектом как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Таким образом, социальная роль представляет собой своеобраз­ный механизм, посредством которого общественные интересы де­терминируют поведение личности.

С другой стороны, социальная роль может рассматриваться как модель поведения, «запрограммированная» социальной системой общества. В качестве ролевых предписаний, обеспечивающих ста­бильность социально-ролевых действий, в общении выступают со­циальные роли. Они являются устойчивыми регуляторами взаимо­действий личности в социальной общности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...