Выберите один из афоризмов и предложите свою интерпретацию его смысла (объем эссе не должен превышать 30 строк).
ПАМЯТКА 1. Выберите афоризм, который даст вам тему для рассуждения и создания эссе [3]. 2. Эссе должно представлять собой самостоятельную письменную работу, прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема (в данном случае – не более 30 строк печатного текста. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы; самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария; выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Иными словами, эссе предполагает разбор предложенной задачи с развернутым мнением, собственной аргументацией и анализом примеров, иллюстрирующих проблему. 3. Еще раз обратитесь к списку афоризмов, сопоставьте выбранную тему с остальными предложенными, но уже с позиций не только интереса, но и точности понимания, четкости представления объема проблемы. 4. Процесс создания эссе можно представить по фазам: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка. Планирование предполагает не только определение цели, основных идей, источников информации, но и сроков представления работы. 5. Главным требованием содержательного характера эссе является высказывание собственного взгляда автора на рассматриваемую проблему. (Здесь возможны варианты: сопоставление уже известных точек зрения и мнения пишущего или только выражение субъективных мыслей автора по рассматриваемому вопросу). Качество эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих: исходный материал, качество его обработки и четкости соотнесения вашей аргументации с поднятыми в эссе проблемами. Доказательность, а отнюдь не голословные цветастые утверждения делают эссе состоятельным.
6. По речевому построению эссе представляет собой динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, содержит установку на разговорную интонацию и лексику. Вместе с тем, рассуждая на научные темы, вам не избежать терминологии, поэтому обратите внимание на доступность трактовок терминов. В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование метафор, ассоциаций, сравнений, афоризмов, цитат (однако чужое мнение при этом не должно затмить вашего), проведение параллелей и аналогий и т.п. При написании эссе следует избегать таких фраз, как «В данном эссе я расскажу о…», «В этом эссе рассматривается проблема…» и т. п. Лучше замените их вопросами, постановкой проблемы или обращением к читателю, поскольку ваша цель – донести до него свою точку зрения, стать ему интересным. 7. Напишите эссе. Проверьте текст на правильное соблюдение коммуникативных качеств речи: корректность, информативность, точность, ясность, богатство, экономичность, уместность, чистоту, правильность, выразительность, последовательность, определенность, непротиворечивость, обоснованность, аргументированность изложения. 8. Озаглавьте эссе. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. 9. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, которая не держит мысль в жестких внешних рамках жанровых требований, но и не предполагает «потока сознания». Не увлекайтесь лирическими отступлениями от темы, не отступайте от цели. 10. Обязательным формальным требование эссе является заголовок. Остальное: содержание, способ изложения мыслей, постановка проблемы, формулирование выводов и т.д. – пишется по усмотрению автора.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. Учебник. Казань, 2011.** 2. Зверева Е.Н., Хромов С.С. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации. Учеб. пособие. М., 2012. 3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учеб. пособие. М., 2013.** 4. Ипатова И.С. Практикум по грамотности. Часть 3. Культура речи. Н. Новгород, 2014.* 5. Колтунова М. В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пособие для вузов. М., 2005.** 6. Шерстяных И.В. Теория речевых жанров. Лекционно-практический курс для магистрантов. М., 2013. 7. Язык и стиль судебных документов. Практические рекомендации по оформлению судебных актов / Под ред А.Н. Комарова. – СПб, 2005.** Дополнительная:
3. Гордеева Н.А., Семенова Т.И. Русская речь. Официально-деловой стиль. Метод. разработки. Ч. I. Н. Новгород, 1997. 4. Гордеева Н.А., Семенова Т.И. Русская речь. Официально-деловой стиль. Метод. разработки. Ч. II. Н. Новгород, 2001.
11. Ипатова И.С. Диалог как диалог: секреты деловой коммуникации. Сб. тестов и психолого-риторических рекомендаций. Н. Новгород, 2014. * 12. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. Н. Новгород, 2004.** 13. Рахманин JI.B. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1973. 14. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы: Уч.-метод. пособие. М., 2009.* 15. Юрислингвистика: [Текст]: Межвуз. сб. научных трудов / Под ред. Н.Д. Голева – Вып. 1-9. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та. 1999-2008. Словари: 1. Терминологические словари
2. Толковые словари 3. Фразеологические словари 4. Энциклопедические словари 5. Этимологические словари
Электронные библиотеки:
Интернет-ресурсы: 1. http://www.gramota.ru 2. http://www.slovari.ru 3. http://www.rusyaz.ru 4. http://www.russnet.org [1] Шерстобитова И.А., Белокурова С.П., Гвоздинская Л.Г. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося (по рекомендациям Федерального института педагогических измерений. – http://www.gramma.ru [2] Шилина М. Анализ текста официально-делового стиля. – http://coolreferat.com/368258. [3] Эссе – от французского «essai», англ. «essay», «assay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580 г.). * Издания, имеющиеся в библиотеке ПФ РГУП. ** (в т.ч. на htpp//www.iprbookshop.ru и htpp//www.book.ru).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|