II. Основные принципы формирования экологической культуры
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Санкт-Петербург 2005 Введение Концепция формирования экологической культуры (далее Концепция) представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения людей в природной или городской (урбанизированной) среде и является одним из элементов политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения. Под экологической культурой понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов. Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей и гостей города всех возрастов: экологического мировоззрения; бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых территорий; личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды; осознанного выполнения экологических правил и требований. Концепция базируются на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Экологической доктрине Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Санкт-Петербурга в области экологического просвещения и воспитания, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В ней также использованы результаты научных исследований, а также опыт экологического просвещения образования.
Концепция является содержательной и организационной основой региональной политики в области формирования экологической культуры и определяет стратегию и практические меры по формированию экологической культуры населения, ее эффективной поддержки и дальнейшего развития. Концепция разработана с учетом предложений, поступивших от отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, надзорных органов, научных организаций, общественности. Основные положения Концепции обсуждены на заседаниях научного совета «Экология и природные ресурсы» Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук, Координационного совета по охране окружающей среды при Правительстве Санкт-Петербурга, на семинарах в научно-исследовательских организациях и общественных слушаниях. I. Цель и задачи формирования экологической культуры Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе — объединение усилий и солидарной ответственности Правительства Санкт-Петербурга, всех городских структур, профессиональных и общественных объединений, граждан на формировании экологически ответственного мировоззрения населения всех возрастов. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач: экологического просвещения; дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования; профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;
непрерывной и целеустремленной работы на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения; распространения экологических знаний; привлечения средств массовой информации к консолидации жителей города вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды. Активная позиция в формировании экологической культуры отражает интересы и запросы всех жителей города. С точки зрения интересов горожанина формирование экологической культуры должно содействовать: улучшению условий проживания нынешнего и будущего поколений, за счет осознанного бережного отношения к окружающей среде; спокойствию и уверенности за здоровье детей вследствие уменьшения уровня техногенного воздействия на городскую среду; консолидации усилий жителей города на решение проблем улучшения и сохранения окружающей среды. С точки зрения интересов городского комплекса и сокращения расходов из бюджета города формирование экологической культуры должно способствовать: повышению чувства личной ответственности у лиц, принимающих решения, за воздействие на окружающую среду; формированию активной позиции работников предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения; экономии природных ресурсов, их комплексному использованию. II. Основные принципы формирования экологической культуры Объектом формирования экологической культуры является население, рассматриваемое и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете — по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности. Предметом формирования экологической культуры населения является совокупность образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения.
Формирование экологической культуры базируется на следующих принципах: учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений; подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики города; учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения, использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности; соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека; связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем; культивирование гуманистического отношения к природе; открытость и доступность экологической информации для населения города; вовлечение предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры; использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран; соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения. Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации городской экологической политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|