Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Основные принципы формирования экологической культуры




Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Санкт-Петербург 2005

Введение

Концепция формирования экологической культуры (далее Концепция) представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения людей в природной или городской (урбанизированной) среде и является одним из элементов политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения.

Под экологической культурой понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей и гостей города всех возрастов:

экологического мировоззрения;

бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых территорий;

личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;

осознанного выполнения экологических правил и требований.

Концепция базируются на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Экологической доктрине Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Санкт-Петербурга в области экологического просвещения и воспитания, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В ней также использованы результаты научных исследований, а также опыт экологического просвещения образования.

Концепция является содержательной и организационной основой региональной политики в области формирования экологической культуры и определяет стратегию и практические меры по формированию экологической культуры населения, ее эффективной поддержки и дальнейшего развития.

Концепция разработана с учетом предложений, поступивших от отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, надзорных органов, научных организаций, общественности. Основные положения Концепции обсуждены на заседаниях научного совета «Экология и природные ресурсы» Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук, Координационного совета по охране окружающей среды при Правительстве Санкт-Петербурга, на семинарах в научно-исследовательских организациях и общественных слушаниях.

I. Цель и задачи формирования экологической культуры

Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе — объединение усилий и солидарной ответственности Правительства Санкт-Петербурга, всех городских структур, профессиональных и общественных объединений, граждан на формировании экологически ответственного мировоззрения населения всех возрастов. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

экологического просвещения;

дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;

профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

непрерывной и целеустремленной работы на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

распространения экологических знаний;

привлечения средств массовой информации к консолидации жителей города вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.

Активная позиция в формировании экологической культуры отражает интересы и запросы всех жителей города.

С точки зрения интересов горожанина формирование экологической культуры должно содействовать:

улучшению условий проживания нынешнего и будущего поколений, за счет осознанного бережного отношения к окружающей среде;

спокойствию и уверенности за здоровье детей вследствие уменьшения уровня техногенного воздействия на городскую среду;

консолидации усилий жителей города на решение проблем улучшения и сохранения окружающей среды.

С точки зрения интересов городского комплекса и сокращения расходов из бюджета города формирование экологической культуры должно способствовать:

повышению чувства личной ответственности у лиц, принимающих решения, за воздействие на окружающую среду;

формированию активной позиции работников предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

экономии природных ресурсов, их комплексному использованию.

II. Основные принципы формирования экологической культуры

Объектом формирования экологической культуры является население, рассматриваемое и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете — по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.

Предметом формирования экологической культуры населения является совокупность образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения.

Формирование экологической культуры базируется на следующих принципах:

учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики города;

учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения,

использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека;

связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;

культивирование гуманистического отношения к природе;

открытость и доступность экологической информации для населения города;

вовлечение предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;

использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;

соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.

Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации городской экологической политики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...