Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые аспекты трансформации карикатуры постмодерна в зеркале творчества Ральфа Стэдмана.

Мурадян М.А., 2 курс
Научный руководитель: к.и.н. Антохина Е.А.

В статье рассмотрена проблема восприятия общества Ральфом Стэдманом сквозь призму его художественного творчества (карикатуры).
Ключевые слова: постмодернизм, карикатурное творчество, мировоззрение.

Чтобы начать разговор о Ральфе Стэдмане, следует актуализировать некоторые аспекты постмодернизма – времени и пространства, в котором эволюционирует творчество современного художника.

Постмодернизм – это искусство новейшего времени, искусство готовых форм, абстракций, иронии, коммерческого успеха, антиутопии и отказ от строгой иерархии эстетических ценностей. Постмодернизм подразумевает под собой преодоление жанровых и мировоззренческих условностей, удаление от принципов бинарной логики и популяризацию искусства.

Роль личности Ральфа Стэдмана в современном искусстве значительна, но, к удивлению, не так заметна по сравнению с его коллегами. Например, стоит отметить, что в какой-то степени он остается в тени своего лучше друга Хантера Томпсона, популярность которого возросла сначала после выхода фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), а позже после его самоубийства. Не стоит забывать, что Стэдман, наравне с Томпсоном, был основоположником Gonzo-журналистики, но только уже его визуальной составляющей. Он был и остается одним из самых злых и эпатажных карикатуристов нашего времени.

Творчество Ральфа Стэдмана – это долгий путь человека, с самого детства критикующего общество. Он родился в 1936 году в городке Уолласи, графство Чешир, в семье домохозяйки и продавца женской одежды. Он начинал свою творческую работу как мультипликатор, успев до этого поработать в авиастроительной компании De Havilland, был на стажировке в офисе международной сети Woolworth’s, начинал работать в рекламном агентстве McConnell’s, но и там он не задержался. В 1954 его призвали в ВВС Великобритании.

Первые карикатуры будущего мастера эпатажа появились в 1956 в газете «Manchester Evening Chronicle» и они посвящены Суэцкому кризису и президенту Египта Гамалю Абделю Насеру.

Позже Стэдман работал на концерн Кемзли, где выступал в роли штатного политического карикатуриста.

В 60-х годах он тесно общался с Джеральдом Скафом, с которым вместе они работали над карикатурами в вычурно-гротескной манере для журнала «Private Eye». Параллельно с этим Стэдман начал обучение в Лондонской школе печати и графических искусств.
В 1970 он начал работать на журналы Rolling Stone и Scanlan’s Monthly, благодаря которым познакомился с Хантером Томпсоном, сыгравшим немаловажную роль в его жизни.

Так появилась одна из его самых известных работ – иллюстрации к книге Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». Но на этом их сотрудничество не остановилось. Позже Стэдман и Томпсон совместно работали над такими книгами как «Страх и отвращение в ходе избирательной кампании ’72», «Проклятье Гавайев», и над статьями в журналы все тех же «Rolling Stone», «Scanlan’s» и «Running».

Наивысшей точкой в карьере Ральфа Стэдмана считается работа над книгой Льюиса Кэррола «Приключения Алисы».

Даже сегодня Ральф Стэдман продолжает сотрудничать с американскими журналами и газетами, рисуя карикатуры. Так же он создает гравюры на металле и коллажи, а также скульптуры из стали и железа.

Следует попытаться разобраться, откуда же такой контраст между приветливым, дружелюбным, слегка сентиментальным мужчиной, каким его описывают друзья и знакомые; и художником, чьи карикатуры переполнены сатирой.

В своем интервью Лори Тейлор задался вопросом, каковы истоки такой неприкрытой ярости против всего мира, переходящих порой даже в абсолютную кровожадность в картинах? На это Ральф Стэдман ответил, что в его доме не было даже намека на авторитаризм и навязывание политических или анархических взглядов. «Единственная критика в нашем доме звучала из радио на полке, мама и папа только лишь соглашались с ним», - говорил Стэдман, так что можно с уверенностью заявлять, что предпосылки столь радикального творчества кроются совершенно не в кругу семьи.

Может тогда друзья? Книги? Другие люди и его наставники?

Ральф Стэдман, в одном из своих интервью вспоминал, что еще во времена, когда они работали с Джеральдом Скафом, которого он встретил на одном из заседаний Британского клуба карикатуристов, они оба хотели стать «Сердитыми Художниками», изменить мир и общество. Отчасти, говорил Стэдман, у них это получилось – мир стал еще хуже, чем был раньше.

В том же интервью с Тэйлором, Стэдман говорит о своем отношении к людям и обществу, затрагивая свои атеистические взгляды и ссылаясь на то, что он не желает позволять людям ходить с мыслью, что они превосходят его самого. По его мнению, человек не имеет права считать, что его моральные принципы выше принципов остальных. Именно поэтому он никогда не затрагивает тему религии в разговорах – его раздражают религиозные разговоры любого рода, будь то «исламский разговор или католическая беседа» [1].

«Когда я слышу «мысли в течении дня» и кто-то вроде Джонатана Сакса начинает говорить совершенно рациональные вещи, то я думаю «какой ум!». А затем он внезапно переходит к Богу и это все отпадает. Какое ужасное предположение со стороны людей думать, что Бог там наверху и он думает конкретно о вас. Мы – такой же организм, как и все живое. До тех пор, пока я это помню я остаюсь на ногах» - говорит Ральф Стэдман.
Его карикатуры не раз дают понять людям что как бы красивы они не были внешне, каковы бы ни были их политические или религиозные взгляды - он видит их совершенно по-другому, порой в очень обидном и нелицеприятном свете. Ральф не раз говорил, что он не стремится делать наброски красивыми. Он слишком торопится запечатлеть мир и происходящее в нем именно таким, как оно есть, чтобы находить еще время на то, чтобы сглаживать углы. Как пример можно привести цитату из книги Стэдмана «Шутки кончились», написанную в память о лучшем друге Хантере Томпсоне.

В 1970-м, в одном Дерби в Кентукки, где они с Томсоном освещали скачки, Стэдман в один из вечеров решил нарисовать девушку, подсевшую к ним в баре.
«Но она уже заинтересовалась, так что я приступил к работе - в обычном свободном стиле. Закончив, я вырвал страничку и протянул ей. Она благодарно улыбнулась, но вскоре взгляд ее заплутал в лабиринте перекрещивающихся линий, а на лице проступило выражение ужаса. Улыбка еще пыталась держаться, но все больше напоминала кривую гримасу… Некрасиво… разве я некрасивая? – пробормотала она» [2].
Что касается той самой поездки в Кентукки, по воспоминаниям Стэдмана можно сказать, что на его творчество народ реагировал крайне негативно. Своими карикатурами он по несколько раз за вечер провоцировал драку. Позже, он говорил, что не сразу понял очевидную истину: кентуккийцы, как и многие американцы, воспринимают всякого рода мелочи, вроде карикатур или злых набросков, как личное оскорбление, сравнимое с пощечиной.

О своих набросках в одном из интервью с Design Week Стэдман говорил, что все его творчество – это реакция его подсознания на информацию, что его окружает. Таким образом он делает заметку и помнит её позже. Изначально, видя кусок белой бумаги, он не знает, что именно получится, как это произойдет и чем это станет, даже для него – это немного загадка.

Ральфа Стэдмана нередко спрашивают о том, кем он вдохновлялся и восхищался из художников и карикатуристов в начале его творческого пути и кем он восхищается сейчас. В различные года его ответы разнятся, но если обобщить и попытаться подумать, что же объединяет всех этих людей, то ответ, несомненно, будет – в своем роде новаторство и безумная любовь к искусству. Как образец для подражания в любви к своему делу, Ральф Стэдман еще давно выбрал Пабло Пикассо. «В конце его жизни он делал три-четыре картины в день, или он думал, что не живет. В свои восемьдесят он рисовал картины, серии гравюр» [3] - говорит о нем Стэдман. Если учесть тот факт, что Стэдману сейчас как раз за восемьдесят, а он все так же продолжает творить, как и для собственных интернет-изданий, так и работает на заказ с известными журналами, то можно сказать, что он последовал такому выдающемуся примеру.

Так же несомненным авторитетом для Ральфа Стэдмана стал Генри Бейтмен – британский мультипликатор и карикатурист, с которым Стэдман, будучи студентом, успел пообщаться. В какой-то степени вдохновителями и людьми, к чьему творчеству он не равнодушен были Дэвид Лоу, Лесли Иллингворт, Рональд Сирл, Отто Дикс. Сейчас же Стэдман выделяет таких карикатуристов как Стив Белл, Томи Унгерер.

О современных же иллюстраторах Стэдман отзывается тепло, но критически. По его словам, он часто восхищается работами молодых авторов, но они его не впечатляют достаточно для того, чтобы помнить об этом больше двух минут. «Они не нарушают правила настолько, чтобы быть достаточно удивительными» - говорит о них Стэдман.

В творчестве карикатуриста далеко не последнее место принадлежит политике. В начале своей карьеры Ральф Стэдман работал на Kemsley Newspaper Group, где с 1959 по 1961 рисовал политические карикатуры и еженедельную тематическую подборку о связи подростковых проблем и политики. Чуть позже Стэдман отказался от идеи отражать в своем творчестве политическую ситуацию, как бы она его не волновала. По его словам, люди перестали воспринимать сатиру и критику пороков политической власти и начали относиться к его колким и злободневным карикатурам как к развлечению. Сейчас же, Ральф избегает прямых комментариев о политике даже в интервью. Единственное, что он себе позволил, так это комментарий в сторону революционных фракций SWR, SLL и CP, которых всегда избегал:«Лучший способ стать анархистом – быть одиночкой».

Таким образом, что Ральф Стэдман был и остается одним из самых прямолинейных, эпатажных и новаторских карикатуристов своего времени. Пусть он не является обладателем ореола всемирного и бесспорного триумфа Хантера Томпсона, но его вклад в развитие карикатуры, журналистики и в целом искусства эпохи постмодерна не может быть незамеченным и неизученным.

Список источников и литературы:

1. Laurie Taylor's interviews: Learning to fly: Laurie Taylor interviews Ralph Steadman // New Humanist. 31.03.2007 (originally published in 2004).

2. Стэдман Р., Шутки кончились. Обрывочные воспоминания: Гонзо, Хантер С. Томпсон и я: [роман] / Ральф Стэдман, пер. с англ. С. Самуйлова. М., 2008.

3. The pen is mightier than the word // The Guardian. 27.02.2000.

4. Ralph Steadman: Gonzo: The Art // Spike Magazine. 01.09.2005.

5. Cartoonist Biographies, Ralph Steadman // British Cartoon Archive., 2014.

6. Без всякой причины (For No Good Reason), документальный фильм., Великобритания, США., 2012.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...