Методы географических исследований и основные источники географической информации.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ IX класс
Билет № 1 Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны. География изучает природу и природные ресурсы, которые играют большую роль в жизни и деятельности людей, служат им источником материального производства и средой обитания. Географические знания помогают обосновать выбор мест для промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, рекреационного строительства, освоения новых месторождений полезных ископаемых, решать проблемы рационального использования, сохранения и преобразования окружающей природной среды во времени и пространстве. Географические исследования направлены на оценку хозяйственной «нагрузки» на природные комплексы планеты, на выявление сильных и слабых моментов хозяйствования человека. Цель географии обосновать пути рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного развития общества. Таким образом, география играет очень важную роль в решении самых разнообразных задач развития любой страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий. Нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности человека. Поэтому основные направления практического использования географических исследований – это обоснование размещения хозяйства на территории страны; рациональное использование природных ресурсов; сохранение и преобразование окружающей природной среды.
Ускорение социально-экономического развития страны невозможно без глубокого и масштабного изучения природы, населения и хозяйства. Такие научные исследования должны быть регулярными, иметь комплексный и системный характер, как страны в целом, так и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними. С переходом к рыночным отношениям, к сожалению, в последние годы масштабы комплексных географических исследований на территории России резко сократились. Видимо, это следствие непонимания чиновниками из нашего правительства практической ценности географии как одного из средств в повышении уровня жизни населения страны. Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение. На начало 2004 г. в России проживали 144 млн человек. Основную массу населения – 80% составляют русские, 5% – татары и башкиры, 3% – украинцы и белорусы. Около 3% составляют народы Поволжья – чуваши, мордва, удмурды, марийцы, до 2% – народы Северного Кавказа, более 1% – Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В России проживает более 100 наций и народностей. Народы, проживающие на территории России, относятся к европеоидной и монголоидной расам и к четырем языковым семьям: индоевропейской, алтайской, уральско-юкагирской и северокавказской. Самая многочисленная семья – индоевропейская, это народы славянской (около 80% населения), германской, армянской, иранской, романской, индоарийской, балтийской групп. Представители этой семьи проживают в основном в Европейской части России, на юге Сибири и Дальнем Востоке. Вторая по численности населения – это алтайская семья (тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская группы), народы которой в основном живут по среднему течению реки Волги, в бассейне реки Кама, на Южном Урале, в Восточной Сибири и на юге Дальнего Востока. В составе этой семьи преобладает тюркская группа. Эта группа составляет всего 15% населения – калмыки, татары.
К северокавказской семье относится 2,5% населения (нахско-дагестанская, абхазо-адыгская группы). Основная зона расселения народов этой семьи – Кавказский регион страны. Доля уральско-юкагирской семьи составляет 1,6% (мордва, коми, карелы). Ее народы проживают на севере Европейской части России, в Западной Сибири и в Среднем Поволжье. Самые малочисленные народы (эвенки, эвены, долганы, нганасаны и др.) России проживают на Крайнем Севере и в глубинных районах Сибири и Дальнего Востока. Определение по климатической карте и объяснение различий климата городов Сочи и Владивостока. Города Сочи и Владивосток расположены примерно на одной и той же широте, на побережье Черного и Японского морей соответственно. В Сочи субтропический тип климата – влажные субтропики, во Владивостоке – умеренный муссонный тип климата. Лето в Сочи влажное и жаркое (ср. температура июля 25 °C), зимы как таковой нет (ср. температура января 4 °C). Во Владивостоке лето умеренно теплое (ср. температура июля 18 °С), зима умеренно холодная (ср. температура января –14 °C). В Сочи климат определяется регулярной сменой воздушных масс: летом влажные и теплые тропические, приходящие со стороны Средиземного моря; зимой – прохладные умеренные воздушные массы, поступающие с материка. Иногда через Кавказский хребет проходят холодные арктические массы, и тогда в Сочи устанавливаются несильные и непродолжительные морозы и выпадает обильный снег, который быстро тает. Особенность климата Владивостока – короткие переходные сезоны года и высокая вероятность вторжения разрушительных тихоокеанских тайфунов. Климат формируется под влиянием разницы в атмосферном давлении над сушей и морем: летом приходят влажные и умереннотеплые тихоокеанские воздушные массы, которые к зиме сменяются сухими и холодными континентальными воздушными массами (влияние азиатского минимума, формирующегося над территорией Монголии).
В течение года в Сочи осадков выпадает до 1400 мм, основную массу приносят циклоны, приходящие с запада (юго-западные склоны Большого Кавказа препятствуют прохождению влажных воздушных масс); во Владивостоке – до 800 мм. Билет № 2 Методы географических исследований и основные источники географической информации. Основные методы географических исследований. Описательный. Изучение и описание какой-либо территории выполняется по определенному плану. Описание может быть как одноэлементным (когда рассматривается только один компонент, например, гидрологическая сеть, рельеф, ландшафты), так и комплексным (когда рассматривается территориальный комплекс полностью: природа – население – хозяйство). Сравнительный. При изучении различных территорий и географических объектов часто используется сравнительный анализ. Объекты исследования могут располагаться близко друг от друга (например, побережья Черного и Азовского морей) или быть удалены (например, горные системы областей кайнозойской складчатости Южной Америки и Европы) и анализируются сходные признаки. В результате выделяются элементы сходства и различия и делаются соответствующие выводы. Картографический. Для территории исследования создаются специальные карты или серии тематических карт с целью познания какого-либо явления. С помощью заранее разработанных определенных условных знаков на картографическую основу наносятся те или иные элементы рассматриваемой территории (рельеф, элементы климата, ландшафты и т. д.). Картографический метод обычно применяют с другими методами исследований: дешифрированием аэро– и космоснимков, математическими и т. д. Ретроспективный (исторический подход). Изучение какого-либо географического объекта, территории: ее ландшафтов, отдельных ее компонентов, природных и социальных явлений – рассматривается во времени, что позволяет составить прогноз на будущее. Типологический. По выбранным критериям выделяют эталонные участки (ключевые) на изучаемой территории с целью дальнейшего распространения полученных выводов на другие участки. Источники географической информации. 1. Карты, атласы, топографические планы. 2. Географические описания разных территорий. 3. Энциклопедии, справочники, статистические материалы и т. д. 4. Космические и аэрофотоснимки. 5. Географоинформационные системы (ГИС). В настоящее время все перечисленные источники информации могут быть оцифрованы и переведены с бумажных носителей в электронный вид, пример ГИС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|