Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения в налогообложении малых предприятий

 

30 июля 2002 года был официально опубликован ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Одна из наиболее важных для предпринимателей новаций – это отмена обязанности по уплате ЕСН для плательщиков единого налога на вмененный доход с 1 января 2002 года. Суммы ЕСН, уже уплаченные предпринимателями в текущем году, подлежат зачёту в счёт будущих налоговых платежей, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обязанность по их уплате сохраняется с возможностью последующего уменьшения за счёт этих взносов суммы ЕНВД (но не более чем на 35%). Важно и то, что размер ставки ЕНВД остаётся по-прежнему равной 15%.

Что же касается обещанного реформирования системы налогообложения малого бизнеса, то соответствующие изменения начинают действовать с 1 января 2003 г. Именно к этому моменту законодатель приурочил вступление в силу двух новых глав Налогового кодекса РФ: глава 26 «Упрощенная система налогообложения» и глава 26 «Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности». По сравнению с действующим на сегодняшний день законодательством налогообложения малого бизнеса действительно существенно изменится.

По-прежнему сохраняется принцип добровольности в выборе между общей и упрощённой системами налогообложения при условии соответствия ряду критериев. Но сами критерии претерпели существенное изменение. Если сегодня предельная численность работников организации (индивидуального предпринимателя) – субъекта упрощённой системы налогообложения не может превышать 15 человек, то с 1 января 2003 г. средняя численность работников такого предприятия за налоговый (отчётный) период не должна будет превышать 100 человек. Предельный размер дохода, позволяющий работать на упрощённой системе налогообложения, не может превышать по новому закону 15 млн. руб. за год. Вместе с тем появился новый критерий: стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации-налогоплатильщика, не должна быть более 100 млн. руб.

Существенно пополнен и перечень предприятий, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения. Наряду с уже существующими сюда отнесены также организации, имеющие филиалы и представительства, частнопрактикующие нотариусы, ломбарды, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространённых полезных ископаемых) и некоторые другие. С 1 января 2003 года не смогут применять упрощённую систему налогообложения «организации», в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.

На усмотрение предпринимателя отдается и определение объекта налогообложения. Это могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Под доходом организации понимается совокупность доходов от реализации и внереализационных доходов, определяемых в соответствии с правилами статей 249, 250 НК РФ (глава 25 «Налог на прибыль организаций»). Перечень расходов представлен в новой статье 346.15 НК РФ, и он гораздо шире соответствующего перечня, применяющегося на сегодняшний день (для тех регионов, в которых объектом налогообложения установлен совокупный доход).

В зависимости от объекта налогообложения устанавливаются и налоговые ставки. Так, при применении в качестве объекта налогообложения дохода ставка устанавливается в размере 6%. Если же объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов, ставка равна 15%. Если в последнем случае налогоплательщиком по итогам налогового периода получен убыток, законом предусматривается уплата так называемого «минимального налога», сумма которого равна 1% от дохода (выручки).

Свобода выбора объекта налогообложения имеет определенные ограничения. Так, однажды избранный налогоплательщиком объект налогообложения не может им меняться в течение всего срока применения упрощённой системы налогообложения.

Одним из наиболее существенных моментов в новом порядке применения упрощённой системы налогообложения является отмена обязанности по уплате ЕСН. Сохраняется лишь необходимость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счёт которых уменьшается сумма самого единого налога (квартальных авансовых платежей по единому налогу) но не более чем на 50%.

Новый закон устраняет ещё один существенный недостаток ФЗ от 29 декабря 1995 года № 222 – ФЗ «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства». Перечень налогов, уплату которых заменяет применение упрощённой системы налогообложения, аналогичен для организации и для индивидуальных предпринимателей (ЕСН, налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц), НДС, налог с продаж и налог на имущество).

Процедура применения упрощённой системы налогообложения становится более жёсткой. Так, переход на «упрощёнку» для действующего хозяйствующего субъекта будет возможен лишь с начала очередного календарного года, а не квартала как сегодня. Для этого налогоплательщик в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году начала применения упрощённой системы налогообложения, подаёт заявление в налоговый орган. При этом организации обязаны представить информацию о размере доходов за девять месяцев текущего года, который не должен превышать 11 млн. руб. (учёта НДС и налога с продаж).

В случае если по итогам налогового (отчётного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации, превысит 100 млн. руб., данный хозяйствующий субъект будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение.

Обратный переход с упрощенной на общую систему налогообложения по-прежнему будет возможен лишь с начала очередного календарного года. Об этом налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Если же у предпринимателя появится желание снова вернуться на «упрощёнку», то сделать это можно будет не ранее чем через два года после перехода на общий режим налогообложения.

Ещё одно нововведение связано с необходимостью ежеквартального представления налогоплательщиком налоговых деклараций. Декларации представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а также по итогам налогового периода. В последнем случае крайний срок представления налоговых деклараций для организаций – 31 марта. Кроме того, законом подробно регулируется порядок исчисления и уплаты единого налога, порядок определения налоговой базы, особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощённую систему налогообложения и с упрощённой системы налогообложения на общий режим налогообложения.

Не до конца понятным остаётся вопрос по упрощению учета и отчётности. В законе об этом прямо не говорится и даётся отсылка на пока не принятые нормативные акты Министерства РФ по налогам и сборам.

Порядок уплаты ЕНВД с 1 января 2003 года уплата налога будет производиться ежеквартально по результатам деятельности, то есть по прошествии отчётного квартала, а не авансом. Ставка налога остаётся равной 15% вменённого дохода.

В отличие от упрощенной системы налогообложения, у предпринимателей, деятельность которых попадает по ЕНВД, право выбора между различными системами налогообложения отсутствует. Для многих предпринимателей новый порядок уплаты ЕНВД может оказаться убыточным. Закон допускает возможность отказа от применения системы налогообложения в виде ЕНВД по решению органов власти субъекта РФ.

Упрощённая система налогообложения, на первый взгляд, выглядит предпочтительнее сегодняшней «упрощёнки». Предпринимателю надо только правильно определиться в выборе объекта налогообложения. По подсчётам экспертов АНО «Агентство развития», если расходы составляют более 60% выручки, предпринимателю выгоднее выбрать в качестве объекта налогообложения доход, уменьшенный на величину расходов. Если выручка менее 60% - лучше платить 6% от дохода.

 

Предпринимателям нашего города нужно обязательно обратить особое внимание на изменения в системе налогообложения и попытаться сделать всё от них возможное для нормального функционирования инфраструктуры малого бизнеса в целом. Есть надежда, что в Рязани и области малый бизнес, наконец, займёт своё достойное место.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...