Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность процесса извлечения.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ».

 

Рассмотрено на заседании ЦМК специальных дисциплин № 5 (Фармация) Протокол № от «» 2010 г. Председатель ЦМК Бурнышева В.Т.. УТВЕРЖДАЮ   Зам. директора по учебной работе _____________ Назарова Л. А.
   

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ТЕМА 3.3.1: «НАСТОИ И ОТВАРЫ»

 

 

Учебная дисциплина: Фармацевтическая технология

Специальность: 060108 «Фармация»

Продолжительность занятия: 80 мин

Место проведения: учебная комната (класс)

 

 

Подготовила преподаватель: ЧЕКМАРЕВА Н.А.

 

2010 / 2011

ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «НАСТОИ и ОТВАРЫ».

ЦЕЛИ: Образовательная:

1. Показать значение данной темы в будущей работе фармацевта.

2. Дать студентам определённый объем знаний по теме, обратив внимание на эффективность данной лекарственной формы.

3. Обеспечить в ходе занятия усвоение новых знаний:

а) требования ГФХ1 к настоям и отварам,

б) факторы, обуславливающие полное извлечение действующих веществ,

в) аппаратура, используемая для изготовления водных извлечений.

Воспитательная:

1. Воспитывать у студентов уважение и любовь к избранной профессии

2. Воспитывать навыки самоконтроля при изучении материала данной темы.

3. Воспитывать самостоятельность в усвоении новых знаний.

4. Воспитывать убежденность в важности знаний данной темы для будущей профессиональной деятельности.

Развивающая:

1. Развитие навыков использования знания в будущей работе

2. Научить студентов выделять главное существенное в изучаемом материале, уметь использовать их в нестандартных ситуациях.

3. Развитие умений самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.

 

ТИП ОБУЧЕНИЯ: Проблемно-развивающий.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Лекция с элементами проблемности.

ВИД ЗАНЯТИЯ: Сообщение новых знаний.

НАГЛЯДНООСТЬ и ОСНАЩЕНИЕ

ЗАНЯТИЯ: Инфундирный аппарат, инфундирка, деколятор, таблица КВП.

Лек. сырье: кора, трава, цветы, плоды, листья.

Готовые настои и отвары, оформленные к отпуску.

ВПС: т. «Растворы».

т. «НД, регламентирующая качество лек. форм».

МПС:

Фармакогнозия: т. «Заготовка ЛРС».

Микробиология: т. «Фармацевтическая микробиология. Асептика и антисептика".

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

- Пр. МЗ РФ № 308 от 21.10.97

- ГФ-XI Ст. «Настои и отвары»

- Погорелов, В.И. Фармацевтическая технология: уч. пособие для студ.ср.проф. уч. завед.спец. фармация /под ред. Погорелова В.И./ Феникс., Р./Дону 2002.- с 229-242;

- Краснюк, И.И., Михайлова, Г.В. Фармацевтическая технология: уч. пособие для студ. ср.проф. завед.- М.: Академия, 2004.-с 268-303

Дополнительная:

- Муравьев, И.А. Технология лекарственных форм: уч.пособ. для студ.фамучилищ /И.А. Муравьев- М.: Медицина 1988., с.172-188.

- Конспект лекций.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

I. Организационный момент 2 мин

II. Вступительное слово преподавателя 5 мин

(постановка цели, мотивация, сообщение темы, плана)

III. Изложение нового материала 72 мин

IV. Подведение итогов, задание на дом 3 мин.

 


ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на готовность аудитории к занятию.

 

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Преподаватель называет цели занятия, дает мотивацию занятия.

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:

Сказать студентам, что они знакомятся с лекарственной формой, которую готовят из растительного лекарственного сырья.

Фитотерапия - лечение растениями, знакомо людям с давних пор и оно не утратило свое значение в настоящее время. Действуют водные извлечения по сравнению с химическими препаратами довольно мягко и имеют широкий спектр назначений.

Сырье доступно многим аптекам, техника извлечения не требует сложной аппаратуры. Доступен и извлекатель − вода очищенная.

Многие вещества, содержащиеся в растениях, извлекаются полностью. Вгородах, где достаточно много аптек, выделяют специальные фитоаптеки - «зеленые аптеки», или отделы в крупных аптеках. Готовить водное извлечение можно из любого растительного сырья, учитывая свойства входящих действующих веществ.

Преподаватель называет тему лекции и диктует план лекции.

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

1. Настои, отвары, слизи - определение. Характеристика лек. формы.

2. Требования ГФ к настоям и отварам.

3. Состав лек. растительного сырья (иметь представление).

4. Сущность процесса извлечения (иметь представление).

5. Факторы, обуславливающие полное извлечение.

6. Аппаратура.

7. Биофармацевтические аспекты водных извлечений

(иметь представление).

8. Сборы как лек. форма (чаи) (иметь представление).

 

II. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Приложение № 1.

Текст лекции.

 

При изложении нового материала преподаватель пишет латинские

названия водных извлечений на доске, демонстрирует инфундирный аппарат, инфундирки, деколятор, показывает студентам образцы сырья.

 


Приложение № 2.

При изложении нового материала студентам можно предложить следующие вопросы.

1. Что такое действующие вещества?

2. Почему из плотного лек. растительного сырья готовят отвары?

3. Почему запрещается изготовление в аптеках водных извлечений заведомо большей концентрации?

4. С какой целью рекомендуют прогревать фарфоровые инфундирки?

Приложение № 3.

Для актуализации ранее усвоенных знаний студентам можно предложить следующие вопросы:

1. Что значит официальная лек. форма?

2. Когда заканчивается процесс извлечения действующих веществ?

3. Что называется коэффициентом водопоглощения (КВП)?

4. Как пользоваться КВП?

 

IV. ОБОБЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

Обобщить материал лекции можно путем фронтального опроса.

Вопросы фронтального опроса:

1. Что называется настоями и отварами?

 

Ответ: Настои и отвары - это водные вытяжки из лекарственного растительного сырья.

 

2. Назовите время экспозиции настоев и отваров.

 

Ответ: - настои настаивают 15 мин., охлаждают 45 мин.

- отвары настаивают 30 мин., охлаждают 10 мин.

 

3. Как определить количество извлекателя при изготовлении настоев?

 

Ответ: V извлекателя = V воды + количество сырья (М) х КВП, указанного в рецепте лек. сырья.

 

4. В какой концентрации готовят водные извлечения?

 

Ответ: 1: 10; 1: 30; 1: 400.

 

Преподаватель еще раз останавливается на факторах, влияющих на качество водных вытяжек из лекарственного растительного сырья, и дает задание на дом.

 


Приложение № 1.

ТЕМА: «НАСТОИ и ОТВАРЫ»

ПЛАН

1. Настои, отвары, слизи - определение. Характеристика лек. формы.

2. Требования ГФ к настоям и отварам.

3. Состав лек. растительного сырья (иметь представление).

4. Сущность процесса извлечения (иметь представление).

5. Факторы, обуславливающие полное извлечение.

6. Аппаратура.

7. Биофармацевтические аспекты водных извлечений

(иметь представление).

8. Сборы как лек. форма (чаи) (иметь представление).

Настои и отвары -это официальная лек. форма.

 

- Что значит официальная лекарственная форма?

ВГФ есть общая статья.

 

НАСТОИ и ОТВАРЫ - жидкие лекарственные формы, представляющие собой водные извлечения из лекарственного растительного сырья, а также водные растворы сухих или жидких экстрактов (концентратов) - ГФ - XI.

 

К водным извлечениям, изготовленным в аптечных условиях относятся: настои − Infusa, отвары − Decocta, слизи − Mucilagines.

Настои и отвары готовят, используя горячую воду, техника отличается временем настаивания; слизи готовят на горячем извлекателе (семя льна) и

на холодном извлекателе (алтей) при комнатной температуре. Зависит это от действующих веществ растения.

Посвоей физико-химической природе − это комбинированные системы, представляющие собой сочетание растворов истинных, коллоидных и ВМС, а также взвесей.

 

Требования ГФ к настоям и отварам:

1. Настои и отвары должны быть точной концентрации и объема.

2. Иметь запах и вкус соответствующий сырью.

3. Недолжны содержать механических примесей.

Сущность процесса извлечения.

Экстракция – это извлечение из растительной клетки действующих веществ, которое протекает в системе «твердое тело – жидкость».

Измельченное лекарственное растительное сырьё содержит клетки, разрушенные и цельные разрушенные и целые.

Изразрушенных клеток вода вымывает все содержимое сразу. Целые же клетки вначале набухают, вода проникает через оболочку внутрь клетки, содержимое растворяется, создается высокое осмотическое давление, которое является движущей силой процесса извлечения. Процесс извлечения продолжается до тех пор, пока осмотическое давление внутри клетки не будет равно осмотическому давлению за её пределами.

Чтобы ускорить процесс перехода действующих веществ из клетки в водную среду, необходимо нагревание и периодическое перемешивание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...