Методика выявления особенностей мыслительных операций
Проблемы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником
Сложности в
запоминании
информации
· Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации
· Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами
· Помогать упражнения, развивающие память
· Упражнения для развития памяти
· Практиковать мнемотехнические методы запоминания
· Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами
· Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску
Сверхчувствительное отношение к неудачам
· Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий
· Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание налицо»
· Избегать публичной критики
· Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один. При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы
· Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика
· Обратить внимание на психологический климат семьи
· Уделять больше времени совместной деятельности с ребенком, поддерживать в его начинаниях
· Создавать ситуацию успеха во внеучебных видах деятельности (бытовой, творческой, спортивной и т.п.), ориентируясь на способности и возможности ребенка
· Давать посильные ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание
· Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию
· Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации
· Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц)
· Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия
· Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы
·
· Хвалить себя за малейшие достижения. Можно завести «Дневник достижений»
· Престать критиковать себя по пустяковым поводам
· Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся
· Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней
· Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться
· Посещать подростковые клубы
· Оказывать помощь слабоуспевающим
· Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями
· Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию
Приложение 1.
Методика изучения устойчивости внимания
S- 1330
G- 105
O- 9
Результаты:
Показатель
Время в минутах
А=0,93
0,95
0,85
0,84
0,91
0,91
Е=156
158,65
210,2
138,6
132,88
Приложение 2.
Методика диагностики типа памяти.
Тип памяти
Количество слов в ряду
Количество правильно воспроизведенных слов
Коэффициент памяти
С = А/10 * 100%
Слуховой
30%
Зрительный
60%
Моторно-слуховой
50%
Комбинированный
40%
Приложение 3.
Методика выявления особенностей мыслительных операций
Протокол
Список пар слов-понятий
Сходства
Различия
1. стол-стул
Есть на кухни
Имеют различный размер и форму
2. корова-лошадь
Травоядные
Корова дает молоко, а лошадь учавствует в скачках
3.трамвай-автобус
Городской транспорт
Трамвай едет по рельсам, а автобус по дороге
4. озеро-река
И там и там можно поймать рыбу
Рыба озер и рек различна
5. река-птица
И то и, то есть в нашей стране
Птица летает, а река течет.
6. дождь-снег
Осадки
Снег – мягкий, а дождь мокрый
7. поезд-самолет
Перевозят людей
Поезд перевозит людей по суши, а самолет по воздуху
8. ось-оса
Живут в лесу
Оса животное, а ось запчасть
9. обман-ошибка
Плохо
Обман намеренное действие, а ошибка случайная.
10. яблоня-вишня
Растут в саду
Размер деревьев разный
11.ботинок-карандаш
Есть дома
Разное назначение
12. мальчик- человек
-
-
13. молоко-вода
Жидкости
Молоко - калорийное, а вода нет.
14. ветер-соль
Прозрачны
Соль – соленая, а ветер холодный
15. сани-телега
Приспособления
Сани едут по снегу, а телега по земле
16. воробей-курица
Птица
Воробей живет в городе, а курица – в деревне
17. дуб-береза
Лесные деревья
У березы есть сережки, а у дуба желуди
18. картина-портрет
Рисуются красками
Любой портрет может быть картиной, но не любая картина портрет.