конкурентоспособности товара»
Практическая работа: «Методы оценки При оценке конкурентоспособности товара используют следующие методы: Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции, базы сравнения и их сопоставление. Единичные показатели отражают процентное соотношение уровня какого либо технического или экономического параметра к величине того же параметра товара – аналога: (1.1) где qi - единичный параметрический показатель по i-му параметру; Pi - уровень i-го параметра исследуемого изделия; Pi100 - уровень i-го параметра изделия, принятого за образец (базу), удовлетворяющего потребность на 100 %; Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он, однако, не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется - комплексный метод оценки конкурентоспособности. Комплексный методоценки заключается в нахождении комплексного (интегрального) показателя конкурентоспособности товаров, включающего в себя отношение и соотношение групповых показателей. Комплексные показатели необходимы для учета влияния на конкурентоспособность товара не отдельных факторов, а их комбинаций и взаимодействий. Расчет комплексного показателя конкурентоспособности (К) производится по формуле: (1. 2) Где, Iн - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам; JT - групповой показатель конкурентоспособности по технологическому параметру; Iэ - групповой показатель по экономическим параметрам;
Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле: (1.3) где Iн - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам; qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру. Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме, то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен.
Расчет группового показателя по технологическим параметрам: (1.4)
где, JT - групповой показатель конкурентоспособности по технологическому параметру; qTi – единичный показатель конкурентоспособности по i – му параметру; ai - весомость i-го параметра конкурентоспособности. Коэффициентом весомости оценивается степень важности потребительских показателей. Интервал изменения коэффициентов устанавливается в пределах от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100. Сумма коэффициентов весомости является величиной постоянной и составляет 1, 10 или 100. Существуют различные методы определения весомости, наиболее широко используются экспертные методы, основанные на опыте специалистов и мнениях потребителей. Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции. Полные затраты потребителя определяются по формуле: (1.5) где З - полные затраты потребителя на приобретение и потребление продукции; Зс - единовременные затраты на приобретение продукции; Сi - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы; Т - срок службы; i - год по порядку. При этом (1.6) где Сj - эксплуатационные затраты по j-ой статье; n - количество статей эксплуатационных затрат.
Расчет группового показателя по экономическим параме трам производится по формуле: (1.7) где Iэ - групповой показатель по экономическим параметрам; З, Зо - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
По смыслу комплексный показатель (К) отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия. Смешанный метод оценки конкурентоспособности товара представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом. Данный подход является общеупотребительным и повсеместно встречается, по крайней мере, в отечественной литературе. Следует заметить его существенный недостаток - потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя.
Для более полной оценки конкурентоспособности товара (предприятия) можно так же провести еще и оценку качества сервиса Jс по следующим показателям: - качество рекламы на товар; - сроки выполнения заказа - качество и культура обслуживания; - гарантийный срок бесплатного послепродажного обслуживания заказчика; - имидж предприятия. За основу числовой оценки данных показателей возьмем принципы оценки продукции по технологическим показателям / после бальной оценки экспертами значение каждого показателя для каждого конкурента производится их сравнение с базовым по формуле (1.1) – определяются единичные показатели конкурентоспособности; затем осуществляется их корректировка с использованием коэффициента весомости по формуле (1.2). Тогда расчет комплексного показателя конкурентоспособности (К) будет производиться по формуле:
1. Дается краткая характеристика фирм-конкурентов, выпускающих аналогичный товар (см. пример) 2. За объект сравнения примем жакет женский – это вид изделий, выпускаемый всеми конкурирующими ателье. Согласно методики сравнение характеристик продукции проведем по 4 направлениям: § нормативные параметры; § технологические параметры;
§ экономические параметры; § параметры сервиса. Все нормируемые показатели качества швейных изделий закреплены в стандартах: государственных (ГОСТах), отраслевых (ОСТах), местных (РСТ). Описание основных требований, предъявляемых к качеству изделий, находятся в нормативно-технологической документации, которая разрабатывается на конкретный вид изделия. Стандарты устанавливают технические требования к качеству выполнения швов, обработки деталей, сборки узлов и т.д. Специфика оценки по нормативным показателям заключается в том, что единственный параметрический показатель конкурентоспособности принимает два значения 0 и 1. При это если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, то показатель равен 1, если параметр в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0. Для характеристики нормативных параметров составим соответствующую таблицу единых показателей. Таблица1- Характеристика нормативных параметров конкурирующей продукции
Групповой показатель по нормативным параметрам определяется по формуле 1.3. Проверим оценку изделия по технологическим параметрам Таблица 2- Характеристика технологических параметров конкурирующей продукции.
Оценку вышеперечисленных показателей проведем по 10-бальной системе, на базе экспертной оценки специалистов швейного производства
Единичный показатель будет рассчитываться по формуле 1.1. Базой сравнения будет является 10 баллов (максимальная оценка). Расчет группового показателя проведем по формуле 1.4. Результаты расчетов приведем в таблице 3 Коэффициенты весомости рассчитаны с учетом мнений специалистов экспертов таким образом, чтобы максимально отразить предпочтения потребителей. Таблица 3 - Оценка показателей технологических параметров конкурирующих фирмы
Для оценки изделия по экономическим параметрам согласно формуле 1.9. Необходимо рассмотреть сумму полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию жакета женского, которая будет складываться из: v стоимости ткани 1,30м * 1200руб = 1562 руб стоимости подкладки 1,30м *140 руб = 182 руб стоимости фурнитуры 4пуг. * 15руб = 60руб 3пуг. * 20руб = 60руб v цена услуги на пошив – зависит от прейскуранта цен v расходов на эксплуатацию – примем их за стоимость пачки порошка «Тайд» = 123руб, которая будет израсходована на стирку жакета в течении трех лет эксплуатации. Расчет группового показателя по экономическим параметрам поведем по формуле 1.7 За образец оценки изделия примем показатель конкурента с минимальными полными затратами. Таблица 4 - Анализ экономических параметров продукции конкурентов
Далее проведем оценку качества сервиса Для этого рассмотрим пять предложенных показателей. Оценку этих показателей проведем по 10-ти бальной системе, на базе экспертной оценки опрошенных потребителей. Таблица 5 - Оценка качества сервиса конкурентов
Вычисление единичного показателя проведем по формуле 1.1.
Для расчета группового показателя базой сравнения будет являться 10 баллов. Коэффициенты весомости рассчитаны с учетом мнений экспертов Проведем расчеты по формуле 1.4 в табличном виде. Таблица 6 - Оценка показателей сервиса конкурирующей продукции
После анализа четырех основных направлений конкурентоспособности продукции проведем расчет комплексного показателя конкурентоспособности по формуле 1.2 Таблица 7- Комплексная оценка конкурентоспособности продукции
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|