Ответ инспекторам на запрос о налоговой нагрузке и доле вычетов.
На практике после уплаты налога компания может столкнуться с вопросом из инспекции: «Почему так мало?» Если компания не ответит на запрос, то заплатит штраф 5 тыс. рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ), дальше в работу включится отдел предпроверочного анализа, а еще дальше - начнется выездная проверка.
Чтобы избежать выездной проверки, лучше разобраться, откуда инспекции берут желаемые показатели, можно ли как-то их уменьшить или объяснить. И в каких случаях можно вообще не объяснять отклонения, а обойтись формальным ответом.
Действия
Комментарии
Определите перечень ключевых показателей.
ФНС России разрабатывает нормативные документы, которые устанавливают рамки — не просто надо платить налоги, а сколько надо их платить. Эти показатели можно найти на ее сайте https://www.nalog.ru/rn77/.
§ Первое, что нужно сделать — определить, зафиксированы показатели в приказах или нет. Инспекция может спросить:
ü о налоговой нагрузке;
ü доле вычетов;
ü рентабельности (продаж и активов);
ü доле прямых и косвенных расходов;
ü несоответствии между поступлениями на расчетный счет и данными отчетности;
ü расхождениях между показателями бухгалтерской и налоговой отчетности или между декларациями по разным налогам и др.
§ Первые 3 показателя можно считать ключевыми, отклонения от них нужно обязательно обосновывать.
§ Про рентабельность активов налоговики спрашивают редко. Этот показатель их интересует только с точки зрения возможности взыскания, если будут доначисления.
§ Для грамотного налогового планирования компания должна всю работу по оптимизации строить с учетом этих показателей, чтобы вместо снижения налоговой нагрузки не получить проверки и доначисления.
Разберитесь с внутренней отчетностью.
Показатели налоговой нагрузки ФНС России приводит в приложении № 3 к приказу от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Отраслевая структура повторяет ОКВЭД. Данные об ОКВЭД компании инспекторы берут из ее документов. И здесь кроется возможность оптимизации и причина споров.
§ Налогоплательщики часто сами совершают ошибки, из-за которых при предпроверочном анализе инспекторы рассчитывают завышенные показатели нагрузки. Эти ошибки заключаются в неправильном выборе ОКВЭД.
Например, если компания осуществляет несколько видов деятельности, то может написать в балансе один ОКВЭД, в декларации другой. Инспекторы для анализа выберут только один код. По результатам анализа может выясниться, что именно по этому ОКВЭД налоговая нагрузка оказалась самой высокой. При этом вид деятельности не будет основным. А компании придется объясняться с налоговиками.
§ Но споров можно избежать, если уже на этапе налогового планирования компания выполнит несколько простых действий:
ü выпишет все свои ОКВЭД;
ü посмотрит налоговую нагрузку по каждому;
ü выберет оптимальный.
§ Оптимальный — это один из ОКВЭД, по которым компания ведет основную деятельность, код с более низкой налоговой нагрузкой, соответствующей реальным показателям. Если так сделать, то на этапе предпроверочного анализа инспекторы рассчитают показатели, исходя из этих данных, и вопросов о низкой нагрузке не возникнет.
§ На выездной проверке инспекторы проверяют деятельность компании в целом. Они работают с конкретными сделками, ищут ошибки и ОКВЭД не спрашивают.
§ Как быть, если вид деятельности один, ОКВЭД один, но реальные показатели ниже, чем их определила ФНС России.
Например, компания производит шариковые подшипники (ОКВЭД 28.15.1). Ее вид деятельности подпадает в раздел «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки», налоговая нагрузка — 13,7 процента. Для компании это слишком высокий показатель. Он складывается с учетом нагрузки других производителей двигателей и турбин.
Понимая, откуда взялся этот показатель, компания сможет аргументированно объяснить инспекторам нереальность такой нагрузки. Можно для сравнения спросить нагрузку других компаний с аналогичным производством. Или в качестве ориентира принять более низкую нагрузку по отрасли «Обрабатывающие производства» в целом — 7,9 %.
Рассчитайте правильно долю вычетов.
§ Безопасных долей вычетов НДС несколько. Одну ФНС России закрепила приказом от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков). Этот же показатель ФНС России привела в письме от 17.07.13 № АС-4-2/12722, которое объясняет, как рассчитывать долю вычетов. Вторые показатели ФНС России публикует на сайте в разрезе по регионам и в целом по стране.
§ В работе обычной компании нужно ориентироваться на 89 %. Отклонения от этого среднего уровня в регионах возникают из-за специфики деятельности отдельных категорий компаний.
Например, если в регионе много экспортников, то они начислят НДС по ставке 0 %, а к вычету примут по ставке 10 и 18 %. Их суммы возмещения скорректируют данные от компаний, которые экспортом не занимаются, — получатся доли вычетов, превышающие 100 %. Это означает, что любая компания в этом регионе может не платить НДС в бюджет, погашая его вычетами, но она не избежит выездной проверки.
При этом о таком разбросе стоит помнить, отвечая на вопрос инспекции о доле вычетов. Собственная специфика может повлиять на этот показатель. Например, государственные регулируемые цены, уже названный экспорт, закупка сырья у населения.
§ Как правильно рассчитать долю вычетов. Утвержденных правил по расчету нет, за исключением рекомендаций ФНС России. Согласно письма от 17.07.13 № АС-4-2/12722 при расчете отношения вычетов НДС к исчисленному налогу не учитываются «нетто»-вычеты:
ü по авансам;
ü по строительно-монтажным работам;
ü налоговым агентам.
§ Получив запрос, пересчитайте долю вычета за инспектором, так как они порой отступают от этих правил. Авансы могут дать существенный перекос, поскольку сумму учтут дважды: как аванс и как реализацию в следующем периоде. Для этого учитывают начисленный налог и вычеты за 4 предшествующих налоговых периода — за 12 месяцев каждого проверяемого года. Если инспектор ошибся, то в ответе можно представить свой расчет со ссылкой на разъяснения ФНС России.
§ Правильный подход при оптимизации НДС — это превентивная работа. Компания может рассчитать собственную статистику по периодам и не допускать опасного превышения доли вычетов.
Помните!Опасно ставить НДС к возмещению. За этим последует глубокая камеральная проверка, где инспекция затребует все подтверждающие вычеты документы.
Не спешите признаваться в несуществующих ошибках.
Ответить на запрос инспекции о показателях нужно обязательно, игнорировать запрос нельзя. Но и признавать нарушение тоже не стоит.
§ Например, несоответствие показателей бухгалтерской и налоговой отчетности легко объяснить разными правилами учета отдельных видов расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
§ Прежде чем пытаться объяснить несовпадение показателей по строкам деклараций, нужно определить, а точно ли данные по строкам должны коррелировать.
Например, инспектор направил требование пояснить причины расхождения показателей по строке 70 и строке 170 раздела 3 декларации по НДС. Но строка 70 — это весь авансовый НДС по разным ставкам. А строка 170 — только зачтенный. Они и не должны совпадать, поскольку получить и зачесть аванс компания может в разные периоды. А в текущем периоде эти показатели сформируют суммы по разным договорам, с разными ставками налога.
§ В ответе на вопрос о высокой доле косвенных расходов можно указать, что отсутствует нормативный документ — нет базы для сравнения. И объясните разделение расходов на прямые и косвенные в соответствии со своей учетной политикой.
Точно так же стоит работать со всеми остальными запросами о показателях. Прежде чем искать причину несоответствия и писать объяснения, стоит убедиться, что есть какое-то нормативное требование о размере показателей и о том, что с чем должно сходиться.