Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алфавитно-предметный указатель

РАБОТА С КНИГОЙ

Мы получаем информацию из окружающего мира, от людей. Наконец, существуют специальные хранилища информации: письменные источники, произведения искусства, архитектуры и тд. В последнее время для хранения информации используются различные технические устройства. Тем не менее, одним из главных источников информации со времени появления письменности являлась книга.

Книга – источник знаний. Работа над проектом невозможна без ознакомления со специальной литературой. Значит, вам, ребята, необходимо уметь эффективно работать с книгой. Что включает умение работать с книгой?

Это прежде всего умение найти, выбрать из огромного числа изданий нужную для изучения книгу. Это умение складывается из знания основ библиографии, владения навыками работы с указателями литературы, способности легко ориентироваться в библиотечных каталогах и картотеках, различных видах справочной литературы.

Умение работать с книгой подразумевает и умение глубоко понимать содержание книги, извлекать и усваивать всё ценное, что в ней есть, пользоваться научно-справочным аппаратом книги, умело делать выписки, составлять планы и конспекты изучаемых произведений, писать рефераты.

Какова же структура научной книги?

Каждая книга имеет справочный аппарат, с помощью которого читатель получает информацию о тематическом содержании книги, её структуре, назначении, уясняет трудные для понимания места, получает сведения о дополнительной литературе и тп.

Книга имеет титульный лист, на котором указывается автор, заглавие книги, её жанр (тип).

Чаще всего на 2-ой странице содержится аннотация – краткая характеристика содержания и назначения книги, особенностей изложения. Иногда аннотация помещена на последней странице книги. Аннотация поможет вам понять, что это за книга, которую вы взяли в руки, для кого она предназначена (например, для школьников, для интересующихся историей, химией, для краеведов, учителей и тд.).

Возьмите любой учебник и найдите в нём аннотацию.

 

К структуре книги относится предисловие, где обычно сообщаются читателю факты предыстории, объясняется заранее то, что он может не понять в книге или понять неправильно. Содержание (оглавление) даёт представление о структуре книги и её проблематике.

В тексте книги могут быть подстрочные ссылки, указывющие на источник сведений, уточняющий факт, содержащий краткий комментарий (дополнение) к тексту. Иногда ссылки могут быть собраны в конце книги в раздел «Комментарии».

Если книга содержит большое число материалов, особенно если оно многотомное, ориентироваться в нём помогают специальные указатели.

Указатели бывают:

1.Алфавитные (в них название произведений, включённых в издание, размещены в алфавитном порядке. Он помогает быстро найти любое из них).

2.Предметные (указатель позволяет отыскать в тексте те или иные понятия, термины, встречающиеся в книге).

3.Именные (в них название имён и фамилий, размещены в алфавитном порядке. Это очень удобно. Если нам необходимо найти информацию о каком-то человеке, то чтобы не тратить время на изучение книги, можно посмотреть в конце её указатель. Если нужное имя встречается в тексте, то об этом человеке говорится в самой книге, и напротив имени указана страница, на которой помещена информация о нём).

4.Географический указатель (здесь также в алфавитном порядке помещена информация о встречающихся в книге географических названиях с указанием страницы).


Используя указатели краеведческих книг, найдите информацию о селе Казьминском, городе Ставрополе, А.А.Шумском, и тд.

 

 

БИБЛИОТЕКА

Книг так много, что прочитать их все невозможно. Пока вы учитесь в школе, вашим чтением руководят взрослые: родители, учителя, которые предлагают вам списки необходимых для прочтения книг. С ними вы идёте в библиотеку. Но, к сожалению, часто вы, приходя в школьную библиотеку, мучаете странными вопросами Татьяну Александровну.

- Дайте мне то, не знаю чего! А есть ли вообще у вас какая-нибудь книжка про это?

или

- А дайте мне чего-нибудь, чтобы написать сообщение. Тему я смутно помню, но написать срочно надо!

И начинается эпопея поиска нужной книги. Всё, как правило, завершается тем, что вам выдадут Большую советскую или Российскую энциклопедию и вы, не задумываясь над содержанием, всё подряд передерёте и ещё станете гордиться тем, что якобы «реферат» написали.

А проблема в том, что нужно заранее знать, что нужно искать в библиотеке. Если вы не знаете, какая книга вам нужна, тогда следует чётко сформулировать тему доклада. Это облегчит жизнь Татьяны Александровны и ускорит поиск. Все книги в школьной библиотеке разделены по разделам. Например, краеведение, история, литература, справочные издания, детская литература, география, художественная литература и тд. Чаще посещайте библиотеку и знакомьтесь с её содержанием.

Проще искать нужные книги в специализированных библиотеках, в которых имеются каталоги. Но не подумайте, что это каталоги AVON и тд. Хотя принцип каталога тот же – структурировать и товар и книжный фонд, чтобы с ним можно было легко ознакомиться и выбрать нужное. В библиотечных каталогах содержится перечень книг и периодических изданий.

В сельской библиотеке такие каталоги есть. Так что, находите не сданную ещё в начальной школе книжицу про Красную шапочку или курочку Рябу и отправляйтесь в казьминскую сельскую библиотеку. Здесь вы сможете не только сдать зачитанные до дыр книги, но и найти много литературы для работы над проектом. Книжный фонд сельской библиотеки составляет несколько тысяч книг. Разумеется для того чтобы найти книги - нужен строгий их учёт. Для этих целей и необходим каталог.

 

 

Какие бывают каталоги?

Алфавитный каталог представляет собой набор карточек со сведениями о книгах (автор, название, время и место издания, объём и краткая аннотация), расположенных в алфавитном порядке по авторам.

Предметный каталог (систематический) – представляет собой набор карточек, подобранных по отраслям (предметам), разделам, темам. Например, история, история Северного Кавказа, медицина, химия, право, экономика, Великая Отечественная война, Россия в 18 веке, история села Казьминского и тд.

 

Кроме того, в библиотеках имеются библиографические пособия и указатели по различным вопросам. Их также следует использовать для успешного поиска книг.

 

 

В качестве проекта можно составить список литературы и статей в газетах и журналах, имеющихся в школьной библиотеке по истории села Казьминского или по истории Старополья. В алфавитном порядке или по темам.

Успех поиска информации во многом зависит от формулировки запроса. Точно формулируйте ваши запросы (какую книгу дать), перечислите все известные вам названия предмета поиска; определите, в какую более широкую тему входит предмет вашего поиска; на какие «подзапросы» можно разделить ваш запрос.

Среди книг, которыми приходится пользоваться в учёбе, есть издания, требующиеся повседневно, независимо от изучаемого предмета, проблемы. Темы. Они должны быть всегда рядом под рукой, служить рабочим инструментом каждого учащегося. Свои книги помогают экономить время и силы в учёбе. Их можно читать с карандашом в руках.

К таким книгам относятся справочники. К справочной литературе относятся энциклопедии, энциклопедические и тематические словари, языковые словари, тематические справочники, статистические сборники, календари знаменательных дат, сборники крылатых слов, атласы. Всё это нужно иметь в личной библиотеке.

Какие бывают каталоги?

Алфавитный каталог

В алфавитном каталоге описания изданий расположены в общем алфавите авторов и заглавий, независимо от содержания изданий. Произведение художественной литературы может стоять рядом с научным изданием по любой отрасли знания, рядом с альбомом, картографическим изданием и т.п.

Алфавитный каталог не раскрывает отраслевое содержание фонда библиотеки. Он может дать ответ только на два вопроса:

 есть ли в библиотеке какое-то конкретное издание (например, есть ли в фонде книга С. Кинга «Зеленая миля»);

 какие издания того или иного автора имеются в библиотеке (например, З.Фрейда).

Т.е., алфавитный каталог указывает наличие в библиотеке определённых изданий, поэтому к нему обращаются только тогда, когда имеются точные данные о необходимом издании или авторе.

Иногда алфавитный каталог характеризуют как авторский, так как только в нём можно найти книги определённого автора, собранные вместе, независимо от их принадлежности к различным областям знания (Обручев В. А. – геология, минералогия, страноведение, художественная литература).

Систематический каталог

В систематическом каталоге описания изданий располагаются в соответствии с их содержанием по отраслям знания, которые следуют одна за другой в определённой связи и последовательности.

Назначение систематического каталога – указывать издания по отдельным наукам и отраслям знания (биология, математика, педагогика, литература и т.д.), а также по частным вопросам этих наук и отраслей знания. Т.е. систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию. Составляется систематический каталог на основе определённой системы классификации. Все библиотеки используют для систематизации изданий и составления систематического каталога таблицы библиотечно-библиографической классификации (ББК). Каждая отрасль знания имеет своё цифровое обозначение (табл. 1).

 

Таблица 1

Основные деления классификации Цифровой вариант
1.Общенаучное и общественное знание  
2. Естественные науки Естествознание Физико-математические науки Химия География Биология  
3. Техника. Технические науки.  
4.Сельское и лесное хозяйство  
5. Здравоохранение. Медицинские науки  
6/8. Общественные и гуманитарные науки Общественные науки в целом История. Исторические науки Экономика. Экономические науки Политика Государство и право Военная наука Культура. Наука. Просвещение Филологические науки Искусство. Искусствоведение Религия. Теология Философские науки / Психология 9. Литература универсального содержания   70 – 79 80 – 84 87/88

 

Рассмотрим, например, отдел 6. Общественные науки:

60. Общественные науки в целом

60.5 Социология

60.6 Статистика

60.7 Демография

63. История. Исторические науки

63.0 Теоретические основы исторической науки

63.1 История исторической науки

63.2 Источниковедение. Вспомогательные

исторические дисциплины

63.3 История

63.4 Археология

63.5 Этнография

65. Экономика

66. Политика

67. Государство и право. Юридические науки

68. Военная наука. Военное дело

 

На ярлычке каталожного ящика не могут быть перечислены все индексы делений, входящих в него. Чаще всего указываются через тире индексы первого и последнего разделителей, иногда перечисляются основные деления. Например:

 

  26.221 – 26.222.82 Океанология. Природный лед. Ледники  

 

Выписав найденный вами по алфавитно-предметному указателю индекс темы (предмета, вопроса), найдите по ярлычкам каталожный ящик, в котором находится нужное вам деление каталога. Не забывайте, что соблюдается последовательность цифр в зависимости от их порядкового номера. Внутри ящика просмотрите разделители, пока не найдете разделитель с точно таким же индексом, который вы выписали в АПУ, и только за ним начинайте перебирать карточки. После чего выпишите шифры и другие данные нужных вам изданий.

 

Алфавитно-предметный указатель

Специально для облегчения и ускорения поиска по систематическому каталогу во всех библиотеках существует алфавитно-предметный указатель (АПУ). Его называют ключом к систематическому каталогу. Название указателя указывает на алфавит предметов или ключевых слов. На каждой карточке указателя выделены наименование предмета или ключевого слова и обозначение индекса систематического каталога, в котором вы найдете издания по этому предмету или вопросу. Карточки расположены в алфавитном порядке наименований предметных рубрик. Алфавит соблюдается «буква за буквой» в пределах каждого слова, предлог считается отдельным словом, при совпадении первого слова расстановка производится по второму слову и т.д., то есть основные правила расстановки те же, что и в алфавитном каталоге.

Следует иметь в виду, что в алфавитно-предметный указатель включаются карточки на различные темы, понятия и термины только после поступления в библиотеку соответствующих изданий, т.е. если вы нашли формулировку нужной темы в АПУ, значит, хотя бы одно издание по этой теме в библиотеку поступало и отражено в систематическом каталоге. Исключительные случаи могут быть только, если действительно поступало одно издание, которое позже было списано по ветхости или из-за утери читателями.

Рубрики алфавитно-предметного указателя могут быть простыми, когда дано одно понятие и один индекс, и сложными, когда какой-то вопрос представлен в различных аспектах и в различных делениях систематического каталога. Например:

  Муравьи 28.691.892.47  

 

Мексика искусство 85.03(3) история 63.3(7Ме) литература 84(7Ме)  
физическая география 26.829(7) фольклор – произведения 82.3(7)-406 экономика 65.9(7Ме) экономическая география 65.049(7Ме)  

 

 

Помимо систематической картотеки статей имеются

специальныекартотеки:

 

1). «Картотека заглавий произведений художественной литературы».

Она сугубо информационная. Прибегнуть к ее помощи читатель может для уточнения фамилии автора того или иного произведения. В нее включены художественные произведения, имеющиеся в фонде библиотеки. Жанровый состав: романы, повести, пьесы, сценарии. Не включаются художественные произведения об отдельных выдающихся личностях. Карточки в картотеке расставлены по алфавиту названий произведений. Следует запомнить, что эта картотека до 2000 года находится в карточном варианте, а с 2001 года любое произведение можно найти по заглавию в электронном каталоге. Т.е. если художественное произведение не поступило в нашу библиотеку после 2001, то уточнить фамилию автора вы можете только по карточной картотеке заглавий.

 

2). «Картотека рецензий на художественные произведения».

 

В картотеку включены рецензии на произведения художественной литературы, изданные отдельно или помещенные в журналах, сборниках и многотомных изданиях. Картотека содержит сведения о рецензиях, опубликованных в периодических изданиях, имеющихся в фонде библиотеки. Материал картотеки размещается в порядке алфавита авторов и названий рецензируемых произведений. Ведется она на русском языке, хранится в зале каталогов постоянно. Картотека поможет найти работы критиков о любом художественном произведении. Пример заполнения требования указан на рис. 7.

  Кантор, В. К. Два дома и окрестности. Повесть и рассказы / В. К. Кантор. – М.: Моск. филос. фонд, 2000. – 176 с. // Рец. Лысы А. В художественных окрестностях философского детства // Нева. – 2001. – № 2. – С. 212-213. Рецензия

Каталожная карточка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...