Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абстракция Бориса Турецкого- противостояние света и тьмы.

 

Борис Захарович Турецкий [один из самых интересных] интересный московский художник 60-х - 70-х годов.
Его самостоятельное творчество начинается в 50-е годы - время обновления: советские художники открывали для себя современность.
Порой это было "хорошо забытое старое". "Современность" оказывалась возрастом в 50 и более лет... Но была идея которая особенно манила передовых художников -идея абстракции. Казалось, [что абстракция естественная цепь всех живописных поисков] что её язык и есть подлинный язык живописи... Борис Турецкий оказался среди тех, кто первым стал пробовать подбирать слова этого нового языка. Сохранилась большая серия графических работ выполненных чёрной тушью. испытание временем (им около 30-ти лет) не нарушило их свежести. Эти простые по композиции чёрно-белые листы представляются как бы первым вздохом живописи почти без слов. Но это только начало речи. Они остаются в памяти, в ощущении - нечто вроде запаха, который точно ведь не имеет "содержания".[1]

" до сих пор еще малоизвестная беспредметная живопись и графика [Б. Турецкого] 50-х годов поражает хорошо артикулированной формулировкой проблематики "нулевой позиции". По большей части это монохромные, черно-белые серии. При этом и черное, и белое предстают [2] как изначальные стихии, принципы, находящиеся в исходной стадии динамических соотношений, "заплывания" одного в другое. Но это не гармонизированная динамика инь и янь, а первозданное таинство отделения света от тьмы, земли от неба. Поразительно, что эта мощь заключена в совсем небольших по размеру работах. И в этом смысле они подобны минималистической стилистике дзенских медитаций, где один звук способен порождать целый мир, а весь мир уменьшается в звуке падающей капли. Но эта медитативностъ работ Турецкого не скрывает скрытого в них трагизма: ситуация черной немоты почти не оставляет места надежде..."

Сам Турецкий, говоря о себе в третьем лице, характеризует "Хроники черного" так:

"Казалось, что абстракция естественная цепь всех живописных поисков, что ее язык и есть подлинный язык живописи...".
[3]

Биография


Турецкий Борис Захарович. 30 августа 1928 (Воронеж) — 1 ноября 1997 (Москва)
Живописец, график.
Рисовать Турецкий начал очень рано, занимался в детской клубной студии, работал самостоятельно. В 1944 после возвращения семьи из эвакуации в Воронеж познакомился с художником А. П. Васильевым, оказавшим на юношу неоценимое влияние. В 1946 поступил в Пензенское художественное училище им. К. Савицкого. В 1947 переехал в Москву и перевелся в Московское художественное училище памяти 1905 года на театральный факультет (преподаватели — М. Перуцкий, М. Хазанов). В 1953–1959 учился в Московском заочном полиграфическом институте.
В 1959 в Москве, на квартире композитора А. Волконского, состоялась персональная выставка художника. В советское время новаторские работы Бориса Турецкого выставлялись лишь на неофициальных, квартирных выставках. Редкое исключение — участие работы Турецкого «Голова» в групповой выставке московских художников в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ в 1975.
В середине 1970-х Турецкий из-за болезни оставил художественную деятельность и вернулся к ней только в 1984.
И лишь в начале 1990-х работы художника стали активно выставляться на большинстве главных выставок,

Хронология

Родился 30 августа 1928 г. в Воронеже
1942-44 – эвакуация. Делал акварельные работы. Натюрморты, портреты с натуры, композиции.
1944 – возвращение в Воронеж. Знакомство с художником А.П.Васильевым. Его влияние было фундаментально.
1946 – принят в Пензенское художественное училище им. Савицкого.
1947 – Принят в Московское городское художественное училище. Преподаватели М.С.Перуцкий, М.Т.Хазанов (закончил в 1950 г.)
1948 – встретился в В.Г.Вейсбергом
1951-52 – познакомился с Ю. Злотниковым и несколько позже (не ранее 1956 г.) с В. Слепяном.
1953-54 – к этому времени относится знакомство с современным западным искусством: Мондриан, Поллок и другие художники. Художников русского авангарда я знал тогда гораздо меньше. К этому времени относятся мои первые абстрактные работы (в 1953 г. поступил, а в 1959 г. закончил Московский полиграфический институт).

1959 – выставка абстрактных работ на квартине композитора Андрея Волконского. Вместе с Олегом Прокофьевым.
1962-63 – выставка на квартире Алексея Каменского (Каменский, Злотников, Купряшин). Тогда же я близко сошелся с Михаилом Рогинским. Каменский и Рогинский оказали влияние.
1963-64 – сделал первые фигуративные работы гуашью. «Бамперы» и другие фрагменты автомобиля. Потом фигуры: «Мужчина в плаще», «Девушка в розовом». Позже многофигурные композиции большого размера и предметные работы: «Дверь Рогинского», «Телефон», «Плита». Одновременно я продолжал делать абстрактные работы (начинает раюотать в Заочном народном университете культуры).
К началу 70-х гг. относятся работы-«сьруктуры». Продолжалось также знакомство с современным европейским и американским искусством (по репродукциям): Джаспер Джонс, Раушенберг и другие художники.
В 1973 г. прочитал книгу Камиллы Грей о русском авангарде. Впервые появилось целостное представление о нем. Это была веха.
1974-75 – работа над объектами.
С 1975 по 1983 г. не работал из-за болезни.
В 1983 г. начал работать снова. Это была абстрактная графика небольшого размера.
А позже, с 1988-89 гг. – беспредметные рельефы и пространственные конструкции из бумаги.
Умер 1 ноября 1997 г. в Москве.[4]

Борис Турецкий- О себе и абстракции

"Мне кажется, что Борис Турецкий ощущает в жизни человека, прежде всего, её отрицательную сторону. В его вещах возвеличивается грусть, тяжесть, можно сказать, возвеличивается угнетённость. Это монументальное выражение узости, ограниченности, придавленности.
Однако искусство не может обойтись без утверждения, без радости.
Искусство Бориса Турецкого в этом отношении не является исключением. Тут стоит вспомнить путь художника. Ту абстрактную школу, которую он прошёл в начале своего пути, будучи одновременно учеником и собственным учителем.
Эта "школа" приучила его не "рассказывать", а "строить". Поэтому остросоциальные вещи Турецкого отличаются от большинства работ нового "соцарта". [5]

"Я объясняю свою неспособность абстрактно, или более глубоко, проанализировать сущность явлений своим рабством перед создавшими меня условиями. Ограничивающее влияние определённых образов тех, а не иных, которые соответствовали условиям существования, развития. В этом смысле я продукт общественных отношений. Но! Но я объясняю себе это, свой личный пример возвожу в закономерность для многих людей. Нашёл этому основание, то, что рассматривается психологией и другими науками. А именно невозможность перейти из одного физиологического, психического состояния в другое. Значит, психологический элемент, который можно рассматривать как общее многим индивидам, является условием и следствием моей «невозможности». То, что можно назвать скованностью конкретным мышлением. Конкретностью образов и представлений. Вернее так. Условием является моя психическая и физическая организация. Следствием является именно та форма." [6]

"Последовательный контраст. Связано с возбуждением и торможением.
В восприятии бывает порог качественности. Например, абстракция имеет одно качество восприятия. Как только сверху появляется элемент, вносящий конкретное – качество восприятия абстрактного меняется.
В восприятии целое – образ (отчёт?) раскрытия смыслового содержания объекта в связи с жизненным опытом субъекта (то есть субъективно!) Образы, возникающие из частей, построенные на рефлексии, влияют на логическое целое.
Объект и фон восприятия, чередование объектов восприятия (одновременный и последовательный контраст). Объект «выступает».
В восприятии выделяется нами, в первую очередь, контраст.
Кроме восприятия продавца и артиста, относящих его к абсолютным величинам (профиль ил ваза), существует восприятие различных организмов (просто два пятна, реакция физиологическая на два пятна). Эти пятна нельзя отнести к «абсолютным»(?) величинам вазы или профиля. (Теряется ощущение привычности и равновесия восприятия).
Если человек, вдруг, перестанет видеть абсолютные вещи (небо, дома, лес и прочее) и увидит вдруг ритмы, пятна и прочее, он потеряет чувство равновесия и возможность оперировать. Он потеряет, так называемое, чувство реальности. Реальности абсолютных вещей. Реальность абсолютности. Реальность понятий (небо, дом, лес). Мир ребёнка неустойчив из-за отсутствия абсолютности, из-за непонимания «значения» вещей. «Значение вещей» = понятию(?) " [7]

«Оно, искусство и утилитарная форма, выступает как эстетическое решение, исходящее из результатов взаимного влияния функции материала и краски». Главное препятствие эстетически полноценной формы утилитарного предмета – в отдалении художественного наброска от объективного требования промышленного производства.
Собственные художественные возможности не переносить в область материального производства, культуру, искусство, но понять его собственные художественные возможности.
Свобода – «усмотрение необходимости».
[8]

"Свои работы художник объединяет в отдельные серии, или блоки, разрабатывая в каждом определенную художественную задачу: «Ритмическое построение», «Структура + пространство», «Пространственные мотивы» и т. д. Такая системная разработка абстрактного материала в это время встречается, пожалуй, только в творчестве Ю.Злотникова"От раннего абстрактного периода, длившегося до начала 60-х годов, осталось около десятка работ маслом. В них наиболее определенно выявляются различные влияния — от вполне узнаваемой манеры В.Слепяна до абстрактного экспрессионизма вообще. Однако именно тогда Турецкий делает большое количество графических «черных» абстракций, в которых определяет свои творческие ходы и на последующий абстрактный период конца 60-х – начала 70-х годов." [9]

Критики и друзья о Турецком

"Борис Турецкий — один из значительных мастеров современного русского искусства. За свою долгую творческую жизнь с середины 50-х годов и до конца 90-х он работал в таких художественных направлениях, как абстракция, «новая вещественность», искусство объекта, в каждом из которых ему удалось сказать свое неповторимое слово." [10]

"С Борисом Турецким я познакомился в 58-м году, но его работы того времени оценил, как следует значительно позднее — в 90-х годах, когда его стали активно выставлять. Меня эти наброски — в основном черной тушью — привлекают тем, что хочется назвать чистотой первого шага.
Человек, как известно, обладает пятью чувствами. В своих ранних работах Турецкий пользуется только одним — осязанием, он работает наощупь. Но это часто случается — ограничение внешнего восприятия активизирует внутренние силы, прежде всего воображение. В этих работах есть и большая самостоятельность." [11]

"Малоизвестным до сих пор широкому кругу зрителей, но чрезвычайно интересным представляется творчество Бориса Турецкого. С конца 50-х годов художник пишет яркие экспрессивные абстракции, в которых композиционное построение так или иначе определяется наличием круга. Но наиболее интересными и на сегодняшний день представляются минималистические монохромные графические работы Турецкого. Эти, зачастую небольшие по размеру листочки представляются весьма монументальными работами за счет лаконизма и в то же время экспрессивности художественного языка, построенного на сопоставлении белого листа бумаги и черных широких мазков, которые постепенно перекрывают, а зачастую и полностью заполняют это белое пространство. Дуалистическая борьба Света и Тьмы находит в творчестве Турецкого весьма выразительное выражение." [12]

"Объекты Турецкого полны иронии быта (в частности, «предметов женского туалета»). С другой стороны, и там — то же тактильное ощупывание человека, несколько испуганно-отрешенного. И наконец, последние работы — бумажные скульптуры, напоминающие пчелиные соты или материал, который собирают птицы, склеивая из него свою зыбкую архитектуру. Все та же стержневая линия мироощущения. Мир и Ты, их столкновение, внимательная строгость подхода — служение Эстетике.
Борис Турецкий своеобразен. В своем творчестве и при всех колебаниях он плыл к простоте знака. И последние слепленные соты его архитектуры являются лаконическим символом его работы…" [13]

Художник Борис Турецкий — это уже история. Думая о нем, о его пути, вспоминаю первую встречу. Экзамен в институте декоративно-прикладного искусства. Мальчик, — а Борис всегда напоминал сурового мальчика, — пишет обнаженную. Ну, совсем Илья Машков — синие тени, темпераментная, мощная лепка формы. Мы познакомились. В первые годы знакомства Борис напоминал художника средневекового цеха — только работа и служение. Был незримый Большой Учитель. [14]

"Абстрактные работы помогли Борису Турецкому настроить своё искусство на строгий конструктивный стиль. Но последовательным абстракционистом он не стал. Ощущение жизни, острое и социальное, заставило его вернуться к фигуративности. " [15]

В конце 90-х годов у Бориса Турецкого наступает прорыв, просветление. Материя отступает, черная немота жестко замкнутого листа разрывается на сотни бумажных обрывков. Они высветляются и начинают объединяться, склеиваться прозрачным скотчем в свободно парящие композиции. Это, скорее, легкие, лучше всего смотрящиеся на просвет бумажные конструкции. Произвольные, не подчиняющиеся никаким жестким схемам, в сущности, не терпящие никакого обрамления. Свободный поток наконец-то освободившегося сознания…
Поток без конца и края, который мог быть пресечен только смертью. Да и была ли она, эта смерть? А может, просто наступила другая жизнь на другой планете? Жизнь после смерти."

[16]

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

· 2005 — «Борис Турецкий». Муниципальная художественная галерея, Кострома.

· 2004 — «Борис Турецкий». Галерея мастеров, Москва.

· 2004 — «Борис Турецкий». Муниципальная художественная галерея, Кострома.

· 2003 — «Борис Турецкий». Государственная Третьяковская галерея, Москва.

· 1993 — «Предшественники русского поп-арта» (совм. с М. Рогинским и М. Чернышовым). Центральный дом художника, Москва.

· 1988 — «Борис Турецкий». Выставочный зал Института атомной энергии им. Курчатова, Троицк.

· 1959 — «Борис Турецкий». Квартира композитора А. Волконского, Москва.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...