Абстракция Бориса Турецкого- противостояние света и тьмы.
Борис Захарович Турецкий [один из самых интересных] интересный московский художник 60-х - 70-х годов. " до сих пор еще малоизвестная беспредметная живопись и графика [Б. Турецкого] 50-х годов поражает хорошо артикулированной формулировкой проблематики "нулевой позиции". По большей части это монохромные, черно-белые серии. При этом и черное, и белое предстают [2] как изначальные стихии, принципы, находящиеся в исходной стадии динамических соотношений, "заплывания" одного в другое. Но это не гармонизированная динамика инь и янь, а первозданное таинство отделения света от тьмы, земли от неба. Поразительно, что эта мощь заключена в совсем небольших по размеру работах. И в этом смысле они подобны минималистической стилистике дзенских медитаций, где один звук способен порождать целый мир, а весь мир уменьшается в звуке падающей капли. Но эта медитативностъ работ Турецкого не скрывает скрытого в них трагизма: ситуация черной немоты почти не оставляет места надежде..."
Сам Турецкий, говоря о себе в третьем лице, характеризует "Хроники черного" так: "Казалось, что абстракция естественная цепь всех живописных поисков, что ее язык и есть подлинный язык живописи...". Биография Хронология Родился 30 августа 1928 г. в Воронеже
1959 – выставка абстрактных работ на квартине композитора Андрея Волконского. Вместе с Олегом Прокофьевым. Борис Турецкий- О себе и абстракции "Мне кажется, что Борис Турецкий ощущает в жизни человека, прежде всего, её отрицательную сторону. В его вещах возвеличивается грусть, тяжесть, можно сказать, возвеличивается угнетённость. Это монументальное выражение узости, ограниченности, придавленности.
"Я объясняю свою неспособность абстрактно, или более глубоко, проанализировать сущность явлений своим рабством перед создавшими меня условиями. Ограничивающее влияние определённых образов тех, а не иных, которые соответствовали условиям существования, развития. В этом смысле я продукт общественных отношений. Но! Но я объясняю себе это, свой личный пример возвожу в закономерность для многих людей. Нашёл этому основание, то, что рассматривается психологией и другими науками. А именно невозможность перейти из одного физиологического, психического состояния в другое. Значит, психологический элемент, который можно рассматривать как общее многим индивидам, является условием и следствием моей «невозможности». То, что можно назвать скованностью конкретным мышлением. Конкретностью образов и представлений. Вернее так. Условием является моя психическая и физическая организация. Следствием является именно та форма." [6] "Последовательный контраст. Связано с возбуждением и торможением.
«Оно, искусство и утилитарная форма, выступает как эстетическое решение, исходящее из результатов взаимного влияния функции материала и краски». Главное препятствие эстетически полноценной формы утилитарного предмета – в отдалении художественного наброска от объективного требования промышленного производства. "Свои работы художник объединяет в отдельные серии, или блоки, разрабатывая в каждом определенную художественную задачу: «Ритмическое построение», «Структура + пространство», «Пространственные мотивы» и т. д. Такая системная разработка абстрактного материала в это время встречается, пожалуй, только в творчестве Ю.Злотникова"От раннего абстрактного периода, длившегося до начала 60-х годов, осталось около десятка работ маслом. В них наиболее определенно выявляются различные влияния — от вполне узнаваемой манеры В.Слепяна до абстрактного экспрессионизма вообще. Однако именно тогда Турецкий делает большое количество графических «черных» абстракций, в которых определяет свои творческие ходы и на последующий абстрактный период конца 60-х – начала 70-х годов." [9] Критики и друзья о Турецком "Борис Турецкий — один из значительных мастеров современного русского искусства. За свою долгую творческую жизнь с середины 50-х годов и до конца 90-х он работал в таких художественных направлениях, как абстракция, «новая вещественность», искусство объекта, в каждом из которых ему удалось сказать свое неповторимое слово." [10] "С Борисом Турецким я познакомился в 58-м году, но его работы того времени оценил, как следует значительно позднее — в 90-х годах, когда его стали активно выставлять. Меня эти наброски — в основном черной тушью — привлекают тем, что хочется назвать чистотой первого шага.
"Малоизвестным до сих пор широкому кругу зрителей, но чрезвычайно интересным представляется творчество Бориса Турецкого. С конца 50-х годов художник пишет яркие экспрессивные абстракции, в которых композиционное построение так или иначе определяется наличием круга. Но наиболее интересными и на сегодняшний день представляются минималистические монохромные графические работы Турецкого. Эти, зачастую небольшие по размеру листочки представляются весьма монументальными работами за счет лаконизма и в то же время экспрессивности художественного языка, построенного на сопоставлении белого листа бумаги и черных широких мазков, которые постепенно перекрывают, а зачастую и полностью заполняют это белое пространство. Дуалистическая борьба Света и Тьмы находит в творчестве Турецкого весьма выразительное выражение." [12] "Объекты Турецкого полны иронии быта (в частности, «предметов женского туалета»). С другой стороны, и там — то же тактильное ощупывание человека, несколько испуганно-отрешенного. И наконец, последние работы — бумажные скульптуры, напоминающие пчелиные соты или материал, который собирают птицы, склеивая из него свою зыбкую архитектуру. Все та же стержневая линия мироощущения. Мир и Ты, их столкновение, внимательная строгость подхода — служение Эстетике. Художник Борис Турецкий — это уже история. Думая о нем, о его пути, вспоминаю первую встречу. Экзамен в институте декоративно-прикладного искусства. Мальчик, — а Борис всегда напоминал сурового мальчика, — пишет обнаженную. Ну, совсем Илья Машков — синие тени, темпераментная, мощная лепка формы. Мы познакомились. В первые годы знакомства Борис напоминал художника средневекового цеха — только работа и служение. Был незримый Большой Учитель. [14] "Абстрактные работы помогли Борису Турецкому настроить своё искусство на строгий конструктивный стиль. Но последовательным абстракционистом он не стал. Ощущение жизни, острое и социальное, заставило его вернуться к фигуративности. " [15] В конце 90-х годов у Бориса Турецкого наступает прорыв, просветление. Материя отступает, черная немота жестко замкнутого листа разрывается на сотни бумажных обрывков. Они высветляются и начинают объединяться, склеиваться прозрачным скотчем в свободно парящие композиции. Это, скорее, легкие, лучше всего смотрящиеся на просвет бумажные конструкции. Произвольные, не подчиняющиеся никаким жестким схемам, в сущности, не терпящие никакого обрамления. Свободный поток наконец-то освободившегося сознания… [16] ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ · 2005 — «Борис Турецкий». Муниципальная художественная галерея, Кострома. · 2004 — «Борис Турецкий». Галерея мастеров, Москва. · 2004 — «Борис Турецкий». Муниципальная художественная галерея, Кострома. · 2003 — «Борис Турецкий». Государственная Третьяковская галерея, Москва. · 1993 — «Предшественники русского поп-арта» (совм. с М. Рогинским и М. Чернышовым). Центральный дом художника, Москва. · 1988 — «Борис Турецкий». Выставочный зал Института атомной энергии им. Курчатова, Троицк. · 1959 — «Борис Турецкий». Квартира композитора А. Волконского, Москва.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|