Миграция рабочей силы в РФ и СНГ
Сложившееся в экономике стран СНГ тяжелое положение привело к заметному ухудшению ситуации на рынках труда этих стран. В конце 1991 - начале 1992 г. здесь усилились экономические процессы, сопровождавшиеся сокращением рабочих мест. Этот рост числа безработных связан с постоянным падением производства, нарушением хозяйственных связей и углубляющимся кризисом в экономике в связи с распадом бывшего СССР; сокращением вооруженных сил и высвобождением значительного числа военнослужащих, которых необходимо обеспечить работой; несоответствием выпускников учебных заведений тем требованиям, которые выдвигаются на современном этапе развития российского общества, и, наконец, усиливающимися миграционными процессами в пределах стран СНГ. Кроме того, здесь необходимо учесть и противоречивые тенденции, имевшие место в прошлом, в развитии рынка труда в бывшем СССР, а именно: хронический дефицит рабочей силы одновременно с избыточной занятостью, максимальным использованием женщин и пенсионеров. Количественная несбалансированность рынка труда здесь дополнялась диспропорциями в самой структуре спроса и предложения. Во многих случаях рабочие места заняты людьми, не имеющими соответствующего образования, в то время как на рынке рабочей силы наблюдался избыток специалистов, окончивших средние и высшие учебные заведения. Масштабы и характер нынешней безработицы в странах СНГ теснейшим образом связаны с перспективами развития различных отраслей промышленности в новых условиях рыночной экономики. Практически во всех странах СНГ в большинстве отраслей промышленности сокращается численность занятых работников. В несколько лучшем положении находятся сырьевые отрасли, производящие экспортную продукцию (прежде всего нефтегазовая, добывающая промышленность). Наиболее тяжелое положение сложилось на предприятиях ВПК. По некоторым прогнозам, только на предприятиях ВПК РФ в ближайшем будущем может быть освобождено порядка 1 млн. человек. Как ни парадоксально, в затруднительном положении при продаже работы оказались специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки. По прогнозам, общий рынок труда может составить в России в 1998 г. 13 млн. человек. Ожидается, что около 7 млн. человек трудоустроятся самостоятельно. В органах государственной занятости населения будет зарегистрировано в качестве лиц, ищущих работу, около 6,3 млн. человек. Из этого числа примерно 2,5 млн. человек с помощью службы занятости будут трудоустроены на вакантные рабочие места, а остальные 3,8 млн. человек окажутся на то или иное время безработными. Из них 1,6 млн. человек смогут получить новую специальность в системе профпереобучения и переподготовки. Остальные 2,2 млн. будут получать пособие по безработице.
Таким образом, безработица становится социально-значимым явлением. В странах СНГ, создающих принципиально новую ситуацию на национальных рынках труда этих стран, объективно стимулирующую поиски работы за пределами страны. И это не говоря о продолжающемся ухудшении материального положения миллионов людей. Экспорт рабочей силы — общепринятое и широко распространенное явление в нынешней мировой практике, один из наиболее действенных факторов формирования мирового рынка труда. Обычно трудовая миграция за пределы страны развивается на основе: *межправительственных соглашений; * договоров подрядов фирм, предприятий разных стран; * индивидуальной инициативы самого работника; * рекомендаций посреднических коммерческих фирм; * нелегальных каналов.
Однако процесс миграции из стран СНГ развивается в большей степени стихийно, в меньшей организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для всех участников, а значит и разные социальные и социально-психологические последствия. Из разных стран мира на поиск работы ежегодно устремляются около 23 млн. человек. Численность иностранных рабочих в США колеблется от 5 до 6,5 млн. человек, в странах Западной Европы - от 4 до 12 млн., в Латинской Америке - от 3,5 до 8 млн., на Ближнем Востоке - от 1 до 3 млн. человек. Удельный вес иностранных рабочих в Швейцарии составляет 17% от всей занятости рабочей силы, ФРГ - 8, Франции - 7,3, Австрии - 5,8%, Объединенных Арабских Эмиратах - 90%. В странах СНГ еще не создана прочная правовая база, позволяющая эффективно защищать интересы своих граждан, выезжающих на работу за рубеж. Пока еще практически не создан государственный механизм контроля за выездом рабочей силы и за наймом иностранной рабочей силы. Экспорт рабочей силы из России в другие страны не стал еще массовым и носит в основном эпизодический характер и с выездом главным образом ученых, инженеров. Следует особо выделить проблему "утечки умов". Длительное время эта проблема была политизирована и рассматривалась как негативное явление, наносящее непоправимый ущерб стране, из которой выезжают ученые. Сегодня наметились попытки более глубоко проанализировать это сложное неоднозначное явление. Прежде всего важно выявить истинные мотивы, лежащие в основе выезда ученых на работу за рубеж. Проведенные группой российских социологов эмпирические исследования "утечки умов" из научно-исследовательских организаций показали, что наряду с мотивами научно-профессионального характера важную роль в принятии учеными решениями об эмиграции играют общесоциальные факторы: политическая нестабильность, отсутствие достаточных гарантий демократического пути общественных преобразований, противоречия этнического порядка и т.д. Но важно и другое: уходят в прошлое сложившиеся стереотипы в оценке самого феномена эмиграции научных работников только лишь с морально-патриотических позиций. Более существенной причиной утечки научных кадров из России и других стран СНГ является то, что в этих странах наблюдается большое несоответствие творческого потенциала ученых с дальнейшим стремительным снижением уровня жизни, стандартов быта. Все эти обстоятельства в ближайшей перспективе в той или иной степени будут стимулировать отток высококвалифицированных научных кадров из стран СНГ. Уже в 1989 г. из бывшего СССР выехало свыше 70 тыс. научных работников. В 1990 г. каждый шестой эмигрант (из бывшего числа 450 тыс. граждан, получивших разрешение на выезд) являлся ученым, инженером или врачом. Реальный уровень жизни научных сотрудников в странах СНГ продолжает стремительно падать. Средняя заработная плата наших ученых существенно уступает оплате труда рабочих промышленности.
К числу других важных причин "утечки умов" из стран СНГ относится слабая или недостаточно высокая (по мировым стандартам) оснащенность академических исследований научными приборами, техническим оборудованием, необходимыми материалами для проведения экспериментов. По официальным данным, около 80% машин и оборудования в научных организациях России не соответствует мировому уровню. По оснащенности исследовательских учреждений научными приборами, средствами автоматизации мы отстаем от индустриально развитых стран в 4-6 раз. Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из России и других стран СНГ на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Мигранты, как правило, используются на временных работах по благоустройству, в сельском хозяйстве. Иными словами, спрос на неквалифицированную рабочую силу из стран СНГ довольно устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В Венгрии, например, выходцев из стран СНГ берут на работу лишь для уборки улиц и разгрузки вагонов. В Польше есть русские батраки. В шахтах многих стран появились наши проходчики, отбойщики. Деньги им платят мизерные. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают низкой подготовкой. Так, российские рабочие, которые отбирались для работы на финских промышленных предприятиях, в большинстве своем не смогли пройти систему соответствующих тестов. Многие из выезжающих за границу работают в качестве стажеров.
В настоящее время страны СНГ выступают в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам. Тем не менее развитие трудовой миграции из России и других стран СНГ сдерживается рядом внутренних и внешних причин. Нельзя забывать, что мировой рынок труда уже перенасыщен. В развитых странах насчитывается сейчас около 30 млн. безработных. Вакантными остаются лишь социально непривлекательные и низкооплачиваемые рабочие места, на которые не торопятся наниматься местные безработные. Более того, западные страны в силу ограниченности своих территорий не в состоянии принять большое число людей из стран СНГ, желающих найти работу за рубежом. Процессы миграции могут выйти из-под контроля, что таит в себе опасность серьезных социальных конфликтов. Так, в 1990 г. в Германию прибыло около 600 тыс. человек из стран СНГ, а еще 200 тыс. ожидают своей очереди эмигрировать в эту страну. Западные страны пытаются каким-то образом обезопасить себя от этих конфликтов. Они вступают на путь ужесточения процедур въезда иммигрантов (знание местного или английского языка, предварительная договоренность о месте работы, о жилье, введение квот по приему иммигрантов и т.д.). Нельзя забывать также того, что трудовое законодательство большинства западных стран закрепляет преимущественное право местного населения на получение работы. Иностранцам работа предоставляется во вторую очередь. Обычно предприниматели, берущие на работу иностранцев, в том числе и выходцев из стран СНГ, обязаны доказывать, что не могут найти необходимых специалистов в своей стране и что при этом не будут ущемлены экономические интересы местной рабочей силы. Конкуренцию на мировом рынке труда выдерживает лишь наиболее квалифицированная часть выходцев из стран СНГ, талантливые музыканты, ученые, певцы, спортсмены. Массовые профессии по существу неконкурентоспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и о формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Для многих препятствием становится невладение английским языком (в Индии, например, даже грузчик обязан знать английский язык). Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в необходимости произвести не для всех посильные затраты еще до вступления в реальные рыночные отношения. Для России и стран СНГ таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера прежде, чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании. Следует заметить, что на практике иерархия дипломов определяется, исходя из престижности и репутации учебного заведения и зависит от того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из России и стран СНГ предстоит еще затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже о других не менее трудных барьерах.
Заключение Проблема международного рынка рабочей силы носит комплексный, многомерный характер, и она не сводится к одной лишь экономике. Она имеет и вполне определенную социальную значимость. Люди пересекают границы не только потому, что они ищут лучшей работы и зарплаты. Ими движут и иные мотивы, связанные с общей неудовлетворенностью жизни в своих странах и поисками лучшего социального статуса. В реферате сделана попытка осветить возможные социальные последствия феномена международного рынка рабочей силы, его значение в ряду других явлений для мирового сообщества людей. Прежде всего, уже сейчас формируется новый стереотип социального поведения людей, вступающих на международный рынок труда. Среда, в которой они действуют, существенным образом отличается от привычной для многих людей национальной среды. Особенно это касается специфичной российской среды и имеет значение не только для качественной характеристики самой рабочей силы, но и, что важно отметить, для формирования новой социальной общности Людей в масштабе всего мира. Без рынка труда сейчас невозможно представить полноценное функционирование мировой экономической системы. Между тем имеющийся анализ мировой экономики в большей мере сосредоточен на изучении чисто экономических процессов (торговли, движении капитала, валютно-финансовых) или рынков товаров и капиталов без должного учета взаимозависимости этих процессов с динамикой социальных структур. В самом деле, уже сейчас процессы интернационализации производства и рассредоточение капиталистического производства по всему миру при внимательном анализе оказываются помимо всего прочего определенным механизмом для торможения роста органического состава капитала, а также одним из способов предотвращения роста силы и влияния рабочего класса. Кроме того, сами по себе социальные структуры обеспечивают в немалой степени живучесть и прочность предпринимательской системы. Капитал, как правило, устремлялся в те места скопления рабочей силы, где последняя по целому ряду признаков выгодно отличалась от национальной рабочей силы. Важную роль в этой связи играла относительная дешевизна труда. Даже в "новых индустриальных странах" ставки заработной платы промышленных рабочих в 80-х годах были в 5—10 раз ниже, чем в развитых странах Запада. Возросшая способность рабочей силы к межстрановым передвижениям обеспечила свободное или относительно свободное предложение рабочей силы независимо от ее национального происхождения в любых точках капиталистической системы мирового хозяйства. В пользу этого свидетельствуют, например, возросшие миграционные потоки рабочей силы между различными районами и странами мира. Раньше межстрановые передвижения рабочей силы если и не носили принудительный характер (торговля рабами), то во всяком случае осуществлялись в виде эпизодически организованного набора и вывоза посредством заключения контрактов строго определенных контингентов рабочей силы (например, итальянских рабочих на кофейные плантации в Бразилии в конце XIX в. или азиатских рабочих, в том числе из Британской Индии, в британские колонии и т.д.). В случаях же, когда отпадала необходимость в дополнительной рабочей силе прибегали к мерам принудительной депортации иностранных рабочих (массовая и организованная депортация мексиканских рабочих из США в период кризиса 30-х годов). Однако мирохозяйственная ситуация и, следовательно, положение на рынках труда существенным образом изменились с ликвидацией колониальной системы и ростом ТНК. Появились объективные возможности для вовлечения частным капиталом на более или менее свободных рыночных началах рабочей силы различной национальной принадлежности. Инициаторами этих процессов стали ТНК, которые развернули в больших масштабах международное производство с иерархическим разделением труда различных групп работников, хотя и находящихся в разных странах, но интегрированных в единую производственно-технологическую систему частной корпорации. С одной стороны, различные производственные сферы стран оказались переплетенными в рамках одного капитала. С другой стороны, производственная и иная деятельность ТНК, интернациональная по своему характеру, все больше отрывалась от национальной почвы, приобретая характер независимого международного производства. Его динамика развития существенно отличалась от динамики развития как стран базирования, так и принимающих стран. В рамках ТНК (система родительская компания — филиалы) со временем возник свой внутренний рынок труда, который характеризовался частыми перемещениями различных категорий работников (особенно управляющих) из одной страны в другую. Расчеты экономистов показывают, что эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров. В некоторых арабских странах, например, доходы от экспорта рабочей силы составляют 20-30% общей суммы валютных поступлений по национальному платежному балансу. Экономическая выгода заключается в том, что эмигранты отправляют переводы, привозят валюту, ценные бумаги, первоклассную технику бытового и производственного назначения. Многие государства - экспортеры рабочей силы вошли в группу среднеразвитых стран именно благодаря вывозу рабочей силы (Египет, Турция, Пакистан и др.). Более того, за счет эмиграции людей страна получает дополнительную выгоду, так как при этом в какой-то мере решается проблема занятости, безработицы, осуществляется экономия на затратах на подготовку и переподготовку персонала, повышение квалификации работников. Процесс трудовой эмиграции из России и других стран СНГ будет, очевидно, развиваться по нарастающей линии и важно, чтобы это развитие проходило в цивилизованных формах, на основе международных норм права и межгосударственных соглашений. Если миграционные потоки оказываются под контролем, то удается избежать многих острых социальных проблем, более того, укрепить положение своих сограждан на мировом рынке труда и обеспечить правовую защиту их социально-экономических интересов. Тем более, что сами западные страны готовы организованно принять из стран СНГ часть временных работников. Но они не хотят иметь дело с неуправляемыми массами мигрантов и всячески стремятся поставить эти процессы под свой контроль. С этой целью принимается целый комплекс предупредительных мер. Так, в трудовом законодательстве большинства стран Запада предусмотрена специальная процедура оформления на работу иностранцев, согласно которой предприниматели обязаны согласовать вопросы их найма с соответствующими государственными и профсоюзными органами. Как можно заключить из всего вышесказанного, процесс глобализации и слияния региональных и государственных экономик идёт всё быстрее. И не за горами время, когда весь мир будет представлять собой единое целое уж если не в административном отношении, то хотя бы в экономическом. Таким образом, девизом или сутью моего реферата я хочу привести следующее высказывание: “ООН и ЕЭС – прообраз будущего мироустройства”. Список использованной литературы
1. Ерёмин Б.А. “Рынок труда и занятость в современной России”, М 1993 г. 2. “Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ”, М 1994 г. 3. Кураков Л.П., Краснов А.Г. “Рынок труда. Вопросы теории”, М 1995 4. Андреюк В.Ю. “Экономическая стратегия иммиграционной политики в ФРГ в 60-80-х гг. ХХ в.”, М 1997 5. “Социально-трудовые исследования: Движение рабочей силы и рабочих мест в российской экономике”, М 1997 6. Загороднева А.М. “Государственное регулирование рынка труда”, М 1998
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|