Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория «Ситуации, ведущие к кризису»




Итоговый вывод

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Здравствуйте! Рад (а) снова видеть вас на наших занятиях!

Что интересного произошло у вас в жизни за то время, пока мы не виделись?

Ответы участников.

Сегодня у нас очень серьезное занятие, оно связано с темами других занятий – «Эмоции» и «Я абсолютно спокоен!».

Мы поговорим с вами сегодня о кризисных ситуациях и о том, как из них выйти. Слава Богу, такие ситуации случаются в нашей жизни нечасто, но когда они случаются, то способны перевернуть всю вашу жизнь вверх тормашками.

Пока давайте начнем наше занятие с простого и веселого упражнения.

 

Упражнение - разминка «Найди и коснись»

Пояснение: Это упражнение – великолепный «миксер», с помощью которого участники контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспекты действительности. Игра развивает внимательное отношение к окружающим, активизирует наблюдательность и аналитические способности.

Инструкция: В этой игре я предлагаю вам расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят вас задуматься, но вы должны быстро сообразить и выпутаться из этой ситуации. В этом упражнении главное – темп! Готовы?

Теперь найдите и коснитесь:

o чего-либо красного;

o холодного на ощупь;

o шершавого;

o того, что весит примерно полкилограмма;

o круглого;

o железного

o голубого;

o прозрачного;

o зеленого;

o чего-нибудь из золота;

o части одежды, показавшейся вам шикарной;

o руки, которую вы находите интересной;

o числа 15;

o слова «незабудка».

Это упражнение для разогрева, оно не требует обсуждения. В конце похвалите группу и плавно перейдите к следующему упражнению.

 

Упражнение «Скала»

Пояснение: Это упражнение помогает выявить отношения в группе: кого группа принимает, а кого отвергает, кто сам отделяется от группы и не идет с ней на контакт. Кроме всего прочего, это неплохая модель кризисной ситуации: человек «висит на скале», и если не будет держаться, то в любой момент может упасть.

На полу рисуется или выкладываться из веревки кривая линия. Желательно сделать один изгиб. Участники группы выстраиваются в шеренгу четко по контуру линии с одной стороны. При этом участники встают плечом к плечу, или кладут руки друг другу на плечи (как делают матросы). или цепляются локтями. Главное, чтобы вся группа прочно стояла по одной стороны линии – твердая поверхность, а с другой – пропасть.

На двух рисунках ниже показаны разные способы поведения. При желании можно даже комбинировать их. создавая свои схемы. Можно, например, пускать двух добровольцев с разных сторон и поставить всех участников на стулья (при этом ведущий должен страховать добровольца, чтобы тот не упал на самом деле).

Пояснение: Выберите первого добровольца и скажите ему: «Твоя задача – пройти по краю пропасти, держась за ск5алуц так, чтобы твоя нога не заступала за линию, а была как бы в уступках скалы. Если большая часть ноги у тебя будет располагаться за линией, там, где пропасть, считай, что ты упал».

Комментарий: Можно и не анализировать это упражнение, если вы его проводите для «разогрева» участников и сплочения их для дальнейшей работы или если ведущий сам хочет посмотреть, кого группа принимает. а кого нет, но не афишировать пока этого. Тем не менее, если у группы, вы видите, возникли какие-то эмоции и появилась напряженность, то обсудить упражнение надо, иначе это станет «миной замедленного действия».

Анализ упражнения:

o Кому удалось пройти быстрее всего?

o Кто больше всех опирался, держась за «скалу», т.е. за группу? Кто меньше всего?

o Кто не прошел это упражнение? почему?

Мы все вместе справились с этим испытанием. Молодцы! (можно поаплодировать друг другу). На нашей скале можно было удержаться, только если крепко держаться за нее. Ваше умение «держаться» поможет вам в преодолении кризисных ситуаций, которым и будет посвящено наше сегодняшнее занятие.

 

Блок «Вспомним все»

А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии?

По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.

Давайте начнем наше занятие с того, что поделимся некоторыми своими историями

 

Упражнение «Каждый…»

Пояснение: В этом упражнении участники группы работают с вопросами, которые вызывают воспоминания и эмоциональные реакции. Это упражнение нацелено на то, чтобы увидеть многообразие жизненных ситуаций. На каждого участника оказывают влияние истории. рассказанные другими, в результате чего все участники в той или иной степени переживают эмоциональную встряску.

Для этого упражнения вам необходимо подготовить карточки с распечатанными вопросами (см. ниже). Можно дополнить своими вариантами актуальными для вашей группы, при этом все карточки должны начинаться одинаково со слов «Каждый…» или «У каждого…». Приготовьте столько карточек, чтобы каждому участнику досталось по 2-3 штуки. Не беда. если некоторые вопросы будут повторяться.

Важно отметить, что при ответе на эти вопросы, необязательно говорить правду. Во-первых, чтобы не было фильтрации того, что говорить, а что нет. Если заставить подростков говорить только правду, то они будут тщательно обдумывать, что можно сказать, а что нет, так как могут до конца не доверять группе.

Инструкция: Перемешайте карточки и положите их текстом вниз на стул, поставленный в центр круга.

Возможные варианты карточек для раздачи участникам:

o У каждого есть что-то, чему он благодарен. Чему благодарен ты?

o Каждый знает, каким образом он может помешать себе сам. Как это можешь сделать ты?

o Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах. В чем разбираешься ты?

o Каждый добился в жизни успехов. Каких успехов добился ты?

o Каждый знает, что его волнует. А что волнует тебя?

o Каждый знает, какими вещами он занялся, если бы имел на это время. Чем бы занялся ты?

o У каждого есть цель, которую он хотел бы реализовать в следующем месяце. Какая цель у тебя?

o У каждого есть мечта, которую он хотел бы осуществить. Какая мечта у тебя?

o Каждый чего-то хочет от своего партнера по жизни. Чего хочешь ты?

o Каждому известно, чего он раньше боялся? Чего боялся ты?

o Каждый знает, чему он недостаточно доверяет. Чему не доверяешь ты?

o Каждый знает, чего ему не хватает? Чего не хватает тебе?

o Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву. Что приносил в жертву ты?

o Каждый обладает талантами. Каким талантом обладаешь ты?

o Каждый уверен в определенных вещах. В каких вещах уверен ты?

o Каждый имеет то, что он ценит в жизни. Что ценишь ты?

o Каждый знает о том, что его отталкивает. Что отталкивает тебя?

o У каждого есть предубеждения. Какие предубеждения есть у тебя?

o У каждого есть то, о чем он не хотел бы говорить. О чем не хочешь говорить ты?

o Каждому известно, на что он может рассердиться. На что можешь рассердиться ты?

o Каждому известны правила, которые он нарушал в жизни. Какие правила нарушал ты?

o У каждого есть особенно прекрасные воспоминания детства. Какие воспоминания есть у тебя?

o Каждый слышал от своих родителей нотации слышал ты?

o Каждый знает, что он ненавидит. Что ненавидишь ты?

o Каждый знает то. что он слышит от других с удовольствием. Что слышишь с удовольствием ты?

o Каждому известны те решения, которые другие принимали ради нас. Какие решения принимались ради тебя?

o Каждый знает чего, ждут от него родители. Чего ждут родители от тебя?

o Каждый знает то, чего он никогда не рассказывал своим родителям. Чего не рассказывал ты?

o Каждый знает, что он хотел бы контролировать. Что хотел бы контролировать ты?

o У каждого есть проекты, которые он не закончил. Какие проекты не закончил ты?

o Каждый знает то, чего вы бы он никогда не сделал снова. Чего не сделал бы снова ты?

o Каждый знает, кого он хотел бы простить. Кого хотел бы простить ты?

o Каждый знает, что он мог бы перепоручить другим. Что мог бы перепоручить ты?

o Каждый знает, за что он мог бы взять на себя ответственность. За что мог бы взять ответственность ты?

o Каждый знает вопросы, от которых он уклоняется. От каких вопросов уклоняешься ты?

Сейчас вы один за другим по кругу будете отвечать на вопросы. При этом тот, кто будет отвечать, сам не подходит к стулу и не берет карточку в руки – за него это будет делать его сосед справа. Он подходит, берет любую карточку в руки и зачитывает ее. Тот, кто отвечает, должен ответить на вопрос как можно быстрее. Вы можете отвечать на вопрос правдиво, а можете выдумать что-нибудь. Главное условие – чтобы вы отвечали не задумываясь. При этом не играет роли, соответствует ли действительности ваш ответ или нет.

Ответы не комментируем. Никаких дополнительных вопросов не задаем.

Играйте до тех пор, пока каждый участник по 2-3 раза не ответит на вопросы.

Анализ упражнения:

o Как вы себя чувствовали во время этой игры?

o Что было для вас самым важным в это время?

o Какая ситуация «зацепила» больше всего?

Цель этого упражнения – создать у вас эмоциональный настрой на сегодняшнее занятие. Когда мы слышим чужие ответы, мы сравниваем их со своими ответами. Мы вспоминаем ситуации, которые были у нас в жизни. Что-то нас цепляет больше, что-то меньше. Однако многообразие жизненных ситуаций порождает! Некоторые ситуации могут привести нас к кризису. На сегодняшнем занятии мы узнаем, какие именно.

 

Теория «Ситуации, ведущие к кризису»

Комментарии: Далее идет достаточно объемная информация, которую надо понимать и хорошо знать ведущему, чтобы не зачитывать эти куски.

o Так вот, давайте разберемся, что такое кризис?

o Послушайте варианты ответов ребят. Подбодрите их. Не отвергайте ни одной из версий. А после их ответов скажите свою версию.

o Кризис – это личная проблема, которая оттягивает на себя все наше внимание и которая не позволяет заниматься свободно другими делами, пока эта проблема не разрешится: позитивно ли негативно. Мы должны выйти из кризиса, чтобы продолжить жить с новыми силами.

o Пример кризиса – несчастная любовь:

Девушка бросает молодого человека, или, наоборот, парень бросает девушку. В любом случае, когда человек не ожидает этого, он начинает сильно переживать, ему начинает казаться, что жизнь перестала иметь смысл, поэтому не стоит заниматься другими делами. Пока человек не проживает это, ему трудно научиться, веселиться, заниматься любыми делами. В жизни как будто наступает перерыв.

 

Кризис всегда требует выхода. Жизнь как бы останавливается, требуя решения какой-то очень важной для вас проблемы. Все системы организма задействованы для этого решения, поэтому мы не можем выйти из кризиса без какого-либо результата позитивного или негативного. Когда мы выходим из кризиса, мы приобретаем громадный опыт.

Так и с несчастной любовью: мы можем выйти из кризиса с ощущением, что «все мужики сволочи!» или «все женщины стервы!», но это ничего нам не даст. А можем проанализировать ситуацию, понять, где мы ошиблись, почему так произошло, и сделать выводы на будущее, чтобы потом не наступать на одни и те же грабли.

 

Кризис – это возможность для саморазвития, и мы можем воспользоваться ею, а можем даже не увидеть ее. Однако кризис этим и хорош, что мы получаем возможность не только научиться преодолевать трудности, но и сделать большой шаг в личностном развитии. К этому и надо стремиться! Об этом и надо помнить всегда, даже в самой сложной ситуации!

Подведите итог (запишите эти схемы на доске):

Я хочу сейчас разделить понятия:

Есть кризис,

А есть ситуации, которые ведут к кризису,

А есть поведение, которое приводит к ситуациям, которые ведут к кризису.

Рассмотрим подробнее каждый пункт.

Кризис может сопровождаться:

o желанием умереть;

o кажущейся безвыходностью ситуации;

o нежеланием никакого видеть;

o ощущением глубокого одиночества;

o ощущением, что никто не сможет помочь;

o чувством покинутости.

 

Какие ситуации могут к этому привести?

o несчастная любовь,

o смерть близкого человека,

o изнасилование,

o ранняя нежелательная беременность,

o наркозависимость,

o заражение ВИЧ-инфекцией,

o предательство.

Бывает так, что мы попадаем в кризисные ситуации случайно, но не по нашей вине. Здесь мы не можем ничего сделать. Но самое печальное, что бывают и случаи, когда мы сами виноваты в том, что загнали себя в тупик. Мы приводим себя к кризису, хотя могли его избежать. Такое наше поведение называется рискованным поведением. Если мы научимся понимать и определять рискованные виды поведения, то мы, соответственно, научимся предотвращать и кризисные ситуации.

o Какое поведение можно назвать рискованным?

Запишите на доске все, что назовут ребята и добавьте свои варианты:

незащищенный секс;

согласие попробовать наркотик, даже легкий;

употребление алкоголя;

агрессивное поведение;

хождение ночью в мини-юбке по темным улицам;

посещение ночных дискотек;

И др.

Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных ситуаций – и в себе, и во внешнем мире.

 

Упражнение «Мешок идей»

Пояснение: Для этого упражнения вам понадобиться специальный реквизит: мешок с различными вещами, которые встречаются в быту. Это может быть зеркальце, степлер, кисточка, пинцет, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. Проявите фантазию! Вещей должно быть столько, сколько участников. Эти вещи кладутся в непрозрачный мешок и в процессе упражнения достаются из него. Вещи достаются как бы ощупь, та, которая первая попалась в руку. В этом упражнении участники развивают творческое воображение. Они могут любые «бредовые» идеи. Самое главное в этом упражнении – связать несвязанные вещи, предложить новые решения. Это упражнение учит в по-настоящему сложных ситуациях искать выход и находить его. А также упражнение помогает развивать творческое мышление, которое также очень пригодится вам в жизни.

Инструкция: Выберите первого, кто начнет упражнение. Пусто он вытянет из «мешка идей» любой предмет. После этого произнесите инструкцию.

А теперь нужно подумать, как этот предмет сможет помочь тебе выйти из кризисной ситуации, в которую ты попал.

o и назовите одну из следующих ситуаций:

o несчастная любовь;

o предательство друга;

o длительный конфликт с родителями из-за учебы;

o ревность молодого человека/девушки;

o провал на вступительных экзаменах;

o и др.

Нужно начать свободно ассоциировать, мысленно связать то, что ты вытянул, с самой ситуацией, а потом – с тем, как это может тебе помочь выйти из кризиса. Критики, оценки быть не должно, пусть идеи, ассоциации, мысли возникают свободно, спонтанно.

Лучше, если каждый поработает вся группа, таким образом, появится множество свежих решений. После того, как идей больше не осталось, следующий человек вытягивает свой предмет, и упражнение повторяется.

Комментарий: Пусть группа помогает каждому участнику, только после того, как он сам предложил первые идеи!

Анализ упражнения:

o Какие у вас ощущения после этого упражнения?

o Как вам кажется, реально ли, что это все может нам как-то помочь при выходе из кризиса?

Если будет много отрицательных ответов, например, участники будут говорить, что это нереально, напомните им историю про яблоко и Ньютон, который таким образом, «случайно» открыл закон всемирного тяготения.

На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное – увидеть его. К тому же, если мы готовы преодолевать препятствия, с которыми мы столкнулись, любой ресурс будет нам в помощь: как внутренний, так и внешний. Решение может прийти буквально из ниоткуда! Учитесь творчески мыслить! Предлагайте даже самые абсурдные идеи! Они и могут в последующем стать настоящим выходом. Сегодня мы еще поговорим о том. как искать внутренние ресурсы.

А теперь перейдем к стратегиям выхода из кризисных ситуаций.

Сначала сделаем упражнение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...