Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие трудные случаи написания корневых гласных

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

 

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,

например: в о да (воды, водный), с а ды (сад, садик), св и нья (свиньи), я йцо (яйца), г о в о рить (говор, разговор), м о л о дой (молод, молодость, молоденький), ж а ра (жар, жаркий), ш а лун (шалость).

 

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (в ра та, сок ра тить, б ра зды, г ла ва, об ла ко, в ла чить и подобные) всегда пишутся с буквой а - это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (в оро та, к оро ткий, б оро зды, г оло ва, в оло чить).

 

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.

 

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- - немецкий. Сравните: абонемент - абонировать, ангажемент - ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

 

При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-).

 

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бросать, топтать, смотреть, молчать следует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть, но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а (заработать – зарабатывать, усвоить – усваивать и т. п.).

 

 

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

 

Сравните попарно слова: ч а стота (частый) и ч и стота (чистый), пол а скать (ласка) и пол о скать (полощет), п а ры (мн. ч., ср. пар) и до п о ры (ср. до сих пор), л е са (мн. ч., ср. лес) и л и са (ср. лисы, лисонька), пос и деть (сидя) и пос е деть (сед, кр. ф. от седой), разв и вать (развить) и разв е вать (веять), разр я дить (разряд) и разр е дить (редкий), осв е тить (свет, осветит) и осв я тить (свят, святость), прим е рять (мерить) и прим и рять (м. р.).

 

Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е, так и с о (на письме ё). Сравните: б е лить (белый) и в е ла (вёл), с е ло (сёла и сельский), ш е лестеть (шелест) и ш е лка (шёлк), ж е мчуга (жемчуг) и ж е лудей (жёлудь).

 

Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением

 

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.

 

Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

 

Другие трудные случаи написания корневых гласных

 

В слове бархат после х в безударной позиции пишется буква а (также бархатный, бархатистый), хотя под ударением в слове бархотка (вариант: бархатка) – гласный о. Безударному гласному в слове лебедь, который передается буквой е, соответствуют под ударением ё и я: лебёдка, лебёдушка и лебяжий. В слове ладья без ударения пишется а, а под ударением в слове лодка – о.

 

В словах детёныш, детёнок, детвора, деторождение и др. пишется без ударения буква е в соответствии с ударным е в слове дети и производных от него – детский, детство, бездетный и т. п. Однако в слове дитя, а также в просторечных дитё и дитячий пишется и (ударный и в дитятко).

 

Корень слова магнит, греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е, а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и, так и буквой е.

 

Например, магнит, магнитный, намагнитить и магнето, магнетик, парамагнетик; магнитограф, магниториум, магнитола, магнитометр, магнитофон, магнитобиология, магнитооптика и магнетический, магнетизм, магнетит, магнетон, магнетрон. варианты: магнетоэлектрический эффект и магнитоэлектрическая машина, магнитохимия и магнетохимия; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном и или е в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).

 

В корне слова дебет (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е (в словах дебет, дебетовать, дебетовый) и и (в словах дебитор, дебиторский). В корне слов инфекция и дезинфекция на месте ударного гласного е пишется (в глаголах на цировать) в безударном положении буква и: инфицировать, дезинфицировать. То же в словах перцепция, апперцепция, но перципировать, апперципировать; коррекция, но корригировать. Буквы е и и на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсиб е льный, но сенсиб и лизация; инж е нер, но инж и ниринг. Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...