Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство Среднего царства

Общая характеристика искусства

Только в XXI в. до н. э. фараоны новой династии, выходцы из города Фивы в Верхнем Египте, смогли вновь объединить страну. Новые цари сделали свой родной город столицей государства. В окрестностях Фив начинают возводиться храмовые комплексы и усыпальницы фараонов. Новым словом в развитии египетской архитектуры стала усыпальница — храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н. э.) — выдающийся памятник древнеегипетского зодчества. Храм представлял собой сочетание окруженных колоннами террас с возвышающейся в центре пирамидой, которая опиралась на скальное основание.На террасы вели широкие пандусы (пологие подъемы). Из долины реки к храму шла дорога длиной в 1200 м и шириной в 32 м. Новым в храмовом строительстве было и создание так называемых пилонов — монументальных трапециевидных башен, расположенных по сторонам главного входа в храм. Перед храмами и дворцами царей стали сооружаться обелиски с иероглифическими текстами. Это были монолитные сужающиеся кверху четырехгранные колонны с пирамидальным завершением.

С укреплением власти фиванских фараонов, как выражение их претензий на наследие древних династий, делаются попытки возобновления строительства пирамид. Планировка пирамид и храмовых комплексов заимствуется со старых образцов. Однако сконцентрировать всю мощь страны для решения таких гигантских задач, как это было во времена Хуфу, фараоны Среднего царства были не в состоянии. Их пирамиды только по форме напоминают усыпальницы Древнего царства. Так, пирамида фараона XII династии Сенусерта I имела высоту всего 61 м. Основным строительным материалом был кирпич-сырец и сама пирамида держалась только благодаря внутреннему каркасу из каменных стен и каменной облицовке. До наших дней дошли только руины этих сооружений.

Тем не менее, в период расцвета Среднего царства создавались и замечательные памятники. Таким был храмовый комплекс Аменемхета III в Хавара (XIX в. до н. э.). Хотя и здесь пирамида построена из кирпича-сырца, удивителен заупокойный храм при пирамиде. Его площадь составляет 72 тыс. кв. м. Храм состоял из многочисленных залов, переходов, молелен, украшенных статуями и рельефами. В античном мире этот храм прославился под названием Лабиринта и «отец истории» Геродот сравнивал его с великими пирамидами. Особенностью храма являлось широкое применение колоннад и перекрытий, вытесанных из цельных каменных монолитов. Храм в Хавара по своему предназначению отличается от сравнительно небольших святилищ Древнего царства. Именно он символизирует теперь власть фараона, равную власти богов. В отличие от прошлого многочисленные статуи царя, наряду со статуями богов, заполняют помещения храма. Более того, близ храма изваяны две колоссальные статуи Аменемхета III из желтого кварцита высотой 18 м. Теперь не только посвященные жрецы в темных погребальных камерах, но и весь народ должен был преклониться перед мощью царя, олицетворенной в этих колоссах.

Скульптура

 

В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер, но в то же время образ дается упрощенно, схематично. Чувствуется стремление ваятелей повторить прежний идеализированный образ живого бога.

Однако серьезные потрясения в социальной и политической жизни Египта, когда был нарушен казавшийся незыблемым уклад жизни, не могли не найти своего отражения и в изобразительном искусстве. Утверждались новые династии, личность человека, его воля, талант, смелость играли иногда решающую роль в борьбе за власть.

В период расцвета Среднего царства в пластике Египта формируется новое направление. Мастера начинают уделять больше внимания индивидуальным особенностям личности. С помощью тщательно проработанных деталей они стремятся показать характер человека, его возраст, эмоциональный настрой. Яркими примерами воплощения идей нового стиля могут служить портретные работы фараонов XII династии — Сенусерта III и его сына Аменемхета III (XIX в. до н. э.). Голова Сенусерта III изваяна из черного обсидиана. Резкий контраст света и тени на широких выступающих скулах, сжатых в узкую щель губах, глубоко запавших глазах — все это создает ощущение напряженности. Тщательно проработана мускулатура, костяк, складки кожи лица. Возникает образ реального человека — волевого, властного, ироничного, много повидавшего правителя.

В портретной статуе его наследника Аменемхета III из черного гранита и особенно в статуе в виде сфинкса ощущается продолжение этих новых тенденций. Хотя поза сидящего в парадном убранстве фараона выдержана в каноническом стиле и повторяет позу фараона Хафра, лицо Аменемхета III дает представление о его энергичном, властном и суровом характере.

Новые веяния коснулись также рельефных изображений и настенной живописи. Их сюжеты становятся более разнообразными, сцены — более динамичными, позы людей свободными и раскованными. Фигуры уже не располагаются строго по фризам. Они естественно включены в композиции на фоне природы или в бытовых условиях. Мягче и богаче становится цветовая гамма. Художники наряду с яркими одноцветными тонами начинают использовать различные смеси красителей, полутона, что придает росписи более изысканный характер. В целом в эпоху Среднего царства искусство Египта, используя наследие прошлого, сделало новый шаг вперед в своем развитии в сторону реализма и человечности.

Однако период подъема опять сменяется кризисами и потрясениями. Вновь ослабевает центральная власть. Этим воспользовались азиатские кочевые племена гиксосов около 1700 г. до н. э., захватившие Египет.


Искусство Нового царства

 

Борьбу за независимость и объединение страны вновь возглавили правители г. Фивы. В 1560 г. до н. э. кочевники-гиксосы были изгнаны и фараоны XVIII династии снова объединяют Египет в единое целое. Воскресшая и обновлен­ная страна при великих фараонах Яхмосе I и Тутмосе III достигает пика своего могущества. Границы государства на юге включают золотоносную Нубию, а на севере доходят до Евфрата. Непрерывным потоком из завоеванных земель потекли толпы рабов, золото, слоновая кость, драгоценные камни, умножая богатства царей, знати и жреческого сословия. Несметные богатства позволяли правителям Египта украшать страну, и прежде всего столицу — г. Фивы — великолепными храмами, с необычайной пышностью поднять и возвеличить престиж царской власти и культы богов. Особенное значение приобретает культ верховного божества Фив — Амона. Его культ сливается с культом древнего солнечного Ра в единое целое — культ Амона-Ра. Вместе с тем в культуре Египта все более сказывается и внешнее влияние завоеванных стран и земель, с которыми у него установились прочные торговые отношения.

Искусству этой эпохи свойственны не только пышность и богатство, но и стремление к изысканности, изяществу и утонченности.

Архитектура

 

Основным типом архитектурного сооружения в период Нового царства становится храм. Усыпальницами фараонов служат тайные скальные гробницы расположенные близ Фив в так называемой «Долине царей». В период правления XVIII династии сложился тип храма, представляющий собой в плане вытянутый прямоугольник. От долины Нила к фасаду храма вела аллея сфинксов. Сам фасад оформлялся в виде двух трапециевидных башен-пилонов, перед которыми возвышались иглы обелисков и стояли колоссальные статуи фараонов. Узкий проход между пилонами приводил в. открытый прямоугольный двор, обнесенный колоннадой. Далее следовал по прямой закрытый колонный зал и за ним само святилище. Колоннада центральной части залов возвышалась над боковыми портиками и в помещения проникал естественный свет. Основные залы храмов дополнялись молельнями, подсобными помещениями, складами; все это в целом создавало громадные храмовые комплексы. Залы храмов украшали многочисленные ста­туи царей и богов. Стены и колонны покрывали монументальные рельефы и росписи, сопровождавшиеся священными иероглифическими текстами.

В столице Египта Фивах были созданы два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Сооружение Карнакского храма началось в XVI в. до н. э. и до нас дошло имя его первого строителя зодчего Инени. В XV в. до н. э. зодчий Аменхотеп-Младший начал строительство Луксорского храма. На протяжении столетий правители дополняли, достраивали, украшали эти храмы. На их стенах фараоны прослав­ляли свои деяния, так что храмы превратились в своеобразную каменную историческую летопись своей эпохи. Поражает воображение колонный зал Карнакского храма размером 103 на 52 м. Тесно, в шестнадцать рядов, стоят 134 колонны гигантских разме­ров. Высота колонн центрального ряда достигает 23 м. Игра света и тени в этом колоссальном каменном лесу создавала ощущение таинственности, ничтожности человека в обители царей и богов. Капители колонн Карнакского и Луксорского храмов оформлены в виде гигантских бутонов лотоса и папируса. Стены покрыты прекрасными рельефами и росписями. Создатели храмов стремились не только продемонстрировать мощь и величие, но отдавали дань изяществу и красоте.

Если усыпальницы фараонов превратились в тайные захоронения, то тем большее значение для прославления царей получило строительство заупокойных храмов. Это были величественные сооружения с пилонами у подножия гор, к которым вели аллеи сфинксов. От громадного храма фараона Аменхотепа III до нас дошли лишь полуразрушенные статуи, ранее стоявшие перед храмом высотой 21м. Впоследствии греки назвали их колоссами Мемнона, сына богини Зари.

Особое место среди заупокойных храмов занимает храм женщины-фараона Хатшепсут (XV в. до н. э.). Он сооружен в той же долине, где в эпоху Среднего царства был построен знаменитый храм Ментухотепа I. Строителем храма был вельможа и советник царицы Сенмут. Зодчий создал грандиозный ансамбль из трех поднимающихся друг над другом террас. Их объединяют широкие пандусы, продолжающие дорогу сфинксов из долины Нила. Фасады террас храма оформлены в виде изящных колоннад и, как бы постепенно вырастая,поднимаются к горам. Сочетание плавного вертикального движения с горизонтальными ритмами белоснежных колонн создает удивительное чувство уравновешенности и гармонии, плавного перехода к вечности. Храм был богато декорирован и украшен с использованием драгоценных материалов. Его помещения украшало более 200 статуй женщины-царя.

Скульптура

 

Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве. Если официальные изображения: колоссы, сфинксы еще носят черты обобщенности, схематизма, то более интимная скульптура отличается мягкостью, пластичностью, ярко выраженной индивидуальностью. Так, тронные портреты Хатшепсут изображают женщину-фараона в полном царском уборе и даже с искусственной бородой — таков канон. Но есть и другие изображения царицы, где она предстает во всем обаянии женской мягкости и красоты.

Прекрасными образцами нового стиля являются скульптурные портреты храмовой певицы Ранаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа. Созданные в технике мелкой пластики из темного эбенового дерева статуэтки богато инкрустированы драгоценными металлами. Изящность, грациозность, изысканность становятся отличительными признаками нового стиля.

В том же ключе шло развитие и настенных изображений. В 79 храмовых рельефах и росписях динамичные, сложные композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты древности. Мы видим стремительно мчащиеся колесницы великого завоевателя Тут-моса III, рассказы о великих путешествиях, сцены охоты и великолепных пиров. Строгая, скупая прорисовка фигур сменяется мягкими пластичными линями. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттенки человеческой кожи. В развевающихся полупрозрачных одеждах кружатся прекрасные женщины. Ткань не скрывает, а лишь подчеркивает фацию и воздушность прекрасных флейтисток и танцовщиц.

Изящный стиль утверждается и в прикладном искусстве. Предметы туалета, керамика, ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов отличаются непревзойденной тонкостью работы и изысканным вкусом.

Амарнский период (начало XIV в. до н. э.). Наметившиеся тенденции в изобразительном искусстве обусловили его необычный взлет, который вошел в историю под названием Амарнского периода. Этому предшествовали серьезные потрясения в политической и религиозной жизни Египта. Непомерное обогащение знати и жрецов усилило их могущество и спровоцировало конфликт с царской властью. Стремясь обуздать своеволие жречества и вельмож, фараон Аменхотеп IV проводит радикальную религиозную реформу, которая должна была укрепить прежде всего политическую власть царя[4].

Фараон-реформатор объявил ложными всех старых богов, их храмы были закрыты, а имущество пополнило государственную казну. Новым единым божеством вместо символа солнца Амона-Ра стало само солнце под именем бога Атона. Фараон изменил свое тронное имя и стал величаться Эхнатоном (Дух Атона). Считалось, что каждый человек, без посредничества жрецов, может общаться с богом-солнцем. Вместо древнего культового языка, доступного только жрецам, в обиход, литературу и даже в священные гимны вводится современный разговорный язык. Опасаясь происков фиванских жрецов, фараон переносит свою столицу в Средний Египет. Там он строит город Ахетатон (Небосклон Атона). Сегодня это место носит имя Тель-эль-Амарна. Отсюда название — Амарнский период.

Отказ от старого пантеона богов предопределил пересмотр традиционных канонов архитектуры и изобразительного искусства. Вместо таинственных колонных залов сооружаются открытые, залитые солнечным светом просторные дворы с жертвенниками солнцу. Однако храмы Ахетатона, построенные из кирпича-сырца, оказались недолговечными и не сохранились до наших дней.

Наиболее значительные достижения Амарнского периода связаны с развитием нового стиля пластических форм, с новой трактовкой изображения человека. Разрыв с многовековой традицией идеализированного, богоподобного изображения царя обусловил поиск и новых форм, отличающихся от предписанного старой религией канона. В соответствии с идеологией реформ, где большое значение придавалось поискам истины, моральному аспекту, развитие изобразительного искусства пошло по пути приближения к реальной жизни, по пути раскрытия подлинного, внутреннего мира человека.

В этом плане характерны портретные изображения самого Эхнатона, вышедшие из мастерской знаменитого скульптора Тутмоса. Главным в этих работах является уже не изображение силы, властности и несокрушимой воли царя. Мы видим болезненное лицо человека, вытянутое, худое, с толстыми губами и широким носом, полуприкрытыми грустными глазами. Но этот образ привлекателен своей внутренней одухотворенностью, моральной силой и уверенностью в своей правоте. В следовании такому реалистическому стилю художники иногда доходили до грани гротеска, даже кари­катуры. В царских мастерских найдены рельефные наброски, на которых фараон изображен почти в смешном виде. В поисках наибольшей выразительности утрировались, нарочито подчеркивались наиболее характерные черты лица и фигуры Эхнатона. Но постепенно была найдена необходимая мера, обретена гармоничная ясность и отточенность изображения. Вершиной пластического искусства рассматриваемого периода являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона царицы Нефертити. В Берлинском музее хранится портрет Нефертити из раскрашенного известняка, о котором в истории искусства говорится как о самом совершенном из женских изображений. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. С изумительной тонкостью моделированы черты лица: точеный нос, нежные губы, немного приподнятый подбородок и распахнутые под высокими бровями глаза. Мастер нашел удивительное сочетание царственной красоты и нежной женственности. Это впечатление усиливают теплые, телесные тона покрытия в сочетании с роскошным ожерельем и ярко-синей короной царицы. Из мастерской Тутмоса до нас дошли и два незавершенных портрета Нефертити, по которым мы можем судить о процессе работы художника.

Не только в трактовке образов, но и в сюжетной канве изображаемого появляется много нового, немыслимого доселе в величественном искусстве Египта. В рельефах и росписях стен Ахетатона появляются бытовые, и даже интимные сюжеты. Фараон изобража­ется в окружении семьи, с любимой супругой и играющими детьми. Настоящее человеческое горе, а не традиционное оплакивание, предстает перед нами в сцене смерти одной из царских дочерей.

Человечность, лиризм сочетаются в этом новом стиле с изысканностью, утонченностью, даже некоторой нарочитой манерностью.

Период реформ был недолог. После смерти фараона-реформатора начинается возврат к старому. Восстанавливаются культы старых богов. Само имя Эхнатона было предано проклятию, Ахетатон разрушен и столица снова перенесена в Фивы. Однако влияние амарнского искусства продолжало ощущаться долгие годы. Полный возврат к прошлому в культурной жизни страны был уже невозможен.

Найденные в гробнице преемника Эхнатона фараона Тутанхамона произведения искусства выполнены в традициях амарнского стиля. Это была единственная усыпальница, найденная неразграбленной, и в ней сохранились ценнейшие предметы из драгоценных материалов. Великолепны саркофаг царя и золотая маска с инкрустациями из лазурита, фаянса, стекла и драгоценных камней. Восхищение вызывает не только высочайшая техника обработки металла. С погребальной маски на нас смотрит юношеское лицо с тонко очерченным носом, широко раскрытыми миндалевидными глазами, в уголках рта притаилась улыбка. И на всем отпечаток утонченного изящества мастеров Ахетатона. В усыпальнице найдены сотни предметов утвари, драгоценных украшений, пластики, инкрустаций на дереве и металле, оружия и повсюду, даже в мельчайшей принадлежности туалета, ощущается дух нового стиля.

В 14—11 вв. до н. э. Египет еще вел завоевательные войны, знал годы величия и славы. Продолжалось строительство великолепных храмов Карнака и Луксора, возводились пышные заупокойные храмы царей. Во времена правления великих фараонов Сети I и Рамзеса II создаются уникальные сооружения. Так стремясь утвердить свою власть над завоеванной Нубией Рамзес II строит гигантский храм в Абу-Симбеле, целиком высеченный в скале. Казалось, вернулись традиции доамарнского времени. Главный замысел этого сооружения — продемонстрировать могущество и силу власти. Фасад храма представлял собой как бы переднюю стену гигантского пилона, перед которым возвышались вырубленные из скалы 20-метровые статуи Рамзеса II. Видные издалека плывущим по Нилу судам колоссы производили впечатление несокрушимой мощи. Стены внутренних помещений храма покрыты изображениями, прославляющими деяния фараона. В самом сердце храма, в молельне рядом со статуями Амона, Птаха и Ра-Харахте помещена статуя самого Рамзеса И.

Продолжая отстраивать фиванские храмовые комплексы, Рамзес II фактически переносит свой административный центр далеко на север Египта, в древний Танис. Там строится новый город Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). В украшении новой столица проявляется то же стремление к мощи и гигантизму. На севере эти замыслы попадают на благоприятную почву. Здесь влияние амарнского стиля было слабее, а перед глазами в Сакара и Гизе находились титани­ческие памятники Древнего царства.

В конце XIII—XI вв. до н. э. начинается период затяжного упадка. Победоносные войны обогатили царя и знать, но разорили народ и привели хозяйство страны в упадок. Усилился натиск внешних врагов. И уже сыну Рамзеса II приходилось думать о обороне страны. Одна за другой утрачиваются завоеванные территории. Египту вновь грозит распад. Такая ситуация приводит к застою и упадку изобразительного искусства. Прекращается строительство крупных сооружений, утрачиваются навыки мастеров пластики и живописи, произведения искусства все более стандартизируются и подпадают вновь под правила религиозных канонов.


Позднее время

 

В последнее тысячелетие до н. э. тенденции распада государства и угасания культуры усилились и приобрели необратимый характер. Страна периодически подпадает под власть иноземных завоевателей: нубийцев, ливийцев, ассирийцев, персов.

Время от времени удается ненадолго объединить страну. Так было в период правления ливийского фараона Шешонка I (сер. X в. до н. э.), или саисских фараонов (VII в. до н. э.). Искусство этого периода еще не забыло достижений прошлого. Техническое мастер­ство ваятелей, художников, ювелиров еще достаточно велико. Но ничего нового уже не создается. Художественное творчество в основном питается прошлым, повторяет его образцы. Однако оно не в состоянии подняться даже до уровня пройденного.

Литература

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследство. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы является ее неразрывная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в соответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий.

Большая часть литературных произведений являлась художественной формой религиозных мифов, преданий, легенд, политических идей и догматов. Литература выполняла функцию религиозно-этиологического объяснения возникавших перед человеком вопросов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природных явлениях и т. д.

Значительный пласт литературы Египта составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания, исполнявшиеся в храмах при исполнении церемоний поклонения богам. Так, например, в древнеегипетской литературе мы видим целый цикл культовых мифов об Изиде и Озирисе. В мифах делается попытка объяснить круговорот природных циклов рассказом о смерти бога Озириса от рук его злого брата, бога Сета. Смерть Озириса и его воскресение с помощью жены, богини Изиды и сына бога Гора являются причиной угасания и возрождения природы. В «текстах пирамид» сохранились поэтические гимны в честь бога солнца Ра.

К официальной литературе относятся гимны в честь царей, как, например, «Гимн Сенусерту III», где восхваляется властелин, «защищающий страну и расширяющий ее границы, покоряющий иноземные страны».

Вместе с тем надо отметить, что наряду с религиозной и официальной литературой до нас дошли и элементы народного творчества в виде сказ Амарнский период, трудовых песен, пословиц, поговорок. В них выступают черты подлинной жизни простых людей в переплетении со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские сказки «О двух братьях», «О правде и кривде» и др.

К области светской литературы относятся и популярные в Древнем Египте описания путешествий. Военные походы и развитие торговых связей открывали новые страны перед неподвижным миром древней культуры. Многие из этих произведений наряду с отражением реальности содержат и элементы фантастики. Таков древнеегипетский «Рассказ о потерпевшем кораблекрушение», в котором герой попадает на фантастический остров. Более реалистичны «Рассказ Синухета», опального вельможи, бежавшего из Египта и описывающего путевые впечатления и «Путешествие Уни-Амона» — чиновника, выполнявшего за рубежом повеление фараона.

Музыка. О развитии музыкального искусства в Древнем Египте мы можем судить по многочисленным изображениям на фресковых росписях пиров и развлечений. Так, в сцене пира из гробницы Нахта, жреца храма Амона в Фивах (конец XV в. до н. э.), мы видим изгибающихся в изысканных позах танцовщиц. На фресках гробницы Джесеркарасенеба представлен целый ансамбль музыкантов, играющих на разнообразных инструментах. Здесь изображены арфа, своеобразная лира с резонатором, двойная флейта, струнный инструмент с длинной декой. Известно, что торжественные гимны царям и богам исполнялись в храмах с музыкальным сопровождением. Все это свидетельствует о том, что музыкальная культура Древнего Египта была богата и разнообразна.

Наконец в 332 г. до н. э., после завоевания Александром Македонским, Египет утрачивает свою самостоятельность. В период правления македонской династии Птолемеев в культурном развитии страны наступает так называемая эпоха эллинизма, когда древнее наследие прошлого сливается с мощной волной влияния антично­сти.


Список литературы

 

1. Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

2. Искусство Древнего Востока. Памятники мирового искусства. М., 1968.

3. История зарубежного искусства/Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984.

4. История Древнего Востока/Под ред. В.И. Кузищева. М., 1988.

5. История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.

6. Керам К. Боги, гробницы, ученые/Пер. с нем. М., 1994.

7. Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.

8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобрази­тельных искусств. М., 1958.


[1] История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.-С.87

[2] История зарубежного искусства/Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984.-С.54

[3] Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобрази­тельных искусств. М., 1958.-С.59

[4] Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.-С.97

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...