Риск, угроза, вызов как понятия социологии
Пользуясь в обыденной речи словами «риск», «рисковать», мы, прекрасно понимая их значение, редко пытаемся строго его сформулировать. Первое, что необходимо здесь подчеркнуть, — это то, что, говоря о риске, мы вторгаемся в сферу возможного, а не действительного бытия. Риск — это то, что связано с возможностью как благоприятного, так и неблагоприятного, даже трагического исхода. В терминологии экзистенциальной философии, которая много и плодотворно занималась исследованием пограничных ситуаций, то есть ситуаций, так или иначе сопряженных Следовательно, во-вторых, риск всегда сопряжен с утратой или снижением уровня определенности. Рискуя, человек ввергает себя в состояние повышенной неопределенности, расширяет для себя диапазон как позитивных, так и негативных возможностей. Действие в условиях повышенной неопределенности поэтому часто бывает более продуктивным, однако и сопряжено с большими потенциальными потерями, чем аналогичное действие в обычных условиях. В-третьих, риск всегда предполагает действие. Будучи источником риска, то или иное действие несет в себе в качестве потенциального основного или побочного результата какие-либо негативные последствия. Таким образом, риск — это характеристика потенциальной стороны действия. Итак, риск можно определить как потенциальную характеристику действия, проявляющуюся в возможности негативных последствий его результатов. Уровень социального риска во всех его видах и формах неизбежно превышается в переходные периоды жизни общества, когда нарастает степень неопределенности, происходит болезненная смена ценностных ориентаций, социальные ожидания становятся размытыми, а привычные нормы отчасти утрачивают свой регулятивный потенциал. Однако повышение уровня риска в обществе представляет собой не чисто негативное
Следует проводить различие между риском и угрозой. Если риск — это возможностная характеристика действия с точки зрения его негативных потенциальных последствий, то под угрозой понимается наличие некого внешнего объективно-субъективного фактора, который независимо от воли и поведения реципиента может вызывать негативные и опасные последствия. Таким образом, риск создаем своими социальными действиями мы сами, тогда как угроза существует вне нас и независимо от нас. Угроза — это реальная возможность обусловленных внешними факторами деструктивных изменений в отношении значимых и ценных для общества и личности объектов, субъектов, состояний. Так, военная угроза представляет собой «объективное состояние военно-политических отношений, для которого характерна высокая вероятность возникновения войны и нанесения государству и обществу ущерба военным путем, средствами вооруженного насилия»[1]. Как и риск, угроза составляет фактор негативного воздействия на процессы обеспечения безопасности.
С поддержанием безопасности как стабильного, не допускающего 1.4. Современное российское общество Естественно, что развитие социологии безопасности и социологии рисков в рамках отечественной социологической науки должно идти
В исследованиях отечественного автора О. Н. Яницкого предпринята интересная попытка проанализировать современное российское общество в понятиях теорий «общества риска»[2]. Согласно его концепции, главным мировоззренческим фактором генезиса риска в сегодняшней России является отсутствие консенсуса по поводу базовых целей и ценностей, а также единого социального проекта. Выбор осуществляется между рядом конкурирующих друг с другом проектов будущего — либеральным, коммунистическим, национал-патриотическим и т. п. Нормативным идеалом общества является выживание, что свидетельствует о высоком уровне социального риска. Силовой характер организации социального пространства, доминирование силы над правом, в целом господство управляемости и принуждение, дефицит подлинно свободного выбора в сочетании с демократической фразеологией определяют цинизм общественного мировоззрения, сопутствующую ему апатию и социальный песси-мизм. Еще одной существенной чертой сформировавшегося общества является утрата трудовой этики, обусловленная разрушением связи между количеством и качеством труда и уровнем его материального и социального вознаграждения. Отсюда ориентация повседневных практик на потребление, а не на созидание, и на получение благ способами, согласующимися с доминирующими принципами массового мировоззрения: Духовно-мировоззренческие характеристики современного российского общества представляют собой совокупность отдельных компонентов, заимствованных из совершенно разных социокультурных контекстов, будь то вульгаризированные западные достижительно-либеральные идеи, рудиментарные представления советской эпохи о всеобщей принудительно-силовой управляемости или же элементы великодержавно-имперских амбиций. Российское общество риска в отличие от западного характеризует неспособность осмысливать перемены, замедленность социальных реакций на них. Поскольку мы уже дали определение вызова, из этого следует, что социальные изменения, имеющие место в современном российском обществе, можно рассматривать как вызовы, требующие от общества и его правящей элиты ответов. Такие ответы запаздывают или оказываются неадекватными, основанными на устаревшей логике. Для российского человека, как пишет Яницкий, «отчужденность, заброшенность маленького человека, став нормой его жизни, еще не получила адекватного культурного ответа. Даже Чернобыль, шоковая терапия, дефолт и другие мегариски последних десятилетий все еще осваиваются человеком улицы в терминах традиционной культуры как беды, несчастья и напасти. Долготерпение, эта основа устойчивости прежнего российского общества, гибельно в современных условиях». Выход из критической ситуации, таким образом, невозможен без качественно нового уровня его концептуального осмысления, без понимания неадекватности старых моделей ответов вызовам новой эпохи. Следовательно, рискогенность современного российского общества в мировоззренческом плане определяется недостаточной отрефлексированностью ситуации, недоосмыслением вызовов времени и текущих социальных изменений, концептуальной слабостью элит. Современное российское общество — это, в конечном счете, общество, которое само по себе не понимает, что, собственно, с ним происходит.
Рискогенных характер присущ и общественному производству. Вообще говоря, общественное производство всегда включает в себя две противоположные тенденции: к созиданию и накоплению богатств — с одной стороны, и к разрушению и растрате — с другой стороны. Все дело в том, какая из этих тенденций превалирует. Таким образом, возможны две теоретические модели общества, находящегося в состоянии незавершенной трансформации: та, в которой деструкция доминирует над позитивными созидательными процессами, и противоположная — та, где доминирует созидание. Хотя в любой из моделей общественного производства соседствует производство и накопление благ и производство и накопление рисков, созидательная модель характеризуется общим позитивным балансом: соответствующее ей общество обладает возможностями качественного роста производства и накопления, перехода к высокой модернизации, короче, к самопроизводству на новом уровне. В отличие от него
Превалирует силовой тип управления, основанный на насилии («шоковая терапия»), риск становится доминирующей качественной характеристикой социальной среды, которая отличается неправовым характером отношений («право сильного»). Пространство рисковых, нерегламентируемых правом отношений и практик — «теневое» пространство — постоянно и неуклонно расширяется и, соответственно, сокращается сфера легальных отношений, строящихся на основе правовых гарантий. Как социальное пространство «общество риска» представляет собой одно целое, для которого любая инициатива является обратимой в своих последствиях: риск, который она в себе несет, обязательно возвращается к субъекту действия, затрагивая его так или иначе и становясь элементом единой жизненной среды настоящего и будущего. Следует отметить, что Рост неуверенности и страхов приводит к формированию нормативного идеала, ориентированного не на развитие, а на безопасность. Поддержание безопасности, сохранение статус-кво становится основной задачей общества риска. Чем неувереннее обыватель, тем сильнее его тоска по «сильной руке», которая снизила бы уровень риска и укрепила бы слабеющий порядок в обществе. Поэтому, подчеркивает Яницкий, в представлении как властвующей элиты, так и человека улицы социальный порядок все чаще отождествляется с принуждением и насилием. Демократические идеи все более оказываются дискредитированными, стремительно теряя популярность в массах. Зато все авторитетнее становятся силовые ведомства и структуры, прямой задачей которых является обеспечение безопасности. Тотальный характер производства и распространение рисков в современном российском обществе, обнаруживаемый во всех сферах социальной жизнедеятельности, позволяет сделать вывод о тенденции к его превращению в общество всеобщего риска. Оно находится под двойным бременем: с одной стороны, ему угрожают рискогенные тенденции демодернизации, с другой — оно несвободно от необходимости реагировать на новые глобальные вызовы, отчасти поставившие в тупик даже наиболее развитые общества современности. Для него так же, как и для всего мира, представляет опасность международный терроризм и экстремизм, исламские фундаменталистские группировки и транснациональный криминалитет. Сложность ситуации приводит к тому, что общество оказывается не в силах поддерживать системы своего жизнеобеспечения в безопасном режиме и постепенно теряет над ними контроль. Это проявляется в почти непрерывном следовании друг за другом разного рода техногенных, экологических и иных катастроф, чрезвычайных ситуаций и происшествий. В таких условиях общество и его элита становятся неспособными сколько-нибудь управлять рисками и предотвращать катастрофы: они занимаются не профилактикой рисковых ситуаций, а постоянной ликвидацией последствий уже случившихся бедствий. Безопасность становится для общества нормативным идеалом, но Вопросы и задания 1. Что изучает социология безопасности и какова структура этой науки? Каковы задачи социологии безопасности? 2. Обоснуйте необходимость выделения социологии безопасности в самостоятельную социологическую дисциплину. Дайте определение ее предмета. В каком соотношении между собой находятся социология безопасности и социология риска: совпадают ли они в своей предметной области? Занимаются противоположными предметами? Их предметные области пересекаются? Попытайтесь обосновать свой ответ. 3. Что, по вашему мнению, входит в содержание безопасности? Что характеризует состояние безопасности общества и личности в целом? Для чего обществу необходимо иметь цель, ценности и идеалы? Возможно ли в принципе общество, неблагополучное с точки зрения гуманитарной безопасности, которое бы находилось на высоком уровне в отношении социальной, экономической, экологической и иной безопасности. Аргументируйте. 4. Известно, что великие державы прошлого переживали период своего максимального расцвета, а вслед за ним — период упадка и гибели. Попытайтесь проанализировать это явление с точки зрения социологии безопасности. Чем вызваны кризис и гибель Римской Империи, Византии? 5. Какое место занимает безопасность в ценностной иерархии граждан России? 6. Дайте определение социального риска. Чем отличаются понятия «риск», «угроза», «вызов»? 7. Дайте определение «общества риска». Почему современное западное общество можно назвать «обществом риска»? Подходит ли к российскому обществу данное определение? Покажите, в чем различия между западным и российским вариантом общества риска. 8. Чем обусловлена рискогенность современного российского общества? Темы для рефератов 1. Социология безопасности — новая отрасль социологической науки. 2. Социально-экономические особенности систем безопасности. 3. Гуманитарная безопасность общества и личности. 4. Воздействие рисков, угроз и вызовов на безопасность общества и личности. 5. Современное российское общество как «общество риска». Список литературы 1. Бек, У. Общество риска. На пути к модерну / У. Бек. — М., 2000. — 285 с. 2. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с. 3. Кузнецов, В. Н. Социология безопасности / В. Н. Кузнецов. — М., 2003. — 356 с. 4. Мозговая, А. В. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания / А. В. Мозговая // Риск в социальном пространстве / под ред. 5. Риск в социальном пространстве / под ред. А. В. Мозговой. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2004. — 320 с. 6. Россия: риски и опасности «переходного» общества / отв. ред. О. Н. Яниц-кий. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. — 280 с. Глава 2. Современные социологические теории
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|