Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Молодость (от 20-23 до 30 лет) Молодость охватывает период жизни от окончания юности (от 20—23 лет) до примерно 30 лет, когда человек «более-менее прочно утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых). Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней зрелости. Некоторые авторы продлевают ее до 35 лет. Так, ряд авторов считает, что молодость является одной из трех фаз переходного периода между детством и взрослостью, который включает отрочество, юность и молодость; молодость не следует за юностью, а начинается с нее, включая ее в себя как этап. Молодость — это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникающие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. Любопытно, что самими представителями молодого поколения их возраст часто воспринимается как переходный, а именно: 1) как своеобразный «аванс» жизни на будущее; 2) как право на ошибки; 3),как возраст разрешенного недомыслия («пробы пера»); и отсюда, как следствие, заниженность у ряда представителей этого возраста требований к себе, неразвитое чувство ответственности за себя и свои поступки, а тем более — нежелание принимать ответственность за других (например, за сексуального партнера и детей). Не случайно молодость часто называют ранней взрослостью, подчеркивая ее двоящийся характер: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Примерами могут служить молодежные браки, которые часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с любимым человеком и повсеместно распространенной неспособностью обеспечить эту общую, независимую от родительской поддержки жизнь. Другой пример: приходя в профессию, многие молодые специалисты обуреваемы стремлением произвести в ней революцию, побороться с косностью и консерватизмом «старших товарищей», заявить о себе, но вместе с тем оптимизм и «максимализм» часто не подкреплены знаниями, опытом, умениями, статусными позициями, ориентациями на реалии окружающей жизни, что вынуждает их жить скромной жизнью ученика (которая в их сознании неотличима от роли школьника и от которой они хотели бы убежать, избавиться).
Двойственность усугубляется одной из известных особенностей этой фазы — выраженным инфантилизмом молодежи, состоящим в сохранении во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам. Речь идет не о сохранении детской свежести чувств, простоты и бесхитростности, а о распространенном «великовозрастном иждивенчестве», т.е. социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости молодого человека. Как проблема они осознаются тогда, когда закрепляются и превращаются во внутреннюю позицию личности. В такой форме инфантилизм молодежи превращается в социальное явление со всеми своими последствиями.
От предыдущего юношеского периода молодость отличается тем, что в ней заканчивается общесоматическое развитие, достигают своего оптимума физическое и половое созревание. Во многих странах возраст в 21 год (совершеннолетие) считается возрастом обретения самостоятельности и ответственности за себя и собственные поступки. Многие авторы отмечают, что юность, молодость и взрослость постепенно проникают друг в друга: если сначала в молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости. Вполне понятно, что ощущение себя личностью, находящейся в стадии становления, вначале является очень лабильным, а потом стабилизируется и приобретает индивидуальные устойчивые черты. Смысл жизни — одна из основных категорий, которыми оперирует молодость. Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное. Обычно переживания, связанные с становлением и обретением индивидуальных смысложизненных ориентации, облекаются в формулу «быть самим собой», «самореализоваться», «осознавать себя как ценность» и во многом ориентированы на других людей. В молодости впервые выстраиваются жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию, и соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста. Жизненный путь, намеченный для себя личностью, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, но некоторую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соотносимую с рефлексией наличных возможностей. Уже в подростковых и юношеских жизненных планах видны эти различия: одни видят свое будущее в социальных достижениях (знания, должности, карьера, служение Отечеству и т.д.), другие — в личном способе самовыражения (дружба, интересное общение, семья), третьи — в творчестве (мечты стать писателем, художником, композитором). Жизненная стратегия молодости в самом общем виде определяется как приведение в соответствие своей личности, характера, индивидуальности с выбранным способом самореализации в обществе, среди других людей. Возраст дает для этого знание и понимание самого себя, ведущие к осознанию того, что искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать и реализовывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы индивидуальные возможности и достижения становились основой нового развития, открытия в самом себе новых способностей и качеств.
В. Т. Лисовский, исследовавший жизненные планы молодежи разного пола и возраста, отметил их связь с объективными условиями жизни и ценностными ориентациями личности. В группе лиц до 19 лет в первую очередь намечается решение задач, связанных с получением высшего или среднего специального образования, с выполнением интересной работы, а также с поиском друзей и близкого человека. В группе 20—25-летних в качестве ведущей сохраняется ориентация на получение высшего образования и интересной работы. Актуальными остаются поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. В этом же возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность — многие молодые люди приступают к созданию собственной семьи. В возрастной группе от 26 до 30 лет жизненные планы приобретают несколько иной характер, ибо большинство уже имеет свою семью и детей. Здесь усиливается забота о жилищных условиях, приобретении материальных ценностей, обеспечении и воспитании детей, хотя не утрачивает актуальности и необходимость повышения профессиональной квалификации, образования (с которыми часто напрямую связывают уровень жизни и обеспеченности семьи). Анализируя эти данные, легко уловить связь между содержанием жизненных планов и ориентациями человека. Интересно, что есть различия в жизненных ориентациях людей разного социального статуса. Так, установлено, что для выходцев из рабочих и крестьян в возрасте 21—30 лет в большей степени характерна ориентация на материальные ценности, на улучшение жилищных условий, питания и т.д. В этой же социальной выборке люди вплоть до 40 лет демонстрируют ориентацию на условия труда и отдыха и до 50 лет — на заработок.
У молодых людей из семей служащих удовлетворение этих потребностей составляет фон, фигурой которого выступает творческая самореализация, мотивация достижения, результативности в выбранной профессиональной сфере. Интеллектуальная потребность является одной из ведущих. Творчество в молодом возрасте обнаруживает себя в легком схватывании и ассимиляции новых идей, гибкости и критичности мышления, широте интересов. Главные стороны жизни Любовь и семья. Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни. Конечно, любовь между мужчиной и женщиной свойственна не только молодости. Но молодость с полным основанием можно считать возрастом, сензитивным к созданию семьи. После 30 лет первые браки заключаются чрезвычайно редко. Социологические исследования показывают, что люди, не создавшие семьи до 28—30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательны к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей (для многих — главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д. Стремление принадлежать другому человеку, жить с ним общей жизнью может стать основой брака и последующего создания семьи. Хотя молодые люди часто демонстрируют довольно широкое и либеральное понимание отношений между полами и форм семейно-брачных отношений, для многих (особенно женщин) брак и семья остаются важной жизненной ценностью. В основе брачных отношений, по результатам опроса студентов, чаще всего лежит эмоциональное и сексуальное тяготение друг к другу (40%), дружба и совместимость (20%), жертвенность (20%), спокойствие (17%), реализм/практицизм (3%).
Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Молодость предъявляет собственные требования к брачному партнеру. Так, в частности, идеальная жена должна продемонстрировать такие качества, как верность, опрятность, трудолюбие, скромность, честность и добросовестность, чуткость и заботливость, умение вести домашнее хозяйство, а идеальный муж — верность, честность и добросовестность, трудолюбие, чуткость и заботливость, опрятность, ум и скромность. В любых взаимоотношениях выделяют два независимых фактора — власть, т.е. способность заставить партнера делать, что ты хочешь, и статус — желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. С точки зрения этих двух критериев Т. Кемпер выделяет 7 типов отношений в любовной паре: 1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и властью, поскольку каждый из них может «наказать» другого лишением своей любви; 2) братская любовь, основанная на взаимно-высоком статусе и низкой власти (отсутствии возможности к принуждению); 3) харизматическая любовь, в которой только один партнер обладает и статусом, и властью, а другой — только статусом (модель «учитель—ученик»); 4) «измена» — один партнер обладает и властью, и статусом, а другой — только властью (модель супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т.е. теряет статус); 5) влюбленность — один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой — ни тем и ни другим (модель «безответной», односторонней любви) 6) «поклонение» — один партнер обладает статусом, не обладая властью; другой не обладает ни тем и ни другим (модель влюбленности в литературного или киногероя, певца и т.п.); 7) любовь между родителем и маленьким ребенком: высокий статус и низкая власть у ребенка; низкий статус и высокая власть — у родителя. Как отмечала В. Сатир, семейная жизнь создается, а не вырастает просто из сексуального влечения партнеров друг к другу. Семью создает не столько отношение «мужчина—женщина», сколько отношение «родитель—ребенок». Возможность создать семью требует совместимости во многих сферах жизни (от сексуальной сферы до управления предметным и социальным миром), своеобразной практической этики взаимоотношений. Семейная жизнь предполагает создание и поддержание общего комфортного психологического (экзистенциального) пространства, защищенного от отчуждения; каждый из супругов решает, чего он хочет — быть для партнера другом, любовником или супругом. Уже упоминаемый нами кризис молодости часто соотносят также и с кризисом семейных взаимоотношений. После первых лет брака у многих молодых людей исчезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, больше демонстрируются отрицательные эмоции, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулированию друг другом («если ты меня любишь, то...»). Кроме того, этот кризис для многих совпадает с подростковым кризисом их старших детей, что усугубляет остроту его переживания («я для тебя жизнь положил», «я для тебя пожертвовала молодостью», «лучшие годы отданы тебе и детям»). Несмотря на сензитивность молодости к созданию семьи и все сопутствующие данному возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни далеко не всегда решается успешно. Статистика разводов, совершаемых в молодости же, очень красноречива — более 50%. К этому нужно добавить, что многие семьи, созданные в молодости, распадаются в период зрелости, а многие, несмотря на взаимную неудовлетворенность супружескими отношениями, сохраняются до конца жизни. Пожалуй, наиболее частой формулировкой причины расторжения брака является пресловутое «не сошлись характерами». Эта формулировка настолько стандартна, что обычно в гражданском суде как серьезная не воспринимается. В то же время она предполагает те или иные трудности психологического порядка. Другая очень распространенная формулировка фигурирует обычно не как официальная, а скорее в качестве осмысления и объяснения для самих себя: «семейная ладья разбилась о быт». Эти две на первый взгляд различные причины выражают, по сути, одно и то же: несбывшиеся надежды на гармоничные супружеские отношения, т.е. неудачную из-за появления оказавшихся непреодолимыми трудностей попытку супружеской любви. Браки, заключающиеся по тому или иному расчету, «не по любви», как правило, не расторгаются по этим причинам. При безусловной родительской любви мы имеем вариант развития сущностного мотива вследствие осуществления деятельности, побуждаемой мотивом заботы о потомстве. Родительская безусловная любовь имеет те же истоки, что и привязанность к отчему дому, родным местам, ко всему «своему». В основе всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязанности, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира. В безусловной родительской любви дети выступают в качестве объекта, сущностность которого принимается как данность. В отличие от родительской любви в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Прежде всего это касается, конечно, самой их любви. Она должна быть не только взаимной, но и одинаково значимой, ее роль в жизни каждого из них должна быть равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная разделенность. Ранее мы отмечали, что любви между мужчиной и женщиной, как и всем другим сущностным связям с миром, присущи две главные особенности: разделенность и непреходящесть. Разделенность любви раскрывает каждого из любящих, делает более самим собой. Им всегда легко и просто быть вдвоем, они становятся как бы продолжением один другого. Став одним целым, они каждый в отдельности действительно становятся более целостными, завершенными. С разделенностью связана, пожалуй, самая важная для любящих функция любви — понимание. Любовь дает знание объекта любви. В любви, в сущностном единении мужчина и женщина обретают знание друг друга, и это взаимное знание рождает между любящими понимание, так необходимое каждому человеку. Понимание со стороны близкого тебе предполагается во всех сущностных связях с миром, в том числе не являющихся отношениями между людьми. Оно является ключевым моментом чувства разделенности и способности быть самим собой. Но если взаимность и понимание в любви к природе, своему делу, родным местам принимаются безусловными, то понимание со стороны любимой женщины (мужчины) целиком зависит от сущностности ответного чувства. В то же время распространено мнение, что «любовь слепа», что она вводит в заблуждение, «ослепляет» любящего. Стендаль, например, полагал, что для любви характерна «особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами». «Достаточно подумать о каком-нибудь совершенстве, чтобы увидеть его в любимом существе». Этот процесс назвается «кристаллизацией».
Согласно B.C. Соловьеву, идеализированное восприятие любимого человека — это не неправильное, а другое восприятие, при котором любящий видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет или по крайней мере может быть. Идеализация в данном случае не противоречит знанию, знание любимого человека — действительно другое, отличное от представлений о нем беспристрастных людей и, в определенном смысле, более точное знание. Второй феномен процесса «кристаллизации» связан именно с «ослеплением», здесь пристрастность не делает человека более зорким, не приводит его к более точному знанию объекта своих чувств, а, наоборот, вводит в заблуждение, воплощает в воображении несуществующие в настоящем и невозможные в будущем идеальные качества. Идеализация выступает не как проявление, открытие потенциальных возможностей другого человека, а как самообман. Влюбленности свойственно бурное, интенсивное проявление чувства. С этим обстоятельством во многом связано наделение объекта желаемыми для влюбленного идеальными чертами. Любовь тоже обычно начинается бурным «половодьем» чувства, что позволяет говорить о влюбленности и как о первоначальной фазе собственно любви. Есть еще один важный момент, который нельзя обойти в характеристике природы любви. В отношениях между мужчиной и женщиной, как и вообще в отношениях между людьми, нередко присутствует ревность. Здесь выражена очень распространенная точка зрения: ревность — признак подлинности любви («ревнует, значит любит»). Вместе с тем ревность обычно признается негативным явлением, сильно осложняющим отношения. Таким образом, все главные особенности любви между мужчиной и женщиной вытекают из ее сущностного характера. Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, более самим собой, она дает ему чувство понимания со стороны любимого (любимой), она непреходяща, вечна, ей чужда ревность. Эти свойства любви исключают крах основанных на ней семейных отношений по указанным выше наиболее часто называемым причинам. Ни проблемы, связанные с различиями в характерах, ни тем более неурядицы быта не в состоянии разрушить отношения, соединяющие любящих сутью. Несостоявшиеся семейные отношения, начинавшиеся «по любви», - это результат влюбленности, принимавшейся за любовь, но не ставшей таковою. Там, где семейные отношения не основаны на сущностном единении супругов, во всей полноте проявляются трудности в этих отношениях: становятся очень значимыми все негативные черты характера партнера, вообще может принять негативную окраску в нем все, что не свойственно своему собственному характеру, появляется отчужденность, во весь голос заявляют о себе проблемы быта, все более осложняются отношения. В этих условиях раньше или позже обнаруживается несостоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл. Предотвратить распад семьи обычно может только высокая ответственность обоих супругов за судьбу появившихся детей. Э. Фромм указывает на одну из причин этих сильных взаимных чувств — страстное стремление человека преодолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира. По-видимому, можно говорить и о более общей причине, не обязательно связанной с одиночеством, — о стремлении реализовать свою потребность любить, которая в молодости проявляется особенно сильно. Нередко будучи в этом возрасте доминантной, эта потребность реализуется вне зависимости от того, насколько соответствует данному человеку выбранный им объект любви. И уже потом, по мере узнавания друг друга, обнаруживается случайность выбора, несоответствие сущностных характеристик супругов. Аналогичным образом некоторые мужчины, имея разнообразные жизненные интересы, в том числе сущностные мотивы, видят в женщине главным образом средство продолжения рода, обеспечение удобного уклада жизни (если она посвящает себя в основном семье), либо источник чувственных удовольствий. Большинство людей, как отмечалось, связывают стабильность семьи с отношениями взаимной супружеской любви, имея в виду прежде всего духовную близость. Однако существует мнение, что основа устойчивости семьи — гармония в сексуальных отношениях. Надо сразу сказать, что эта точка зрения не подтверждается практикой: практические психологи, занимающиеся семейным консультированием, нередко отмечают распад семей и при полной сексуальной гармонии супругов. Сексуальная гармония не может быть гарантией стабильности семьи по той простой причине, что все потребности, подконтрольные принципу удовольствия (в том числе все биологические потребности, к которым относятся и сексуальные), подвержены пресыщению и привыканию. Профессиональная деятельность. Специфика молодости как возрастного этапа не исчерпывается выбором спутника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период — овладение выбранной профессией. Напомним, что в юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. В молодости завершается профессиональная подготовка, сроки которой в связи с научно-техническим прогрессом сейчас значительно расширены. В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.). При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. Нередко именно в молодости они приходят к наиболее интересным новым идеям, которые успешно развивают в дальнейшем. Во всех видах искусства признание новых талантов тоже в основном происходит в молодости. Люди, выбравшие инженерно-техническую деятельность, также уже в молодости проявляют себя способными организаторами производства, высококвалифицированными специалистами-технологами, конструкторами и т.д. Наиболее талантливые из них в молодые годы становятся руководителями производственных коллективов или главными специалистами предприятий по соответствующим направлениям. Не составляют исключения и те, кто выбрал рабочие профессии. Если выбор сделан не случайно, уже в молодости рабочий становится мастером в своем деле и получает заслуженное признание в производственном коллективе. Как и при других вариантах удачного профессионального самоопределения, вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости. Особенно благотворно развитие по этой линии идет, конечно, в том случае, когда выбранная профессия соответствует призванию, становится сущностной связью с миром. Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Дружба. Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Мы будем понимать под дружбой вид сущностных отношений, в которых имеет место единение сутью по крайней мере по какой-то одной общей для их участников сущностной стороне жизни. Соответственно этому любовь между мужчиной и женщиной, характеристика которой дана выше, включает в себя дружбу между ними. Любовь обычно выступает как более полная сущностная связь с миром, она завершает всю целостность личности, делает человека более самим собой в целом. И.С. Кон, обсуждая вопросы возникновения дружбы, отмечает, что питательной средой для нее являются товарищеские отношения, складывающиеся в совместной деятельности. С одной стороны, возникающее чувство групповой солидарности, сопричастности к целому (идентификация с коллективом) невозможно без взаимной поддержки и заботы. «Недаром большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах...» Роль совместной деятельности в появлении дружбы установлена многими социально-психологическими экспериментальными исследованиями. С другой стороны, для дружбы, помимо созвучия в той или иной значимой «единице» жизни, имеет значение и общее сходство. Чаще всего у друзей близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Характерность для дружбы общего сходства ее участников тоже подтверждается многочисленными экспериментальными данными. Наряду с этим довольно обычны дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста, чаще всего с представителями поколения отцов или дедов. Они складываются, как правило, также в совместной деятельности, прежде всего производственной. И здесь, как и в других видах дружбы, решающее значение принадлежит созвучию в тех или иных сторонах жизни. Следует отметить, что дружба с представителями старших поколений более характерна для тех молодых людей, у которых не было соответствующих отношений в семье, например, для выросших в неполных семьях либо при дефиците внимания со стороны родителей. Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба, как и любовь, не возникает по желанию, она есть результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Нельзя замыслить, нельзя выбрать близкого человека, можно лишь встретить его, открыть для себя его близость. Именно об этом писал М.М. Пришвин, подчеркивая необходимость «родственного внимания»: «Быть мудрым — это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека. На вопрос же, кто этот близкий, — ответ такой: в каждом человеке родственное внимание стремится открыть близкого, кого оно откроет, тот и есть близкий». Основные линии онтогенеза Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза. При гедонистической направленности личности (атавистических аналогах простого и легкого и простого и трудного типов жизненного мира) человек не способен ни к содержательным семейным отношениям, ни к овладению профессией. Фактически эти стороны жизни остаются у него непредставленными. Даже если создается семья и приходится работать, ни об ответственности перед супругой (супругом) и детьми, ни о серьезном отношении к работе речи не идет. Обычно же эта направленность связана с откровенной установкой на паразитическое существование, с мелким криминалом, алкоголизацией и т.д. В этих условиях не идет речи не только о содержательных семейных отношениях и серьезной работе, но и ни о каких намеках на настоящую дружбу. Напомним, что при гедонистической направленности личности человек обычно пытается вести паразитическое существование либо за счет родителей, либо обеспечить его в браке. Если эти или другие подобные варианты не удаются, то действует принцип реальности как отложенный принцип удовольствия: гедонистическая установка реализуется путем той или иной деятельности — мелкого жульничества, случайных заработков, не слишком обременительной неквалифицированной работы и т.п. Появляющиеся при этом приятели тоже рассматриваются не столько с позиции потребности в общении, сколько как возможный фактор реализации гедонистической установки. При эгоистической направленности личности (сложном и трудном жизненном мире) возможны различные варианты развития. При создании семьи нередко решающим становится доминирующий в жизненном мире эгоистический мотив. Так, очень многие браки, заключаемые из-за денег, связаны не с гедонистической установкой, а с одним из эгоистических мотивов — мотивом материального достатка или богатства, престижной мотивацией, мотивом власти и т.д. Поскольку речь идет о сложном жизненном мире, в котором наряду с эгоистическими могут быть и сущностные мотивы, все эти случаи не обязательно исключают в будущем гармоничные семейные отношения (по принципу «стерпится — слюбится»). Однако вероятность их, конечно, ниже, чем при вступлении в брак не по расчету. Сложность данного жизненного мира, возможность в том числе и сущностных мотивов не исключает и вступление в брак по любви, если это не противоречит доминирующему эгоистическому мотиву. В то же время эгоистическая направленность личности, доминирование в жизненном мире несущностных мотивов затрудняют гармонию в отношениях и трансформацию влюбленности в собственно любовь. Сущностные отношения в семье для данного типа жизненного мира не характерны. В предыдущей главе мы отмечали, что при эгоистической направленности личности профессиональный выбор обычно определяется эгоистическим мотивом, имеющим оптимальное соотношение параметров «значимость — достижимость». Соответственно этому профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического мотива. В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления творческих способностей. Человек с эгоистической направленностью личности, даже обладая высокими профессиональными качествами и продуктивностью, неспособен создать ничего нового и оригинального. Напомним, что для творческого акта необходимо функционирование психики на пределе ее возможностей, полная поглощенность своим делом, что исключается при использовании этого дела лишь в качестве средства для реализации иных мотивов. Аналогично развивается при эгоистической направленности личности и еще одна важная сторона жизни в молодости — дружеские отношения. Как правило, это не собственно дружба (сущностная связь, определяемая тем или иным значимым созвучием), а приятельские отношения, главное в которых не сами отношения, а те или иные эгоистические мотивы. Они тоже обычно выступают лишь средством, если не достижения доминирующего эгоистического мотива, то каких-либо других: самоутверждения, самоуважения, престижа и т.п. При духовно-нравственной и сущностной направленности личности (сложном и «как бы легком» и сущностном жизненном мире) проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. Однако надо иметь в виду, что даже при сущностной форме жизни это стремление не всегда приводит к желаемому результату. В то же время содержание жизни в целом определяется либо общей ориентацией на духовно-нравственные ценности (при сложном и «как бы легком» жизненном мире), либо общей (генерализованной) сущностной связью с миром - при сущностной форме жизни. Надо признать, что гармоничные семейные отношения, основанные на единении супругов сутью, даже при рассматриваемых наиболее оптимальных вариантах развития отмечаются далеко не всегда. Тем не менее они характерны именно для духовно-нравственной и сущностной направленности личности. Выше мы подчеркивали, что помимо разделенности их отличает знание обоими любящими непреходящести своей любви, знание того, что она навсегда. Мы полагаем, что влюбленность, не становящаяся собственно любовью, отсутствие в связи с этим гармонии в основанных на ней семейных отношениях очень часто связаны с возникновением влюбленности вследствие сильного желания полюбить. Но обычен и другой вариант, когда человек испытывает особо сильное желание полюбить в начале или в середине молодости. Э. Фромм отмечает, что нередко влюбленность связана с чувством одиночества и отчужденности. Так или иначе, несмотря на общую сензитивность молодости к выбору спутника жизни и созданию семьи, по-видимому, у каждого человека бывает еще и более узкий период, своеобразный пик «времени любви». И в это время любовь, возникающая вследствие острого ее желания, выбирает один из объектов, имеющихся на данный момент. Естественно, он редко отвечает возможности становления сущностного чувства. Необходимо отметить, что одна из главных задач молодости — создание семьи — решается не всеми. Довольно много людей так и не реализуют благоприятные возможности этого периода и остаются без спутника жизни. Переступив рубеж 28—30, для некоторых 35 лет, они по причинам, указанным выше, уже не в состоянии начать совм
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|