Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Временные ориентиры введения профильного обучения

При планировании введения профильного обучения необходимо принять во внимание объективную инерционность любой системной перестройки школы, вызванную относитель­но длительными сроками всей необходимой подготовительной работы по обновлению со­держания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные про­граммы, учебники и методические пособия, пе­реподготовка кадров и проч.). Но при этом ра­бота по модернизации школы не может из­лишне затягиваться, что вызвано рядом пла­нируемых общесистемных и необходимых нововведений в образовании (в частности, вве­дение ЕГЭ). С учетом реально складывающей­ся ситуации, предлагается следующее.

þ Начало широкого перехода на модель профильного обучения следует начать с сен­тября 2004 года. До 2006 г. возникает своеобраз­ный переходный период (в отношении про­фильного обучения), когда обучение будет про­ходить по переходным учебным планам, программам и учебникам. На переходный пери­од, включая подготовку и издание обновленных учебников и проведение массовой переподго­товки кадров, отводится около двух лет (со 2-го квартала 2002 г. по 2-й квартал 2004 г.). При этом переходный «БУП 10-11» должен быть ут­вержден не позднее 1-го квартала 2004 г. А рас­четный ориентировочный учебный план - как документ, задающий основу для доработки переходных учебных программ и для опере­жающего комплексного эксперимента (вклю­чающего весь комплекс вопросов перехода, в том числе и апробации нормативной базы профильной школы, отбора, «малого ЕГЭ» и проч.), который целесообразно провести в 5-7 регионах и для от­носительно небольшого числа районов и школ— не позднее весны 2003 г.

þ Уже с начала 2003 г. должна быть разверну­та активная работа по подготовке «стандарта 2-го поколения» (для 12-летки). Основные мероприя­тия (конкурс и др.) по подготовке новых учебников должны быть ориентированы именно на данные сроки и стандарты 2-го поколения. Основные шаги по принятию этого нового стандарта придутся на 2005 г., причем к первой половине года 2005 г. дол­жна быть завершена вся методическая и органи­зационная подготовка (вплоть до издания новых учебников) перехода на 12-летку.

þ Фактический переход массовой школы на 12-летку (стандарт-2) начинается в 2006 г. При этом новый класс не «добавляется сверху», как 12-й, а по существу, им становит­ся 10-й класс основной школы. Это очень важ­ный класс, в котором порядка значительная часть времени должна пойти на предпрофильную ориентацию и на подготовку школь­ников к ответственному выбору дальнейшего образовательного пути. При этом для того что­бы избежать отсутствия выпуска из полной средней школы через 2 года (т.е. в 2008 г.), на обучение по новым стандартам (12-летки) придется переводить лишь часть (около 50%) будут учиться по стандарту 11-летки, которые и выпускников основной школы; остальные составят выпуск полной средней школы в 2008 г.

Таблица 1

Примерный план-график на 2002-04 гг.

Основные мероприятия Сроки
1.   Проведение Всероссийского совещания по проблемам профильного обучения   Апрель 2002  
2.   Рассмотрение проекта Концепции профильного обучения на ФКС   II квартал 2002  
3.   Публикация проекта Концепции для широкого обсуждения в субъектах Российской Федерации, в СМИ   Май 2002  
4.   Формирование авторских коллективов по разработке (доработке) программ, учебников для профильной школы, пособий для учителей   Июнь 2002  
5.   Обсуждение проекта Концепции на августовских совещаниях работников образования   Август 2002  
6.   Доработка Концепции профильной школы в соответствии с замечаниями, полученными от субъектов федерации и от общественности   Сентябрь 2002  
7.   Обсуждение на Коллегии Минобразования России концепции профильной школы и проекта комплексного эксперимента по переходу на профильное обучение   Ноябрь 2002  
8.   Разработка федерального компонента стандартов и примерных программ для профильной школы   II - IV квартал 2002  
9.   Подготовка методических рекомендаций по организации комплексного эксперимента по переходу на профильное обучение для руководителей органов управления образованием, для учителей и руководителей образовательных учреждений   I квартал 2003  
10.   Составление программ и всего комплекса нормативного и методического обеспечения по подготовке и переподготовке педагогических кадров. Организация подготовки и переподготовки педкадров для работы в условиях профильного обучения в старшей школе   2-я пол.2002- 1-я пол. 2004  
11.   Начало комплексного эксперимента по переходу на профильное обучение (по переходным учебным планам, программам и учебникам, со всем пакетом нормативной документации, в том числе по новым правилам приема учащихся в профильные старшие классы, новой формой итоговой аттестации выпускников основной школы, изменениями в типовых штатных расписаниях и механизмах финансирования школы и др.)   Сентябрь 2003  
12.   Подведение промежуточных итогов комплексного эксперимента (по запуску профильного обучения в экспериментальных школах и районах). Доработка необходимой документации   Декабрь 2003 - февраль 2004  
13.   Проведение Коллегии Минобразования «О переходе на профильное обучение в общеобразовательных учреждениях РФ"   Февраль 2004  
14.   Подготовка и внесение в Правительства РФ проекта постановления «О переходе на профильное обучение в общеобразовательных учреждениях РФ"   Март 2004  
15.   Подготовка рекомендаций по организации и содержанию профильного обучения в начальном и среднем профессиональном образовании   Март 2004  
16.   Начало широкого перехода на профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ   Сентябрь 2004  

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей

 

Таблица 1 Естественно-математический профиль       Таблица 2 Социально-экономический профиль  
Учебные курсы   Число недельных учебных часов за два года обучения   Учебные курсы   Число недельных учебных часов за два года ' обучения  
I. Базовые общеобразовательные курсы   I. Базовые общеобразовательные курсы  
Русский язык и литература     Русский язык и литература    
Иностранный язык     Иностранный язык    
История     Естествознание    
Обществоведение     Математика    
Физическая культура *     Физическая культура    
II. Профильные курсы   II. Профильные курсы  
Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы)   История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)    
Экономика    
Физика     Право    
Химия     Экономическая и социальная география    
География    
Биология     Социология    
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)   III. Элективные курсы (3 курса на выбор)  
5 - 6 курсов, предлагаемых школой   Всего 12   5 - 6 курсов, предлагаемых школой   Всего 12  
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения   Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения  

 

 


Таблица 3

Гуманитарный профиль **

Учебные курсы   Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные курсы  
Математика    
Естествознание    
Физическая культура    
II. Профильные курсы  
Русский язык и литература (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Обществоведение (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Искусство    
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)  
5-6 курсов, предлагаемых школой   Всего 12  
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения  

Таблица 4

Технологический профиль (специализация - информационные технологии) ***

 

Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные курсы  
Русский язык и литература    
История и обществоведение    
Естествознание    
Физическая культура    
II. Профильные курсы  
Информатика и ИКТ    
Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Физика    
Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)  
5-6 курсов, предлагаемых школой   24 всего  
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 140 учебных часов за 2 года обучения  

 

Таблица 5

Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильные школы и классы)


I. Базовые общеобразовательные курсы  
Русский язык и литература Математика Иностранный язык История Обществоведение (включая экономику и право) Естествознание Физическая культура Информатика Технология  
II. Элективные курсы (4 курса на выбор и/или часы на углубление базовых курсов)
5-6 курсов, предлагаемых школой Всего 16
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 70 уч. часов за 2 года обучения  


* Здесь и далее рекомендуется часы Физической культуры не учитывать в суммарном объеме предельно допустимой аудиторной нагрузки учащихся.

** Возможна внутрипрофильная специализация, по направлениям: филология, история, искусство и др.

*** Как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля. Помимо него могут быть рекомендова­ны агротехнологический, индустриально-технологический и другие специализации технологического профиля (технологии сфе­ры обслуживания, медицина, педагогический и др.)

Руководители проекта:

А. Кузнецов, А. Пинский Авторский коллектив:

М. Агранович, А. Баранников, А. Водянский, А. Каспржак, А.Лейбович, О. Логинова, А. Лубков, Е. Рачевский, В. Рубцов, М. Рыжаков, И. Чечелъ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...