Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочно-императивная функция

Мораль.

Богбаз-10, п.10; Богпроф-11, п.30;

Баранов, разд. 2, тема 8-9; Клим-Рум. Разд. IV, п.4.

1. Мораль и нравственность. Этика.

1.1. Что такое мораль?

Мораль (от лат. moralis – нравственный)–

1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия;

Совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

1.2. Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали.

1.3. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.

1.4. Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

2. Структура морали:

· М. ценности,

· М. идеалы,

· М. категории,

· нравственные нормы.

2.1. Моральные ценности.

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

2.2. Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее)– 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

Категории морали:

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что такое добро и зло?

1) Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль – это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус – это оторванный от реальной жизни идеалист.

3) Мартин Лютер Кинг: «Любите врагов ваших».

4) Хитрость мирового разума (Гегель).

«… так кто ж ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье?

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – блаженство) – направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

 

Нравственные нормы, регулятивы.

Нормы морали, регулятивы1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий», 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

 

Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана – норма. Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.

3. Специфика морали.

3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам – это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат. imperativus – повелительный) – безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива – безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

4. Функции морали.

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

Эту функцию морали основном считают главной, доказывая, что основное содержание морали составляют соответствующие требования (нормы, правила, предписания). Именно благодаря им мораль выполняет регулятивную роль Известно, что в жизни общества взаимодействуют две противоположные тенденции: упорядоченность, что обеспечивает его стабильность, и хаос, который угрожает его существованию. Чтобы устранить эту угрозу, общество прибегает к различным регулятивным средствам - праву, политическим и административным механизмам. Однако силовые рычаги регулирования жизни общества не всегда дают желаемый эффект, к тому же при их использовании часто игнорируют необходимость считаться с общечеловеческими ценностями.

К специфическим особенностям моральной регуляции поведения человека относятся:

- полноценный выражение в морали свободы, самостоятельности личности Ни одно средство регулирования человеческого поведения не способно обеспечить такой их реализации;

- универсальность, одинаковая ориентированность на каждого человека;

- распространенность на все сферы жизни человека;

- основанность на противопоставлении должного (идеального) существующему;

- постановка перед человеком максимальных требований, в основном они являются невыполнимыми, поскольку идеала нельзя достичь;

- опора на общественное мнение и внутреннее убеждение личности, прежде всего - на его совесть;

- связь преимущественно с духовными санкциями, прежде всего с общественным мнением и личным самоосуждения или одобрение своего поведения.

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

Оценочно-императивная функция

Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной.

Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту.

При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами — совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек — это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения.

В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, ― познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Воспитательная функция

воспитание личности.

Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной.

Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.

Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться.

Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

Мировоззренческая функция

Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на «смысложизненные» вопросы. Но для решения очень важно выявить место человека в Мире. А последнее невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом) представления о Мире в целом.

Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности.

Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале. Значение морали в жизни человеческого общества огромно. Она выполняет для человека роль своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей.

Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична.

Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.

Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение — это совсем не одно и то же самое. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ Мира. В моральном сознании (прежде всего, в нравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д.

Познавательная функция

познание окружающего нас мира.

Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Она доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам

Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность ― человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то «нашего» мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других.

Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это ― сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

5. Происхождение морали.

5.1. Религиозный взгляд.

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

5.2. Космологическое объяснение.

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

5.3. Биологическое объяснение.

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) – русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

5.4. Антропологическое объяснение.

1) Утилитаризм (от латинского utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанное Бентам ом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 – 1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 – 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

5.5. Социально – историческое (социологическое) объяснение.

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск.) – в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

5.6. Современная этика:

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

6. Этапы формирования нравственной культуры личности.

Нравственная культура личностиэто степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь – совесть. Если стыд – чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

Мораль в культуре.

Мораль и обычай.

1) Обычай всегда конкретен, он точно указывает, при каких условиях какие действия надо совершать (накануне Нового года – наряжать елку). В отличие от этого, моральные нормы и правила выражаются в абстрактных формулах («делай добро», «будь милосерден к слабым», «уважай старших»).

2) Обычай однозначен, он не дает человеку выбора способа действий. Вести себя «по обычаю» - значит просто копировать принятые формы поведения («все так делают», «я как все»). А нравственное поведение основано на моральном выборе.

3) Обычаи различны в разных жизненных ситуациях, у разных народов и даже в разных группах, компаниях. Нравственные принципы же всеобщи и устойчивы.

4) Человек может отказаться делать то, что предписывает обычай, если сочтет, что это будет аморально. Стало быть, мораль «выше» обычая, имеет приоритет над ним.

Мораль и право.

Общее:

1) среди социальных норм они являются самыми универсальными, распространяющимися на всё общество;

2) общий объект регулирования – общественные отношения;

3) имеют сходную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция);

4) связаны с идеей социальной справедливости.

Различия ( мораль – право):

1) способ формирования:

возникает стихийно – устанавливается и закрепляется государством;

2) форма существования:

сознание людей – письменные источники => большая конкретность, определённость;

3) способ обеспечения:

общественное мнение и муки совести – наказания в виде, штрафов, лишения свободы;

4) сфера действия:

более широкая сфера отношений (отношения дружбы, любви) – отношения, подконтрольные государству;

5) регулирует общественные отношения с позиций добра и зла – с точки зрения законного и незаконного.

Мораль и наука.

Научная этика (этика в науке) = профессиональная этика (моральная ответственность учёного перед другими учёными, научным сообществом в целом) + социальная этика (ответственность учёного перед другими людьми, обществом, человечеством).

Требования к профессиональной этике: 1) универсализм (ориентация на поиск объективного научного знания); 2) всеобщность (свои результаты учёный должен рассматривать не как личную собственность, а как достояние общества); 3) незаинтересованность (требование руководствоваться бескорыстным научным интересом, а не личной выгодой); 4) скептицизм (требование критически относиться к своим и чужим научным результатам, быть готовым всегда их обсуждать и пересматривать).

Социальная ответственность учёных.

1) До Нового времени существовала традиция ограничения науки. Классической иллюстрацией такого отношения к науке является повествование Плутарха об Архимеде (287-212 до н.э.), который отказался изложить некоторые свои математические открытия по причине опасности их инженерных приложений и применял их только при угрозе военной опасности.

В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519) проявлял, подобно Архимеду, предосторожность, отказываясь «публиковать или разглашать» свои чертежи подводной лодки из-за «злой природы человека, которая может использовать лодку как средство разрушения на дне моря».

2) Ситуация изменилась в Новое время.

Для Галилея научное исследование не может подвергаться каким-либо продиктованным извне благоразумным ограничениям. Учёные имеют право добывать научную истину, не заботясь о возможных отрицательных последствиях для общества.

Классическое выражение такого отношения к науке – великая французская «Энциклопедия» (1751-1780).

Дени Дидро (1713 - 1784):

«… теперь, в наш собственный век, мы должны безжалостно растоптать все древние ребячества, ниспровергнуть барьеры, которых разум никогда и не возводил, вновь дать искусствам и наукам свободу, которая столь драгоценна для них».

Именно в Новое время распадается триединство Добра, Истины и Красоты. Джордано Бруно в работе «Изгнание торжествующего зверя» поставил Истину выше всех ценностей, выше божественного Блага.

Между рационализмом и мистикой.

Примерно с XVII в., по мере развития индустриального общества, все более укреплялся авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления. При этом альтернативные картины мира, в том числе религиозная, и иные способы познания (мистическое озарение и др.) постепенно теряли своё влияние.

Однако в последние десятилетия ситуация стала меняться.

Сциентизм и антисциентизм – (от лат. scientia – наука) – противоположные мировоззрения, характерные для в XX в.

Для сциентизм а характерно убеждение в том, что наука является единственным видом достоверного и объективного знания, что только на ее основе можно решить социальные проблемы. В качестве идеала сциентизм ориентируется прежде всего на достижения и методы естественных и технических наук.

Антисциентизм подвергает науку и технику критике и скептически оценивает их возможности решить фундаментальные проблемы человека.

Почему возрастает влияние антисциентизма? (три точки зрения).

1) В XX в. наука обнаружила свое бессилие в решении ряда важных для человечества проблем, более того, стала источником многих новых затруднений, ведя западную цивилизацию к упадку.

Декларация третьей Пагуошской конференции (1958):

«Мы убеждены, что дело ответственности учёных всех стран внести свой вклад в образование людей, распространение среди них широкого понимания опасностей и возможностей, предлагаемых беспрецедентным ростом науки».

Пагуошское движение – общественное движение ученых за мир, разоружение, международную безопасность и научное сотрудничество. Среди инициаторов (1955) Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Бертран Рассел. 1-я конференция сторонников Пагуошского движения состоялась в Пагуоше (Канада) в 1957.

Цель послевоенного движения учёных состояла в том, чтобы отнять науку у военных, поставить её под контроль общества и, в конце концов, под контроль мирового правительства, в качестве которого предполагалось международное сообщество учёных.

Азиломарская конференция – конференция по генной инженерии 1975 г., на которой был поднят вопрос о возможности создания потенциально опасных микроорганизмов путем техники рекомбинации ДНК. Ученые пришли к соглашению о необходимости всемирного моратория на такие эксперименты.

2) Человечество, подобно маятнику, постоянно переходит из фазы предпочтения рационального мышления и науки в фазу упадка рационализма и усиления тяги к вере и откровению. Современное человечество вступило в завершающую фазу расцвета рационализма, начало которой было положено веком Просвещения.

3) Цивилизация устала от бремени выбора и ответственности. Астрологическая предопределенность предпочтительнее научного критицизма и постоянных сомнений.

Мораль и искусство.

1) Савонарола и Рафаэль; 2) отец Матвей (Константиновский) и Гоголь => сожжение «Мёртвых душ»; 3) Толстой («Акула», «Кавказский пленник»); 4) передвижники и «Мир искусства».

Савонарола Джироламо (1452 – 1498) – настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции. Выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру (организовывал сожжение произведений искусства). После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 способствовал установлению республиканского строя. В 1497 отлучен от церкви, по приговору синьории казнен (сожжен на костре).

Учением Савонаролы на какое-то время увлекся юный Микеланджело, оно же – стало Откровением для Сандро Боттичелли. Мученическая смерть Савонаролы окончательно убедила Боттичелли, что монах был святым и пострадал за это.

Мораль и политика.

Слишком часто и в прошлом, и в настоящем успеха добивался тот политик, который вел себя наиболее аморально.

Чезаре Борджа (около 1475 – 1507) – правитель Романьи (Италия) с 1499. С помощью своего отца (папы Римского Александра VI) создал в Средней Италии обширное государство, в котором пользовался абсолютной властью.

Николо Макиавелли: «Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности».

Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – итальянский политический мыслитель. Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Признавал допустимыми ради упрочения государства любые средства.

Макиавеллизм – политика, пренебрегающая нормами морали и использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство).

Мораль и религия.

Святость и нравственность.

Нравственно ли безропотно отрекаться от царской власти? (Николай II). Нравственно ли безропотно принимать смерть от руки своего брата, обрекая свой народ на гражданские распри? (Борис и Глеб).

Столкновение моральных и религиозных ценностей порождает необходимость теодицеи (богооправдания).

Теодицея (французское theodicee – оправдание Бога, от греческого theos – Бог и dike – справедливость) – оправдание Бога, со стремлением рационально ответить на вопрос: почему в мире есть зло, если он создан и управляется всеблагим, всеведущим и всемогущим Богом.

1) Августин писал, что зло «от павшей человеческой воли», а бедствия и болезни следует рассматривать как наказание за грехи, так что на Боге нет вины за зло в мире.

Теодицея в романе Достоевского «Братья Карамазовы».

Достоевский говорит устами своего героя: «Я хотел заговорить о страдании человечества вообще, но уж лучше остановимся на страданиях одних детей... Если на земле они тоже ужасно страдают, то уж, конечно, за отцов своих, наказаны за отцов своих, съевших яблоко, - но ведь это рассуждение из другого мира, сердцу же человеческому здесь на земле непонятное. Нельзя страдать неповинному за другого, да еще такому неповинному!».

Разум не способен решить эту проблему. Теодицея возможна только через веру.

Но что такое вера? О сущности веры Достоевский писал еще в подготовительных записках к роману «Идиот»: «Многие думают, что достаточно веровать в мораль Христову, чтобы быть Христианином. Не мораль Христова, не учение Христа спасет мир, а именно вера в то, что Слово плоть бысть». Решение проблемы теодицеи – в полноте Личности Христа, а не в совокупности вероучительных основ и системе нравственных заповедей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...