Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и метод экологического права

 

Экологическое право – отрасль права. Место этой достаточно новой и постоянно развивающейся отрасли в системе права Республики Беларусь обусловлено ее предметом – кругом регулируемых общественных отношений, а также особенностями присущего ей метода правового регулирования. В процессе взаимодействия общества с окружающей средой возни- кают разнообразные общественные отношения, которые принято клас- сифицировать исходя из сложившихся форм такого взаимодействия. Во- первых, человечество удовлетворяет свои материальные потребности за счет природы, из чего следует, что исторически первой формой взаимодействия человека с природой является природопользование. При этом в процессе использования природных ресурсов в природную среду вносятся изменения, в результате чего истощаются почвы и полезные ископаемые, ухудшается качество воды, видоизменяется биота – биологическая часть природы и т. д. Из этого следует необходимость применения мер по восстановлению природных ресурсов (в случаях, когда это возможно), а также охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества. Вторая форма взаимодействия общества с окружающей средой – ее охрана. Если использование человеком природных ресурсов осуществляется на протяжении всего периода существования человеческой цивилизации, то осознание на общественном уровне необходимости охраны окружающей среды пришло только после определенного количественного и качественного изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности человека. Таким образом, речь идет о двух основных группах общественных отношений, составляющих предмет экологического права: отношения по использованию и охране компонентов при- родной среды и отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Экологическое право – комплексная отрасль права, т. е. совокупность норм, регулирующих комплекс разнородных, но взаимосвязанных между собой общественных отношений, объединенных определенной 9 сферой – окружающей средой. Отношения, входящие в предмет экологического права, имеют двойственный характер – природоресурсный и природоохранный. Комплексный характер экологического права проявляется также в том, что его предметом являются общественные отношения, которые, будучи экологическими по содержанию (касаются окружающей среды), по форме относятся к иным отраслям права: конституционному (например, конституционные права граждан в области охраны окружающей среды), гражданскому (например, право собственности на природные ресурсы, а также иные частно-правовые формы их использо- вания – аренда, сервитут, концессия; возмещение вреда, причиненного вредным воздействием на окружающую среду), финансовому (финанси- рование природоохранных мероприятий), налоговому (экологическое налогообложение), административному и уголовному праву (применение мер ответственности за нарушение экологического законодательства) и т. д. В силу комплексного характера экологического права метод эколого- правового регулирования сочетает властное (императивный метод) регу- лирование экологических отношений и определенную самостоятельность субъектов при использовании природных ресурсов и охране окружаю- щей среды (диспозитивный метод).

 

Система экологического права.

Экологическое право развивается с учетом научных взглядов на взаи- модействие общества и природы и включает общую, особенную и специ- альную части. В общей части на основе эколого-правовой концепции изучаются от- дельные эколого-правовые институты (например, экологическая эксперти- за, мониторинг окружающей среды) и механизмы эколого-правового регу- лирования, при помощи которых обеспечивается необходимое качество ок- ружающей среды (например, нормирование в области окружающей среды). Особенная часть экологического права изучает правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов (природоресурсное право) и правовую охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при осуществлении экономической деятельности. Природоресурсная часть экологического права включает следующие подотрасли: земельное право – правовой режим использования и охраны земель; горное право – правовой режим использования и охраны недр; водное право – правовой режим использования и охраны вод; лесное право – правовой режим использования и охраны лесов; правовой режим охраны и использования животного мира; 10 правовой режим охраны и использования растительного мира; правовая охрана атмосферного воздуха; правовая охрана озонового слоя. Специальная часть экологического права посвящена международно- правовой охране окружающей среды. Влияние международного публич- ного права на формирование национально-правовых норм в области ок- ружающей среды весьма значительно. Национальное экологическое пра- во изначально развивается в русле принципов и норм международного права окружающей среды. Базовые правовые идеи, лежащие в основе эколого-правового регулирования, заимствованы из международного права. Это касается ключевых понятий «окружающая среда», «право на благоприятную окружающую среду», «устойчивое развитие» и др. Появ- ление отдельных институтов в праве: охрана озонового слоя, климата, биологического разнообразия, экологическая безопасность генетически измененных организмов – связано с принятием международных норм по охране окружающей среды. По существу, формирующиеся в междуна- родном праве подходы к охране окружающей среды воспринимаются как доктринальная основа для разработки национального законодательства.

. Экологическая функция государства и права Экологические отношения имеют выраженный двойственный харак- тер - природоресурсный и природоохранный. Обеспечить баланс эконо- мических и экологических потребностей общества призвано государство. Экологическая функция государства в качестве самостоятельной была выделена в теории права в начале 90-х гг. ХХ в., т. е. когда в обществен- ном сознании укрепилось понимание необходимости охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности. Ее предназначе- ние состоит в том, чтобы силами и средствами государства на основании системы норм, регулирующих экологические отношения, установить и поддерживать научно обоснованное соотношение экономических (в сфе- ре природопользования) и экологических (поддержание благоприятного для человека состояния окружающей среды) интересов общества. Для реализации экологической функции создана система государст- венных органов, осуществляющих управление в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (природоохранные органы). Экологическая функция государства реализуется на основе ряда про- граммных документов, определяющих направления внутренней и внеш- ней политики Республики Беларусь в области охраны окружающей сре- ды: 11 Концепции государственной политики Республики Беларусь в об- ласти охраны окружающей среды, принятой Постановлением Верховно- го Совета Республики Беларусь 6 сентября 1995 г. № 3851-XII; Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.; Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 302. В соответствии с Концепцией государственной политики в области охраны окружающей среды главными направлениями являются: осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду; реализация прав будущих поколений на пользование природо- ресурсным потенциалом; компенсация ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в ре- зультате нарушения названных выше прав. Основными принципами охраны окружающей среды согласно Кон- цепции признаются: 1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их на основе соответствую- щего законодательства в постоянное либо временное пользование от- дельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности; 2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т. е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях; 3) законодательно обеспеченная, финансируемая из государственно- го бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения с обязательным разделением по всем звеньям системы контрольных и природопользовательных функций; 4) законодательно обеспеченная система многоступенчатой государственной экологической экспертизы, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения; 12 5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных объединений и движений; поддержка на государственном уровне общественных объе- динений и движений, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, здоровья человека, охраны живой и неживой природы; 6) экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий: платное природопользование; льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности; поддержку на государственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления; 7) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя; 8) совершенствование законодательной базы, системы возмещения потерь виновными в загрязнении окружающей среды на внутригосударственном и межгосударственном уровнях; 9) участие в решении глобальных экологических проблем, в том числе в сохранении биоразнообразия, охране озонового слоя, предотвращении антропогенного изменения климата, охране лесов и лесовосстановлении, развитии и совершенствовании системы охраняемых при- родных территорий различного ранга и назначения, регламентации тор- говли редкими и находящимися на грани уничтожения видами животных и растений. Принципы охраны окружающей среды, на основе которых реализуется экологическая функция государства, закреплены также в Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» в редакции закона от 17 июля 2002 г. (далее – Закон «Об охране окружающей среды»). К таким принципам относятся: соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспе- чения благоприятной окружающей среды; охрана, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; предупредительный характер мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; 13 государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования; платность специального природопользования и возмещение вре- да, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; учет природных и социально-экономических особенностей терри- торий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной дея- тельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, ти- пичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов; соблюдение требований в области охраны окружающей среды до- пустимость в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельно- сти; презумпция экологической опасности планируемой хозяйствен- ной и иной деятельности; снижение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду за счет использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды; гласность в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...