Обучение нормам синтаксиса
Домашнее задание К практическому занятию № 4 МОРЯ, 6 семестр
Методика обучения коммуникативно значимым Нормам литературного языка
I Изучение теоретического материала
Изучите работу Е.И. Литневской и В.А. Багрянцевой «Методика обучения коммуникативно значимым нормам литературного языка» (файл прилагается)
Законспектируйте данный материал, отразив следующие вопросы: 1. Методика обучения коммуникативно значимым фонетическим нормам 2. Методика обучения коммуникативно значимым лексическим нормам 3. Методика обучения коммуникативно значимым нормам морфемики и словообразования 4. Методика обучения коммуникативно значимым морфологическим нормам 5. Методика обучения коммуникативно значимым синтаксическим нормам
II Анализ упражнений Проанализируйте приведенные ниже упражнения. 1. Какова их цель? 2. При изучении какой темы нужно выполнять каждое из данных упражнений? 3. Какие принципы обучения русскому языку в школе реализуется системой подобных упражнений? Выполните упражнения.
Обучение фонетическим нормам
Упражнение 1 Скороговорки помогают овладеть правильным произношением некоторых звуков, например [р], [ш]. Прочитайте каждую скороговорку четыре-пять раз подряд, сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допустить ни одной ошибки. 1. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. 2. На дворе трава, на траве дрова. 3. Шла Саша по шоссе. 4. Щетка у чушки, чешуя у щучки.
Упражнение 2 Прочитайте отрывок из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переводе Н. Заболоцкого, следя за соблюдением логических ударений.
Стоном стонет мать-земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут. С Дона, с моря с криками и воем валит враг, но, полон ратных сил, русский стан сомкнулся пе-ред боем, щит к щиту — и степь загородил.
Упражнение 3 Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин», обратив внимание на произношение выделенных слов. Что подскажет вам правильное произношение последнего слова? «Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне». – «Что, Таня, что с тобой?! — «Мне скучн о»… (А. Пушкин) Найдите в орфоэпическом словарике не менее 5 слов с буквенными сочетаниями чн, чт. Выпишите слова с произносительными пометами. Произнеси-те правильно, без ошибок.
Обучение лексическим нормам
Упражнение 1 Какие действия человека приписываются в этом стихотворении неодушевленным предметам? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия? Заметает пурга Белый путь. Хочет в мягких снегах Потонуть. Ветер резвый уснул На пути, – Ни проехать в лесу, Ни пройти. Разгулялась вьюга, Наклонились ели До земли. С испуга Ставни заскрипели. (С. А. Есенин) Упражнение 2 Запишите предложения и словосочетания. Что помогает определить, какие гласные нужно вставить в слова? I. 1. Хорошо и путь-дорогу по обычаю начать: у родимого порога (по)с..деть и (по)молчать. (А. Яшин) 2. Пос..дела моя голова. II. Дружеская к..мпания, изб..рательная к..мпания; разв..вающийся флаг, разв..вающиеся страны.
Упражнение 3 Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, за-пишите эти слова, проверяя написание по орфографическому словарю.
Слова какого столбика в основном используются в книжной речи?
Обучение нормам морфемики и словообразования Упражнение 1 Озаглавьте текст. Спишите, заменяя слова в скобках однокоренными слова-ми с суффиксом -оват-. Объясните, почему писатель использовал прилагательные красноватое, розоватые, а не красное и розовые. День был мя..кий и мглистый. (Красное) солнце невысоко в..село над длин-ными, похожими на сн..говые поля сл..истыми обл..ками. В саду ст..яли по-крытые ин..ем (розовые) дерев..я. Неясные тени на сн..гу были пропитаны тем же тепл..м светом. Было необыкновенно тихо. (А. Н. Толстой)
Упражнение 2 Запишите пословицы. В каких стилях речи они уместны? Почему в пословицах широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Обозначьте их. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Поговорка — цветочек, посло-вица — ягодка. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Упражнение 3 На основе данных словосочетаний образуйте имена прилагательные. Какой способ образования вами использован? Письменно покажите, как образова-но каждое слово. 1) Суп из гороха, платье из шелка, пальто из плюша. 2) Слегка серый, чуть-чуть сладкий, немного кислый. 3) Изба из бревен, колесо с зубьями.
Обучение нормам морфологии
Упражнение 3 Запишите краткие формы имен прилагательных. Поставьте ударение и про-читайте вслух. Подчеркните беглые гласные о и е. К выделенным словам подберите антонимы. 1. Бли´зкий — бли´зок, бли´зко, близкá; узкий, резкий, мя..кий, редкий, ни..кий, сла..кий, ро..кий. 2. Нýжный — нýжен, нýжно, нужнá; бледный, горький, страшный, честный.
Упражнение 2 Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих существительных. Выделите окончания, обозначьте ударения. 1. Инженер — инженеры; шофер, офицер, договор. 2. Доктор — доктора; слесарь, паспорт, адрес, голос. 3. Колос — колосья; друг, перо, прут. Проверьте по орфоэпическому словарю, в каких из данных слов допускают-ся формы множественного числа в двух вариантах. Правильно произнесите существительные во множественном числе.
Упражнение 3 Закончите предложения. 1) Если (бы) мама позволила, то …. 2) Если (бы) все люди были вниматель-ны друг к другу, то …. 3) Как (бы) я был счастлив, если (бы) …. 4) Если (бы) мой друг не любил животных, то …. 5) Если (бы) у меня была собака, то ….
Обучение нормам синтаксиса
Упражнение 1 Образуйте словосочетания и запишите их. Расскажите об их строении. Оплатить (расходы), уплатить (проезд), добиться (пр..знание), заслужить (похвала), удостоиться (внимание), обсуждать (статья), обсуждение (ста-тья), поделиться (опыт), крепк.. (кофе), благодарен (друг), отчет (работа), отзыв (книга), рецензия (статья), удосто..н (награда), досто..н (уважение).
Упражнение 2 Придумайте и запишите предложения с данными сочетаниями слов, используя их как обстоятельства; слова в скобках поставьте в нужном падеже. Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, выделите запятыми. Согласно (указание главного инженера); в случае (возможная неисправность); ввиду (сильный шторм); вследствие (полученная травма); несмотря на (непредвиденные задержки в пути); при наличии (свободные места); благодаря (поддержка товарищей); вопреки (советы брата); в силу (сложившиеся накануне обстоятельства). Какие из записанных вами предложений характерны для делового стиля речи? Что придает этим предложениям стилевую окраску?
Упражнение 3 Прочитайте текст Л. Н. Толстого, предварительно обозначив повышение-понижение голоса, паузы. Какая мысль выражена в этом тексте? С помощью каких синтаксических средств? Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе.
III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|