Концептуальная и схематическая взаимосвязь философии истории и истории философии
Существует определённая смысловая взаимосвязь, а не только подозрительно двусмысленная перекличка в названиях, между историей философии и философией истории. Современному исследователю, прошедшему через искушение историзмом и историцизмом[6] трудно представить себе такую ситуацию, когда философия, не переставая быть таковой, не поддается определению себя как историчной. Независимо от того, с каких позиций и руководствуясь какими методологическими принципами философия рассуждает о философии истории, она сама исторична. Первый вопрос состоит в том, возможно ли вообще такое рассуждение, в рамках которого оказываются совместимыми историко-философские и философско-исторические конструкции. Оно возможно, если речь идет, во-первых, о фундаментальном схематизме исторического знания вообще, соответствующем или согласованном с устройством исторического бытия. Схематизм предполагает связь некоторых событий по руководящему правилу или принципу. Схема является своеобразным залогом восстановления знания о событии. Эпохально разделенная история знания так же как и типы рациональности взаимоопределяются с историей сменяющихся типов бытийного основания.(типов бытия, или как понимается бытие сущего) Следующая возможность заключается в возможности ретроспективных построений, в которых сама историчность выступает основной чертой, по которой узнаются все исторические бытийные образования. Распространенные в историко-философских конструкциях представления об античной и новой философии как классической, а о современной как неклассической, т.е. отстоящей от классики на исторически определённую дистанцию - все это есть элементы более общей философско-исторической схемы последовательности эпох рациональности. Однако и эта схематика в свою очередь может быть рассмотрена как производная от историко-философской.
Субстанциальная (она же онтологическая) философия истории, сложившаяся и развивающаяся в рамках классической философии, теряет свое определяющее значении в целом в философии истории ХХ века: ряд тем, традиционно находящихся в ведении классической философии истории переходит к другим областям гуманитарного знания, некоторые полностью исчезают, как существующие темы исследования. Однако характеристики и классической, и современной философии как исторических образований пока еще слишком абстрактны, так как разница между философией нового времени и новейшего времени специально не тематизирована. То есть не тематизирована таким образом, чтобы избежать прямых противопоставлений классических и современных вариантов философии истории. История философии представляет для этих проблем ценный материал, потому что обращение к истории философии позволяет выяснить соотношение собственно исторической проблематики и того философского учения в целом, в рамках которого она присутствует. Обратимся к некоторым таким философским учениям. Проблема истории у Канта, вопрос об истории - это вопрос о разнице исторического и логического горизонтов знания, каждый из которых имеет особый онтологический фундамент. Для Гегеля вопрос об истории - это вопрос о границах одного из формообразований объективного духа и вопрос об объективности каждого из формообразований духа. Для Дильтея вопрос об истории - вопрос о специфике исторического понимания в отличие от объяснения. Для Хайдеггера вопрос об истории - это вопрос об историчности присутствия (Anwesen) и человеческого вотбытия (Dasein). Применительно к новейшей философии выяснение соотношения между конкретным вариантом философии истории и философским учением в целом осложнено символическим характером знания в ее исторических понятиях, схемах и дискурсах. Осмысление истории движется, с одной стороны, в контексте рассуждений о знании, сознании, бытии, а с другой - в рамках 'реальности', фактичности', 'присутствия', 'практики', 'коммуникации' и им подобных. Смысл различных конструкций философии истории помогает понять обращение к истории философии, так как историко-философское рассмотрение форм и содержаний философии истории позволяет ответить на следующие вопросы.
- Вокруг какого центрального понятия разворачивается логика исторического описания? - Каков тип исторической реальности предстоит изучению, как этот тип задается и как тематически артикулируется? Однако необходимо помнить о том, что история философии рассматривается часто как бы параллельно или в сравнении с историей литературы, историей науки или историей культуры. Отсюда возникает задача вычленить собственно философское понятие историчности, чтобы избежать замещения этого понятия разного рода абстрактными моделями, традициями, динамикой смыслообразования. Другими словами необходимо избегать расширительного толкования истории философии, чтобы сформулировать те значения истории философии, которые и проясняют смысл концепций истории философии. Наиболее распространенными, на наш взгляд, являются следующие значения. История философии рассматривается как учебная дисциплина с заведомо служебным назначением, противостоящая рациональной или систематической части философии. В таком варианте история философии есть нечто противопоставляемое рационально-систематической философии. Она рассматривается лишь как подготовка к более серьёзному и фундаментальному исследованию. Такое воззрение опирается на сформулированное Кантом ключевое различие между философией в школьном понимании и философией в космическом значении[7], иначе философией как научным разумом и философией как мировоззрением (философией как строгим и точным научным знанием и как жизненно-практическим знанием). Некоторые из существующих вариантов истории философии раскрываются как существенный фрагмент более широкой истории (цивилизации, духа или культуры). Подобное толкование истории философии является следствием своеобразного круга в рассуждениях, когда соотносятся философия и культура, философия и цивилизация: сначала культура рассматривается как продукт философии, затем философия как продукт культуры и т.п. К аналогичному расширительному толкованию относятся и различные варианты рассмотрения философии истории как возможности, поля для приложения различных моделей, например агональной или игровой[8].
Следующее направлении в понимании истории философии связано с тем, что темы современной философии неизбежно переносятся в историко-философский материал. В философской герменевтике Х.-Г.Гадамера дело даже идёт о специальном операциональном моменте философского исследования - о 'слиянии горизонтов прошлого и настоящего понимания'. И в данном случае история философии выступает как основное поле философских исследований вообще. Перечень примеров, относящихся к этому варианту понимания истории философии столь многообразен, что охватывает практически все области современной философии: 1. История философии выступает как история идей и влияний 2. История философии раскрывается как определенная историко-критическая позиция - она состоит в оценке исторически ограниченных философских построений. Наиболее явный и популярный пример подобных рассуждение представлен Б.Расселом. 3. История философии предстает как история 'экзистенциально напряжённых' познавательных ситуаций. Подобные варианты представлены в философских построениях К.Ясперса, В.Дильтея, М.Мамардашвили. 4. История философии раскрывается как история понятий. В рамках данного направления изыскиваются, постулируется определённые метафизические понятия, которые задают, характеризуют какую-то историческую эпоху мышления и соотносимы только с ней и с действенностью задаваемого ею горизонта сознания. Наиболее чистые варианты подобного понимания истории философии мы находим в произведениях Г.-Х.Гадамера и М.Хайдеггера.
5. Неокантианская история проблем представляет историю философии как историю проблем. 6. История философии как история так называемого допонятийного мышления. В вариантах данного типа исследуется историческое априори, будь то поэтическое мышление как исток изначальности в мысли как таковой или эпистемическая корреляция слов и вещей (М.Фуко), учреждающая дискурсивные ансамбли знания. 7. История философии как исследование прагматических и ценностных установок, которые обладают исторически определённым содержанием, но не преходящей значимостью (прагматическая история, Р.Рорти) В рамках данной статьи используется первое и третье значение истории философии. Исследуя историчность самой философии истории следует помнить о традиционной для философии ситуации, когда открытое тем или иным философом (фундаментальный принцип или предельно общая характеристика) становится обязательным для применения, употребления и использования в профессиональной и околопрофессиональной философской деятельности. Всем начинает казаться, что нечто открытое тем или иным философом, т.е. возможность для разработки целого комплекса проблем и освоения целого массива понятийности была всегда, то есть эта возможность имеет сугубо логическую, а не историческую определённость. Аналогичная ситуация воспроизводится и в случае с философией истории. Философия истории даже если и исчезает из современных философских направлений как особый, самостоятельный раздел философского систематического учения, историческое измерение становится необходимым условием нашего философствования. Оно продолжает диктовать внимание к особого рода проблематике, заставляет искать философско-исторические концепции в далёком или не очень далёком прошлом, т.е. там, где они по определению не находимы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|