Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Согласование и совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях




Методические рекомендации

По формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Москва, 2017


Оглавление

1. Введение. 5

2. Общие положения о деятельности ПК.. 6

3. Порядок формирования ПК.. 8

Статусы экспертов ПК.. 8

Согласование и совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях. 9

Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам.. 10

Организация квалификационного испытания. 11

Порядок привлечения экспертов к работе в ПК.. 11

4. Организация проверки развернутых ответов. 12

Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы.. 12

Порядок проведения проверки развернутых ответов участников ГИА.. 13

Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА.. 18

5. Анализ работ ПК.. 19

6. Правила для председателя и членов предметной комиссии.. 20

Правила для председателя ПК.. 20

Правила для экспертов ПК.. 22

Приложение 1. Рекомендуемые показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам.. 26

Приложение 2. Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК, подведения итогов работы ПК.. 27

Приложение 3. Перечень направлений для анализа работы ПК.. 28

 


 

Перечень условных обозначений, сокращений и терминов

Бланк-протокол Протокол проверки экспертом результатов выполнения заданий экзаменационной работы с развернутым ответом
ГИА Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования
ГЭК Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации
ГВЭ Государственный выпускной экзамен
ЕГЭ Единый государственный экзамен
Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ Изображения текстов развернутых ответов участников ЕГЭ, используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов ПК
Квалификация эксперта Уровень знаний, умений, навыков (компетенции), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ
Квалификационное испытание Испытание для установления уровня квалификации эксперта
КИМ Контрольные измерительные материалы
КК Конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации
Минобрнауки России Министерство образования и науки Российской Федерации
Образовательная организация Организация, осуществляющая образовательную деятельность
ОИВ Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования
ПК Предметная комиссия субъекта Российской Федерации
Порядок Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205)
ППЭ Пункты проведения экзаменов
ПО Программное обеспечение
Правила формирования и ведения ФИС/РИС Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755
РИС Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования
Развернутые ответы Ответы участников ЕГЭ (ГВЭ) на задания экзаменационной работы с развернутыми ответами
Рособрнадзор Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
РЦОИ Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации
СбФ Сводный сборник форм к Методическим материалам по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ в 2017 году
Статус эксперта Подтвержденный уровень квалификации эксперта
Участник ГИА Обучающийся, допущенный в установленном порядке к ГИА, выпускник прошлых лет, обучающийся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающийся, получающий среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, допущенный к сдаче ЕГЭ
ФИПИ ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
ФИС Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования
ФПК Предметная комиссия, создаваемая Рособрнадзором
ФЦТ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования»
Эксперт Лицо, отвечающее требованиям пункта 21 Порядка
ЭМ Экзаменационные материалы

Введение

Настоящий документ разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ГИА:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

3. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205).


 

Общие положения о деятельности ПК

1. Проверка развернутых ответов участников ГИА (в том числе устных ответов) осуществляется ПК по соответствующим учебным предметам.

2. ПК по каждому учебному предмету создает ОИВ в соответствии с пунктом 14 Порядка.

3. Кандидатуры председателей ПК, создаваемых в субъектах Российской Федерации, представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК в сроки, указанные в Приложении 2.

4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за две недели до начала ГИА.

5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора и ОИВ, в том числе Положениями о предметных комиссиях субъекта Российской Федерации.

6. ПК прекращает свою деятельность с момента утверждения ОИВ председателей ПК для проведения ГИА в субъекте Российской Федерации в следующем году.

7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее - эксперт):

1) наличие высшего образования;

2) соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

3) наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

4) наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;

5) наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном ОИВ.

8. ОИВ обеспечивает ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ или в РЦОИ. Такие помещения должны исключать возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа.

9. В помещениях, где находятся ПК, ОИВ обеспечивает размещение специального рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для предоставления возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

10. В помещениях, где находятся ПК, могут присутствовать:

члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;

общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, - по желанию;

должностные лица Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - по решению соответствующих органов.

11. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.

12. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящими Методическими материалами, соответствующее решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.

13. В период организации и проведения ЕГЭ ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов № 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов № 2), и устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам.

14. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

15. Сроки обработки экзаменационных материалов.

Обработка бланков ЕГЭ, включая проверку ПК развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена в сроки, определенные Порядком:

1) по русскому языку – не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;

2) по математике (профильный уровень) - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;

3) по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, проверка развернутых ответов ПК не предусмотрена;

4) по остальным учебным предметам – не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;

5) по экзаменам, которые проводятся досрочно и в дополнительные сроки, – не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.


 

Порядок формирования ПК

1. Региональные нормативные акты

1.Процедура подготовки экспертов ПК, а также формирования ПК (включая порядок присвоения статуса экспертам) требует формирования на региональном уровне пакета нормативных документов, регламентирующих организацию работы ПК и КК.

1.Пакет региональных нормативных документов включает в том числе:

Положение о предметной комиссии субъекта Российской Федерации;

Положение о конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации;

2. Порядок формирования предметной комиссии субъекта Российской Федерации (включая порядок подготовки экспертов, порядок организации и проведения квалификационных испытаний, присвоения статуса экспертам, а также анализа работы ПК в субъекте Российской Федерации).

2.В Порядке формирования ПК в субъекте Российской Федерации должны быть отражены в том числе:

требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников ГИА;

порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания;

описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов;

показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения;

порядок формирования ПК;

3. порядок проведения анализа работы ПК (перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3).

3.Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК устанавливаются на региональном уровне в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне.

Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК приведен в Приложении 2.

Статусы экспертов ПК

1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

Ведущий эксперт – статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.

Старший эксперт – статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя ПК) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

Основной эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.

 

2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:

требованиям к экспертам, определенным Порядком;

требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;

требованиям к результатам квалификационного испытания;

требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

Согласование и совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях

1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется трехуровневая система согласования и совершенствования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА (далее - система) осуществляются на федеральном и региональном уровнях.

1) На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:

- обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;

- оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания.

2) На региональном уровне система включает:

- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;

- обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.

2. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ и включают в себя проведение очных семинаров в текущем учебном году. В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов как на отдельные задания, так и на целые работы, оценивание которых демонстрирует понимание экспертами выработанных подходов к оцениванию развернутых ответов. Далее отобранные работы используются для проведения квалификационных испытаний экспертов в субъекте Российской Федерации.

3. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются ОИВ. Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...