Семейно-системные переплетения и их разрешения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Берт Хеллингер – Порядки Любви РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ
Издательство Института Психотерапии Москва
Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев
Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 400 с. Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и преследуется по закону. Опубликовано по соглашению с автором.
Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллин-гера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий - как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход: «В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей». «Инструментальная сторона» подхода — приемы и техники — ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения. Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).
ISBN 5-89939-049-2 © В. Heffinger, 2000 © Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к русскому изданию...11 Предисловие... 12 Познание путем отказа...15 Познание. 16 Научный и феноменологический путь познания. 17 Феноменологический метод...17 Отказ от намерений 18 Мужество. 18 Согласие.. 18 Философская феноменология19 Феноменологический метод в психотерапии20 Душа.21 Религиозная феноменология..22 Возвращение22 Семейно-системные переплетения и их разрешения. Самопознавательный и образовательный курс,..25 День первый..26 Опасное поведение.26 Наблюдение самого себя при расстановке...27 Больше или меньше28 Двойной перенос..28 Старшинство первой женщины..1..29 Счастье пугает.j...30 Расстановка: Сын принимает роль брата матери.\..30 Разница между идентификацией и идеалом..(..38 Принцип минимализма..J...38 Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми... 39 Любовь и порядок..140 Иерархия принадлежности41 Превосходство первой связи...<..41 Иерархия порядков.42 Иерархия внутри семейств.42 Интимная сфера..43 Ранг отношений в случае развода.43 Иерархия в организациях...45 Возражение..46 Решение не иметь детей.47 Осуществленное и неосуществленное...47 Последствия подобного выбора для отношений.48 Враждебное настроение..48 Плохие отметки в школе49 Пережитый траур49 Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца...50 Уравновешивание сил с помощью плохого..53 Порядки любви...54 Уравновешивание с помощью уважения...55 Расстановка: Жизнь за счет других55 Они здесь.57 Признание личной вины - источник силы.64 Помочь отцу сохранить лицо.65 Страдать легче, чем разрешить проблему.65 Разрешение проблем путем смирения причиняет боль...66 Прерванное движение любви к67
Боли в плечах..69 Решить проблему без долгих раздумий..69 Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми.70 Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений в семье..76 Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти.78 Доверие внутренней картине.79 Ответственность терапевта.80 О методе, использованном при расстановке семьи Тэи..81 Перенятое замешательство.81 Угроза самоубийства матери..82 Конец...83 Игра со смертью..85 Могила.86 Расстановка: Изгнанные родственники.86 Члены семейной системы..92 Живые и мертвые, убийцы и их жертвы, связанные между собой общей судьбой..93 Воздействие внутренней картины на семейно-системную динамику..94 Угроза самоубийства со стороны жены.94 Расстановка: Дочь замещает бывшую невесту отца..95 Благоприятное место для детей.99 Бессознательная идентификация с бывшим партнером одного из родителей100 Воля Бога и человек...101 Мать, страдающая наркоманией, и ее ребенок...103 Что приводит к наркотической зависимости...104 Пристрастие к наркотикам как самонаказание...106 Интуиция связана с любовью107 Исцеление путем движения любви к матери107 Проблема прерванного движения к любимому человеку и ее решение108 Решение проблемы с помощью заместителей родителей109 Терапия с помощью глубокого поклона109 Движение через родителей дальше111 День второй.112 Мстить, играя жертву.112 Уверение.113 Компенсация..113 Неожиданное облегчение..113 Достижение миролюбивой позиции.113 Распознать динамику двойного переноса.114 Расстановка: Исцеление двойного переноса.114 Прощение не рекомендуется..118 Последствия для ребенка...119 Расстановка: Умершие в детстве братья120 Полнота времени126 Напрасная борьба..127 Перенятый траур ослабляет...127 Проблему можно решить, если не зацикливаться на ней...128 Когда мы перегружены счастьем...129 Развод и вина..129 При легкомысленном разводе родителей дети наказывают самих себя130 Инстинктивное уравновешивание посредством искупления.130 Вина как средство отрицания реальности131 Значение сексуальных отношений при создании системных связей..132 Область влияния матери132 Различные способы «давать» другим и «брать» от других в семье... 133 Любовь к проблемам..134
Принять на себя роль жертвы...135 Расстановка: Отец — внебрачный ребенок, отец отца — запрещенная тема в семье...136 Парентифицирование: Ребенок принимает на себя роль родителя по отношению к собственным родителям.141 Искупление за смерть при родах...141 Самообман.144 Отец и сын..147 Неизвестный дедушка148 Уважение к матери.148 Смещенное усердие149 Расстановка: Дочь идентифицируется с бывшей невестой отца, перенимая ее чувства..150 Объективная и субъективная вина ребенка..154 Тоска по отцу..154 О ранге мужа и жены в семье155 Жена должна следовать за мужем, а муж — служить ей..156 Напрасная любовь.157 Что я тебе такого сделал, что я так зол на тебя?...158 Злость как защита от боли.159 Сдержанная злость.159 О злости..160 Осторожность и мужество.161 Расстановка: Сын замещает бывшего жениха матери.162 Семейно-системный орган равновесия164 О совести165 Невиновность.166 Совесть и уравновешивание..167 Позитивное и негативное уравновешивание167 Границы обмена..169 Уравновешивание с помощью благодарности и смирения..169 Бесконечная ясность ума...170 Оставить в покое то, что было..170 Пламя и пепел171 Исчезновение болей вспине.172 Расстановка: Нарушенное равенство и закон уравновешивания.172 Ревность и уравновешивание176 Невиновность и месть177 Верность и неверность...177 Перенятая месть.178 Размышления о невиновности..179 Подарок для матери179 Решения при кризисе легко принимаются, когда достигнута его крайняя точка179 Расстановка: Изменение внутренней динамики...180 День третий183 Беседы.183 Перенятые симптомы183 Еврейское происхождение.184 Чувство меры..185 Облегчение.186 Цена186 Исходное негативное чувство и как его изменить...188 Исцеление с помощью любви189 Запрятанное счастье...190 Познание другого рода...190 Отдавать что-то другому, не принимая ничего взамен191 Новая точка зрения192 Необоснованные представления ой идеальной связи..192 «Давать» и «брать» в отношениях между мужчиной и женщиной... 193 Позволить аффективному давлению утечь...194 Религиозная проблематика...194 Печаль по погибшим..195
Родители детей-инвалидов: как им помочь, сохраняя их достоинство.195 Что происходит, когда ребенок занимает не соответствующее своему рангу место в системе.196 На полпути к счастью198 Иметь или не иметь ребенка..198 Вторая жена199 Желание бросить курить200 Способ избавиться от головных болей..ч.. 200 Уважая умерших, уважать Бога..201 Отказ в уравновешивании.,...201 Расстановка: Идентификация младшей дочери с матерью матери... 202 Принимать или не принимать наследство...1205 Расстановка: Влияние судьбы...\...207 Короткая беседаJ214 Стоять, опираясь на обе ноги...,...214 Побег от полноты счастья..:...214 О целостности человека.214 Праздник215 Разница между симпатией и уважением...216 Равные среди равных..216 Примиряющее познание...217 О свободе и несвободе218 Сдержанность обеспечивает энергией восприятия и силой218 Границы невиновности..218 Признание последствий наших решений облегчает жизнь.219 Необходимость внутреннего уважения родственников...220 Как помочь жертвам сексуального совращения...220 Как помочь членам семьи, совершившим сексуальное совращение ребенка225 Сдержанность.226 Негодование...226 Изменница.227 Расстановка: Женщины, отождествляющиеся с божеством в семье..229 Понять голос Бога..229 Мужчины и женщины...236 Отступничество..236 Более высокая вера.238 Расстановка: И мертвые должны уступать место в системе.238 Подарок отжизни...243 Расстановка: Рано умерший отец...243 Расстановка: Внутреннее прекращение прежних отношений..247 Нет худа без добра..250 Следующий шаг..251 Отсутствиие свободы действий в семьях..251 Матьиее ребенок.252 Выполнение необходимого по отношению к состарившимся родителям252 Смелость осуществить необходимое.252 Будущие возможности...253 Ход жизни...254 Уважать и ценить прошлое254 Порядки принадлежности. Фрагменты курса для семейных консультантов...255 Решение проблемы как духовный процесс...256 Расстановка: Усыновление при неспособности иметь детей...257 Плата за усыновление262 Очередность ответственности...263 Возражения участников.263 Право ребенка на собственных родителей265 Исцеление, направленное только на помощь жертве..265 Следующий шаг..266 Решение проблемы путем ее решения..268 Ужасное..269 Сострадание и искусство забывать270 Что важнее..271 Вина и ее воздействие не зависят от пола..271 Необходимость отказаться от возражений271 Понимание сущности проблем и исцеление272 Завещанные дети274 Расстановка: Усыновление внебрачного ребенка жены275 Возвращение..280 Причины заболеваний в семьях и их исцеление. Фрагменты семинара для пациентов, терапевтов и врачей, организованного в рамках международной конференции
«Медицина и религия»..283 Введение...284 Небо и Земля...284 Семейные группы, связанные общей судьбой..284 Семейно-системная связь и ее последствия284 Подражание и уравновешивание..285 Болезнь следует за душой...286 «Лучше я, чем ты»...286 Знающая любовь289 Готовность ребенка к «исчезновению»..289 Даже если ты уйдешь, я останусь..290 «Я последую за тобой»291 «Я поживу еще немного»...291 Вера, способствующая болезни.292 Исцеляющая любовь..292 Болезнь и искупление вины..293 Компенсация путем искупления вины, приносящая двойное страдание..293 Уравновешивание путем принятия жизни как дара и примирительных действий..294 Искупление вины как суррогат отношений.295 На Земле вина преходяща..296 Болезнь одного, замещающая искупление другого..296 Болезнь из-за отказа принять собственных родителей297 Уважение родителей соответствует уважению Земли...297 Неосуществленное.297 Расстановка: «Я последую за тобой»..299 Расстановка: Мать следует за своим умершим ребенком-инвалидом.307 Расстановка: Лучше умереть, чем поклониться отцу318 Расстановка: Последствия детского полиомиелита, тяжелой беременности и трудных родов324 Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола.330 Идентификация с лицом противоположного пола как причина гомосексуальности и психозов.333 Сын в качестве заместителя друга матери..„^335 Познание служит основой акта исцеления...7...335 Расстановка: «Лучше я, чем ты»...336 Расстановки семьи воздействуют через образы внутренней картины...342 Что такое «правильное»?343 Расстановки семьи с помощью символов.344 Расстановка: Один брат умер вскоре после рождения, другой покончил самоубийством...345 Самоубийство из любви.349 Чтобы защититься отболи, мы ищем виноватого...349 Неуместные вопросы.350 Как должен поступать терапевт в процессе расстановки семьи.350 Когда сам пациент должен встать на свое место в констелляции... 351 Расстояние между местами умерших и живых в констелляции.351 Расстановка: Наркомания дочери вследствие отсутствия мужских энергий в семейной системе...352 Дети должны следовать за своим отцом, так же как их мать должна следовать за своим мужем.357 Расстановка: Отсутствие эмпатии к мужчинам360 Системное превосходство настоящего..365 В семьях дети замещают партнеров по отношениям, предшествующим нынешнему браку родителей...365 Рождение внебрачных детей вовремя брака..■».366 Сообщать детям об аборте нельзя.367 Когда решения проблемы нет368 Расстановка: Несчастный случай с сыном в соответствии с правилом: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!».369 Расстановка: Анорексия как результат внутреннего убеждения: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»..373 Волчий аппетит и последующая рвота: булимия.377 Как важно быть в согласии с Высшим.378 Два рода знания..379 Эпилог381
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, которые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни. Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотерапевта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. Приступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд однотипных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, прибегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ — «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, какая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и составляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда открыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И прежде всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь пациенту сделать это — вот основная задача психотерапевта. Конечно, читая Берта Хеллингера, трудно избавиться от невольно возникающих ассоциаций с известным и подобным. Да и сам автор не скрывает источников своего психотерапевтического метода, прямо указывая на тех, чьи работы в той или иной степени повлияли на становление его собственного подхода к семейно-системной групповой терапии. Многие психотерапевты, о которых упоминает автор в «Эпилоге», разумеется, хорошо известны русскому читателю. Мне хотелось бы отметить, что сам Берт Хеллингер называет себя не психотерапевтом, а просто терапевтом, подчеркивая свой особый подход к самой проблеме исцеления и к проблеме пациента. Иногда, читая о «правилах» семейно-системной динамики и психотерапевтических методах, к которым Хеллингер пришел опытным путем, невольно ловишь себя на мысли, что нечто подобное встречал в других древних культурах. То, что говорит автор о любви, о смерти, об отношении к умершим, почти дословно совпадает с тем, что можно прочесть в буддийских тибетских текстах. Автор не скрывает близости своего мировоззрения к китайскому даосизму. Хотя, нельзя не заметить, что Хеллингер старается по возможности дистанцироваться от любых религиозных и вообще культурно обусловленных контекстов, поскольку считает, что они лишь заслоняют от нас Реальность. Возвращение в Реальность — тот общий итог, к которому мы должны в конце концов прийти. Берт Хеллингер способен помочь тому, кто осознал и стремится к этому. Я уверен, что всякий, кто прочтет книгу, непременно сделает хотя бы шаг в этом направлении. Сергей Лепехов, доктор философских наук
ПРЕДИСЛОВИЕ Дорогие читатели! Вы держите в руках книгу, наиболее полно излагающую основные принципы моей терапевтической работы, то есть техники семейно-сис-темных расстановок. Она полезна не только терапевтам, но и неспециалистам при решении проблем их повседневной жизни. Весь ее материал демонстрирует, что освобождающее и исцеляющее познание возникает у нас только тогда, когда мы готовы взглянуть на реальность непредвзято. Центральной темой этой книги являются порядки любви, определяемые самой жизнью, иными словами, законы, царящие над отношениями между различными членами семейной группы. Действительно, любовь является позитивной силой только тогда, когда мы знаем об этих законах и соблюдаем их. Слепая любовь часто вводит нас в заблуждение из-за незнания этих порядков. Напротив, когда людям известны законы, управляющие любовью, и они соблюдают их, любовь в нашей жизни не только приносит желанные результаты, но и оказывает благотворное и исцеляющее воздействие — как на нас лично, так и на всех окружающих нас людей Эта книга содержит лишь слегка сокращенные стенограммы трех терапевтических семинаров, посвященных обсуждению используемых мной техник расстановок семьи. Первый семинар — «Семейно-системные переплетения и их разрешения» — был посвящен самопознанию и профессиональному совершенствованию группы терапевтов. Этот курс является введением в технику расстановок семьи и позволяет продемонстрировать силы, вызывающие системные переплетения судеб одних членов семьи с судьбами других, а также действие законов, в соответствии с которыми подобные переплетения развиваются. Самый важный аспект курса — демонстрация способов, с помощью которых терапевт может определять момент освобождения пациента от его системных переплетений, а также техники и правила, которые следует соблюдать при этой работе. Читатель быстро поймет, что фундаментальное, действующее во всех семейных системах поле сил требует, чтобы все члены семейной группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохраняла равновесие. Это требование не позволяет по какой-то причине исключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключенного будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим членом этой семейной системы в следующих поколениях. Такой процесс я называю «переплетением». Но как только исключенный член семьи восстанавливается в правах (то есть остальные члены семьи признают его, выражают ему свое уважение), любовь, с которой они это делают, исправляет допущенную ранее несправедливость и избавляет других членов системы от неизбежного повторения ошибок и даже судьбы ранее исключенного члена семьи. Этот процесс я называю «разрешение проблемы». Системное переплетение всегда является результатом архаичных порядков, действующих в совместной семейной жизни, согласно которым ужасное искупается ужасным и невиновные «слабые» (или младшие) отвечают за действия виноватых «сильных» (или старших) и искупают их грехи. Узел переплетения может быть развязан с помощью исцеляющих действий, восстанавливающих принадлежность к семейной системе и уравновешивающих ее — например, признания, выражения любви и уважения. Таким образом создается другой порядок, который действует во благо данной семейной системы. Первый порядок семейной жизни, то есть порядок, вызывающий вредное переплетающее влияние, и второй порядок, который позитивно воздействует на пациента и лечит его, — это «порядки любви». Второй курс — семинар для психотерапевтов и семейных консультантов. В данной книге публикуются только те части семинара, в которых обсуждается вопрос о системном месте детей, потерявших одного или обоих родителей, и последствия усыновления, когда детей отдают лицам, не принадлежащим к собственной системе ребенка, или когда чужие люди усыновляют ребенка без реальной необходимости. Третий курс — семинар для клиентов, их врачей и терапевтов, в ходе которого клиентам была предоставлена возможность расставить родительские семьи и собственные семьи на глазах нескольких сотен наблюдателей. Во время этих расстановок участникам, играющим роли членов семьи клиента, и присутствующим зрителям были видны не только причины тяжелых болезней, несчастных случаев или самоубийств в семьях, но и возможности изменения в этих семьях. Разнообразная тематика курсов делает книгу многоплановой. Во-первых, читатель найдет на ее страницах специально подобранные стенограммы, позволяющие непосредственно наблюдать все усилия терапевта, направленные на поиск решения проблем клиентов, словно он сам присутствовал на семинаре. При этом не исключено, что он сможет найти путь, который выведет его из личных кризисов или поможет справиться с психическим заболеванием. Во-вторых, при помощи рисунков, представляющих расстановки и движения лиц, участвующих в этих расстановках, читатель увидит и поймет сущность важных терапевтических приемов и подходов. Расстановки семьи — простые, но эффективные техники, не только проясняющие природу скрытых семейно-системных переплетений и их разрешений, но и дающие возможность провести терапию прерванного движения любви ребенка к своей матери или отцу. Когда терапевту удается привести это движение к цели, страх, эмоциональные и даже психические расстройства, вызванные ранней разлукой с родителями или их потерей, излечиваются или ослабляются. В-третьих, всем, кто желает глубже изучить проблематику порядков любви и узнать, каким образом постигается их скрытая динамика, книга позволит лично прочувствовать тот факт, что освобождение и исцеляющее решение для пациента внезапно, словно молния из темноты, проявляется в результате сосредоточенной и внимательной работы терапевта с расставленной семьей. Этот путь познания я называю феноменологической психотерапией. Эпилог поможет читателю лучше понять не только описанные техники, но и путь моего профессионального развития. Я попытался прояснить цели своей терапевтической работы и выяснить природу тех познаний, на которые опирался в своих действиях. Надеюсь, что вы получите удовольствие от чтения этой книги. Я был бы очень счастлив, если благодаря ей вы смогли понять действие порядков любви. Надеюсь, что это понимание будет способствовать тому, что вы сможете испытать долгую и счастливую любовь. Берт Хеллингер
ПОЗНАНИЕ ПУТЕМ ОТКАЗА Начнем с короткого рассказа. Познание Представьте, что кто-то захотел наконец что-то узнать. Человек вскакивает на свой велосипед, едет туда, где совсем никого нет; и находит другой путь, вне всех границ обычного. Здесь нет никаких дорожных указателей, и человек может полагаться лишь на то, что видит собственными глазами и что может измерить собственными шагами. Его подгоняет восторг первооткрывателя, и то, что до сих пор было только предчувствием, становится уверенностью. Но путь кончается у большой широкой реки, и человек слезает с велосипеда. Он знает, что если хочет продолжить свое путешествие, то должен оставить на берегу все, что у него есть при себе. Ему также известно, что тогда он потеряет почву под ногами и погонит и понесет его такая великая сила, что ему останется только довериться ей. Понимая это, он колеблется и... отступает. И теперь, когда он едет домой, ему становится ясно, что он совсем мало знает о том, что помогает, и что лишь с трудом он может рассказать об этом другим. Слишком часто уже он чувствовал себя как тот человек, который догоняет другого велосипедиста, потому что у того дребезжит защитный щиток. И кричит ему: «Эй, ты, у тебя защитный козырек стучит!» — «Что?» — «Твой защитный козырек стучит!» — «Я не могу тебя понять, — кричит другой, — у меня защитный козырек стучит!» «Что-то пошло здесь не так», — думает он. Затем нажимает на тормоз и разворачивается. Несколько позже он спрашивает одного старого учителя: «Как же ты это делаешь, когда помогаешь другим? К тебе часто приходят люди и просят у тебя совета в таких вещах, в которых ты не очень-то разбираешься. И тем не менее потом им становится лучше». Учитель говорит ему: «Не в знании дело, когда кто-то останавливается на пути и больше не хочет двигаться дальше. Ибо он ищет безопасности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное не оставляет ему выбора. Так он и ходит по кругу. Но учитель не поддается отговоркам и иллюзиям. Он ищет середину, и там сосредоточенно ждет — как тот, кто подставил паруса ветру, — не придет ли ему слово, которое подействует. И когда к нему приходит другой, он находит его там, куда ему самому нужно, и это ответ для обоих. Они оба слушатели». И добавил: «Середина легка на ощупь».
Научный и феноменологический путь познания Два пути ведут к познанию. На одном наше сознание, стараясь ухватить неизвестное, стремится вперед до тех пор, пока не овладеет им и не сможет его использовать. Все усилия науки принадлежат этому пути; всем известно, в какой мере результаты этих усилий изменили наш мир и нашу жизнь, обезопасили и обогатили ее. Вступая на второй путь, мы останавливаемся в потоке первого, стремящегося, движения сознания и направляем свой взгляд не на какую-то деталь, не на что-то определенное и конкретное, а на целое. В этот момент наш взгляд готов одновременно воспринять все многообразие существующих перед ним феноменов. Когда мы предаемся этому движению сознания (например, окидывая взглядом ландшафт или стараясь оценить какую-то задачу или проблему), мы замечаем, что взгляд наш становится одновременно и наполненным и пустым. В самом деле, воспринять все многообразие феноменов можно только в том случае, если в первой фазе наблюдения мы не принимаем во внимание детали. При этом мы останавливаемся в стремящемся движении и как будто отступаем от восприятия подробностей до тех пор, пока не достигнем той пустоты, которая позволяет нам выдерживать многочисленность и многообразие феноменов. Такое сначала останавливающееся и потом отступающее движение я называю феноменологическим процессом восприятия — процессом, ведущим к познаниям иного типа, чем научный метод стремящегося движения познания. Тем не менее оба эти движения взаимно дополняют друг друга. И при научном, стремящемся движении иногда приходится останавливать познание и направлять взгляд от узкого к широкому, от близкого к более отдаленному. А познание, достигнутое феноменологическим путем, требует регулярной проверки подробностей вблизи.
Феноменологический метод На пути феноменологического метода познания человек, внутри определенного горизонта, воспринимает многообразие феноменов, не делая между ними выбора и не оценивая их. Следовательно, этот путь познания требует определенной свободы от оценок — как в отношении до сих пор существовавших представлений, так и в отношении всех возникающих душевных проявлений, независимо от того, эмоции ли это, намерения или суждения. Внимание при этом одновременно и сосредоточенно и рассеянно. Феноменологическая позиция требует напряженной и сознательной готовности к действию, но без его реализации. Таким образом, наша способность и готовность к восприятию повышается до высочайшей степени. Тот, кто выдерживает это напряжение, может наблюдать множество 2феноменов, существующих в пределах упомянутого горизонта, и неожиданно познает некую связь, некий порядок, некую правду или просто следующий необходимый шаг. Познание такого типа, как правило, ограничено, приходит к нам извне и воспринимается как дар.
Отказ от намерений Важнейшим условием для подобного вида познания является отсутствие какого бы то ни было намерения. Имеющий намерения вкладывает что-то личное в реальность, желает изменить ее согласно своим уже существующим представлениям и, возможно, хочет воздействовать на других или переубедить их. Но, поступая подобным образом, человек ведет себя так, как будто он имеет преимущество перед реальностью, как будто это она является объектом для него, субъекта, а не наоборот, он является объектом реальности. Только приняв это во внимание, можно понять, какой жертвой является отречение от наших намерений, даже самых позитивных... Впрочем, уже само благоразумие требует от нас подобного отказа, поскольку, как показывает опыт, многое, сделанное даже из лучших побуждений, зачастую не удается. Намерения не являются заменой познания.
Мужество Следующим условием этого типа познания является отсутствие страха. Тот, кто страшится того, что может разоблачить реальность, подобен зашоренной лошади. Для человека, боящегося реакции других, когда он рассказывает им о том, что ощущает, дальнейшее познание становится недоступным. И когда терапевт боится открыто удостоверить реальность болезни своего пациента — например, факт, что тому остается мало времени, — тогда пациент перестанет доверять ему, потому что осознает, что реальность его болезни не по силам терапевту.
Согласие Отсутствие намерений и страха способствует согласию с реальностью, такой, какая она есть, со всеми ее устрашающими, подавляющими и ужасными аспектами. Поэтому терапевт должен быть в согласии со счастьем и несчастьем, с невиновностью и виной, со здоровьем и болезнью, с жизнью и смертью. Именно благодаря этому согласию он получает познание и силу, с помощью которых может смотреть страшному в глаза и иногда изменять его к лучшему. Следующая притча поясняет принцип такого согласия. Ученик спросил мудреца: «Скажи мне, что такое свобода?» «Какая свобода? — ответил мудрец. — Свобода бывает разная. Первая свобода - глупость. Она как конь, который, встав на дыбы, сбрасывает с себя седока. Из-за этого коню потом придется сильнее почувствовать на себе твердую руку всадника. Вторая свобода -раскаяние. Она подобна рулевому, который остается на тонущем корабле, вместо того чтобы спуститься в спасательную шлюпку. И третья свобода — познание. Она приходит к нам после глупости и раскаяния. Она как стебель, который раскачивается на ветру, но не ломается, потому что гибок». «И это все?» - удивился ученик. Тогда мудрец ответил ему: «Иные полагают, что это они сами ищут истину в своих душах. Но это Большая Душа думает и ищет через них. Как и природа, она может позволить себе заблуждаться; она беспрерывно и без труда заменяет плохих игроков новыми. Тому же человеку, который позволяет ей думать, она предоставляет некоторую свободу действий и, как пловца, позволяющего реке нести себя, выносит его общими усилиями на берег».
Философская феноменология Несколько слов о философской и терапевтической феноменологии. В философской феноменологии речь идет о восприятии только сущностной природы феноменов, когда человек открывает им себя полностью. Сущность появляется из скрытого внезапно, как молния... И проявившееся всегда превосходит то, что человек мог бы выдумать сам или логически вывести, исходя из уже известных представлений или понятий. Однако возникшее никогда не проявляется во всей своей полноте. Оно продолжает оставаться окутанным, скрытым, подобно тому, как бытие окутано небытием. Используя этот метод, я осознал самые важные аспекты совести, а именно тот факт, что совесть действует как системный орган равновесия, с помощью которого мы в состоянии немедленно почувствовать, живем ли мы в согласии с нашей системой или нет, то есть сохраняют ли и обеспечивают ли наши действия принадлежность к системе нашей группы, не подвергают ли они ее опасности и не упраздняют ли ее. «Иметь спокойную совесть» в таком случае значит только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А «неспокойная совесть» означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Следовательно, совесть не связана с какими-то абсолютными, общими законами и истинами; она относительна и меняется от группы к группе. Подобным же путем я пришел и к тому, что совесть реагирует совершенно по-другому, когда речь идет не о праве на принадлежность к системе, а о равновесии между количеством того, что индивидуум «отдал» другим членам в своей системе, и тем, что он «получил» от них. Кроме того, совесть реагирует по-другому тогда, когда она охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Но самым важным из обнаруженных мною аспектов совести является то, что существует разница между осознаваемой и скрытой, то есть бессознательной, совестью. В самом деле, когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты. Конфликт между этими двумя типами совести — основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь. Феноменологический метод в психотерапии Однако к этим выводам я пришел не путем философского размышления или философского использования феноменологического метода. Я нашел их при помощи еще одного средства, которое я называю знание через участие. Подобное знание достигается во время расстановок семей, при условии, что такая расстановка проведена на основе феноменологических принципов. Когда клиент расставляет свою семью, он произвольно выбирает из участников группы представителей, замещающих в расстановке его самого и основных членов его семьи, например, отца, мать, братьев и сестер Затем, сосредоточившись, пациент расставляет этих лиц в определенном порядке по отношению друг к другу. В результате внезапно обнаруживается нечто удивительное. Дело в том, что в процессе расстановки пациент входит в соприкосновение с определенным знанием, которое до этого было ему недоступным. Недавно один коллега рассказал мне, что в ходе расстановки семьи одной его пациентке стало ясно, что она по системному принуждению бессознательно отождествляет себя с какой-то бывшей подругой своего отца. Когда же она расспросила отца и других родственников, те уверили ее, что она ошибается. Но вдруг через несколько месяцев ее отец получил известие из Беларуси. Оказалось, что какая-то женщина, сильно любившая его во время войны, долг
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|