Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативные результаты

Рекомендации Матвеевой Е. И. для учителей начальной школы

Предметный курс «Литературное чтение»

Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по предметному курсу «Литературное чтение», важно выстраивать учебную деятельность в 1-4 классах таким образом, чтобы в течение 4-х лет обучения были достигнуты следующие планируемые результаты, понимаемые как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов.

Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

· осознание себя членом многонационального российского общества и государства;

· осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

· сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

· становление гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;

· формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

· развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей;

· формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

· установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

Познавательные результаты

Учащиеся научатся:

– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);

– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

– классифицировать объекты на основе заданного параметра;

– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами.

Регулятивные результаты

Учащиеся научатся:

– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;

– уточнять формулировки задач;

– выдвигать и проверять гипотезы;

– оценивать результат деятельности на основе критериев;

– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;

– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;

– определять причин своих и чужих недочетов и подбор специальных заданий для их устранения;

– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;

– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для отработки способа действия и творческих работ;

– редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;

– определять границы собственного знания / незнания.

Коммуникативные результаты

Учащиеся научатся:

– понимать позиции разных участников коммуникации;

– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением);

– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;

– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);

– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;

– проявлять интерес к различным точкам зрения;

– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;

– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;

– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

1. В речевой и читательской деятельности овладение способами:

синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя;

– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;

– сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;

– отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;

– определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;

– пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;

– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;

– самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;

– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронный журнал «Кукумбер»; «Литературные пампасы»; «Библио Гид» и др.);

– выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;

– создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору;

– создания монологического высказывания;

– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.

2. В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение

– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;

– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;

– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;

– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;

– способами характеристики персонажей, их поступков;

– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;

– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;

– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).

3. В творческой деятельности у чащиеся научатся

– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);

– редактировать собственный текст;

– интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.;

– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;

– создавать презентации по результатам исследования произведений;

– проектировать свою деятельность.

В процессе изучения курса «Литературное чтение» развивают­ся общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анали­зировать, выделять существенное, схематически фик­сировать новый опыт, работать с тек­стами разной видово-жанровой специфики, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои версии и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи меж­ду процессами, фиксировать результаты исследования текстов, включать свои открытия в контекст анализа.

Тематическое содержание курса подбиралось так, чтобы:

· на первых этапах рабо­ты учащиеся учились приобретать опыт общения с различными авторскими позициями, замыслами, отношениями к миру, природе, человеку, что позволяет в дальнейшем самостоятельно исследовать тексты разной видово-жанровой специфики;

· у де­тей формировался читательский кругозор на основе открытого в совместной деятельности способа чтения;

· знакомство с элементарными литературоведческими понятиями, приемами анализа, интерпретации и преобразования текстов происходило гармонично, системно, в единой логике познавательного движения.

Материал и форма конкретных заданий, творческих задач составлены с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы моделирования, иллюстрирования, практических приемов работы с текстами. Обраща­ется особое внимание на проведение творческих работ и на формирование умения работать с тек­стами и информацией.

Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

Основные содержательные линии предмета «Литературное чтение» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Речевая и читательская деятельность», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность».

 

Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные блоки:

речевая и читательская деятельность (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

литературоведческая пропедевтика (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; освоение авторских приемов создания образов с помощью изобразительных средств; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов анализа для понимания авторской позиции);

творческая деятельность (овладение законами и способами создания нового текста).

Планируемые результаты обучения курса «Литературное чтение»

В результате освоения программы курса в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

1) личностных результатов:

– учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

– принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

– имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;

– имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

– имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

2) метапредметных результатов:

– считают книгу источником информации;

– читают текст целыми словами;

– отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

– определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

– имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;

– выделяют в тексте абзац;

– контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

– находят страницу книги по номеру;

– пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;

– умеют соотносить текст и иллюстрацию;

– участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

3) предметных результатов:

– имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;

– различают прозаический и стихотворный тексты;

– связывают заглавие произведения с его содержанием;

– имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

– имеют представление о разнообразии интонации в произведении;

– определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);

– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

– способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;

– способны кратко описать образа персонажа;

– имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

В результате освоения программы во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

1) личностных результатов:

– учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;

– представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;

– принимают различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;

– принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

– различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;

– различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

– проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре.

2) метапредметных результатов:

– правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

– в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

– определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

– выбирают заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;

– имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

– имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;

– в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;

– оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

– могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника;

– подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;

– могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи);

3) предметных результатов:

– имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;

– имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

– определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

– имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;

– составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);

– критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

– наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);

– соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;

– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

– раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;

– пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;

– создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;

– выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».

В результате освоения программы в 3-ем классе планируется достижение младшими школьниками следующих

личностных результатов:

– учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям;

– понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;

– следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;

– проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;

– понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;

– проявляют интерес к самостоятельном выбору книги для чтения;

метапредметных результатов:

– правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;

– самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания);

– в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;

– имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;

– структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;

– составляют модели жанров и изобразительных средств языка;

– имеют представление о библиотеке: ее назначении и устройстве;

– в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом;

– оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.

– способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;

– выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов;

предметных результатов:

– имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;

– определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам;

– в произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;

– имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;

– различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;

– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;

– пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств;

– пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица;

– восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);

– инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;

– отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;

– создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;

– создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;

– делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения.

В результате освоения программы в 4-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов:

– учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;

– способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;

– имеют представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;

– следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы;

– ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору;

– способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;

метапредметных результатов:

– грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;

– самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;

– самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;

– пользуются некоторыми модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами; относить произведения к определенному виду, жанру и типу речи;

– дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно-следственных связей;

– создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи;

– способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели;

– выступают с рассуждением по предложенной теме;

– доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;

– выступают с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы привлечения внимания слушателей во время выступления;

– оценивают собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся;

– запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию;

– находят в Интернете необходимую информацию по проблеме;

– подбирают иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа-рассуждения;

– применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий; средств создания образов;

– анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства;

– создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.;

предметных результатов:

– имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);

– имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;

– имеют представление об эпосе, лирике, драме;

– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения, противопоставляют характеристики персонажей;

– сравнивают два (более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

– на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;

– отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;

– различают художественное произведение и публицистическое;

– выделяют особенности учебного, познавательного текста;

– определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

– в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;

– выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;

– создают отзывы, эссе на заданную тему;

– редактируют собственный текст;

– сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;

– пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);

– самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;

– ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.

В итоге учащиеся начальной школы осознают место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимают значение этого предмета для формирования общей культуры человека, обогащения его общего кругозора.

Примечание: обратите внимание на формулировку цели и задач курса «Литературное чтение» в настоящих методических пособиях [1], по которым вам предстоит работать. И замените данные цели и задачи выше названными планируемыми результатами.

Изменения в тематическом планировании предметного курса

Новое тематическое планирование составлено с указанием основных направлений работы по курсу «Литературное чтение»: «Речевая и читательская деятельность на уроке»; «Литературоведческая пропедевтика»; «Творческая деятельность учащихся».

В планировании указаны направления внеурочной деятельности по данному предметному курсу.

Примерное тематическое планирование прилагается.

Для составления партитур-конспектов уроков по литературному чтению вам предлагается форма технологической карты блока уроков. Вы можете пользоваться данной формой, включая в нее содержание любого урока или нескольких уроков сразу. Данная карта поможет вам целостно видеть и реализовывать на практике деятельностный подход.


[1] См, например, «Пособие для учителя «Обучение литературному чтению в начальной школе.

1 класс», – М.: ВИТА-ПРЕСС, с. 9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...