Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Философский аспект анализа суицида.

Американский философ и психолог У. Джемс называл гетерогенность сознания источником смертельной борьбы между двумя "Я": реальным и идеальным. Краткий обзор идей У. Джемса по данной проблеме представляет из себя следующую картину: существует два основных типа темпераментов человека в зависимости от отношения к наличному злу в мире, а именно:

1. «однажды рожденные» -   оптимисты

2. «дважды рожденные» - пессимисты

Преодоление разбалансированности психики, внешнее проявление которой практически незаметно; а внутреннее в форме пессимизма проявляет себя как раздвоенность сознания на «Я» реальное и идеальное,  возможно через сознательно подготавливаемый суицид, либо через обретение «вершины сознания» (т.е. через руководящую всем поведением человека идею, истоки которой лежат за пределами рационального, она есть ВЕРА в кого-то или во что-то как основной ограничитель абсолютной внутренней свободы).

Единственным исходом этой борьбы за смысл индивидуального существования является путь обретения веры. Джемс настаивал на спасительном характере любой веры по отношению к суицидальным попыткам Он рассматривал подобное кризисное состояние сознания как форму "религиозной болезни", когда на нормальный религиозный запрос не дается нормального религиозного ответа. По его утверждению, именно личности с развитым, "преизбыточным" интеллектом труднее всего следовать абсурдной логике бездоказательной веры. Возникает ситуация, когда индивидуальное человеческое сознание выступает в качестве основного источника дисгармонии внутри личности, которая оказывается глубоко несчастна, и в которой на место "инстинкта любви" выступает противоположный ему "инстинкт смерти", используя фрейдовскую терминологию.

Вера, воля, свобода выступают при таком видении проблемы как атрибуты человеческой природы, но у феномена индивидуальной веры сохраняется особая функция по отношению ко всему сознанию человека в целом.

  В ера - это принципиальная несвобода, но она же организующее (смысловое начало) и основной импульс к действию (к тому, чтобы жить). Л. Н. Толстой вполне подтверждает эту мысль, когда подводя мучительный итог своим исканиям, пишет: "...Я начинал понимать, что в ответах, даваемых верою, хранится глубочайшая мудрость человечества, и что я не имел права отрицать их на основании разума, и что главные ответы эти одни отвечают на вопрос жизни''

Парадигму "несчастного сознания" в русской культуре задолго до метаний Л. Н. Толстого воссоздал Ф. М. Достоевский, которому принадлежит несомненная заслуга раскрытия внутренней логики "умного самоубийства".

Будучи не только гениальным психологом по своим природным наклонностям, но и сыном врача по своему социальному происхождению он серьезно интересовался вопросами психиатрии, в частности, наблюдая за газетными публикациями фактов самоубийства. Он активно отстаивал позицию, что гораздо чаще, чем это видится современным врачам, самонасилие может явиться результатом не сумасшествия, а определенного характера мировоззрения.

"Опять новая жертва и опять судебная медицина решила, что это сумасшедший! Никак ведь они (то есть медики) не могут догадаться, что человек способен решиться на самоубийство и в здравом рассудке от каких-нибудь неудач, просто с отчаяния, а в наше время и от прямолинейности взгляда на жизнь. Тут реализм причиной, а не сумасшествие".

"Для иного наблюдателя все явления жизни проходят в самой трогательной простоте и до того понятны, что и думать не о чем, смотреть даже не на что и не стоит. Другого же наблюдателя те же самые явления до того иной раз озаботят, что (случается, даже и нередко) - не в силах, наконец, их обобщить и упростить, вытянуть в прямую линию и на том успокоиться он прибегает к другого рода упрощению и просто запросто сажает себе пулю в лоб, чтоб погасить свой измученный ум вместе со всеми вопросами разом. Это только две противуположности, но между ними помещается весь наличный смысл человеческий".

Теорию писатель тут же иллюстрирует примером из жизни:

Самоубийца - молодая девушка лет двадцати трех или четырех не больше, дочь одного слишком известного русского эмигранта и родившаяся за границей, русская по крови, но почти уже совсем не русская по воспитанию

"Она намочила вату хлороформом, обвязала себе этим лицо и легла на кровать... Так и умерла.

Комментируя предсмертную записку несчастной девушки, Достоевский, не ведая об истинных причинах самоубийства, пишет: "В этом гадком, грубом шике, по-моему, слышится вызов, может быть, негодование, злоба, - но на что же? Просто грубые натуры истребляют себя самоубийством лишь от материальной, видимой, внешней причины, а по тону записки видно, что у нее не могло быть такой причины

На что же могло быть негодование?.. на простоту представляющегося, на бессодержательность жизни? Это те, слишком известные, судьи и отрицатели жизни, негодующие на "глупость" появления человека на земле, на бестолковую случайность этого появления, на тиранию косной причины, с которой нельзя помириться?

просто умерла от "холодного мрака и скуки", с страданием, так сказать, животным и безотчетным, просто стало душно жить, вроде того, как бы воздуху недостало. Душа не вынесла прямолинейности безотчетно и безотчетно потребовала чего-нибудь более сложного..."

"Аристократически-развратному" уходу из жизни Достоевский противопоставляет самоубийство "нравственно-простонародное".

"...Во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка, швея, - "потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы". Прибавлялось, что выбросилась она и упала на землю, держа в руках образ (то есть икону). Этот образ в руках - странная и неслыханная еще в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто - стало нельзя жить

По существу, и Достоевскому, и Джемсу удалось определить парадигму «несчастного сознания» самоубийцы-интеллектуала, заключенную в двух основных несоответствиях человека и мира:

1) тоска по гармоничному устройству мира, по тому, что «за пределами природы» существует дух, и полная невозможность доказать существование разумного начала вне человека;

2) тоска о Боге как всемогущей личности при невозможности доказать его бытие.

По Камю, самоубийство - один из способов борьбы с абсурдом бытия, один из методов познания мира. "Дойдя до своих пределов, ум должен вынести приговор и выбрать последствия. Таковыми могут быть самоубийство и возражение". Но просто самоубийство так же абсурдно, как и сама жизнь, не имеющая цели (смысла). А вот смерть-самопожертвование - есть деяние с гармонизирующей основой. Самоубийство как бунт против непознаваемости мира бесплодно, ибо "самоубийство есть полная противоположность бунта, так как предполагает согласие... На свой лад самоубийство тоже разрешение абсурда, оно делает абсурдной даже саму смерть".

П. Ширихев, заведующий лабораторией психологии межгрупповых отношений Института психологии АН СССР, кандидат философских наук:

"Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования.

Можно выделить три формы суицида:

1. Истинный (когда человек действительно хочет убить себя).

2. Аффективный (с преобладанием эмоционального момента).

3. Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности).

 

 Первый в основном характерен для мужчин, второй и третий - для женщин. Причем истинный суицид, как правило, "удается" самоубийцам.

А вот мнение специалиста - руководителя Всесоюзного научно-методического суицидологического центра доктора медицинских наук А. Амбарцумовой:

"Самоубийство - это социально-психологическое состояние личности в условиях неразрешенного конфликта, реализация вполне осознанного желания добровольно уйти из жизни. Поэтому неверно считать всех самоубийц сумасшедшими.

Причин суицида много. Для Москвы, скажем, очень характерна такая причина, как одиночество, которое в сочетании с городскими суперстрессами социально-экономического характера приводит очень многих к роковому концу. Играет свою зловещую роль пресловутый микроконфликт: претензия личности к личности. Мы попросту не умеем нормально, по-доброму общаться друг с другом".

Американский психолог из Колумбийского университета Джеффри Янг называет одиночество младшей сестрой депрессии. Не каждый одинокий человек страдает депрессиями, но каждый, кого они мучают - одинок. А от депрессии до самоубийства путь порой бывает короче, чем из прихожей в комнату, к телефонному аппарату.

Проблемы молодых людей, как юношей, так и девушек, связаны в первую очередь с тем, что они не могут найти себе партнера или же не в состоянии наладить с ним такие отношения, которые удовлетворяли бы обоих. Среди людей старшего возраста это в основном женщины, у которых вдруг опустел дом, когда выросшие дети вылетели из гнезда, или которых оставил муж.

"Одиночество потому воспринимается как нечто ужасное, - объясняет доктор психологических наук Регула Фрейтаг, работающая в Обществе по предотвращению самоубийств (Германия), - что мы никак не можем понять: это состояние вообще присуще человеку. Любому из нас знакомо чувство, что он один на всем белом свете, что возможности выразить себя, как-то заявить о своем "я" в принципе очень ограниченны. Людям было бы неприятно это сознавать, и мысли об одиночестве они подсознательно стараются подавлять". Увы, попытка загнать джинна в бутылку не всегда бывает удачной. Всегда есть опасность, что пробку однажды выбьет.

Когда немецкая актриса Мария Шелл приняла чрезмерную дозу снотворного, чтобы уйти из жизни, окружающие были потрясены - ведь она всегда была такой жизнерадостной, энергичной!.. Оказалось, что она просто маскировала свое одиночество: "Мне ведь никто не давал права отравлять окружающим жизнь из-за собственных неприятностей..."

IV. Возможные причины и способы ухода из жизни

Полностью отвергает возможность самоубийства лишь тот, для кого его собственная жизнь является ценностью, выше которой ничего нет и быть не может.

Есть люди сильные, они идут на самоубийство обдуманно, в этом проявляется их сила.

Столкнувшись с неразрешимыми проблемами, сильные люди нередко готовы бежать из мира живых в царство Танатоса.

"В 1926 г., когда катастрофа была для меня слишком близкой - пишет Михаил Зощенко, - когда противоречия и конфликты ужаснули меня и я не находил выхода, я увидел странный сон.

Я увидел, что в мою комнату входит Есенин, который только недавно умер, повесился. Он входит в комнату, потирая руки, счастливый, довольный, веселый, с румянцем на щеках. Я в жизни никогда его таким не видел. Улыбаясь, он присаживается на кровать, на которой я лежу. Наклоняется ко мне, чтобы что-то сказать.

Но вот шли годы. Я позабыл об этом ночном инциденте. И только теперь, припоминая все, что было, припомнил этот сон. И тотчас понял, что он означал для меня в то время. Ведь он означал: посмотри, как мне теперь хорошо, взгляни, какой я теперь счастливый, здоровый, беззаботный. Милый друг, поступи, как я, и ты будешь в безопасности от тех ужасных бед, которые нас с тобой раздирали.

Вот что означал этот сон, угодливо подсунутый мне низшим этажом (сознания), который страшится опасностей значительно, видимо, больше, чем страшится смерти, ибо не понимает, что это такое, - вернее, не понимает ее так, как мы понимаем ее разумом.

Есть люди слабые, у них самоубийство это проявление слабости. И есть третьи - большинство, обычные люди. И если они живут, а не существуют, то очень часто их размеренная, благополучная жизнь прерывается каким-нибудь трагическим событием, ставящим их на грань самоубийства. В такие моменты человек настолько ослеплен своей бедой, что не способен о чем-либо мыслить, а тем более мыслить правильно. И тогда даже сильные люди делают непоправимый шаг, тогда как им надо было только взглянуть на ситуацию адекватно.

.Но если вы продолжаете настаивать на том, что ваше мнение более правильно на том основании, что болит-то у вас, а не у них, то я вам сообщу еще одну важную вещь, которую надо запомнить хорошо: ваше мнение на самом деле и не ваше вовсе. И вот почему. Те, кто прошел по самой грани и все-таки преодолел нежелание жить, тот знает, что думает человек через несколько месяцев спустя. А думает он чаще всего вот что: "Какой ужас, а ведь я чуть не убил себя из-за такой ерунды. Подумать только, ведь я мог бы сейчас уже (столько-то месяцев) лежать в могиле. Кошмар." Так какое мнение было правильным? Когда вы мылили петлю, или когда ужасаетесь сами себе несколько месяцев спустя? Очевидно, что второе. Значит тогда ваше мнение даже с вашей точки зрения было неправильным. Значит то, что вы думаете, не обязательно является вашим настоящим мнением.

-  Смерть должна быть желанна сама по себе, а не как избавление от жизни.

Если вы ненавидите мир, то ваше мнение неадекватно. Каждый человек проходил через любовь к миру и через ненависть к нему. Если только он не безмозглый скот. Тот, кто уходит, должен придерживаться такого взгляда на мир. "Мир разнообразен, в нем есть островки хорошего, есть островки плохого, есть океан где все это перемешано. Сейчас мне не повезло, я попал в ту часть мира, где жить нельзя. И нет путей перебраться туда, где хорошо. Поэтому я ухожу без ненависти к миру. То, что со мной случилось есть несчастный случай. Пусть другим повезет больше. Дай бог им счастья". Если вы не можете принять такую формулу ухода, то вы не понимаете своего действительного положения в мире и ваш уход не будет благородным.

Многие самоубийства совершаются в состоянии, которое выражается фразой: "Мне очень плохо. Я не могу больше терпеть". Во всех таких случаях наилучшим действием будет простое ожидание. Лучше всего, если человек будет сидеть в состоянии отупения. Чем дольше он просидит, тем меньше вероятность неоправданного самоубийства. Боль от долгого ожидания перегорает, как перегорает молоко в груди женщины если его перестать сцеживать. Обычно хватает нескольких дней. Если ничего не меняется, то причины горя действительно серьезные. (К сожалению не всегда есть возможность сидеть в «состоянии отупения». Быть может если бы человека в этом состоянии действительно оставили в покое, то у него было бы время на переосмысление произошедшего, но так бывает не всегда. По поводу серьезности причин – это скорее проблема внутренняя, чем внешняя. Казалось бы со стороны проблема не стоит и выеденного яйца, а для тебя это серьезная проблема, разрешить которую ты не в состоянии, в силу утраты защиты и нехватки своих внутренних резервов. Казалось бы разумом ты все понимаешь, все осознаешь, но вот сил пережить это нет никаких. И тогда действительно нужен покой, нужно время, осознание бессмысленности самоубийства, но к сожалению не у всех есть такая возможность и терпение. Иногда достаточно проснуться утром и понять как глупо было думать так вечером, а иногда боль не уходит годами и человек инстинктивно начинает искать смерти, сам себя он не убьет, но буде ежедневно подвергать себя риску, ругая свою судьбу и говоря, что он не заслужил смерти. Все сказанное это мое субъективное мнение, не претендующее на правоту.)

Очень часто реакцией на сильный стресс является состояние дремоты. Человек ложится в постель и целыми днями спит. Если это происходит, то не надо его тревожить.

.Если человек не может перейти в состояние отупения, не сидит на месте, ищет выхода, то ситуация опасна. Чтобы он не потратил энергию на подготовку своей смерти, надо направить энергию в другое русло. Вариантов много, например такие.

- Идти куда глаза глядят. Лучше в лес. Идти надо много часов, пока не свалит усталость и голод. Повернуть назад можно не ранее, чем захочется домой. Если в голове стали появляться какие-либо мысли, кроме мысли о своей беде, то значит боль начинает спадать.

- Ехать куда-нибудь далеко. Садитесь на поезд или электричку и едете как можно дальше. Нельзя садиться на ветку, оканчивающуюся тупиком. Только большие магистрали. Вокруг будет много людей, но это не имеет значения. Нигде человек не бывает настолько один и нигде нельзя так хорошо спрятаться, как в толпе. Общение с окружающими свести к минимуму, пока не захочется обратного.

Главнейшие психические установки, ведущие к самоубийству, следующие:

а). Крайне узкий взгляд на ситуацию. Выражается он в том, что мысли человека текут по одному и тому же кругу, не в силах вырваться из него. Интеллект полностью выключен, простейшие умозаключения становятся непосильными. Человек часами сидит, мозг напряженно работает, но вся его работа происходит вокруг простейших мыслей, вроде: "как плохо", "что делать?", "почему я?". Узость выражается и в том, что человек видит только текущий момент времени. Он не способен представить ни прошлого, ни будущего. Он как бы исходит из того, что его жизнь целиком состоит из того страдания, которое он испытывает сейчас. Простейшая мысль о том, что боль пройдет, ему недоступна.

б). Крайний эгоцентризм. Человек фиксируется на своей боли и потому не способен на "взгляд со стороны".

в). Самоизоляция. Человек не воспринимает окружающих людей как реальность. От попыток помочь он отмахивается, они только мешают ему сосредотачиваться на своей боли. Все предложения о выходе из ситуации отвергаются.

г). Обратная ситуация. Человек отчаянно ищет помощи, но не находит ее. После этого он забивается в свой угол и прекращает поиски.

д). Крайняя усталость. Человек теряет последние силы в борьбе с ситуацией и сдается. Потеря сил всегда сопровождается угасанием надежды. Когда надежда умерла, человек тоже умирает.

80% самоубийц - мужчины, при том, что женщины делают попытки суицида в три раза чаще, чем мужчины. Это потому, что женские попытки как правило демонстрационны. Особенно опасны суицидные намерения у мужчин старше 50. Они практически всегда оканчиваются смертью.

Что толкает людей на самоубийство? Подростковые самоубийства. Когда читаешь о них, то поражаешься тому, из-за какой ерунды дети сводят счеты с жизнью. Я не припомню, чтобы кто-нибудь из подростков кончил жизнь по действительно серьезному с нашей точки зрения поводу. Это говорит о том, что, хотя все мы и были детьми, детский мир нам не понятен. Ответственность за детей всегда лежит на нас, поэтому следить за возникновением критических ситуаций должны мы. Надо помнить вот о каких моментах.

- Поводы для подростковых самоубийств всегда нелепы и потому всегда для вас неожиданны. Не пропустите момент, когда будет поздно.

Подростковое самоубийство всегда проявление его слабости по отношению ко взрослым, к окружающему миру. Это своего рода защита от нас. Не загоняйте его в угол. Никогда не "дожимайте" его, как бы он ни был не прав.

 Опасно и обратное: полное равнодушие к ребенку. Если вы почти не общаетесь с ним и при этом у него нет друзей, то ситуация опасна.

Ребенок даже из благополучной семьи, даже при том, что его любят, находится в опасном состоянии, если на него свалилось одновременно несколько даже не очень крупных неприятностей.

Очень часто логика ребенка такова: "Ах, вы меня обидели! Тогда я умру, а вы все будете плакать!" Ребенок думает, что таким образом отомстит взрослым. Он знает, что в случае его смерти вы будете плакать, но он не знает самого смысла слова "смерть". Он думает, что будет наблюдать за всем этим со стороны. Впрочем, та часть человечества, которая верит в загробную жизнь, придерживается такого же детски-наивного взгляда.

Дети-шантажисты. Разновидность предыдущего пункта. "Ах, вы мне не купили велосипед? Тогда я спрыгну с балкона, вы испугаетесь и купите!" В эту игру играют и взрослые, если у них остановилось развитие.

Смерть, как временное убежище. Если ребенок загнан в угол, то он воспринимает смерть как способ временно передохнуть от гонки. Смысл понятия "смерть" он не понимает и думает, что переждав, сможет вернуться.

 Дети младше 8 лет крайне редко кончают жизнь самоубийством, разве что за компанию с более старшими детьми (встречаются и коллективные детские самоубийства). Критический возраст приходится на 12 - 15 лет. В более старшем возрасте самоубийства происходят уже по взрослым сценариям. Хотя переход между ними довольно плавный.

Вот несколько примеров детских самоубийств:

- Дома ребенка сильно ругали за двойки. У ребенка на этой почве развился панический ужас перед родителями. Получив очередную двойку, он решил не возвращаться домой, а так как другого убежища у него не было, то решил свести счеты с жизнью. Повесился на чердаке.

- Толстенькую девочку дразнили "жирной". Дети очень хорошо умеют коллективно травить кого-нибудь одного. Взрослые не вмешивались. Девочка осталась одна без чьей-либо поддержки и повесилась.

Вообще, дети либо вешаются, либо прыгают с крыши. Редко топятся. Другие способы ухода им, за редким исключением, недоступны.

- У ребенка не было друзей. Родителям было не до него. Чувство одиночества и ненужности привело к самоубийству.

Каждый ребенок должен знать, чувствовать, что по крайней мере один человек его любит. Говорите ему об этом время от времени.

 Безответная любовь. Почти все самоубийства на этой почве совершаются девочками. Влюбилась в мальчика, он не ответил взаимностью. Или оскорбительно посмеялся над ней. Да еще, смеясь, рассказал друзьям. Или просто стал гулять с другой девочкой. Дети любят чистой душой, им и в голову не приходит, что любовь - это временное явление, что будут и другие влюбленности и даже много. Итог - самоубийство.

Религиозные мотивы. Теперь появилось и такое. У девочки погибли родители. Ее утешали рассказами о том, что они в раю, и что когда-нибудь они там встретятся. Девочка их очень любила и решила отправиться к ним, прыгнув с крыши.

Взрослые самоубийства. Можно условно поделить на имеющие конкретную причину и на внешне беспричинные. В обоих случаях самоубийца уверен, что ничего изменить нельзя. Разумеется, назвать все возможные причины сведения счетов с жизнью невозможно, я приведу наиболее распространенные. Но они вмещают в себя 99% всех случаев. Вот они.

- Политические самоубийства.

17-летнего комсомольца, покончившего с собой в знак протеста против введенного Лениным нэпа. В некрологе, помещенном в "Правде" от 20 мая 1922 года, по поводу этой смерти сказано:

"Часто приходилось от него слышать, что, прежде всего надо быть коммунистом, а потом уже человеком". Паренек был неодинок. Газеты то и дело сообщали о случаях самоубийств коммунистов, протестовавших против "измены революционным идеалам". Для многих людей самоубийство - письмо к миру, последняя возможность быть услышанным...

Близка к философии "идейного" самоубийцы философия террориста. И тот, и другой в равной степени не дорожат жизнью. Разница лишь в том, что в сознании террориста совмещена психология убийцы и самоубийцы.

- Один из распространенных мотивов самоубийства в знак протеста - борьба за свободу родины.

- Жертвенное самоубийство в условиях войны.

- Самоубийство из чувства долга. Эта причина в какой-то степени смыкается с предыдущей, но носит более массовый характер, поскольку поощряется и культивируется государством. "Умереть за Родину - это прекрасно" - внушают людям с малых лет во всех странах мира. Если ты пожертвовал собой во имя Родины, ты велик, - убеждают людей.

В средневековой Японии самурай, отправлявшийся в поход, давал три обета: навеки забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство вассала (вспарывание живота в форме "конверта") после гибели сюзерена стало традицией.

Истинный социальный смысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верности вассала господину и связывается с термином "сэппуку" - иероглифы те же, что и в "харакири", но "облагороженные" прочтением по-китайски.

Самоубийцами из чувства долга были и камикадзе (переводится как "божественный ветер") - японские летчики, направлявшие свои самолеты во время второй мировой войны на военные объекты (главным образом корабли) противника. Существовал целый ритуал отправления камикадзе на боевое задание - то есть на смерть.

Слово "долг" имеет в русском языке не только моральное, но и "финансовое" значение.

- Денежные долги, разорение - тоже повод для сведения счетов с жизнью.

Самоубийства по этой причине совершают либо очень совестливые, щепетильные люди, либо трусы, страшащиеся долговой тюрьмы, общественного презрения.

- Потеря высокого занимаемого поста.

- Профессиональная несостоятельность.

- Безработица.

Страшнее всего воспринимается потеря такой работы, которая не просто давала средства К существованию, но была смыслом жизни.

- Раскаяние за совершенное убийство или предательство.

Самоубийство из-за раскаяния принимается обществом как должное; на нем почти нет печати остракизма. Искупление вины ценой собственной жизни как бы облагораживает акт самоизъятия из бытия.

Иногда, правда, бывает трудно определить, что именно послужило катализатором при принятии решения об уходе из жизни - раскаяние или страх перед разоблачением и наказанием.

- Угроза тюремного заключения или смертной казни.

Во времена сталинских репрессий многие видные партийные, государственные и военные деятели кончали с собой, когда видели, что вот-вот будут арестованы по ложным обвинениям. Иногда чекисты, приходившие для ареста, сами подсказывали несчастным людям такой выход.

- Тюремное заключение.

- Угроза физической расправы.

-  Получение тяжелой инвалидности.

- Неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти.

- Похожа на неизлечимую болезнь и несчастная любовь.

- Психическое расстройство.

Причина очевидная.

По причине сумасшествия наложили на себя руки Ван Гог, Всеволод Гаршин, английский яхтсмен Дональд Кроухерст.

- Наркомания. Алкоголизм.

До безумия доводит и злоупотребление алкоголем, принятие наркотиков.

- Шантаж.

 - Сексуальная неудача.

- Измена мужа, жены.

- «Семейные» самоубийства.

Не видя возможности решить те или иные проблемы, муж, прежде чем уйти из жизни, сначала убивает жену и детей.

- Бросил жених, невеста и т.п.

- Ревность.

- Потеря невинности.

-  Нежелательная беременность.

- Венерические болезни.

- Изнасилование.

- Систематические избиения.

В Средней Азии ежегодно сжигают себя сотни замужних женщин, устав от забитого и униженного положения в семье.

- Публичное унижение.

         - Коллективная травля.

             - Проигранная война. Неудачный мятеж.

- Состояние аффекта.

- Смерть детей, близкого человека.

- Одиночество. Тоска. Усталость.

- Религиозные мотивы.

По мистико-религиозным мотивам кончали жизнь самоубийством последователи многих сект.

- Подражание кумиру

Подражание кумиру, следование моде. Из всех причин самоубийств это едва ли не самая бессмысленная, тем более что она чревата массовой гибелью людей. Вот почему кумиры (прежде всего молодежи), чья жизнь и смерть на виду у миллионов, должны тысячу раз подумать, прежде чем решиться на добровольный уход из жизни...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...