Характеристики плохого голоса
А вот список наиболее распространенных определений неприятного или плохого голоса. Прочитайте этот список и подумайте о своем голосе, выделяя те неприятные свойства, от которых вы хотели бы избавиться. гнусавый; КАЧЕСТВО ГОЛОСА Резонанс Представьте, что ваши голосовые связки - это струны музыкального инструмента, а воздух в вашей груди - это элемент, обеспечивающий необходимый резонанс. Если вы правильно вдыхаете воздух, то вы даете голосовым связкам оптимальное количество того, что они должны колебать. Ребенок с высоким голосом приводит в движение очень малый объем воздуха. Баритон с грудной клеткой размером с бочку колеблет большой объем воздуха. Как уже было сказано, для обычного разговора вам вполне достаточно поверхностного дыхания. Но если вы произносите большую речь или ведете длительную презентацию, вам нужно усилить свой голос большим количеством воздуха. Вы можете сделать свой голос ниже, если будете наполнять легкие до глубины диафрагмы и освобождать гортань для создания большей вибрации и резонанса. Если вы вполне спокойны, то у вас отсутствует напряжение, которое может мешать правильной артикуляции.
Если вы скажете "чух-чух", то вы не должны чувствовать вибрацию в носу, но зато вибрация должна присутствовать в груди и в горле. Теперь сделайте глубокий вдох и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, а потом скажите "Ура! Ура!" Вы должны почувствовать резонанс в груди. Эти простые упражнения помогут вам понять особенности вашего голоса и источники резонанса в вашем теле. Есть еще один способ проверить наличие резонанса в груди. Прижмите кончики пальцев к грудине и громко произнесите "мумм-мумм-мумм". При этом вы должны чувствовать вибрацию. Резонанс дает вашему голосу силу и уверенность. Когда вы входите в людное помещение, то ваш резонирующий голос будет хорошо слышен, несмотря на шум. Если в комнате шумно, говорите тише, а не громче. Вы сразу поймете, что люди прекрасно слышат то, что вы говорите.
Естественный тип голоса зависит от размера резонирующих полостей в вашей груди, горле и структурах лица. Поскольку усилители искажают верхние диапазоны человеческого голоса, вам следует определить самый низкий возможный для вас тип голоса, при котором вы будете чувствовать себя удобно. Это значит, что источник голоса должен располагаться как можно ниже, но быть естественным для вас. Подумайте о типах голосов, которыми характеризуются певцы: сопрано - самый высокий женский голос, альт - самый низкий, меццо-сопрано - средний. Тенор - самый высокий мужской голос, бас - низкий, баритон - средний. Ваш естественный разговорный голос соответствует одному из этих типов. У каждого есть свой верхний, средний и нижний регистр. Если среднее "соль" находится в середине вашего диапазона, то вы можете опуститься или подняться - при открытой гортани и закрытом назальном проходе. Вы можете понизить свой голос, если будете говорить, как я называю это, "прямо из носков". Это, на первый взгляд бессмысленное выражение. Имеется в виду следующее: вы плотно упираетесь пятками в пол, выпрямляете спину, при этом ваша диафрагма автоматически прогибается, заставляя голос исходить из источника более низкого, чем носовая полость.
Аналогично, если вы вспомните то ощущение, которое возникает, когда грудь наполнена воздухом и горло раскрыто, то вы сможете легко перемещаться вверх и вниз в своем диапазоне, не теряя приятного резонанса.
Высота тона характеризует высоту произносимых вами звуков и зависит от частотной вибрации вашей гортани. Для высокого голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого голоса характерна низкая частота вибрации. Для того, чтобы ваш голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по крайней мере, октаву. Это значит - четыре ноты выше середины и четыре ноты ниже. Некоторые красноречивые ораторы охватывают голосом две и даже три октавы в своем диапазоне (это необходимое требование для искусного актера - исполнителя ролей в шекспировских пьесах). Высокий голос, как правило, неприятен для слуха. Он также с трудом поддается записи без искажения. Низкие голоса приятны для слуха. Чем ниже вам удастся расположить свой голос, тем больше шансов, что он не будет искажен усилительными приборами (тем не менее, не стоит искусственно изменять свой голос до ненатурально низкого). Если вы испытываете напряжение, то высота голоса повышается. Если вы сердитесь, голос становится резким и пронзительным. Если вы устали, голос становится хриплым. Если вы опечалены, то и диапазон, и высота голоса понижаются.
Громкость звука измеряется децибелами. Она непосредственно связана с объемом воздуха в легких. Осторожно контролируя силу и энергию звука, вы регулируете громкость своего голоса.
Регулировка уровня звука с микрофоном в соответствии с естественной силой вашего голоса - задача звукооператора. Если вы разговариваете со слабослышащим собеседником, помните, что одной громкости недостаточно. Для того, чтобы такой человек слышал вас, необходим также резонанс и артикуляция.
Нужно ли вам говорить так, чтобы вас слышали в последнем ряду балкона? Или вы собираетесь разговаривать обычным тоном с небольшой группой? Может быть, вы будете выступать в гимназии на выпускном вечере? Или на коктейле, где все говорят разом? Или в церкви, где слышно, как муха пролетит?
Слышимость вашей речи зависит от того, в каком помещении вы выступаете и до кого хотите донести свою речь. Полнозвучный, богатый голос хорошо слышен во всех уголках практически любой комнаты. Вам не нужно напрягаться, чтобы ваш голос распространился по помещению. Основой вашего голоса должна быть диафрагма. Наберите в легкие побольше воздуха, чтобы контролировать свой голос. Слышимость голоса не зависит от громкости. Совсем не обязательно говорить громко, на повышенных децибелах. Слышимость голоса - это способность использовать все принципы правильного управления голосом, чтобы ваш естественный голос распространялся равномерно и был хорошо слышен.
Тембр позволяет на слух идентифицировать различные голоса. Вы без труда выделяете голос родного человека среди многих других голосов. Не следует путать тембр с высотой голоса и другими характеристиками. Например, вы всегда отличите голос известного певца или актера. У вашего голоса тоже есть отличительные обертоны - звуки, которые делают его узнаваемым для вашей мамы, когда вы звоните ей по телефону. Для того, чтобы ваша речь стала выразительной, старайтесь зрительно представить себе то, о чем вы говорите. Внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса; внесите чувство и цвет в вашу речь. В повседневной жизни ваша речь наиболее выразительна в неформальном разговоре. Перенесите свое красноречие в официальные выступления. Если вам трудно сделать это, попробуйте записать на пленку какой-нибудь ваш разговор один на один с хорошим другом. Постарайтесь забыть о том, что магнитофон включен. Позднее, когда вы останетесь одни, прослушайте запись и возьмите на заметку те места разговора, где вам особенно понравилась выразительность вашей речи, не забывая также о том, что вам не понравилось. Упражняйтесь, читая вслух драматические пьесы, и приучайтесь различать на слух нужное выражение.
Помните, что всякая экспрессия должна быть, в первую очередь, естественна. Избегайте театральности и искусственности в своих речах.
Тон голоса характеризуется его высотой, вибрацией и модуляцией. Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонации - это "подъемы" и "спуски" голоса. Монотонность утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту. Некоторые люди не различают разницу в тоне голоса. Однако с помощью изменения тона вы можете совершенно изменить значение слов. Для того, чтобы понять, насколько разительный эффект может создать изменение интонаций, вспомните, как в пьесе "Пигмалион" профессор Хиггинс превратил Элизу Дулитл из уличной торговки цветами в настоящую светскую даму. В процессе обучения она не только избавляется от простонародного акцента, но изменяет самый свой голос, теряя резкий, пронзительный тон и приобретая мягкие интонации культурного человека.
Гнусавые назальные ноты неприятны для слуха. Такие звуки очень резки, так как в резонансе участвует совсем небольшой объем воздуха в области лица. Когда раздается гнусавый звук, мышцы горла и шеи напряжены. Для того, чтобы устранить гнусавость, необходимо расслабить горло, как если бы вы хотели издать глубокий звук "ааааааааааа". При этом устанавливается правильное расстояние между корнем языка и мягким небом. Небный язычок поднимается и закрывает носоглотку, так что звук не выходит через ноздри. Если ваша гортань раскрыта, то вы не почувствуете вибрации в носовых полостях.
Станьте критиком своего голоса. Послушайте свой голос и подумайте, как он, по-вашему, должен звучать впредь в течение всей вашей жизни - не только, когда вы выступаете перед людьми, но и в быту. Прислушивайтесь к голосам окружающих и обращайте внимание на то, насколько приятно или неприятно они звучат. Прослушивайте записи своих любимых актеров и дикторов, пытаясь понять, как они управляют своими голосами. Вы обнаружите, что все они очень четко, хотя и ненавязчиво, выговаривают звуки и слоги. Смотрите, как они дышат, чтобы создавать звуки голоса. Анализируйте модуляции и эмфатические акценты. Как-то раз я слышала длинное интервью с одним певцом и автором песен. Он высказывал очень интересные мысли, но то, как он это делал, раздражало необыкновенно. Каждую минуту в поисках подходящего слова он останавливался и бормотал "я..я...я...", "ну...ну...ну", "хм...хм...хм" и тому подобное. Все эти троекратные повторения были настолько навязчивы, что я вдруг заметила, что не слышу его ответов, а только ожидаю очередной триады и даже подсчитываю их.
Эта история подтверждает, что голос выполняет только одну основную функцию - способствует коммуникации. Если между вами и вашим сообщением вклинивается манерность, то вы как оратор теряете возможность быть хорошо понятым.
Вы привыкли к своему голосу. Ваш голос - результат воздействия многих факторов: вашей национальности, местности, в которой вы родились и выросли, тех речевых шаблонов, к которым вы привыкли с детства, школы, в которой вы учились, речи ваших друзей, ваших учителей, которые оказывали влияние на вас. Когда вы становитесь взрослым, на ваш голос продолжают влиять люди, с которыми вы работаете, ваш супруг или супруга, та местность, где вы живете, и даже кто-то из ваших соседей. Очень немногие люди в нормальных условиях находят необходимым как-то менять свои речевые привычки. Уроки ораторского искусства считаются старомодными. Адвокат может закончить университет, так и не приобретя культуры речи, пока это не окажется остро необходимым для его выступлений в суде присяжных. Для политического кандидата местный акцент может оказаться уместным и полезным, пока он выступает на местном уровне. Но как только он начинает претендовать на федеральный пост, он неожиданно обнаруживает, что о его речи судят по общенациональным или даже по интернациональным стандартам.
Изменение речи требует времени и терпения: вы не сможете за несколько дней забыть привычки, вошедшие в плоть и кровь. Результат может стать заметен только через несколько месяцев упорного труда. Огромное значение имеет мотивация. Вы многое можете сделать сами. Если вы начнете прислушиваться к голосам, которые вам нравятся, и подражать им, вы уже сделаете первый шаг по правильному пути. Выберите хороший голос, который вы слышите по радио, и повторяйте за ним предложения, копируйте произношение. Обратите внимание на резонанс, темп, выразительность, выделение тех или иных слов. Обратите внимание на артикуляцию согласных и произношение трудных иностранных слов. Отнеситесь к своему голосу критически, как если бы это был голос совершенно постороннего человека. Читайте вслух по десять минут в день. Читайте вслух свои собственные выступления или передовые статьи из газет, читайте перед сном своему ребенку. Запишите какой-нибудь фрагмент на магнитофон и повторяйте запись ежедневно, пока не получите такое звучание, которое вас устроит. Храните эти записи и воспроизводите их еженедельно, чтобы следить за своим прогрессом. Используйте публичные выступления и рассматривайте их как благодарную возможность еще раз поупражняться. В большинстве случаев хороший голос - это не случайность, а результат большой работы и практики.
Если вы изменили свой голос, вы ни в коем случае не должны переходить на старый голос, даже на мгновение. Однажды меня познакомили с ведущим радиопрограммы, который в жизни разговаривал очень непрофессиональным голосом. Когда он садился перед микрофоном, он "надевал" голос ведущего и проверял микрофон уже другим голосом - таким, который он сам считал голосом преуспевающего обозревателя. Но для натренированного уха его голос звучал фальшиво как результат сознательного усилия над собой; даже техники, которые работали с ним, не упускали случая обсудить его двойной голос. Если вам удалось выработать хороший голос, старайтесь использовать его в любых ситуациях.
Заикание не должно стать непреодолимым препятствием для общественного деятеля. Я знаю мнение экспертов, что современные методики лечения успешно помогают избавиться от заикания и позволяют заикающемуся человеку в будущем стать хорошим оратором. В наше время человек с заиканием может быть увиденным и услышанным. Заикание не должно стать препятствием в личной и общественной жизни.
Магнитофон может оказаться и самым лучшим вашим другом, и самым строгим критиком. Когда вы работаете над совершенствованием своего голоса, магнитофон честно продемонстрирует вам все неизбежные искажения, которые вносят усилительные приборы. Он продемонстрирует и прогресс, давая вам возможность сравнить, что было в начале вашего пути, и в каком положении вы находитесь сейчас. Он предоставит вам истинное свидетельство ваших достижений как итог огромной проведенной работы.
Речевой аппарат очень хрупок и нежен. Этот деликатный инструмент нужно беречь, а делать это можно различными способами. Продолжительное форсированное использование голоса требует длительного отдыха - молчания. Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, проделайте несколько упражнений по релаксации всего тела. Глубоко вздохните, сделайте короткую прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго, помолчите. Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно. Певцы обязательно носят теплый шарф, чтобы уберечь горло от колебаний температуры. Избегайте инфекций, а при необходимости немедленно обращайтесь к врачу. Если на голосовых связках появляются узелки или полипы, их необходимо удалить хирургическим путем как можно скорее, воспользовавшись квалифицированной медицинской помощью. Профессионалы, страдающие от заложенного носа, часто полощут синусы теплой соленой водой.
Дыхание - самая естественная и необходимая вещь. При нормальном разговоре вам вполне достаточно поверхностного дыхания, которое заполняет только верхушки легких. Но если вы стоите на трибуне, то вам нужно хорошо наполнять легкие воздухом и контролировать свое дыхание. Когда вы дышите правильно, вы сохраняете и равновесие тела, и спокойствие. Вы автоматически настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму. Эта мышечная перегородка позволяет создать хороший резонанс. Помните, что дыхание поставляет кислород в кровь, которая питает мозг и тело. Помните, что тело человека не накапливает кислород; оно должно получать его постоянно. Для того, чтобы хорошо наполнить легкие, высоко поднимайте грудь. Наполняйте легкие снизу вверх - вдыхайте так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами, затем до подмышек. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что наполнились им до самых ключиц. Заполните все резонансные объемы, включая гортань и нос. У вас должно быть ощущение, что вы наполнились воздухом от брюшной мышцы до горла. Прежде, чем произнести первое слово, сделайте глубокий вдох. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, сделайте паузу в конце предложения для следующего вдоха. Одежда у горла и в талии должна быть удобной и свободной. Тогда вы сможете легко и без ограничений дышать. При современных чувствительных микрофонах небольшие паузы для вдоха бывают слышны. Ораторы часто не подозревают об этом, пока не услышат запись. Постоянные вдохи между предложениями отвлекают слушателей. У некоторых ведущих прогноза погоды этот недостаток настолько заметен (и для меня настолько же неприятен), что каждый раз я вынуждена убавлять громкость. Слышимое дыхание - поверхностное, которое затрагивает только верхушки легких и рот. Если вы дышите нижними отделами легких и горлом, то дыхание не заметно. Значит, для того чтобы дыхание было неслышным, углубите свое дыхание, переместите его вниз, в живот. Поработайте с магнитофоном, и вы получите хороший результат.
Вы не можете хорошо артикулировать, если у вас сжаты зубы. Для того, чтобы четко произносить звуки, необходим зазор между верхними и нижними зубами. Артикуляция требует пространства. Если зубы слишком сжаты, то раскрыть гортань для резонанса практически невозможно. Постоянная привычка держать зубы сжатыми приводит к нечеткой артикуляции. Если вы посмотрите на хористов во время пения, то заметите, что можно "увидеть", а не только услышать слова, которые они произносят. Есть несколько способов создать пространство между зубами. Попробуйте сделать так, чтобы ваша челюсть "отвисла", и вы заметите, насколько проще и естественнее выговариваются слова. Некоторые упражняются с пробкой между зубами. Не стоит беспокоиться из-за того, как выглядит ваш раскрытый рот - зазор должен быть небольшим, только чтобы вас можно было понять.
Правильная четкая артикуляция - непременное требование, предъявляемое выступающему перед аудиторией. Ваше произношение всех букв алфавита должно хорошо восприниматься слушателями. Неправильное произношение не обязательно является результатом местного акцента. Может быть, у вас просто "ленивые губы", то есть вы не заботитесь о четкости своей артикуляции в повседневной жизни. Возможно, вы проглатываете некоторые буквы или звуки. Наконец, вы можете просто неправильно говорить некоторые слова только потому, что большинство людей вокруг вас тоже говорят их неправильно. Таких слов достаточно много. Если у вас есть проблемы с произношением и артикуляцией (которая обеспечивает правильное произношение), то, весьма возможно, вашу речь будет трудно понять, и слушатели потратят слишком много сил на то, чтобы выслушать ее. Если вы проглатываете звуки, то слушателям придется бессознательно восполнять пробелы. При нормальном разговоре ваши друзья легко понимают вас. Но если вам приходится преодолевать шум в помещении, покашливание, треск аппаратуры, искажение микрофонов, то ваша артикуляция должна быть безупречной. Кроме того, если вы говорите слишком быстро, то вы срезаете часть гласных и согласных звуков. Ухо слушателя не улавливает того, что вы произносите, и смысл сказанного теряется. Замедлить речь очень просто - нужно четко артикулировать, произносить все звуки и слоги. Избегайте манерной артикуляции. Слишком правильное произношение раздражает, потому что звуки выходят помпезными, холодными и скучными. Употребляя незнакомые слова, вы можете произнести их неправильно. Пусть словарь станет вашим другом. Читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования. Тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|