Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественные тексты (дополнительные)

Самостоятельная работа студентов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие методические указания.................................................................................................................................. 1

Тематика коллоквиумов.................................................................................................................................................. 1

Методические рекомендации:.............................................................................................................................................. 1

Коллоквиум 1. Тема первой Мировой войны и «потерянного поколения» в зарубежной литературе первой половины ХХ века....................................................................................................................................................................... 1

Коллоквиум 2. Специфика условных средств и их функции в научно-фантастических романах и утопиях / антиутопиях.................................................................................................................................................................................. 2

Художественные тексты (основные)................................................................................................................................ 2

Художественные тексты (дополнительные)................................................................................................................. 2

Критическая литература..................................................................................................................................................... 3

Коллоквиум 3. Идейно-эстетические искания модернизма................................................................................... 4

Коллоквиум 4. Новаторские идеи и их реализация в области драматургии.................................................. 4

Коллоквиум 5. Философская проза и ее жанровое своеобразие........................................................................... 4

Коллоквиум 6. Специфика эволюции реалистического социально-психологического романа.......... 5

Коллоквиум 7. Жанровые и идейно-художественные особенности новеллы и рассказа....................... 5

Рефераты и творческие работы.................................................................................................................................. 5

Методические рекомендации............................................................................................................................................... 5

Тематика работ............................................................................................................................................................................. 6

Рекомендуемая литература (основная).............................................................................................................. 8

Рекомендуемая литература (дополнительная)........................................................................................ 10

Общие методические указания

 

Комплекс разных форм организации и контроля самостоятельной работы студентов (темы коллоквиумов, темы рефератов и творческих работ) обусловлен крайне малым количеством учебных часов, отводимых на аудиторную работу по курсу истории зарубежной литературы, и нацелен на углубленное изучение специфики литературного процесса первой половины ХХ века, на осмысление закономерностей развития западноевропейской и американской литературы в целом и на выработку и закрепление знаний и умений литературоведческого анализа, интерпретации отдельных литературных явлений и художественных произведений в единстве их формы и содержания, поэтики и авторского стиля.

Студенты старших курсов университетов к 8 семестру должны уже достаточно хорошо владеть теоретической базой и методикой литературоведческого анализа, приемами историко-литературного комментария. Поэтому система работы и студента, и преподавателя в процессе самостоятельной работы существенно отличается от организации занятий на младших курсах самим творческим характером учебного процесса и профессиональным научным поиском, отбором и обобщением источников при подготовке материала. Этим обусловлено выделение общего списка критической литературы по курсу в конце данного комплекса.

Тематика коллоквиумов

Методические рекомендации:

· критические исследования по каждому из авторов (не меньше 5) подбираются участниками коллоквиумов самостоятельно, анализируются дома, конспектируются и предъявляются преподавателю;

· при анализе произведений необходимо обращать внимание на годы создания, историю создания и авторский замысел, название, эпиграф, жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений, своеобразие стиля автора - т.е. соблюдать единство формы и содержания;

· планы обсуждения и вопросы к некоторым темам можно найти в разработках по практическим занятиям (См. Практические занятия под ред. Михальской и Пуришева и планы практических работ в папке по курсу);

· общий список критической литературы по курсу представлен в конце разработки после Планов рефератов и творческих работ.

 

Коллоквиум 1. Тема первой Мировой войны и «потерянного поколения» в зарубежной литературе первой половины ХХ века.

 

История и смысл термина «потерянное поколение». Специфика литературы «потерянного поколения» в отличие от литературы о войне вообще. Художественная биография Э. Хэмингуэя, Э.М. Ремарка, Р. Олдингтона, Л.-Ф. Селина, А.Барбюса, Я.Гашека, В.Вулф, Д. Дос Пассоса, О. Хаксли, Ф.С. Фицджеральда, У. Фолкнера. Идейно-художественные особенности каждого из романов.

 

Хэмингуэй Э. Фиеста, И восходит солнце (1926); Прощай, оружие! (1929)

Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. (1929)

Олдингтон Р. Смерть героя. (1929)

Вулф В. Миссис Дэллоуэй (1925). Комната Джекоба (1922).

Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка.(1921 - 1923)

Барбюс А.Огонь.(1913 - 1916)

 

Дос Пассос Д. Три солдата (1921)

Хаксли О. Желтый Хром (1921)

Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби (1925)

Фолкнер У. Солдатская награда (1926)

Селин Л.-Ф. Путешествие на край ночи.

Коллоквиум 2. Специфика условных средств и их функции в научно-фантастических романах и утопиях / антиутопиях.

 

Понятие научной фантастики, утопии, антиутопии. Исторические, общественно-культурологические причины возникновения и развития жанра. Обзор истории жанра. Творческая биография Г. Уэллса, О. Хаксли, Дж. Оруэлла, К. Чапека. Идейно-художественный анализ произведений. Функции фантастики, гротеска, сатиры в романах каждого из авторов. Сравнительно-сопоставительный анализ с русскоязычными образцами жанра (В.Набоков, А.Платонов, Е.Замятин)

 

Художественные тексты (основные)

 

Уэллс Г. Мистер Блэтсуорси на острове Рэмпол. Игрок в крокет.

Хаксли О. Прекрасный новый мир.(NB! Эпиграф из Н.А.Бердяева)

Чапек К. Война с саламандрами.

Оруэлл Дж.. Скотный двор. 1984.

 

Художественные тексты (дополнительные)

 

Оруэлл Дж. Англия, ваша Англия. // ИЛ. – 1992 - № 7.

Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. – Пермь, 1992. – Т.2:

Почему я пишу. – С.7 – 14;

Артур Кестлер. – С. 174 – 185;

Политика против литературы: Анализ "Путешествий Гулливера". – С.257 – 277.

Оруэлл Дж. Обаяние зверя / Подг. Б.Гиленсона // Новое время. – 1991. - № 31. – С. 42 – 43.

 

Замятин Е. Мы.

Платонов А. Чевенгур.

Набоков В. Приглашение на казнь.

Мерль Р. Разумное животное. Мальвиль. Мадрапур.

Критическая литература

· Аллен У. Традиция и мечта. – М.: Прогресс, 1980 – С.86 – 89.

· Анастасьев Н. Нераспавшаяся связь // Вопр.лит. – 1993. – Вып.1. – С.3 – 27.

· Белов С. Бойня номер "Х". Литература Англии и США о войне и военной идеологии. – М., 1991.

· Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век: Уч. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.72 – 77.

· Зарубежная литература ХХ века: Практикум. Под ред Н.М.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С.260 – 296.

· Зверев А. Зеркала антиутопий // Антиутопии ХХ века. - М., 1989. – С.336 – 349.

· Зверев А. "Когда пробьет последний час природы…": Антиутопия. ХХ век // Вопр.лит. – 1989. – № 1. – С.26 – 69.

· Зверев А. Неудобный собеседник // Джордж Оруэлл. Скотный двор. Эссе. Статьи. Рецензии.- М., 1989. – С. 5 – 17.

· Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? – М., 1974.

· Кеттл А. Введение в английский роман. – М.: Прогресс, 1996. – С.384 – 388.

· Кузнецов С. 1994. Юбилей неслучившегося года. // ИЛ. - 1994. - № 11.

· Ландор М. Олдос Хаксли: попытка диалога с советской стороной // Вопр.Лит. – 1995. – Вып.5. – С.211 – 229.

· Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии // Общественно-политические науки. – 1993. - № 5. – С.254 – 259.

· Мосина В.Г. История "русского Оруэлла". – М., 1997

· Мортон А.Л. Английская утопия. – М., 1956.

· Недошивин В.М. Можно ли погасить звезды? Проза отчаяния и надежды Дж.Оруэлла // Оруэлл Дж. Роман. Сказка. Эссе. – Л., 1990. – С 391 – 428.

· Недошивин В.М., Чаликова В.А. Неизвестный Оруэлл // ИЛ. – 1992. – № 2. – С.215 – 225.

· Палиевский П. Непрощенный мир // ИЛ. – 1988. – № 4. – С. 125 – 126.

· Тоталитаризм как исторический феномен / Под ред. А.А.Кара-Мурзы. – М., 1989.

· Тоталитаризм: что это такое? Исследования западных политологов: В 2-х ч.. – М., 1993.

· Утопия и утопическое мышление. – М., 1991.

· Чаликова В. Неизвестный Оруэлл. // ИЛ. – 1992. - № 2.

· Чаликова В. Размышления о "Скотном дворе" под названием "Встреча с Оруэллом" // Антиутопии ХХ века. – М., 1989. – С.327 – 336.

· Чаликова В. Утопия и свобода. – М., 1994.

· Черноземова Е. Хаксли, Олдос. // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч.. – Ч.2. – С.375 – 377.

· Чернышева Т.А. Природа фантастики. – Иркутск, 1984.

 

Коллоквиум 3. Идейно-эстетические искания модернизма.

 

Концепция личности, проблема «личность и окружающий мир» в произведениях модернистов. Понятие «модернизма», его идейно-эстетические истоки, периодизация. Основные течения, их характеристика и представители. Творческая биография Ф.Кафки, М.Пруста, Дж. Джойса, В.Вулф, Д.Г.Лоуренса, У.Фолкнера, Г.Гессе. Идейно-художественный анализ произведений, выявление особенностей модернизма в каждом из них. Специфика и функции новаторских средств выразительности (поток сознания, элементы сюрреализма, ассоциативный монтаж, коллаж, временные и пространственные сдвиги и пр.). Методологические поиски внутри одного текста.

 

Ф.Кафка. Новеллы «Приговор», «В исправительной колонии», «Превращение», роман «Процесс»/«Замок».

М.Пруст. В поисках утраченного времени (1 из романов цикла).

Дж.Джойс. Улисс.

В.Вулф. Миссис Дэллоуэй.

Д.Г.Лоуренс. Любовник леди Чаттерли. Радуга.

У. Фолкнер. Шум и ярость.

Г.Гессе. Степной волк.

Коллоквиум 4. Новаторские идеи и их реализация в области драматургии.

 

"Интеллектуальныее" пьесы, «политические экстраваганци» и парадоксы позднего Б.Шоу. Специфика социально-психологического анализа в "детективных" пьесах Дж. Б. Пристли. Сочетание модернизма и реализма в драмах Ю.О’Нила. «Эпический» театр Б.Брехта. Специфика драматургии Л.Пиранделло. Драматургия К.Чапека ("Р.У.Р.")

 

Б.Шоу. Тележка с яблоками. Горько, но правда.

Дж. Б. Пристли. Время и семья Конвей. Опасный поворот.

Ю.О’Нил. Косматая обезьяна. Продавец льда грядет.

Л.Пиранделло. Шестеро персонажей в поисках автора. Кто-то, никто, сто тысяч.

Б.Брехт. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж.

К. Чапек. Р.У.Р.

Коллоквиум 5. Философская проза и ее жанровое своеобразие.

Идейно-тематическое и сюжетно-композиционное своеобразие произведений. Иносказание, притча, парабола, символика и их функции. Лирический элемент в тексте. Образ автора.

 

Г.Гессе. Игра в бисер.

Т.Манн. Волшебная гора. Доктор Фаустус.

Р.Музиль. Человек без свойств.

А.де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Планета людей / Военный летчик.

Э.Хэмингуэй. Старик и море.

Т.Уайльдер. Мост короля Людовика.

Коллоквиум 6. Специфика эволюции реалистического социально-психологического романа.

 

Творческая биография каждого из авторов. История создания произведения. Идейно-художественный анализ. Степень использования новаторских открытий модернизма.

 

Р.Роллан. Очарованная душа (1 книга).

Ф.Мориак. Тереза Дескейру.

И.Во Возвращение в Брайтсхед / Незабвенная

Д.Голсуорси. Современная комедия.

Т.Драйзер. Американская трагедия.

Д.Стейнбек. Гроздья гнева.

Э.Хэмингуэй. По ком звонит колокол. Смерть после полудня. Снега Килиманжаро. Зеленые холмы Африки.

Ф.С.Фицджеральд. Ночь нежна.

К.Гамсун (романы 20-30-х гг.)

 

Коллоквиум 7. Жанровые и идейно-художественные особенности новеллы и рассказа.

 

Особенности психологизма новелл Ст.Цвейга (психологический импрессионизм). Притчевый характер и сложный психологизм новелл Кафки. Тематика и композиционные особенности рассказов Моэма. Специфика психологизма новелл Д.Г. Лоуренса. Идейно-художественное своеобразие жанра «Short story» в американской литературе (Ш. Андерсон, Ф.С. Фицджеральд, Э.Хемингуэй). Теория «айсберга» Э.Хемингуэя.

 

С.Цвейг. 10 – 15 новелл из разных сборников.

Ф.Кафка. Новеллы (10).

С.Моэм. Рассказы и новеллы (10)

Д.Г.Лоуренс (10).

Ш.Андерсон (10).

Э.Хемингуэй. (10) (В том числе "Кошка под дождем").


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...