Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы сертификационных испытаний

Понятие сертификации и история ее развития

 

Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО).

В настоящее время под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Во-первых, сертификация теперь непосредственно связана с действием третьей стороны, которой является лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Во-вторых, Действие по оценке соответствия производится должным образом, что свидетельствует о наличии строгой системы сертификации, располагающей определенными правилами, процедурами и управлением.

В-третьих, значительно расширяется область распространения сертификации соответствия. В настоящее время ей подлежат продукция, процессы и услуги, в том числе процессы управления качеством на предприятиях (системы качества) и персонал.

 

Области применения сертификации

 

Как уже отмечалось, сертификация подразделяется на обязательную и добровольную. В последнее время обязательная сертификация часто называется сертификацией в законодательно регулируемой области, а добровольная – в законодательно нерегулируемой. Рассмотрим причины разделения областей распространения сертификации.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, определяется Госстандартом России в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

Объекты обязательной сертификации:

Продукция:

· товары машиностроительного комплекса;

· товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности;

· медицинская техника;

· товары с/х производства и пищевой продукции;

· товары легкой промышленности;

· товары сырьевых отраслей и деревообработки;

· средства индивидуальной защиты органов дыхания;

· тара;

· изделия пиротехники;

· ветеринарные биологические препараты.

Услуги:

· бытовые;

· пассажирского транспорта;

· связи;

· туристские и экскурсионные;

· торговли;

· общественного питания;

· прочие.

Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено, т.е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для товаропроизводителя, например, серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 о моделях систем качества на предприятиях. Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда несоответствие стандартам или другим нормативам на объекты сертификации затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей индустрии и сферы услуг. На рис. приведены группы объектов добровольной сертификации. Рассмотрим особенности сертификации данных групп.

Объекты добровольной сертификации:

Продукция:

· производственно-технического направления;

· социально-бытового направления.

Услуги:

· материальные;

· нематериальные.

Системы качества предприятий:

· при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

· при производстве, монтаже и обслуживании;

· при контроле и испытании готовой продукции.

Персонал в области:

· неразрушающего контроля;

· оценки земли, недвижимости, автотранспорта;

· сварки и др.

Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности. В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета (поставки) продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг.

Стандарт устанавливает основные принципы организации работ по сертификации систем качества (производств). При сертификации должны быть обеспечены: добровольность; бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации; объективность оценок; воспроизводимость результатов оценок; конфиденциальность; информативность; специализация органов по сертификации систем качества (производств); проверка выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере; достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям. Рассмотрим эти принципы более подробно.

Добровольность. Сертификация осуществляется только по инициативе заявителя при наличии от него письменной заявки (если иное не предусмотрено законом).

Бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации. К сертификации в регистре допускаются все организации, подавшие заявку и признающие установленные в нем принципы, требования и правила. Исключается любая дискриминация заявителя и любого участника процесса сертификации (цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, неоправданная задержка по срокам, необоснованный отказ в приеме заявки и пр.).

Объективность оценок. Она обеспечивается независимостью органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, заинтересованных в результатах оценки и сертификации, а также полнотой состава комиссии экспертов (далее – комиссии).

В совокупности комиссия по сертификации должна знать стандарты на систему качества, владеть техникой проверки, знать особенности производства продукции и нормативные требования к ней. В составе комиссии должен быть специалист по виду экономической деятельности (отрасли хозяйства). При необходимости в состав комиссии могут быть включены специалисты по метрологии, экономике и др.

Основы сертификационных испытаний

Измерения, испытания и контроль являются методами оценки соответствия при сертификации. Особенности их применения определяются задачами, которые решает испытательная лаборатория при сертификации продукции (табл. 2.1).

Задача испытания – получение количественных или качественных оценок характеристик продукции, т.е. оценивание способности выполнять требуемые функции в заданных условиях. Эта задача решается в испытательных лабораториях, ее решением является подготовленный протокол испытаний с указанием параметров продукции.

 

Таблица 2.1. Соотношение понятий

«измерение», «испытание», «контроль»

  Цель Качество Показатель точности
Измерение Определение значения величины (параметра) Степень близости результатов измерения действительному значению Погрешность измерения ∆изм
Испытание То же при заданных режимах и воздействующих факторах, определяющих значение величины (параметра) То же при заданных режимах испытания и воздействующих факторах и=∆р+∆ф+∆изм, где ∆р – погрешность режима; ∆ф – погрешность факторов
Контроль Установление факта нахождения величины (параметра) в заданном допуске при заданных режимах испытания и воздействующих факторах Степень достоверности нахождения параметра в допустимых пределах Вероятность ошибок I и II рода с учетом ∆и

 

Задача контроля – установление соответствия характеристик продукции заданным в нормативных документах требованиям, в том числе и по результатам испытаний. Эту задачу решают эксперты органа по сертификации на основании протокола испытаний. Поэтому задачу контроля можно назвать задачей экспертной оценки.

При сертификации продукции обе эти операции связаны с измерениями параметров. Системы сертификации систем качества и услуг предусматривают оценку соответствия без применения измерительной техники с помощью визуальных или органолептических методов (аудиты, проверки, опросы и т.п.). При сертификации персонала осуществляется сертификационный экзамен по установленным правилам.

Контроль объектов или стадий процесса производства может быть периодическим - проводится через определенный промежуток времени (часы, сутки, месяцы); непрерывным – ведется непрерывно (постоянно). В зависимости от средств контроля различают контроль: визуальный, когда объект контроля подвергается осмотру и определяется его соответствие требованиям НТД (все ли операции выполнены, наличие маркировки, сопроводительной документации); органолептический – субъективный метод контроля, проводимый специалистами- экспертами (оценка в баллах); инструментальный – контроль, осуществляемый при помощи измерительного инструмента, калибров, приборов, стендов, испытательных машин и др. Последний вид контроля может быть ручным, автоматизированным и автоматическим.

В зависимости от объема продукции различают контроль сплошной, при котором решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам проверки каждой единицы продукции; выборочный, при котором решение о качестве принимается по результатам проверки одной или нескольких выборок (в зависимости о требований НТД) из партии или потока продукции.

По характеру воздействия на ход производственного процесса различают активный и пассивный контроль. При активном контроле (он осуществляется приборами, встроенными в технологическое оборудование) полученные результаты используются для непрерывного управления процессом изготовления изделий. Пассивный контроль лишь фиксирует полученный результат.

По характеру воздействия на объект контроль может быть разрушающим, при котором продукция становится непригодной для дальнейшего использования по назначению, и неразрушающим.

По типу проверяемых параметров выделяют контроль геометрических параметров (линейные, угловые размеры, форма и расположение поверхностей, осей, деталей, узлов и агрегатов и т.д.), физических свойств (электрических, теплотехнических, оптических и др.), механических свойств (прочность, твердость, пластичность при различных внешних условиях); микро- и макроструктур (металлографические исследования); химических свойств (химический анализ состава вещества, химическая стойкость в различных средах), а также специальный контроль (свето-, газонепроницаемость, герметичность).

В зависимости от стадии жизненного цикла продукции проводятся следующие испытания:

исследования – исследовательские;

разработка – доводочные, предварительные, приемочные;

производство – квалификационные, предъявительские, приемосдаточные, периодические, типовые, инспекционные, сертификационные;

эксплуатация – подконтрольная эксплуатация, эксплуатационные периодические, инспекционные

Исследовательские испытания при необходимости проводят на любых стадиях жизненного цикла продукции. В процессе производства продукции покупные материалы, комплектующие изделия могут подвергаться контрольным испытаниям при входном контроле, а составные части собственного изготовления – при операционном.

Исследовательские испытания часто проводят как определительные и оценочные. Цель определительных испытаний – нахождение значений одной или нескольких величин с заданной точностью и достоверностью. Иногда при испытаниях надо лишь установить факт годности объекта, т.е. определить, удовлетворяет ли данный экземпляр из ряда объектов данного вида установленным требованиям или нет. Такие испытания называют оценочными.

Испытания, проводимые для контроля качества объекта, называют контрольными. Назначение контрольных испытаний – проверка на соответствие техническим условиям определенных экземпляров комплектующих изделий или составных частей при изготовлении. В результате испытаний полученные данные сопоставляют с установленными в технических условиях и делают заключение о соответствии испытываемого (контролируемого) объекта нормативно-технической документации (документации на поставку комплектующих изделий).

Доводочные испытания проводят на стадии НИОКР для оценки влияния вносимых в техническую документацию изменений, чтобы обеспечить достижение заданных значений показателей качества продукции. Необходимость испытаний определяет разработчик либо при составлении технического задания на разработку, либо в процессе разработки; он составляет программу и методику испытаний.

Цель предварительных испытаний – определение возможности предъявления образцов на приемочные испытания. Испытания проводят в соответствии со стандартом или организационно-методическим документом министерства, ведомства, предприятия.

Приемочные испытания проводят для определения целесообразности и возможности постановки продукции на производства. Приемочные испытания изделий единичного производства проводят для решения вопроса о целесообразности передачи этих изделий в эксплуатацию. Испытаниям подвергают опытные или головные образцы (партии) продукции.

Приемосдаточные испытания проводят для принятия решения о пригодности продукции к поставке ил ее использованию. Испытаниям подвергают каждую изготовленную единицу продукции или выборку из партии. Испытания проводит служба технического контроля изготовителя с участием в установленных случаях представителя заказчика.

Порядок испытаний установлен в государственном стандарте общих технических требований или технических условиях, а для продукции единичного производства – в техническом задании.

Периодические испытания проводят с целью:

· периодического контроля качества продукции;

· контроля стабильности технологического процесса в период между очередными испытаниями;

· подтверждения возможности продолжения изготовления изделий по действующей документации и их приемки;

· подтверждения уровня качества продукции, выпущенной в течение контролируемого периода;

· подтверждения эффективности методов испытания, применяемых при приемочном контроле.

Периодические испытания предназначены для продукции установившегося серийного (массового) производства. При их проведении контролируют значения показателей, которые зависят от стабильности технологического процесса, но не проверяются при приемосдаточных испытаниях.

Инспекционные испытания осуществляют выборочно с целью контроля стабильности качества образцов готовой продукции и продукции, находящейся в эксплуатации. Их проводят специально уполномоченные организации (органы госнадзора, ведомственного контроля, организации, осуществляющие внешнеторговые операции и др.) в соответствии с НТД на эту продукцию по программе, установленной организацией, их выполняющей, или согласованной с ней.

По условиям и месту проведения различают испытания:

- лабораторные, осуществляемые в лабораторных условиях;

- стендовые, проводимые на испытательном оборудовании в испытательных или научно-исследовательских подразделениях. Испытательное оборудование может выпускаться серийно, например вибрационные стенды для испытаний на вибрацию, ударные стенды и др., а может специально разрабатываться (проектироваться и изготовляться) в процессе создания нового изделия для его испытания с целью получения каких-либо характеристик (показателей);

- полигонные, выполняемые на испытательном полигоне, например испытания автомобилей;

- натурные – испытания в условиях, соответствующих условиям его использования по прямому назначению. В данном случае испытываются не составные части изделия или его модель, а только непосредственно изготовленная продукция. Характеристики свойств изделия при натурных испытаниях определяются непосредственно без использования аналитических зависимостей, отражающих физическую структуру объекта испытаний или его частей;

- испытания с использованием моделей проводятся на физической модели (упрощенной, уменьшенной) изделия или его составных частей; иногда при этих испытаниях возникает необходимость в проведении расчетов на математических и физико-математических моделях в сочетании с натурными испытаниями объекта и его составных частей.

По продолжительности, а вернее, по временной полноте проведения испытания могут быть:

- нормальными, когда методы и условия проведения обеспечивают получение необходимого объема информации о характеристиках свойств продукции (объекта) в такой же интервал времени, как в предусмотренных условиях эксплуатации;

- ускоренные, когда методы и условия проведения обеспечивают получение необходимой информации о характеристиках свойств объекта в более короткий срок, чем при нормальных испытаниях. Проведение ускоренных испытаний позволяет сокращать затраты средств и времени на создание продукции. Ускорение получения результатов испытаний может быть достигнуто за счет применения повышенных нагрузок, увеличения температур при термических испытаниях и т.д.;

- сокращенные, проводимые по сокращенной программе.

По результату воздействия, как и в методах контроля, различают испытания:

- неразрушающие – объект испытания после проведения испытаний может функционировать (эксплуатироваться);

- разрушающие – объект после проведения испытаний не может быть использован для эксплуатации;

Наконец, по определяемым характеристикам объекта различают испытания:

- функциональные – проводятся с целью определения показателей назначения объекта;

- на надежность – осуществляются для определения показателей надежности в заданных условиях;

- на прочность – проводятся для установления значений воздействующих факторов, при которых определенные характеристики объекта выходят за установленные пределы;

- на устойчивость – выполняются для контроля способности изделия реализовывать свои функции и сохранять значения параметров в пределах норм, установленных НТД, во время воздействия на него определенных факторов (агрессивных сред, ударной волны, электрического поля, радиационных излучений и т. д.);

- на безопасность – проводятся с целью подтверждения, установления фактора безопасности для обслуживаемого персонала или лиц, имеющих отношение к объекту испытаний;

- на транспортабельность – осуществляются с целью определения возможности транспортирования объекта в той или иной таре без нарушения способности объекта выполнять свои функции и сохранять значения параметров в пределах норм;

- граничные – проводятся для определения зависимостей между предельно допустимыми значениями параметров объекта и режимом эксплуатации.

 

 

Перечень вопросов, выносимых на экзамен по курсу "Метрология, стандартизация, сертификация"

1. Измерения. Основные понятия и определения.

2. Виды измерений. (Примеры).

3. Методы измерений. (Примеры).

4. Причины возникновения погрешностей. Методическая погрешность.

5. Причины возникновения погрешностей. Инструментальная, энергетическая субъективная погрешности. Примеры.

6. Погрешности измерений: статические и динамические, систематические и случайные. Промахи.

7. Средства измерений (СИ). Классификация, определения.

8. Нормируемые метрологические характеристики СИ.

9. Способы выражения и нормирования пределов допускаемых погрешностей СИ. Класс точности.

10 Показатели точности измерений и формы представления результатов измерений.

11. Характеристики случайных погрешностей

12. Методика статистической обработки результатов наблюдений.

13. Суммирование погрешностей.

14. Сертификация. Основные понятия и определения. Объекты обязательной и добровольной сертификации.

15. Измерения, испытания, контроль. Виды и методы контроля продукции.

16. Измерения, испытания, контроль. Виды и методы испытаний продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...