Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформление курсового проекта

Введение

Данные методические указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Бизнес-планирование» и выполняющих, согласно учебному плану, курсовой проект.

Курсовой проект - самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного года студентами под руководством профессоров и преподавателей; состоит из графической части и расчетно-объяснительной записки.

Цель написания курсового проекта – позволяет закреплять теоретические знания студентов, формировать у них умение применять знания при решении прикладных задач, подготавливает к выполнению дипломного проекта, способствует развитию творческих способностей.

Задачами курсовой работы является:

- изучить теоретические положения, нормативные правовые документы, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;

- изучить организационные, материально-технические и социально-экономические возможности организации (исследуемого объекта) и проанализировать влияние внешней среды на ее развитие;

- сделать выводы, определить стратегические проблемы, разработать и обосновать рекомендации по повышению конкурентоспособности организации в условиях неопределенности.

В процессе выполнения проекта студент осуществляет:

- выбор актуальной и доступной для исследования темы;

- подбор и обработку необходимой для раскрытия темы учебной и монографической литературы;

- составление развернутого плана исследования;

- определение объекта и методов исследования;

- поиск и обработку первичной информации о деятельности организации-объекта исследования;

- анализ состояния проблемы, выбранной в качестве темы курсового проекта, в конкретной организации;

- составление проектных предложений по решению исследуемой проблемы в рассматриваемой организации;

- выводы и обобщения;

- составление и оформление списка литературы и сноски на него по тексту работы;

- оформление, презентацию и защиту курсового проекта.

Качество выполнения курсового проекта и уровень защиты отражает понимание студентом категориального аппарата дисциплины.

Курсовой проект проверяется, рецензируется научным руководителем и защищается студентом.

Выбор темы

Тематика курсовых проектов определяется кафедрой менеджмента организации. Студент, при согласовании с руководителем курсового проекта, разрабатывает актуальную идею по написанию бизнес-плана, либо разрабатывает бизнес-план на новый товар (услугу) действующего предприятия. При выборе темы целесообразно учесть тему будущей дипломной работы (проекта).

3. Разработка плана курсового проекта

Составление плана работы является вторым после выбора темы и важнейшим этапом её подготовки. Целесообразно разрабатывать его в два приёма:

I. Наметить основные блоки (Главы), содержащие главные моменты темы, дать название блокам (Главам).

II. Провести детализацию каждого блока (Главы), т.е. разделить на параграфы (если в этом ест необходимость).

Примерная структура плана дана в Приложении 2.

 

4. Основное содержание курсового проекта

Курсовой проект должен состоять из следующих разделов: титульный лист, план, введение, глава 1, глава 2, заключение, список литературы, приложения (если есть)

Титульный лист: см. требования к оформлению в Приложении 3.

Содержание: см. примерный план в Приложении 2.

Введение (2-3 стр.)включает следующие обязательные рубрики:

- актуальность выбранной темы курсовой работы;

- объект (предмет) исследования;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- теоретическая и эмпирическая база исследования.

При характеристике актуальности темы курсового проекта необходимо объяснить, почему выбранный аспект имеет значение для науки и практики управления, применительно к какой сфере деятельности или отрасли экономики важно развивать и использовать достижения научной мысли в области предпринимательства, к каким основным эффектам для конкретных организаций это может привести.

Предмет исследования – конкретно сформулированные подсистемы, процессы или виды деятельности в той организации, на примере которой выполняется курсовая работа. Объектом обязательно должна являться реальная организация любого размера, формы собственности, формы хозяйствования, отрасли или любая ее часть. Например: БелГУ, факультет, студенческая группа; завод, цех, бригада; государственное учреждение, отдел и пр.

Цель исследования – конкретный результат, который автор намерен получить, выполнив исследование по теме курсового проекта. Результатом могут считаться модели, программы, стратегии, бизнес-план и др., но не могут быть процессы (анализ, изучение, разработка и пр.).

Задачи курсового проекта – те последовательные действия, которые автор предпринимает для проведения исследования. Они должны корреспондировать с главами и параграфами курсового проекта.

Теоретическая и эмпирическая база исследования отражает то, чем представлена в научной, учебной, монографической, публицистической литературе тема исследования; какие ученые внесли свой вклад в развитие предпринимательства и становления бизнес-планов в России; какие основные модели и школы взяты автором курсового проекта для составления собственной гипотезы; какими источниками информации пользовался автор для написания теоретической, аналитической и проектной частей работы (публикации, официальные документы, статистические источники, результаты собственных исследований автора). Здесь же приводится перечень основных методов и приемов исследования, которые использованы в работе.

В бизнес-плане должны быть изложены следующие главы:

Глава 1. Теоретические исследования по проблеме бизнес-планирования

В первой главе должны быть кратко изложены теоретические положения рассматриваемых вопросов: понятие бизнес-плана, цели и задачи, структура бизнес-плана, программы для персональных компьютеров по автоматизированной разработке бизнес-планов. Перечень теоретических вопросов выдает преподаватель.

Глава 2. Разработка бизнес-плана предприятия

2.1.РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Данный раздел бизнес-плана готовится в самом конце работы по за­вершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении полной ясности всех аспектов разрабатываемого проекта.

Объем резюме не должен превышать 4-х страниц машинописного текс­та. На первых трех страницах даются ответы на вопросы, какой именно и за счет чего будет производиться проектируемый продукт, его отличи­тельные черты по отношению к продукции конкурентов, почему для потре­бителя предпочтительнее именно этот продукт?

Четвертая страница должна отражать ожидаемые основные финансовые результаты от отрабатываемого проекта, где приводятся сведения о

а) прогнозных объемах продажи на ближайшие годы;

б) выручке от продаж;

в) затратах на производство;

г) валовой прибыли и уровне прибыльности вложений в предстоящее
дело;

д) сроках возврата банковского кредита.

 

2.2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКТА, ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Основная часть бизнес-плана состоит:

1. Описание продукта или услуги, которую предполагается предло­жить будущим покупателям и ради которых задумывался весь проект. В этом случае необходимо четко и лаконично ответить на вопросы:

а) какие потребности призван удовлетворить проектируемый к производству продукт (услуга);

б) его особенности и отличительные качества, которые позволят
предпочесть его товарам (услугам) конкурентов;

в) наличие патентов или авторских свидетельств, защищающих осо­бенности проектируемого товара (услуги), технологии;

г) имеется ли наглядное изображение товара, изделий полученных с
помощью новых технологий (фотографии, рисунки);

д) какова примерная оценка реализационной цены товара (услуги) и
затрат, которых потребует его производство;

е) примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая
единица товара;

ж) характеристика качества товара, преимущества его дизайна,
упаковки;

з) организация сервиса товара (если товар представляет собой техническое изделие).

 

2.3. АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ

Цель раздела — исследование мотивов поведения потреби­телей, выделение и анализ сегмента рынка, на котором будет функционировать предприятие, оценка деятельности потенциальных партнеров и конкурентов.

При изложении материала проявляйте реализм, не преувеличивайте свои возможности и не приуменьшайте возможности конкурентов для того, чтобы не подорвать доверия к предприятию и его руководству. Желательно указать источники получения информации и их удостоверить их надежность. Это поможет убедить инвестора в конкурентоспособности рассматриваемого проекта.

Оценка сферы распространения и продаж

В разделе излагаются достоинства продукции (услуг), делающие ее конкурентоспособной в настоящее время и в будущем, определяются главные клиенты фирмы. Основываясь на оценке достоинств производимой продукции (услуг), объеме и динамике спроса и их тенденций на рынке в последние годы, необхо­димо определить сферу сбыта фирмы и объемы продаж в натуральном и стоимостном выражении на каждый год из последующих трех лет. Рост сбыта продукции (услуг) фирмы и оценка ее деятельности могут быть основаны на изменении положения в отрасли и усилении или ослаблении конкуренции.

Предположения, используемые для оценки сферы сбыта и объема продаж, должны быть тщательно вы­верены. Если фирма уже производит продукцию, на­до указать объем выпуска, сферу сбыта и объем про­даж за последние два года. При оценке предполагае­мого объема продаж показывается, где они в основном будут сосредоточены и каким образом обеспечены:

продажа новой продукции (услуг) своим тради­ционным покупателям;

реализация продукции (услуг) на новых рынках, где можно ожидать расширения спроса благодаря новому их качеству;

вытеснение конкурентов с определенных рынков или из сфер (круга покупателей) благодаря новому качеству продукции.

Это позволяет выбрать стратегию маркетинга как одну из центральных частей бизнес-плана.

Перспективная оценка сбыта. Здесь требуется объяснить, как фирма собирается развивать дело с учетом интересов заказчиков, наметить программы создания новых товаров, раскрыть основные принци­пы совершенствования технологии и ценовой поли­тики.

Анализ рынка сбыта

Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, вы долж­ны досконально изучить свой рынок, другими словами, органи­зации и людей, которые покупают ваш товар или пользуются ва­шими услугами. Необходимо держать под контролем круг ваших потребителей, тогда вы сможете решить, остаться на этом рынке или покинуть его. Однако действуйте осторожно. Появление на рынке или уход с него относится к числу наиболее важных стра­тегических решений и требует тщательного расчета.

Потребители. Товары при­обретаются в конечном итоге людьми, а не организациями. Реше­ния о покупке принимает конкретный человек, даже если он не фигурирует в качестве агента по закупкам или владельца пред­приятия. Данные демографических исследований, которые сами по себе увлекательны, подскажут, где ваше место на рынке и как лучше организовать торговлю. Даже простейшие демографичес­кие оценки дадут вам преимущества перед подавляющим боль­шинством бизнесменов и менеджеров, которые полагаются на при­вычку и инерцию, вместо того чтобы заняться изучением рынка.

Сегментирование рынка практически оправдано для любо­го предприятия. При этом определяются принципы сегменти­рования, наиболее соответствующие специфике его деятель­ности, и выделяются самые перспективные сегменты. Жела­тельно обозначить и те сегменты, которые являются целевыми для рассматриваемого предприятия, а также указать, что мо­жет стать основой для их завоевания (цена товаров, их качес­тво, дизайн, дополнительные услуги и т.д.).

 

2.4. ПЛАН МАРКЕТИНГА

Ос­новная задача раздела – объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам ос­новные элементы своего плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего пользования).

Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста.

К основным элементам плана маркетинга относятся:

1. Схема распространения товаров

а) через собственные фирменные магазины;

б) через оптовые организации.

2. Ценообразование

а) методика определения цен на товары;

б) ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.

3. Реклама

а) методы организации рекламы;

б) величина средств, необходимых для реализации рекламы.

4. Методы стимулирования продаж

а) за счет расширения сбыта;

б) за счет новых форм привлечения покупателей.

5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для техни­ческих товаров)

а) методы организации службы сервиса;

б) величина необходимых для этого финансовых ресурсов.

6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах:
разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации
своих товаров и самой фирмы в глазах общественности

7. В случае реализации товара за рубежом желательно привести све­дения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их реализации.

8. Проведение SWOT-анализа.

 

2.5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Место производства товаров на действующем или на вновь создава­емом предприятии.

2. Необходимые для этого производственные мощности и динамику их роста.

З. Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, матери­алы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними.

4. Предполагается ли производственная кооперация и с кем.

5. Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов.

6. Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести.

При этом рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно пока­зано:

а) откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и
комплектующих изделий;

б) в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;

в) как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.
На этой схеме должны быть отражены процессы контроля качества, где сообщается:

а) на каких стадиях и какими методами будет производиться конт­роль качества;

б) какие стандарты будут при этом использованы.

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и их динамика.

 

2.6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

При разработке раздела должно быть указано:

а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опы­та) и с какой заработной платой необходимы для успешного ве­дения дел;

б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (посто­янная работа, совместители (внешние эксперты));

в) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо ор­ганизации по найму такого рода профессионалов;

г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о
своих сотрудниках краткие биографические данные.

Также в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает:

а) кто и чем будет заниматься;

б) взаимодействие всех служб друг с другом;

в) координация и контроль их деятельности.

Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руково­дящего персонала и его стимулирования.

 

2.7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

1. Баланс денежных расходов и поступлений.

Главная задача - проверить синхронность поступления и расходова­ния денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация слу­жит основой для определения общей стоимости всего проекта.

Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной прора­ботки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:

первый год - помесячно

второй год - поквартально

третий год - в целом за 12 месяцев.

3. Таблицу доходов и затрат.

Задача данного документа показать, как будет формироваться и из­меняться прибыль:

первый год – помесячно;

второй год – поквартально;

третий год – по полугодиям.

Среди анализируемых показателей выделяются:

а) доходы от продаж товаров;

б) издержки производства товаров;

в) суммарная прибыль от продаж;

г) общепроизводственные расходы (по видам);

д) чистая прибыль.

4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

Назначение - главным образом для специалистов коммерческих бан­ков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных ти­пов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

5. График достижения безубыточности.

Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-пос­тоянные и условно-временные издержки).

С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубы­точности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показы­вающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

Кроме того в данном разделе перечисляются все типы рисков, с которыми авторы биз­нес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и ко­лебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.

Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:

1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разраба­тываются меры по сокращению потерь от рисков.

2. Приводится программа страхования от рисков.

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховать­ся любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их пла­нируется приобрести.

По итогам каждой главы – выводы.

Заключение. В этой части работы сводятся воедино все выводы по главам. Необходимо добиться, чтобы между ними была связь и преемственность, чтобы последующие выводы вытекали из предыдущих, чтобы были освещены решения всех задач работы, сформулированных во введении. Объем – примерно 2 стр.

Список литературы. Здесь размещаются все источники, использованные для формирования текста работы, включая и первичные документы с предприятия (Устав, баланс и пр.). Общее количество должно быть примерно 20 - 25 позиций. Правила оформления см. в пункте 5, а также в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 - 2008.

Приложения. Этот раздел включается в курсовой проект по усмотрению автора, содержит дополнительную к тексту информацию или информацию, слишком громоздкую для размещения в основном тексте (например, схема организационной структуры), в объеме курсового проекта не учитывается. В приложения могут быть включены выдержки из программ и стратегических планов организации, иллюстрации (схемы, графики, диаграммы), бланки документов и другие материалы, которые необходимы для более полного обоснования выводов по анализу, предложений, рекомендаций и решений.

Оформление курсового проекта

 

Оформление курсового проекта должно соответствовать определенным нормам. Работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297).

Поля – левое - 30 мм

правое – 15 мм

верхнее – 20 мм

нижнее – 20 мм

Текст печатается через 1.5 интервала.

Расстояние от названия главы до названия параграфа, от названия параграфа до начала основного текста равно одному полуторному интервалу.

Абзацы в тексте начинают отступом от левого поля, равным 5 знакам.

Шрифт обычный, цвет чёрный, кегль 14, TNRC.

Нумерация сквозная, начиная с титульного листа, который не нумеруется, но учитывается в общем объёме. Нумерация выполняется с третьего листа (Введение) на верхнем его поле посередине страницы арабскими цифрами, без каких – либо других знаков.

Сокращение слов в тексте не допускается, за исключением сокращений, общепринятых в русском языке и установленных стандартом ГОСТ 7.12–93.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Над каждой таблицей помещают краткий тематический заголовок, отражающий содержание таблицы. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах своей главы. Например, «Таблица 2.1» помещается над тематическим заголовком с правого края и обозначает, что таблица находится во второй главе и имеет порядковый номер 1. При переносе таблицы на следующую страницу ее название не следует повторять, а указывают лишь «Продолжение таблицы 2.1». В этом случае в таблице пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. В таблице обязательно должны указываться единицы измерения, периоды времени (годы, кварталы, месяцы и т.д.) и другие данные, четко и правильно раскрывающие основное ее содержание. Не следует текст загромождать таблицами, не раскрывающими содержательную сторону проведенных исследований, как справочный материал их желательно выносить в приложение.

Все иллюстрации (схемы, диаграммы, графики и т.д.) в тексте обозначаются словом «Рис.» и нумеруются по порядку. Под рисунком размещают заголовок (например, Рис. 1 План здания). В работе следует помещать лишь такие иллюстрации, которые обогащают содержание. Каждая иллюстрация должна пояснять текст, а текст – иллюстрацию.

Все имеющиеся в курсовом проекте математические формулы и выражения должны быть объяснены. Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Всякое использование в работе цитат или мнений других исследователей должно сопровождаться ссылками. Цитируемые слова берутся в кавычки. При цитировании части текста места пропусков обозначаются многоточием (…). В конце цитаты ставится цифра, указывающая порядковый номер ссылки, а внизу страницы под чертой даются библиографические сведения об источнике.

Сноски могут содержать не только ссылки на литературу, но и примечания, пояснения, уточнения и т. п.

Ссылка на литературные источники в тексте можно приводить в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника по списку литературы и страница, откуда взято заимствование. Например, «Первые идеологи венчурного капитала — американские эконо­мисты Ж. У. Фены, Н. Лайанг, С. Прауз, П.Джонсон - определили венчурный капитал как финансирование акционерного капитала инновационных предприятий малого бизнеса,имеющих значительный по­тенциал роста на стадии их создания и реализации продукции, в совокупности с консультационной поддержкой и высокой степенью вовлеченности в процесс принятия решений [5, С.122].» В случае, если автор ссылается на источник, в котором рассматривается исследуемая проблема, без указания конкретного места, то в квадратной скобке указывается лишь порядковый номер источника из списка литературы [5]. Если автор работы ссылается на несколько самостоятельных источников, то в квадратных скобках через точку с запятой производится их перечисление, например, [3; 12; 18].

Титульный лист – первая страница работы, оформляется так, как показано в Приложении 3. На второй странице располагается содержание (план работы). Каждая глава проекта должна иметь заголовок и начинаться с нового листа. Параграфы внутри главы располагаются по тексту.

Список литературы оформляется по ГОСТ Р 7.0.5 - 2008.

Приложения приводятся после списка литературы. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» с порядковым номером без знака «№». Приложение должно иметь содержательный заголовок.

 

 

Оформление литературы

В список литературы включаются источники, использованные в процессе подготовки и написания курсового проекта, нормативные документы и монографии, статьи из периодической печати, а также первичные документы с предприятия. Количество источников должно составлять не менее 20 наименований.

А) порядок расположения источников в списке литературы:

1. Конституция РФ

2. Законы РФ

3. Постановления Государственной Думы РФ

4. Указы Президента РФ

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ

6. Тематические сборники Правительства РФ

7. Постановления местных органов власти РФ

Далее источники и литература располагаются по алфавиту авторов или заглавий.

Иностранные источники – в порядке латинского алфавита.

Список литературы имеет сквозную нумерацию.

 

Б) образцы описания источников:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...