Оформление курсового проекта
Введение Данные методические указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Бизнес-планирование» и выполняющих, согласно учебному плану, курсовой проект. Курсовой проект - самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного года студентами под руководством профессоров и преподавателей; состоит из графической части и расчетно-объяснительной записки. Цель написания курсового проекта – позволяет закреплять теоретические знания студентов, формировать у них умение применять знания при решении прикладных задач, подготавливает к выполнению дипломного проекта, способствует развитию творческих способностей. Задачами курсовой работы является: - изучить теоретические положения, нормативные правовые документы, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме; - изучить организационные, материально-технические и социально-экономические возможности организации (исследуемого объекта) и проанализировать влияние внешней среды на ее развитие; - сделать выводы, определить стратегические проблемы, разработать и обосновать рекомендации по повышению конкурентоспособности организации в условиях неопределенности. В процессе выполнения проекта студент осуществляет: - выбор актуальной и доступной для исследования темы; - подбор и обработку необходимой для раскрытия темы учебной и монографической литературы; - составление развернутого плана исследования; - определение объекта и методов исследования; - поиск и обработку первичной информации о деятельности организации-объекта исследования; - анализ состояния проблемы, выбранной в качестве темы курсового проекта, в конкретной организации;
- составление проектных предложений по решению исследуемой проблемы в рассматриваемой организации; - выводы и обобщения; - составление и оформление списка литературы и сноски на него по тексту работы; - оформление, презентацию и защиту курсового проекта. Качество выполнения курсового проекта и уровень защиты отражает понимание студентом категориального аппарата дисциплины. Курсовой проект проверяется, рецензируется научным руководителем и защищается студентом. Выбор темы Тематика курсовых проектов определяется кафедрой менеджмента организации. Студент, при согласовании с руководителем курсового проекта, разрабатывает актуальную идею по написанию бизнес-плана, либо разрабатывает бизнес-план на новый товар (услугу) действующего предприятия. При выборе темы целесообразно учесть тему будущей дипломной работы (проекта). 3. Разработка плана курсового проекта Составление плана работы является вторым после выбора темы и важнейшим этапом её подготовки. Целесообразно разрабатывать его в два приёма: I. Наметить основные блоки (Главы), содержащие главные моменты темы, дать название блокам (Главам). II. Провести детализацию каждого блока (Главы), т.е. разделить на параграфы (если в этом ест необходимость). Примерная структура плана дана в Приложении 2.
4. Основное содержание курсового проекта Курсовой проект должен состоять из следующих разделов: титульный лист, план, введение, глава 1, глава 2, заключение, список литературы, приложения (если есть) Титульный лист: см. требования к оформлению в Приложении 3. Содержание: см. примерный план в Приложении 2. Введение (2-3 стр.)включает следующие обязательные рубрики: - актуальность выбранной темы курсовой работы; - объект (предмет) исследования; - цель исследования; - задачи исследования; - теоретическая и эмпирическая база исследования.
При характеристике актуальности темы курсового проекта необходимо объяснить, почему выбранный аспект имеет значение для науки и практики управления, применительно к какой сфере деятельности или отрасли экономики важно развивать и использовать достижения научной мысли в области предпринимательства, к каким основным эффектам для конкретных организаций это может привести. Предмет исследования – конкретно сформулированные подсистемы, процессы или виды деятельности в той организации, на примере которой выполняется курсовая работа. Объектом обязательно должна являться реальная организация любого размера, формы собственности, формы хозяйствования, отрасли или любая ее часть. Например: БелГУ, факультет, студенческая группа; завод, цех, бригада; государственное учреждение, отдел и пр. Цель исследования – конкретный результат, который автор намерен получить, выполнив исследование по теме курсового проекта. Результатом могут считаться модели, программы, стратегии, бизнес-план и др., но не могут быть процессы (анализ, изучение, разработка и пр.). Задачи курсового проекта – те последовательные действия, которые автор предпринимает для проведения исследования. Они должны корреспондировать с главами и параграфами курсового проекта. Теоретическая и эмпирическая база исследования отражает то, чем представлена в научной, учебной, монографической, публицистической литературе тема исследования; какие ученые внесли свой вклад в развитие предпринимательства и становления бизнес-планов в России; какие основные модели и школы взяты автором курсового проекта для составления собственной гипотезы; какими источниками информации пользовался автор для написания теоретической, аналитической и проектной частей работы (публикации, официальные документы, статистические источники, результаты собственных исследований автора). Здесь же приводится перечень основных методов и приемов исследования, которые использованы в работе. В бизнес-плане должны быть изложены следующие главы: Глава 1. Теоретические исследования по проблеме бизнес-планирования В первой главе должны быть кратко изложены теоретические положения рассматриваемых вопросов: понятие бизнес-плана, цели и задачи, структура бизнес-плана, программы для персональных компьютеров по автоматизированной разработке бизнес-планов. Перечень теоретических вопросов выдает преподаватель.
Глава 2. Разработка бизнес-плана предприятия 2.1.РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА Данный раздел бизнес-плана готовится в самом конце работы по завершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении полной ясности всех аспектов разрабатываемого проекта. Объем резюме не должен превышать 4-х страниц машинописного текста. На первых трех страницах даются ответы на вопросы, какой именно и за счет чего будет производиться проектируемый продукт, его отличительные черты по отношению к продукции конкурентов, почему для потребителя предпочтительнее именно этот продукт? Четвертая страница должна отражать ожидаемые основные финансовые результаты от отрабатываемого проекта, где приводятся сведения о а) прогнозных объемах продажи на ближайшие годы; б) выручке от продаж; в) затратах на производство; г) валовой прибыли и уровне прибыльности вложений в предстоящее д) сроках возврата банковского кредита.
2.2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКТА, ПРЕДПРИЯТИЯ
Основная часть бизнес-плана состоит: 1. Описание продукта или услуги, которую предполагается предложить будущим покупателям и ради которых задумывался весь проект. В этом случае необходимо четко и лаконично ответить на вопросы: а) какие потребности призван удовлетворить проектируемый к производству продукт (услуга); б) его особенности и отличительные качества, которые позволят в) наличие патентов или авторских свидетельств, защищающих особенности проектируемого товара (услуги), технологии; г) имеется ли наглядное изображение товара, изделий полученных с д) какова примерная оценка реализационной цены товара (услуги) и е) примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая
ж) характеристика качества товара, преимущества его дизайна, з) организация сервиса товара (если товар представляет собой техническое изделие).
2.3. АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ Цель раздела — исследование мотивов поведения потребителей, выделение и анализ сегмента рынка, на котором будет функционировать предприятие, оценка деятельности потенциальных партнеров и конкурентов. При изложении материала проявляйте реализм, не преувеличивайте свои возможности и не приуменьшайте возможности конкурентов для того, чтобы не подорвать доверия к предприятию и его руководству. Желательно указать источники получения информации и их удостоверить их надежность. Это поможет убедить инвестора в конкурентоспособности рассматриваемого проекта. Оценка сферы распространения и продаж В разделе излагаются достоинства продукции (услуг), делающие ее конкурентоспособной в настоящее время и в будущем, определяются главные клиенты фирмы. Основываясь на оценке достоинств производимой продукции (услуг), объеме и динамике спроса и их тенденций на рынке в последние годы, необходимо определить сферу сбыта фирмы и объемы продаж в натуральном и стоимостном выражении на каждый год из последующих трех лет. Рост сбыта продукции (услуг) фирмы и оценка ее деятельности могут быть основаны на изменении положения в отрасли и усилении или ослаблении конкуренции. Предположения, используемые для оценки сферы сбыта и объема продаж, должны быть тщательно выверены. Если фирма уже производит продукцию, надо указать объем выпуска, сферу сбыта и объем продаж за последние два года. При оценке предполагаемого объема продаж показывается, где они в основном будут сосредоточены и каким образом обеспечены: продажа новой продукции (услуг) своим традиционным покупателям; реализация продукции (услуг) на новых рынках, где можно ожидать расширения спроса благодаря новому их качеству; вытеснение конкурентов с определенных рынков или из сфер (круга покупателей) благодаря новому качеству продукции. Это позволяет выбрать стратегию маркетинга как одну из центральных частей бизнес-плана. Перспективная оценка сбыта. Здесь требуется объяснить, как фирма собирается развивать дело с учетом интересов заказчиков, наметить программы создания новых товаров, раскрыть основные принципы совершенствования технологии и ценовой политики. Анализ рынка сбыта Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, вы должны досконально изучить свой рынок, другими словами, организации и людей, которые покупают ваш товар или пользуются вашими услугами. Необходимо держать под контролем круг ваших потребителей, тогда вы сможете решить, остаться на этом рынке или покинуть его. Однако действуйте осторожно. Появление на рынке или уход с него относится к числу наиболее важных стратегических решений и требует тщательного расчета.
Потребители. Товары приобретаются в конечном итоге людьми, а не организациями. Решения о покупке принимает конкретный человек, даже если он не фигурирует в качестве агента по закупкам или владельца предприятия. Данные демографических исследований, которые сами по себе увлекательны, подскажут, где ваше место на рынке и как лучше организовать торговлю. Даже простейшие демографические оценки дадут вам преимущества перед подавляющим большинством бизнесменов и менеджеров, которые полагаются на привычку и инерцию, вместо того чтобы заняться изучением рынка. Сегментирование рынка практически оправдано для любого предприятия. При этом определяются принципы сегментирования, наиболее соответствующие специфике его деятельности, и выделяются самые перспективные сегменты. Желательно обозначить и те сегменты, которые являются целевыми для рассматриваемого предприятия, а также указать, что может стать основой для их завоевания (цена товаров, их качество, дизайн, дополнительные услуги и т.д.).
2.4. ПЛАН МАРКЕТИНГА Основная задача раздела – объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего пользования). Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста. К основным элементам плана маркетинга относятся: 1. Схема распространения товаров а) через собственные фирменные магазины; б) через оптовые организации. 2. Ценообразование а) методика определения цен на товары; б) ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства. 3. Реклама а) методы организации рекламы; б) величина средств, необходимых для реализации рекламы. 4. Методы стимулирования продаж а) за счет расширения сбыта; б) за счет новых форм привлечения покупателей. 5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров) а) методы организации службы сервиса; б) величина необходимых для этого финансовых ресурсов. 6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах: 7. В случае реализации товара за рубежом желательно привести сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их реализации. 8. Проведение SWOT-анализа.
2.5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА Необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом предприятии. 2. Необходимые для этого производственные мощности и динамику их роста. З. Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними. 4. Предполагается ли производственная кооперация и с кем. 5. Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов. 6. Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести. При этом рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано: а) откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и б) в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию; в) как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия. а) на каких стадиях и какими методами будет производиться контроль качества; б) какие стандарты будут при этом использованы. Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и их динамика.
2.6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН При разработке раздела должно быть указано: а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел; б) на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты)); в) есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов; г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о Также в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает: а) кто и чем будет заниматься; б) взаимодействие всех служб друг с другом; в) координация и контроль их деятельности. Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.
2.7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов: 1. Баланс денежных расходов и поступлений. Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта. Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются: первый год - помесячно второй год - поквартально третий год - в целом за 12 месяцев. 3. Таблицу доходов и затрат. Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль: первый год – помесячно; второй год – поквартально; третий год – по полугодиям. Среди анализируемых показателей выделяются: а) доходы от продаж товаров; б) издержки производства товаров; в) суммарная прибыль от продаж; г) общепроизводственные расходы (по видам); д) чистая прибыль. 4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. Назначение - главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции. 5. График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки). С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию. Кроме того в данном разделе перечисляются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения. Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов: 1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению потерь от рисков. 2. Приводится программа страхования от рисков. В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести. По итогам каждой главы – выводы. Заключение. В этой части работы сводятся воедино все выводы по главам. Необходимо добиться, чтобы между ними была связь и преемственность, чтобы последующие выводы вытекали из предыдущих, чтобы были освещены решения всех задач работы, сформулированных во введении. Объем – примерно 2 стр. Список литературы. Здесь размещаются все источники, использованные для формирования текста работы, включая и первичные документы с предприятия (Устав, баланс и пр.). Общее количество должно быть примерно 20 - 25 позиций. Правила оформления см. в пункте 5, а также в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 - 2008. Приложения. Этот раздел включается в курсовой проект по усмотрению автора, содержит дополнительную к тексту информацию или информацию, слишком громоздкую для размещения в основном тексте (например, схема организационной структуры), в объеме курсового проекта не учитывается. В приложения могут быть включены выдержки из программ и стратегических планов организации, иллюстрации (схемы, графики, диаграммы), бланки документов и другие материалы, которые необходимы для более полного обоснования выводов по анализу, предложений, рекомендаций и решений. Оформление курсового проекта
Оформление курсового проекта должно соответствовать определенным нормам. Работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297). Поля – левое - 30 мм правое – 15 мм верхнее – 20 мм нижнее – 20 мм Текст печатается через 1.5 интервала. Расстояние от названия главы до названия параграфа, от названия параграфа до начала основного текста равно одному полуторному интервалу. Абзацы в тексте начинают отступом от левого поля, равным 5 знакам. Шрифт обычный, цвет чёрный, кегль 14, TNRC. Нумерация сквозная, начиная с титульного листа, который не нумеруется, но учитывается в общем объёме. Нумерация выполняется с третьего листа (Введение) на верхнем его поле посередине страницы арабскими цифрами, без каких – либо других знаков. Сокращение слов в тексте не допускается, за исключением сокращений, общепринятых в русском языке и установленных стандартом ГОСТ 7.12–93. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Над каждой таблицей помещают краткий тематический заголовок, отражающий содержание таблицы. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах своей главы. Например, «Таблица 2.1» помещается над тематическим заголовком с правого края и обозначает, что таблица находится во второй главе и имеет порядковый номер 1. При переносе таблицы на следующую страницу ее название не следует повторять, а указывают лишь «Продолжение таблицы 2.1». В этом случае в таблице пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. В таблице обязательно должны указываться единицы измерения, периоды времени (годы, кварталы, месяцы и т.д.) и другие данные, четко и правильно раскрывающие основное ее содержание. Не следует текст загромождать таблицами, не раскрывающими содержательную сторону проведенных исследований, как справочный материал их желательно выносить в приложение. Все иллюстрации (схемы, диаграммы, графики и т.д.) в тексте обозначаются словом «Рис.» и нумеруются по порядку. Под рисунком размещают заголовок (например, Рис. 1 План здания). В работе следует помещать лишь такие иллюстрации, которые обогащают содержание. Каждая иллюстрация должна пояснять текст, а текст – иллюстрацию. Все имеющиеся в курсовом проекте математические формулы и выражения должны быть объяснены. Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Всякое использование в работе цитат или мнений других исследователей должно сопровождаться ссылками. Цитируемые слова берутся в кавычки. При цитировании части текста места пропусков обозначаются многоточием (…). В конце цитаты ставится цифра, указывающая порядковый номер ссылки, а внизу страницы под чертой даются библиографические сведения об источнике. Сноски могут содержать не только ссылки на литературу, но и примечания, пояснения, уточнения и т. п. Ссылка на литературные источники в тексте можно приводить в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника по списку литературы и страница, откуда взято заимствование. Например, «Первые идеологи венчурного капитала — американские экономисты Ж. У. Фены, Н. Лайанг, С. Прауз, П.Джонсон - определили венчурный капитал как финансирование акционерного капитала инновационных предприятий малого бизнеса,имеющих значительный потенциал роста на стадии их создания и реализации продукции, в совокупности с консультационной поддержкой и высокой степенью вовлеченности в процесс принятия решений [5, С.122].» В случае, если автор ссылается на источник, в котором рассматривается исследуемая проблема, без указания конкретного места, то в квадратной скобке указывается лишь порядковый номер источника из списка литературы [5]. Если автор работы ссылается на несколько самостоятельных источников, то в квадратных скобках через точку с запятой производится их перечисление, например, [3; 12; 18]. Титульный лист – первая страница работы, оформляется так, как показано в Приложении 3. На второй странице располагается содержание (план работы). Каждая глава проекта должна иметь заголовок и начинаться с нового листа. Параграфы внутри главы располагаются по тексту. Список литературы оформляется по ГОСТ Р 7.0.5 - 2008. Приложения приводятся после списка литературы. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» с порядковым номером без знака «№». Приложение должно иметь содержательный заголовок.
Оформление литературы В список литературы включаются источники, использованные в процессе подготовки и написания курсового проекта, нормативные документы и монографии, статьи из периодической печати, а также первичные документы с предприятия. Количество источников должно составлять не менее 20 наименований. А) порядок расположения источников в списке литературы: 1. Конституция РФ 2. Законы РФ 3. Постановления Государственной Думы РФ 4. Указы Президента РФ 5. Постановления и распоряжения Правительства РФ 6. Тематические сборники Правительства РФ 7. Постановления местных органов власти РФ Далее источники и литература располагаются по алфавиту авторов или заглавий. Иностранные источники – в порядке латинского алфавита. Список литературы имеет сквозную нумерацию.
Б) образцы описания источников:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|